По данным аналитического агентства ITResearch, в 2019 г. в России продано 129 тыс. проекторов на сумму в 164 млн долл. Это больше, чем в 2018 г. на 5% и на 20% (в штуках и деньгах соответственно). Первые 7 месяцев года показывали падение около 12%, но затем оно сменилось на рост (средний темп около 20%). Драйвером этого роста стали сыгранные в конце года масштабные тендеры для школ.
Аналитики рассматривали такой сценарий развития событий, но вероятность, что значимые поставки пройдут в 2019 г., а не в 2020 г., оценивали на уровне 30% (из-за пассивного поведения прежнего правительства). Напомним: в конце 2018 г. предполагалось, что общий объем рынка проекторов в 2019 г. составит 105 тыс. устройств.
При этом регулярный рынок проекторов остается слабым: спрос есть, но не устойчивый, еще и сокращающийся под давлением LFD и LED Modules. Кроме того, «...монопсония со стороны Минобразования приводит к тому, что рынок крайне подвержен флуктуациям».
Но не только благодаря школам шли продажи проекторов в 2019 г. В России это был год театров, отмечает Андрей Манкос, Business Development Manager Enterprise & Entertainment компании Barco: «Большое количество театров и домов культуры активно переоснащались современным оборудованием или уходили на полную реконструкцию, формируя отложенный спрос на проекторы. Похожая картина наблюдается на рынке музеев, где мультимедийные технологии активно внедрялись как в действующих, так и в строящихся музеях».
Заметим, что повышение средней стоимости устройств (что и привело к опережающему росту денежных показателей рынка), также не радует аналитиков: это может быть признаком ухода проекторов из массовых продаж в нишу.
Большинство представителей компаний-производителей проекторов согласны с приведенными оценками, но не все.
«По нашей оценке, рынок проекторов (в шт.) в 2019 г. вырос на 1% (год к году), — отмечает Максим Грищухин, руководитель направления цифровых дисплеев компании Acer. — Было продано около 107 тыс. устройств. В деньгах рынок вырос на ~3%».
Не менее осторожен в своих оценках и Николай Ахметджанов, менеджер по проекционному оборудованию Epson: «2019 г. не оправдал пессимистичные прогнозы и, вопреки мнениям многих специалистов, предсказывавших от −10% до −20%, показал снижение всего на 3% (в шт.) и на 2% (в деньгах)».
А по мнению, Ольги Вийде, директора по маркетингу NEC Display Solutions в России и странах СНГ, в 2019 г. российский рынок проекторов оставался стабилен, что в нынешних условиях является неплохим достижением — его результаты практически совпали с показателями 2018 г.
Каждый сам за себя
По данным агентства ITResearch, в 2019 г. особых изменений в группе лидеров сегмента не произошло. На 1 месте компания Epson. За «серебро» с переменным успехом боролись Acer и BenQ. Хорошие результаты у ViewSonic, который незначительно отстает от лидеров. На долю этих компаний приходится почти 2/3 всех продаж проекторов в России (в шт.). Упоминается в отчете и компания Panasonic — продает относительно немного, но дорого, что позволяет ей остаться в лидерах рынка в денежном выражении.
Неудивительно, что представители упомянутых выше компаний считают 2019 г. успешным для своего бизнеса. Заметим, что практически все вендоры отмечают, что прошедший год был интересным как в плане выхода технологических новинок, так и проектов у разных заказчиков. Проекторы интересовали всех: образовательные учреждения, бизнес, музеи, театры, арендные компании, планетарии, компании, создающие тренажеры, работающие в области виртуальной реальности и т.п.
Как следствие, 2019 г. стал довольно успешным и для дистрибьюторов этих устройств.
«Рост продаж в нашей компании совпал с общерыночным. Существенное влияние на продажи проекторов оказал нацпроект „Образование“, — отмечает Борис Эшкинд, генеральный директор DIGIS (ГК). — Несмотря на массовую замену в школьных классах интерактивных досок на интерактивные панели, объем поставок интерактивных досок в России даже немного вырос, что привело к росту продаж проекторов на рынок образования. Увеличились продажи дорогих инсталляционных моделей проекторов, что привело к росту средней стоимости проектора. Агрессивные ценовые политики компаний Epson и ViewSonic серьезно изменили расклад в первой пятерке поставщиков в 2019 г. Рост продаж в нашей компании продемонстрировали 3 сегмента рынка: образование, инсталляции, домашний кинотеатр (здесь 4К модели существенно потеснили FullHD проекторы, что привело к заметному росту среднего чека). А вот продажи в корпоративный сегмент снизились».
А AUVIX завершила 2019 г. с ростом 28% (в шт.). «Что касается нашей рыночной доли, то, по данным ITResearch и нашей внутренней аналитики, она увеличилась на 3%, — отмечает Евгения Соколова, руководитель направления проекционного оборудования AUVIX . — В настоящий момент нам принадлежит 15% проекционного рынка (в шт)». И это при том, что 1 квартал компания закончила, потеряв 6% (в шт.) — клиенты распродавали складские запасы с Q4’18 (созданные на волне повышения НДС). «Во 2 квартале мы выровнялись и перешли в стадию роста, которая продолжалась до конца года. Отчасти это связано с запуском весной 2019 г. проекта Road Forum AUVIX: проекторное направление было представлено во всех проведенных в его рамках конференциях», — говорит Евгения Соколова.
Откуда деньги?
Высокая планка 2018 г. была задана, в частности, проводившимся в России чемпионатом мира по футболу FIFA.
«Подобные масштабные события традиционно подстёгивают спрос на проекторы и дисплеи с большими диагоналями экранов, — отмечает Максим Грищухин. — Как итог, поддерживать уровень объема продаж в 2019 г. было непростой задачей. Конкурентная среда была очень плотной, особо хочется отметить появление китайских устройств, качество которых вызывает большие сомнения».
Не секрет, что проекторный рынок России — тот сегмент, в котором катализатором спроса традиционно являются государственные инициативы.
«Проведение программы реновации образования вынуждает чиновников заглядывать в недалекое будущее и переходить на новые технологии, — отмечает Александр Пальцев, Trade & Marketing Manager of PVP Division CASIO. — Именно это и двигает рынок безламповых проекторов. Смещение рынка „решений для образования“ в сторону интерактивных панелей корректирует политику традиционно „проекторных брендов“, но финансовые константы неумолимы и требуют бюджетных, но прорывных решений.
Что касается конкуренции, то подрастает совокупная доля рынка трех-четырех производителей, что негативно сказывается на общей атмосфере рынка».
Говоря о конкуренции, Евгения Соколова отмечает: «На рынке визуализационных решений отчетливо прослеживается влияние смежных сегментов. На короткофокусные проекторы, традиционно продаваемые в образовательные учреждения вместе с интерактивными досками, оказывают давление интерактивные дисплеи, прописываемые в тендерах в рамках нацпроекта „Образование“. А на „тяжелые“ инсталляционные модели — светодиодные стены. Поэтому игрокам проекторного рынка нужно быть более гибкими и находить новые ниши для продвижения своих решений».
«Конкурентная среда остается сложной, но интересной, — считает Ольга Вийде. — Но в 2019 г. радикальных изменений не наблюдалось. На российском рынке активно работают все ключевые производители проекторов. Как и в других ИТ-направлениях, конкуренция возрастает. Активное развитие шло в наиболее интересном для всех производителей сегменте инсталляционных проекторов, где мы представили ряд проекторов с разрешением 4К и повышенной яркостью — до 35 тыс. люмен (NEC PH3501QL). Однако самыми востребованными на рынке остаются бюджетные модели».
«Конкуренция на профессиональных рынках постоянно растет, коллеги по цеху осваивают новые технологии и открывают для себя традиционные для нас рынки сбыта, — подтверждает Андрей Манкос. — Это держит нас в тонусе, стимулирует инвестиции в разработку и доработку новых технологий (4К и 8К разрешения, активное развитие лазер-фосфорных и RGB-лазерных источников света, освоение цветового пространства REC.2020 и HDR)».
О том, что в 2019 г. конкуренты не дремали, говорит и Николай Школьников, руководитель отдела визуальных решений компании Panasonic Россия: «Основной проблемой для нас как для производителя премиальных решений был пробел в яркости от 10000 до 20000 лм. И закономерно, что в этот сегмент пошли конкуренты с более дешевым оборудованием. Мы благодарны им за то, что они смогли его „раскачать“. И теперь мы заходим туда с новым более бюджетным продуктом на базе 3LCD технологии. Это решение может быть интересно, например, региональным театрам, у которых, в отличие от „федералов“ нет бюджетов на более продвинутое DLP оборудование».
Кто тут драйвер
По мнению аналитиков, технологическими драйверами роста в 2019 г. были: инсталляционные лазерные проекторы, 4К-проекторы в бизнесе и в домах, дешевые, но достаточно яркие и компактные лазерные и LED-проекторы для дома и бизнеса, ультракороткофокусные аппараты, которые достаточно активно поставлялись в школы.
Евгения Соколова подтверждает: «В нашей компании наиболее активно росли продажи лазерных проекторов (+47% в шт.). Основные заказчики таких решений — объекты культуры и корпоративный сегмент, но со снижением цен и другие вертикальные рынки (например, образование) переходят на безламповые технологии».
«Самый заметный рост в сегментах 4K, 1080p и XGA (+135%, +37%, +14% соответственно), — отмечает Максим Грищухин. — Но в натуральном выражении сегмент 4К/UHD все еще остаётся небольшим. Снижение цен на такие модели приведёт к росту данного показателя. Кроме того, мы наблюдаем переход к проекторам с диодными и лазерными источниками света, которые становятся всё более доступными для конечных пользователей. Стоит сказать и о развитии передачи изображения на проектор по Wi-Fi. В 2020 г. более половины нашего модельного ряда, включая самые доступные устройства, будет оснащено встроенными модулями Wi-Fi».
Как отмечают игроки рынка, при выборе модели проектора заказчики обращают внимание на разрешение (в приоритете 4K), цветопередачу, яркость.
«Если речь идет о 1chip DLP проекторах, то здесь бестселлеры в сегменте
«Однако развитие устройств сводится не только к росту яркости, — отмечает Ольга Вийде. — Например, флагманские модели используют лазерные технологии RGB, что позволяет получить широкий динамический диапазон и улучшенную поддержку цветовых пространств. Кроме того, флагманы получили сменную оптику (ранее это было характерно для решений для кинозалов), что увеличивает гибкость их практического применения».
Заказчикам важна не только картинка, но и надежность, долговечность, низкий уровень шума, удобство эксплуатации, низкие стоимости обслуживания и владения. Поэтому все производители выпускают новинки (в том числе бюджетные) с увеличенным ресурсом работы и более простые в управлении, что важно для всех категорий заказчиков.
Не последнюю роль при выборе решения играет наличие сервисной поддержки со стороны производителя. В целом же подход к выбору проектора остается прежним — пользователь хочет получить лучшие характеристики, максимальные возможности при умеренных инвестициях.
«Купите козу»
О том, что в 2019 г. участникам рынка пришлось столкнуться с определенными проблемами, говорят практически все.
Одной из них оказались рост НДС в начале 2019 г. и сложности с сертификацией товаров, негативно сказавшиеся на результатах первого полугодия.
Кроме того, несмотря на то, что бюджеты заказчиков были утверждены еще в начале года, реальное выделение денег началось только в ноябре, и освоить эти бюджеты нужно было срочно — до конца календарного года. Это привело к тому, что поставки по некоторым проектам либо переносились, либо отменялись, и в выигрыше оказались вендоры с большими производственными мощностями и сильными дистрибьюторами, готовыми поддерживать большой склад. В то же время низкая активность бюджетных организаций привела к заниженному спросу на оборудование и формированию отложенного спроса в конце 2020 г., что, по мнению некоторых участников рынка, позволит компенсировать падение спроса в условиях пандемии.
Но предсказать, как быстро рынок сможет выйти из нынешнего кризиса, не берется никто.
Мария Соловьева, директор по маркетингу представительства ViewSonic: «Планируя 2020 г., мы исходили из сценария сохранения объемов 2019 г. или небольшого роста (+5%). Но все эти прогнозы теперь неактуальны. По состоянию на сейчас продажи неплохие, но они замедляются. Всплеск в феврале был связан с опасениями возникновения дефицита из-за приостановки производств в Китае и падением курса рубля, что традиционно ведет к повышению покупательской активности из-за желания купить продукцию по старым ценам. Но будущее нашего рынка пока не очень оптимистично. Проекторы — точно не товары первой необходимости для домохозяйств. Для компаний, перешедших на удаленную работу, офисный проектор также не актуален. К тому же наш сегмент зависит от проектных поставок в сферу образования. И здесь, даже если забыть о конкуренции с панелями, вероятны и сокращение бюджетов, и отмена или перенос конкурсов. В то же время проектор остается более бюджетным решением, и, если государственные инвестиции в сферу образования в 2020 г. существенно сократятся, это может „сыграть на руку“ нашему сегменту».
Николай Школьников: «Ничего хорошего от рынка в нынешней ситуации ждать не приходится. Но наш бизнес ориентирован на крупные проекты, под которые уже выделено бюджетирование, и эти процессы не остановить. В 2020 г. трудно будет производителям дешёвых решений: в нижнем сегменте усилится ценовая война, но там нет достаточной маржинальности, позволяющей партнёрам остаться на плаву. В любом кризисе на рынке остаются самые сильные и стабильные компании».
Евгения Соколова: «Год начали успешно, +40% в шт. в 1 квартале, и рассчитывали на уверенную положительную динамику в дальнейшем. Но нынешняя ситуация вносит коррективы в планы и ожидания. Однако мы заранее обеспечили себя „подушкой безопасности“. Наблюдая за развитием событий в Европе и США и предвидя перебои в поставках, мы заблаговременно пополнили складские запасы на несколько месяцев вперед. Делать прогнозы на конец года и на ближайшее время проблематично — ситуация развивается стремительно».
Николай Ахметджанов: «Спрос в январе и феврале был выше, чем в 2019 г. Однако прогнозировать что-либо в нынешней ситуации крайне затруднительно — слишком много факторов неопределенности. Значительное снижение курса рубля напрямую привело к снижению покупательной способности и организаций, и частных лиц. Введение ограничительных мер, в частности, закрытие торговых точек, переместило спрос в онлайн. Позитивным можно назвать лишь незначительный рост спроса на домашние проекторы, который мог бы быть выше, если бы не ситуация с курсом рубля».
Андрей Манкос: «1 квартал мы отработали с опережением плана. Спасибо партнерам и предстоящему празднованию
Борис Эшкинд: «Внезапная смена правительства поставила на паузу реализацию нацпроектов, а вспышка коронавируса привела к остановке отдельных производств и разрушению цепочки поставок. Думаем, что продажи 1, а возможно и 2 квартала продемонстрируют негативную динамику, но мы надеемся на улучшение экономической ситуации в 3 и 4 кварталах».
Александр Пальцев: «Новые реалии, связанные с covid-19, изменят AV-рынок, причем не только его объемы, но и структуру продаж: произойдет смещение в сторону дистанционных поставок, роста цен, укрепления сильных игроков. На рынке будут потери. Восстановление спроса в
А аналитики ITResearch в целом ожидали в 2020 г. продолжения значимых продаж в сферу образования, что должно было положительно отразиться на рынке в целом. Однако последние глобальные события уже дают понять, что позитивный прогноз не исполнится. Несмотря на сильный первый квартал, год скорее всего будет плохим, с темпами падения до 40%.