«Я люблю тебя, жизнь,
И надеюсь, Что это взаимно».
Из песни на стихи К. Ваншенкина

«У меня вся жизнь уникальна, мне по жизни везло. Таких называют «прушник» — им все время удача «прет и прет». Мне трудно что-то предпочесть, увлекаюсь всем. Прежде всего самой жизнью. В ней много всего интересного. А интереснее всего общение», — так говорит о себе Владимир Сидоров, основатель новосибирской компании НЭТА, среди друзей известный как папа-Сидоров (в отличие от Сидорова-сына, Всеволода).

Не знаю, как кому, а мне крайне редко встречались люди, способные сказать о себе нечто подобное. Но Владимир Сидоров действительно известен своей удачливостью, невероятным жизнелюбием и разносторонними увлечениями. Галерейщик, изобретатель, теоретик творчества, профессионал-«садист» (от слова «сад»), рыболов и грибник. В студенческие годы был одним из лучших в НЭТИ — родном институте — танцором буги-вуги и твиста, играющим тренером в гандбольной команде. В аспирантуре был замечен еще и как завзятый картежник. Между делом преподает маркетинг на факультете дополнительного образования в Новосибирском государственном техническом университете, пишет статьи и книги....

«Гармонист», «Комиссар», «Прушник»

«Итогом моей жизни должны были бы стать три книги: о технологии творчества, об огороде и о маркетинге», — говорит Владимир Сидоров. — Книга по технологии творчества планировалась первой, но теперь не получается, не вижу потребности. Зато понемногу продвигается монография по маркетингу». А вдобавок к «книгам жизни» Сидоров пишет еще и художественное произведение под названием «Воспоминания переходного периода».

Вспоминать он любит не только о «переходном периоде», но и о других этапах своей жизни. И воспоминания эти ничего общего не имеют со стандартными сетованиями типа «во времена нашей молодости и небо было голубее, и трава зеленее...». Просто «каждая деталь жизни связана с другой», считает Сидоров. И чтобы собеседники или читатели могли понять, почему сегодня его жизнь сложилась именно так, а не иначе, он время от времени углубляется в прошлое.

Как-то во время студенческих каникул Володя Сидоров пошел калымить грузчиком на автомашине. После работы ему записывают в наряде: «погрузка 10 куб. м древесины и уборка 100 кв. м. площади». «Зачем мне уборку записывать?» — удивляется Володя. На что получает ответ: чтобы денег больше получить. «Садись и считай, — отвечает будущий бизнесмен. — Сортировка леса — раз, от пилорамы до машины нужно донести — два, погрузили. А штабелевка? Итак, три дополнительные вида работы». В итоге сумма увеличилась вдвое без всяких приписок.

Или, например, Владимир Михайлович с гордостью рассказывает о том, как из «Гармониста» превратился в «Комиссара». По советским фильмам мы помним, что «гармонист — первый парень на деревне». Но все же образ «комиссара» грел сердца молодых и амбициозных гораздо сильнее. Трансформация Сидорова случилась во время его учебы в аспирантуре. Володя — комсомолец, спортсмен, красавец, 92 кг сплошных мускулов — приехал в Ленинград. В аспирантуре Ленинградского ордена Ленина электротехнического института им. В.И. Ульянова (Ленина) тогда учился цвет стремящихся в большую науку молодых ученых. И вот как-то в коридоре аспирант третьего года обучения Валерий Чернышов (будущий проректор «по науке» одного из вузов Минска) видит здорового молодого мужика с магнитофоном подмышкой. «Ага, из Сибири, из глуши, с музыкой — быть тебе «Гармонистом», — тут же окрестил он Сидорова. Но «Гармонистом» тот пробыл недолго, потому как отличался наглостью, упорством и... везением.

Как и большинство интеллектуалов-шестидесятников, аспиранты любили играть в преферанс. Первая попытка Володи попасть в компанию преферансистов была встречена прохладно: «Мы тебе можем колоду дать. Карты перебирай или рядом посиди, посмотри». «Я любопытством не отличаюсь. Либо дело делаю, либо сплю», — дал сибиряк ответ старшим товарищам. «Ну ладно, наглый, приходи играть», — разрешили ему. Пришел, выиграл, ушел с деньгами. В следующий раз его уже сами приглашают, отыграться хотят. Сидоров опять собирает со стола деньги... Тут преферансисты не выдержали: «Как-то неудобно «Гармонисту» проигрывать. Быть тебе «Комиссаром». С тех пор кличка прицепилась и держалась за ним много лет.
Подобных баек Владимир Михайлович может рассказать великое множество. Каждая из них — как кусочек мозаики, из которой складывается портрет.

Отдыхать он предпочитает на Алтае, который значит для него очень многое. Тридцать лет назад Сидоров на Алтае буквально родился во второй раз, избавившись от хронической пневмонии. Лечащий врач сказал ему тогда: «Я в тебя влил все, что можно. У тебя вместо крови коктейль из антибиотиков. Поезжай на Алтай, у нас там спортивный лагерь института, может помочь...» И Алтай поднял Владимира Михайловича на ноги. С тех пор он убежден: это место как-то по-особенному энергетически заряжено. Люди, рожденные там, почти все талантливы. «На Алтае особая аура, — считает Сидоров. — Недаром говорят, что Шамбала где-то там». Кстати, после первой поездки на Алтай он стал заядлым огородником. И почти всех художников для своей галереи он тоже находит именно там. Один из последних проектов Сидорова — создание туристического центра в предгорьях Алтая. Ему хочется, чтобы как можно больше людей увидели эту красоту и прониклись живительным алтайским духом. Пока, правда, все упирается в административные проволочки...

Увлечения увлечениями... Но, кроме всего прочего, Владимир Михайлович продолжает участвовать в управлении компанией НЭТА.

Бизнесмен и преподаватель

Владимир Михайлович продолжает участвовать в управлении компанией, хотя в настоящее время генеральным директором является его сын Всеволод. А папа-Сидоров как председатель совета директоров время от времени что-то подсказывает и дает советы преемнику.

Владимир Михайлович убежден, что особых маркетинговых ошибок не совершал, несмотря на то, что за первые 10 лет работы не прочитал ни одного учебника по бизнесу. Правда, говорит он, «ошибся с определением размеров компьютерного рынка в Новосибирске, когда месячный оборот компании достиг полумиллиона долларов, посчитав, что рынок близок к насыщению».
Самым ценным для бизнесмена считает системное мышление, профессионализм и наработанный опыт. Впрочем, собственного опыта накопилось столько, что он требует выхода. И потому Сидоров, как уже упоминалось, читает лекции, пишет статьи и выступает на конференциях по маркетингу и менеджменту.

Владимир Михайлович, по собственному определению, интуитивный экстраверт. И возможно, поэтому он интуитивно выбирал правильные стратегии: «Рыбак должен ловить рыбу конкретную, грибник должен собирать гриб конкретный — это все по-разному ищется. Разные технологии, разные места». Рыбу рыбак должен выбирать по себе. «У нас два основных типа рыбаков: лещатники и судачники, — рассказывает Сидоров. — Первый — человек обстоятельный, спокойный, уравновешенный, частный собственник. Лещатники ходят на рыбалку в любую погоду, оборудуют место, ищут леща. К лещатнику нельзя садиться ближе, чем на 20 метров. Судак же — рыба беспокойная, за ней бегать нужно. Поэтому судачники могут в кучу столпиться и так ловить. Иногда они бурят лунку под сиденьем соседа, что у лещатников в принципе невозможно». А еще Сидоров верит в действие «закона сохранения качества»: не бывает людей, которые все умеют, все успевают; человек не может быть одновременно силачом и бегуном. Либо ты лещатник (как сам Сидоров), либо судачник. Либо ты идешь в лес за рыжиками, либо за лисичками. При такой стратегии и результаты соответствующие достигаются: «Если я иду за грибами, то приношу трехведерную корзину». Чего проще? Выберите свою рыбу (гриб) — клиента; изучите его повадки и места обитания; определите собственные конкурентные преимущества; найдите к рыбе (клиенту) правильный подход. Как результат: ловите клиентов ведрами или корзинами.

Похоже, что этих принципов Владимир Михайлович придерживается при управлении компанией. Кстати, название свое она получила от НЭТИ (Новосибирского электротехнического института) — его в свое время окончил сам Сидоров и практически вся команда, с которой он начинал собственное дело. И Сидоров считает это очень удачным маркетинговым ходом.

Символом НЭТЫ Владимир Михайлович выбрал бурундука. «Мужского пола», — подчеркивает он. Эти симпатичные зверьки отличаются «умом и сообразительностью», а также полной «неприручаемостью». Как оказалось, художники бурундуков рисовать не умеют. И потому над эмблемой компании работали долго — почти полгода. До тех пор пока не появился художник по имени Саша Таиров. Благодаря его таланту и настойчивости папы-Сидорова зверек на эмблеме НЭТЫ похож именно на бурундука. Причем мужского пола. А вовсе не на суслика, белку или другого грызуна.

Почему бурундук? Просто с ним у Владимира Михайловича связаны приятные воспоминания...

Огородник-«садист»

С бурундуками у Владимира Михайловича связаны приятные воспоминания: один жил у него на даче, по утрам любил сидеть на досках рядом с умывальником и смотреть, как хозяин умывается. И вот благодаря этому бурундуку Сидоров понял, что такое «упущенные возможности». Дело было так. Идет он по полю и видит среди овса гороховый стебелек, на котором восемь стручков. Как заядлый огородник он понимает, что это для гороха редкая урожайность в таких жестоких условиях. Стручок сорвал, а на следующий год шесть горошин посадил в огороде. Приходит время, горох созревает. Владимир Михайлович решает собрать урожай через неделю, но... Приходит — стручка нет. Снова выбирает почти созревший стручок. Приходит через неделю — опять стручка нет. Рассердился, собрал остальной горох и съел. И лишь спустя какое-то время обнаружил место, куда бурундук складывал все свои запасы. И среди них — свой «коллекционный» горох. Пока он откладывал и намечал сроки, бурундук, который лучше знал местные условия, нашел время и собрал урожай. Чем не притча для бизнесменов?

Увлечение огородом пришло после болезни. Вернувшись с Алтая, Сидоров понял, что здоровьем надо заниматься всерьез. Огород оказался простым решением: овощи, фрукты, травы плюс активный отдых. Приступил к делу обстоятельно и вскоре почувствовал себя профессионалом. У Владимира Михайловича свои «садистские» технологии, находки, ноу-хау, позволяющие выращивать прекрасные урожаи без всякой химии. И все это при минимуме усилий. Ведь помимо огорода есть работа и другие увлечения. Именно поэтому книга, которую он планирует написать, так и будет называться — «Огород занятого человека».

Многими своими секретами Сидоров уже давно делится с людьми. Одно время вел рубрику «Старый огородник» в местной газете — в течение года каждую неделю писал по 6 тыс. знаков. Есть у него и изобретения специально для огородников. Одно из таких — аэратор для предпосевной обработки семян. Владимир Михайлович наладил их серийный выпуск. Старался сделать так, чтобы и бабушкам от его изобретения была польза. В итоге прибор, по его словам, получился «простой как мычание» и стоит 200 руб. Владимир Михайлович считает, что его изобретение особенно эффективно в тех местах, где нередки жара и засухи. «Я проводил эксперимент: посеял сухую морковку и аэрированную, — рассказывает Сидоров. — А я ведь «занятой человек», поливать некогда. Я должен посеять так, чтобы само росло. Так вот при жаре 30 градусов сухие семена сгорели, не успели зацепиться за землю. А аэрированные взошли замечательно».

В общем, в жизни Сидорова всегда есть место изобретениям...

Изобретатель и теоретик творчества

В жизни Сидорова всегда есть место изобретениям. Еще до окончания аспирантуры у него их было 12. Кандидатскую диссертацию защитил на тему «Магнитные элементы с квантованием потоков с уровнем намагниченности и их использование в электронно-вычислительных машинах». Раньше, когда профессионально занимался наукой, изобретения были в основном для военных нужд. Сейчас, когда военная наука в загоне, да и сам он довольно далек от этой тематики, время от времени изобретает что-нибудь «мирное». В данный момент, например, занят патентованием своего возвратно-поступательного двигателя. По-простому это компрессоры для множества применений — разбрызгивать краску, накачивать кровати, лодки, шины и т. п.

Обычно принято считать, что творчество (а изобретения — часть его) связано с озарением. Кого-то оно посещает, а кого-то обходит стороной. Но Владимир Михайлович предпочитает сам управлять ситуацией. И возможно, по этой причине взял да и разработал методологию творчества. «Когда у меня заработала методика изобретений, — говорит он, — я думал, что с ума сойду: о чем ни подумаешь, все получается».

И докторскую диссертацию планировал написать на тему, в какой-то степени связанную с методологией и технологией творчества, — «Эвристические методы синтеза на примере запоминающих устройств». «Эвристика — то, что не описывается математическими выражениями, — объясняет Сидоров. — Это больше связано с логикой, с изысканиями, опытными и экспериментальными исследованиями. В общем, неформализованные методы. Мне удалось эти неформализованные методы отчасти формализовать».

О методологии творчества он планировал написать и книгу: что нужно делать, если хочешь творить. «Антиподом моей методологии является ТРИЗ — теория, решения, изобретательские задачи. Согласно ТРИЗу, ребенок тоже может изобретать. Я не против, но изобретать ребенок может лишь на основе того, что видит, знает, понимает, что доступно его разуму. Но если речь идет об изобретениях на основе специальных знаний, то ТРИЗ уже не работает. На этом высоком уровне работает другая методология, которая называется морфологическим подходом. ТРИЗ — это алгоритм: делай шаг 1, 2, 3. А я не расписываю пошагово, что делать, а предлагаю заниматься, исследовать и делать выводы, в каком направлении — подсказываю. Но однажды я выступал на конференции, где собрались последователи ТРИЗа, и меня там никто не понял. А вот студенты начинают изобретать после четырех часов занятий».

Книга о методологии творчества отложена как невостребованная. Недописанная докторская диссертация принесена в жертву бизнесу... Но характер у Сидорова такой, что творчеством ему «неважно где заниматься».

Последние пять лет жизнь Владимира Михайловича — с тех пор как он открыл виртуальную картинную галерею — творчеством просто пронизана. «Когда мне было 20 лет, друзья подарили книгу, двухтомник «Дрезденская картинная галерея» с дарственной надписью «Наука поможет тебе зарабатывать деньги, а искусство — их тратить», — вспоминает Сидоров. — Насколько пророчески оказалось!».

Галерейщик

Итак, в соответствии с пророчеством, последние пять лет Владимир Михайлович не без удовольствия тратит деньги, заработанные в науке и бизнесе, на искусство. А именно — на проект «Виртуальная галерея». Сидоров содержит сайт галереи, выплачивает зарплаты сотрудникам и стипендии некоторым местным художникам — старикам, финансирует экспедиции, проводит до 30 выставок в год. Приобрел помещение для галереи невиртуальной, и после годового ремонта она наконец открылась. Хоть проект когда-то задумывался как коммерческий, пока это почти чистое меценатство. Владимир Михайлович считает, что галерея никогда не окупится. Первые два года вообще ничего не продавалось. Потом 1—2 картины в месяц, сейчас 1—2 в неделю. Для окупаемости нужно, чтобы столько продавалось в день...

«Картинной галереей я сдуру занялся», — признается создатель НЭТЫ. Дело было так. У одного из друзей Сидорова сын увлекался Интернет-дизайном. И как-то друг поинтересовался: если есть что-то подходящее, то не мог бы ты помочь парню с работой? Мысль о том, как бы использовать способности Интернет-дизайнера с пользой для дела, привела Сидорова к идее создания виртуальной картинной галереи. И он начал воплощать ее в жизнь. Помимо мальчика-дизайнера нанял на работу девушку, своего бывшего секретаря. А у нее был близкий друг — художник. Владимир Михайлович предположил, что в связи с этим она должна хорошо понимать психологию художников. И не ошибся. Вот уже пять лет она директор виртуальной галереи. Кроме нее есть еще две сотрудницы.

В общем, наняли людей, запустили сайт, начали ездить в экспедиции. Понравившиеся картины фотографируются, изображения выкладываются на сайт. После того как покупатель что-то выбирает, картина выкупается у автора. «Мы собираем антологию сибирского искусства — все, что интересно, — объясняет идею проекта «Сибирские мастера» Владимир Михайлович. — В искусстве важны четыре компонента: мастерство профессии (ремесло, умение водить кистью), новизна, настроение, душа. Стиль и жанр произведения меня не волнуют, главное — трогает художник или нет».

Конечно, у Сидорова есть любимые художники. «Все по-разному любы, — признается Владимир Михайлович. — Чукуев пишет воду великолепно. Я вижу как рыбак: вот там омут, там мель, а вот там рыба будет клевать. Дыков — абстракционист, пишет образы. Например, горных духов. У Тебекова очень своеобразные картины на национальные алтайские мотивы: женщина с трубкой, поездка на быке. Помнится, иду как-то в горах, мимо алтаец на коне. Спрашиваю: сколько времени. Он остановил коня, посмотрел направо, налево, вдаль и говорит: время обедать, однако. И вот картины Тебекова передают это настроение: что вижу, то пою. У Клевакина есть натюрморт с чучелом кабана: сам застрелил, сделал чучело, сам написал. Для какого-нибудь кабака — шикарно! Это искусство людям понятно и близко. В наше время были в моде кошечки, лебеди. Пусть непрофессионально, но есть настроение. Вкусно! Или другая его картина, с совершенно необычным сюжетом: нападение волков на коней. Три коня прыгают с берега, отражаются в воде, за ними пять волков... Профессионалы за такую работу вряд ли взялись бы, могло бы не получиться, а любитель дерзает, и у него получается». Особую нежность у Сидорова вызывают художники, которые открыли в себе талант после 40. «Они пишут по-другому, — говорит он. — Кисть их не учили держать. Художник Стволов, ему за 70, так ловит красками состояние природы, что чувствуется: вот здесь жарко, здесь холодно». О художниках Сидоров может говорить бесконечно...

***
В эпиграф статьи я вынесла слова песни, известной всем нам с детства. И сделала это по двум причинам. Первая — эти слова как нельзя лучше отражают характер Владимира Михайловича и его личную философию: жизнь любит тех, кто любит ее. Вторая причина — эта песня была написана для Марка Бернеса, и именно он был ее первым исполнителем. А Бернес — один из любимых артистов Сидорова. В частности, он любит цитировать Бернеса, когда тот рассуждает о хороших певцах: «Чтобы петь на сцене, нужно иметь голос, образование и желание. Первых двух у меня нет». И это тоже очень «по-сидоровски»: главное — иметь желание, все остальное приложится. И тогда в жизни каждого, даже «Очень Занятого Человека» может найтись время не только для бизнеса.