Компания КРОК, один из крупнейших российских интеграторов, отмечает юбилей. На сайте компании в изобилии представлены традиционные «датские» материалы. Описано всё — с самого начала, с времен, когда 25 лет назад группа энтузиастов с хорошим инженерным образованием продала созданную ими сеть фитнес-клубов в Москве и вложила деньги в бизнес высоких технологий.
С тем, как рос и развивался этот бизнес, каждый может ознакомиться самостоятельно. В истории компании много интересных и поучительных моментов для всех, кто интересуется развитием ИТ-отрасли в России, а также влиянием, которое эта компания оказывает на различные аспекты культуры, причем не только технологические. Примерами этого могут послужить проведение фестиваля «КРОК-рок», организация визита Кевина Митника, легенды хакеров, некогда взломавшего сеть Пентагона, но впоследствии перешедшего в сферу ИТ-безопасности, и т. д. Но в этом материале мы сосредоточимся на другом, а именно на некоторых цифровых данных, фактах и комментариях, которые представляют интерес для настоящего и будущего российского рынка ИТ.
Итоги двадцать пятого года в деталях
Как сообщает КРОК, в прошлом году компания реализовала более 2 тыс. проектов, которые принесли 28,505 млн. руб., что на 3,7% больше выручки 2015 г.
Наибольшую динамику — плюс 24% — продемонстрировал нефтегазовый сектор, что вполне предсказуемо. Выразительный рост объема заказов и у структур из госсектора — около 10%. В транспортной отрасли положительная динамика составила 8%, в энергетике — 6,5%, в промышленном секторе — 5,2%. Если вспомнить, что в целом заказов стало больше на 3,7%, то становится очевидным, что у заказчиков из других направлений экономики сейчас не лучшие времена, но и они с рынка не уходят. В структуре доходов КРОК компании из сферы торговли, например, дали прирост всего 0,4%, банковский и телеком-секторы по итогам 2016 г. показали заметный спад — на 11% и 24,8% соответственно. «Год был очень непростым для многих традиционных заказчиков ИТ-отрасли: санкции, импортозамещение, санации, снижение спроса, дорогой доллар, — комментирует итоги года Борис Бобровников, генеральный директор компании КРОК. — Для многих секторов экономики наступил момент переосмысления своего бизнеса».
Задачи, решаемые с помощью специалистов КРОК, во многом связаны с повышением надежности работы ИТ-инфраструктуры и оптимизацией затрат на ее развитие, но это далеко не единственное направление работы компании. Интегратор предоставляет инструменты для оптимизации базовых бизнес-процессов у клиента — от управленческих и финансовых до логистических. Например, для неназванной крупной нефтяной корпорации КРОК ведет работу по созданию системы комплексного оптимизационного планирования поставок топлива, предназначенной для снижения логистических затрат, — и это лишь один из примеров, показывающих востребованность экспертизы и компетенции интегратора для решения задач, выходящих за традиционные рамки ИТ-решений.
Важно, что российские клиенты ищут новых поставщиков решений и услуг, — количество вновь появившихся заказчиков у КРОК возросло за прошедший год на две сотни. Причем к услугам интегратора обращаются и крупные компании — по заявлению представителей КРОК, среди новых клиентов есть гиганты, входящие в топ-600 национального рейтинга крупнейших компаний.
Приведенные факты означают, что, несмотря на сложное положение в экономике, коммерческие и государственные предприятия активно развивают свою ИТ-инфраструктуру, совершенствуют бизнес-процессы, ищут новых интеграторов и разрабатывают новые формы работы с ними. Это процесс нельзя прерывать даже в кризисные времена, он является основой конкурентоспособности, а следовательно, и выживания компаний на рынке, поэтому деньги на ИТ заказчики находят.
От поставки оборудования — к поставкам сервисов
В прошлом году выручка от поставок оборудования у КРОК упала на 17%. Однако это было компенсировано ростом других направлений деятельности. Так, облачные технологии дали прирост выручки на 43%, разработка собственного ПО — 22,6%, направление бизнес-приложений — на 14%, ИТ-безопасность — на 12%. Очень выразительно прибавило направление коммерческих VR-решений, создаваемых не для массового рынка, а для бизнеса и госструктур, — на 78% — но абсолютный объем в этом сегменте, по понятным причинам, невелик относительно других направлений деятельности КРОК.
Уверенный рост демонстрирует направление ИТ-услуг. За прошедший год количество сервисных контрактов, по словам представителей компании, увеличилось на 3,4%, а выручка от них — на 10%. Причем некоторые наиболее активные направления показали рост до 80%! Это тоже указывает на явный тренд всего рынка: интеграторы все больше превращаются в сервисные компании.
Стартап как вендор
Интеграторы — и КРОК в том числе — расширяют сотрудничество с компаниями, специализирующимися на бизнес-аналитике и виртуализации данных, программно-определяемых решениях, информационном моделировании зданий и виртуальной реальности, а также физической и информационной безопасности. В списке партнеров КРОК появляются и новые традиционные вендоры.
За прошлый год в портфель компании вошла продукция более пятидесяти новых вендоров. Разумеется, со всеми ведущими поставщиками оборудования и программного обеспечения за двадцать пять лет работы КРОК успела наладить давние прочные связи. Откуда же взялось такое количество новых ведоров? В большинстве это мелкие нишевые компании, многие из которых российские, более того, значительная часть из них относится не к устоявшимся бизнесам, а к стартапам.
«Сегодня вендором может быть и стартап1», — уверен Борис Бобровников и, развивая эту мысль, он подчеркивает, что современные молодые динамичные компании демонстрируют гибкость, которая во многом недостижима для крупных вендоров. Конечно, работа с молодыми компаниями несет в себе определенные риски, но, как отметил Бобровников, высокие технологии всегда рисковые, несмотря на понятные проблемы при внедрении продуктов «с колес», но зато результат этого внедрения дает заказчикам серьезные конкурентные преимущества.
Интересно, что высокотехнологичным стартапам, работающим с корпоративными и государственными заказчиками, обычно остро необходимо партнерство с интегратором. «Компания в двадцать человек не может обеспечить внедрение у крупного заказчика, тут нужен интегратор», — говорит генеральный директор КРОК.
Интеграторы приходят в «смежные» области
Есть направления, которые на первый взгляд кажутся чужеродными в бизнесе интегратора, даже многопрофильного, например, «умные дома» и smart energy. Однако КРОК активно их разрабатывает и, более того, уже извлекает прибыль в этих сегментах!
Направление капитального строительства в структуре бизнеса КРОК за прошлый год практически удвоилось: рост составил 98%. В частности, КРОК завершила проект по капитальному ремонту, реконструкции и реставрации исторического здания в Смоленске. В рамках проекта был усилен фундамент и несущие стены, отремонтированы фасады, заменены перекрытия и кровля, отреставрированы центральный холл и парадная лестница шестиэтажного здания площадью более 6 тыс. квадратных метров. Разумеется, капитальное строительство не является ключевым направлением деятельности КРОК, но экспертиза и менеджерские компетенции позволяют решать и такие задачи, которые все чаще оказываются «смежными», необходимыми для обеспечения проектов, связанных с «умными зданиями». В частности, в упомянутом историческом здании в Смоленске разместится Арбитражный суд, а КРОК создавала системы, обеспечивающие условия для комфортной работы аппарата этой государственной структуры, — специалисты компании наладили системы вентиляции, отопления, кондиционирования и физической безопасности.
«Умные здания» все чаще требуют установки решений по собственной генерации. «Это значит, что здания становятся управляемыми, комфортными и безопасными, это глобальный тренд», — говорит Александр Широков, директор департамента интеллектуальных зданий компании КРОК.
Направление комплексных систем электро- и теплогенерации в компании по итогам прошлого года выросло на 60%. Причем проекты по энергоснабжению промышленных и общественных объектов — самого разного профиля. Например, в ходе одного из них специалисты установили семь дизель-динамических источников бесперебойного питания для одного из крупных предприятий оборонного комплекса. Эти источники обеспечивали устойчивую работу и комплекса климатических систем, который также создавали сотрудники КРОК.
Компетенции в строительстве — BIM (Building Information Modelling) — у КРОК появились относительно недавно, по сравнению, например, с наработками в области сетевых решений, которыми компания занимается более двух десятилетий. В настоящее время КРОК развивает их сразу в нескольких департаментах, прежде всего в департаменте информационных технологий и в департаменте интеллектуальных зданий. История со зданием Арбитражного суда в Смоленске показательная, но не единственная. В прошлом году КРОК помогла Центру организации дорожного движения с внедрением системы инженерного документооборота, повысив скорость и качество проектной работы, для Минтранса Республики Татарстан компания разработала дорожную карту перехода на BIM-методологию, благодаря новой системе министерство планирует сократить затраты и повысить эффективность строительства автодорог и сооружений. Для заказчиков данные наработки важны, так как позволяют подготовиться к вступлению в силу законодательного предписания об обязательном использовании BIM-технологии при проектировании объектов строительства в рамках госзаказа.
Что дальше?
Руководство КРОК демонстрирует умеренный оптимизм в оценке общеэкономических перспектив. Компания исходит из того, что период спада в экономике позади, но впереди определенная стагнация, «флэт», когда не происходит падения, но нет и заметного роста. «Флэт — самое сложное время для бизнеса: сокращаться не надо, а расти сложно, — говорит Борис Бобровников и подчеркивает острую необходимость цифровой трансформации: — Кто не сможет трансформироваться — вылетит с рынка и останется на обочине истории».
«Компании вместо покупки нового „железа“ продлевают жизнь старой технике и по возможности предпочитают не покупать „железо“ вообще», — рассказывает руководитель КРОК и отмечает, что это и в дальнейшем приведет к трендам, которые подтвердили, в частности, итоги прошлого года. В перспективе продажи оборудования будут падать, заказчики предпочтут получать всё нужное через сервисы, в этой связи получат мощные стимулы для развития облачные технологии и другие направления виртуализации.
«У нас много проектов, где „железной“ составляющей вообще нет, а в ряде случаев нет и лицензий, все решения построены на open source», — говорит Вероника Гименез, заместитель генерального директора КРОК.
Скорее всего, данное направление для ИТ будет все более интересным — по сути, в этом случае интегратор продает ИТ-продукт или информационный сервис собственного производства, который требует затрат только на «интеллектуальную составляющую», от анализа и экспертизы до адаптации имеющегося «софта» и программирования недостающих элементов. Зачастую вместе с таким продуктом интегратор поставляет и услуги, все чаще подобные системы работают в дата-центрах интегратора.
Стабильную долю в структуре выручки КРОК сохраняет направление аутсорсинга ЦОДов, что говорит о высокой эффективности компании, особенно заметной в условиях замедления развития российского рынка ЦОДов и снижения спроса на colocation. Более 150 крупных российских и международных заказчиков размещают собственные инфраструктурные решения на мощностях дата-центров КРОК, включая гордость компании — ЦОД «Компрессор» с сертификацией по Tier III Gold от Uptime Institute (сертификация проекта, построенного объекта и обслуживания). КРОК активно развивает дата-центры, которые работают под управлением open source-платформ. Как отмечает Валентин Губарев, директор департамента вычислительных систем КРОК, у таких дата-центров компании уже более сотни заказчиков.
Будут появляться и новые технологии, но их распространение и внедрение происходят вовсе не так быстро, как принято считать, и, конечно, не само по себе. Это требует усилий и вложений действующих на рынке компаний, в том числе и интеграторов. «Пять лет — срок „революции в ИТ“, — говорит Борис Бобровников и напоминает про историю с одним из революционных направлений, которые продвигала КРОК: — Восемь лет безумных инвестиций в видеоконференции и только теперь пошла отдача».
Развитие такого направления, как видеоконференции — а в более широком плане, интегральные коммуникации, — имеет понятную выгоду для заказчика: упрощаются процессы взаимодействия сотрудников вне зависимости от их территориального местонахождения, компания сокращает расходы на командировки и т. д. Для интеграторов акцент на развитии такого телекоммуникационного сервиса и активное продвижение его в среде клиентов выглядит вполне предсказуемым, во всяком случае более обусловленным, чем упомянутые выше решения по собственной генерации и капитальному строительству, но и им нашлось место в современном многопрофильном бизнесе, однако вряд ли эти направления станут лидирующими.
«Будущее — за программными продуктами», — считает Наталия Дьяконова, директор департамента телекоммуникаций КРОК, и для подтверждения своего тезиса приводит такой факт: производителем ПО «номер три» в мире является компания General Electric, которая уступает только двум крупнейшим профильным корпорациям — Microsoft и Oracle. Для «непрофильных» вендоров это не побочный бизнес, создавая ИТ-решения, они зарабатывают или с их помощью, или непосредственно их используя.
Конечно, привычные принципы, в рамках которых ИТ-системы обеспечивают бизнес компаний, тоже сохраняются. «Мы улучшаем время отклика, что положительно влияет на работу ERP», — приводит пример Наталия Дьяконова, но отмечает, что все большее значение получают новые формы взаимодействия с заказчиком. В качестве примера она приводит взаимодействие с операторами связи: «Наша ценность в придумывании новых сервисов для оператора и в том, что мы совместно зарабатываем на этом».
«Для нас цель — деньги, а не технологии, простите за банальность», — отмечает Борис Бобровников. И это в полной мере справедливо для компаний-заказчиков. В таких условиях интегратор становится больше чем поставщиком оборудования, решений и сервисов, интегратор превращается в бизнес-партнера заказчика, в соучастника его профильных направлений деятельности. При этом традиционные бизнесы трансформируются.
«Стадионы зарабатывают на рекламе. Футбольные команды — тоже», — поясняет Наталия Дьяконова.
Участие в бизнесах партнеров и совместные действия в процессе цифровой трансформации можно считать восходящим трендом, который нащупывает индустрия в целом и в котором преуспевает КРОК. Пока в этом направлении сделаны только первые шаги, но за ним, похоже, большое будущее, которое окажется совершенно иным по сравнению с тем, к чему мы привыкли раньше. Как отмечает Бобровников, комментируя текущий момент в развитии компании с историей длиной в четверть века: «Мы находимся в поиске пятого измерения».
Александр Маляревский — внештатный обозреватель CRN/RE.
1 Новым российским вендорам посвящена статья в разделе «В центре внимания».