Размышляя о том, как поведет себя рынок устройств печати в 2019 г., участники и аналитики были едины в одном: главные изменения произойдут не в «количественной», а в «качественной» сфере. Рынок будет трансформироваться, изменяться, усложняться и еще больше сегментироваться.
Прогнозы аналитиков оправдались. В 2019 г. объем рынка практически не изменился по сравнению c 2018 г. Согласно результатам исследований компании IDC, в 2019 г. поставки производителей на российский рынок печатающих устройств сократились на 1% по сравнению с уровнем 2018 г. до 2,56 млн штук, а в денежном выражении — увеличились на 7,7% до 696 млн долл. По словам ведущего аналитика IDC Russia & CIS Константина Макаренкова, вендоры переключили внимание на более дорогие устройства с большей вероятностью продаж оригинальных расходников. Структура поставок продолжает меняться: относительная доля более дорогих устройств как в лазерном, так и в струйном сегменте увеличивается. На лазерную технику пришлось около 1,75 млн устройств, в том числе почти 1,15 млн МФУ. Количество проданных струйных устройств составило чуть более 805 тыс. штук, большинство из которых также являются МФУ — их поставлено более 668 тысяч штук.
Выводы аналитиков ITResearch практически идентичны: всего за 2019 г. было продано 2,33 млн устройств, что на 0.5% меньше, чем годом раньше. В то же время объем продаж в деньгах превысил показатель предыдущего года на 6%, составив 541 млн долл. Ведущий эксперт аналитической компании ITResearch Владимир Миронос подчеркивает: «Такой итог был вполне ожидаемым в условиях вялотекущей экономической ситуации и отсутствия роста платежеспособного спроса у большинства категорий потребителей, однако правильней было бы назвать ситуацию на рынке не спадом, а стагнацией». В лазерном сегменте объем продаж в 2019 г. составил 1,64 тыс. шт. После нескольких лет падения продажи моделей принтеров начального уровня росли двухзначными темпами, причем последний раз положительная динамика в этой категории наблюдалась более 10 лет назад, в период активного роста всего рынка печатающих устройств. Одновременно продолжалось достаточно устойчивое смещение структуры продаж в сторону высокопроизводительных устройств. В России по-прежнему «правит бал» лазерная технология. В струйном сегменте за 2019 год было продано 684 тыс. устройств, на 0,9% меньше, чем годом раньше.
По оценкам компании CONTEXT (считает только продажи через дистрибьюторский канал), в прошлом году многие дистрибьюторы и вендоры «были приятно удивлены полностью выполненными планами». Региональный директор Russia & CIS CONTEXT Виктор Иванов отмечает, что «в деньгах» в 2019 г. почти ничего не изменилось к 2018. По его мнению, значимыми событиями на рынке печати были последствия слияния компаний Samsung с НР1 и все более заметное присутствие относительно нового вендора Pantum: «Как и все китайские вендоры, это очень серьезный конкурент, хотя, конечно, он только начинает свой путь».
Игроки рынка об итогах и тенденциях 2019 г.
Директор департамента Document Imaging Solutions OCS Distribution Александр Кушигин подтверждает слова Виктора Иванова: опыт по предложению на рынке устройств печати российской сборки Pantum оказался «однозначно позитивным». Несмотря на довольно ограниченный в 2019 г. модельный ряд устройств, наблюдался большой спрос на технику этой компании со стороны как государственных, так и коммерческих заказчиков.
«В начале 2019 г. на рынке печати произошло довольно значительное падение активности, заметно превысившее обычный сезонный спад. По некоторым сегментам падение достигало небывалых 50%, — рассказывает Александр Кушигин, — Во 2 и 3 кварталах рынок постепенно „выходил из пике“, 4 квартал показал отличные результаты и в результате по итогам года был умеренный рост относительно 2018 г. (в деньгах). Особенно эта динамика была заметна в сегменте продаж оборудования, а расходные материалы ожидаемо показали гораздо меньшие колебания, обеспечив необходимый фундамент для стабильного бизнеса. Тенденция по увеличению доли сегмента „печать как услуга“ в 2019 усилилась. Розничный сегмент продолжил дистанцирование от канального и проектного рынка в основном усилиями вендоров, переходящих на прямые поставки в федеральные розничные сети, минуя двухуровневую схему дистрибуции. В итоге зачастую возникает ситуация, когда продукты одного вендора, предлагаемые через 2 направления продаж (розничное и канальное) начинают конкурировать между собой, что, естественно, в конечном итоге негативно сказывается на общих экономических показателях».
В компании MERLION уверены: никаких серьезных изменений, которые смогли бы поменять сложившуюся расстановку сил на рынке, не произошло, никаких супер-тендеров не запускалось, новых ниш найдено не было. Более того, продолжающаяся «цифровизация» нашей жизни никак не толкает потребителя печатать больше.
«Тем не менее, рынок несколько вырос. По разным оценкам, на
Начальник отдела маркетинга компании «Ресурс-Медиа» Андрей Летуновский отмечает, что в 2019 г. все производители искали оптимальную модель поддержки продажи расходных материалов на фоне увеличения доли совместимых расходных материалов и сокращения объемов печати в принципе. Кроме того, они начали менять модель продажи решений для печати.
«Некоторые вендоры заявляют, что будут связывать поддержку на оборудование для партнеров с объемом закупок (продаж) оригинальных расходных материалов, — рассказывает Андрей Летуновкий. — Кто-то еще жестче связывает закупки техники и „расходки“. Стоит отметить, что модель продаж оборудования с обязательной нагрузкой расходными материалами начинает исчерпывать себя, так как дотирование низких цен на оборудование требует значительно больших продаж расходных материалов, чем реально в состоянии обеспечить многие дистрибьюторы. Результатом такой политики стал рост цен и дефицит некоторых линеек оборудования».
Среди других тенденций он также упоминает значительный рост прямых поставок техники начального уровня от вендора в федеральные розничные сети. Подобные действия вендоров обостряют конкуренцию в сегменте сложных решений: «Причем конкуренция происходит не на горизонтальном уровне (между интеграторами или между вендорами или дистрибьюторами), а на уровне правильно выстроенных цепочек поставок+сервисы».
По оценкам исполнительного директора KYOCERA Document Solutions Russia Тарика Альхаурани, спрос сместился с недорогих низкоскоростных печатных устройств на устройства из более премиального сегмента: «Так, например, только за последний квартал 2019 г. продажи бюджетных струйных принтеров стоимостью до 100 долл. сократились на 30%. Ярко выраженный спрос проявился на многофункциональные устройства, как струйные, так и лазерные. Особенно сильно данный тренд отслеживается в последнем сегменте, там 83% годовых продаж составили — МФУ».
По оценкам генерального директора HP в России Павла Анохина, на принтеры в 2019 г. приходилась только треть рынка, остальную часть занимали МФУ: «В целом в 2019 г. мы продолжили наблюдать изменение структуры спроса на рынке. Сокращалась доля струйной печати, наша страна устойчиво отдает предпочтение лазерной технологии. Потребитель выбирает высокотехнологичные МФУ с более экономичной стоимостью отпечатка. Мы видим, что этот сегмент будет и далее активно развиваться, и делаем на него ставку».
По мнению директора департамента дистрибуции расходных материалов Xerox Евразия Бориса Дубова, все более востребованными становились «умные производительные печатные устройства»: «Как и прежде, основным драйвером роста в сегменте дорогих моделей выступают государственные организации и компании B2B, которые составляют в России основную массу пользователей офисной техники и чаще других приобретают умные сетевые принтеры и МФУ». Яркая динамика четвертого квартала, по его словам, определялась тем, что бюджетные расходы в 2019 г. были в большей мере смещены на конец года.
«Продажи цветных моделей заметно росли, в то время как продажи монохромных снижались или оставались неизменными, — уточняет Борис Дубов. — Если говорить о технологиях печати, 68% проданных за год устройств — лазерные, причем более 65% из них — МФУ. В сегменте струйной техники доля многофункциональных моделей еще больше — почти 83%».
Директор по развитию бизнеса и маркетингу Konica Minolta Business Solutions Russia Артур Синицин отмечает, что в 2019 г. немного вырос сегмент офисных печатных устройств. При этом объем рынка монохромных устройств в категории до 20 стр./мин в натуральном выражении снизился — однако все остальные категории продемонстрировали рост. Аналогичная ситуация наблюдается в сегменте цветной техники — причем категории со скоростью более 20 стр./мин увеличились вдвое. Также прослеживается рост в сфере OPS-контрактов3.
По словам менеджера по бизнес-решениям российского офиса Epson Андрея Антонова, в 2019 г. за счет высокой активности в госсекторе и благодаря крупным федеральным проектам рынок рос именно в корпоративном сегменте рынка: «Одной из главных тенденций рынка стоит назвать переориентацию пользователей с первоначальной цены устройства на стоимость владения. Теперь все больше клиентов считают именно ТСО на
При этом Андрей Антонов не согласен с коллегами: по его мнению, в России тренд смещается в сторону струйной технологии: «Все больше партнеров смотрят в сторону струйной печати в силу более высокой экономии (меньше ресурсных деталей), экологичности технологии (отсутствие нагрева) и перспектив дальнейшего развития струйной печати, таких как развитие линейной печати. Также в современных офисах активно развивается функция „защищенной печати“ и различные уровни конфиденциальности и защиты персональных данных». Если раньше только коммерческие компании обращали внимание на фактор ТСО, то сейчас уже и для заказчиков из госсектора экономия при печати становится ключевым фактором«.
Загадочный 2020
Делать прогнозы — вещь вообще не очень благодарная. А в нынешних условиях тем более. Однако участники рынка поделились с CRN/RE некоторыми мыслями о том, как будет развиваться ситуация на рынке печатных устройств.
Виктор Иванов отметил, что первый квартал 2020 г. начинался «со стоков», однако коронавирус привел к полному очищению складов и задержкам в цепочке поставок: «Сейчас приходит понимание того, что нам нужно просто выжить».
Константин Макаренков полагает, что поставки сократятся по всем категориям продуктов: «Однако, с учетом эпидемии, весьма вероятно увеличение продаж персональных устройств, так как резко возросла актуальность удаленной работы из дома».
По мнению Владимира Мироноса, в 2020 г. прогноз на небольшой количественный рост на
По словам Александра Кушигина, главный вопрос — насколько сильным будет снижение деловой активности и как долго оно продлится, и тут объективного ответа пока не существует: «Из очевидного можно ожидать снижения спроса в сегменте крупного корпоративного оборудования, повышения интереса к персональным устройствам и расходным материалам к ним. Скорее всего, новые тенденции станут очевидны к середине второго квартала».
«В начале года еще можно было строить прогнозы, но после проблем в Китае и в текущей ситуации с коронавирусом остается лишь надеяться, что падение будет не столь колоссальным, каким видится сейчас, что государство окажет помощь как крупному, так и мелкому, среднему бизнесу и это позволит рынку хоть как-то существовать, — говорит Татьяна Скокова. — Скорее всего, 2020 будет годом, когда какие-либо закупки печатной техники будут осуществляться в основном под государственные нужды, так как денег у конечного потребителя на обновление своих принтеров просто не будет».
Андрей Антонов полагает, что в первые кварталы 2020 ф.г. можно ожидать спад производства и покупательской активности, однако к концу года рынок должен стабилизироваться и выйти на прежний уровень: «В условиях дефицита, роста курса доллара покупатели все больше должны обращать внимание на наиболее экономичные решения с точки зрения совокупных затрат на печать и стоимости владения».
«Очевидно, что коронавирус и связанные с ним пессимистичные настроения инвесторов, а также существенная пауза в работе экономики КНР, снижение потребления нефти и ее стоимости оказывают влияние на общеэкономическую ситуацию в России, — размышляет Борис Дубов. — Все это отразится на рынке устройств печати 2020 г.: как показывает практика, в подобных ситуациях многие потребители смещают фокус с приобретения новых устройств на продление работоспособности имеющегося парка оборудования».
В официальном обращении компании НР говорится, что большинство предприятий HP в пострадавшем регионе уже восстановили свою работу и постепенно наращивают производственные мощности«.
Оценивая перспективы 2020 г., компании говорят не только о глобальных экономических пертурбациях.
«В связи с падением рубля мы прогнозируем, что компании в России начнут больше внимания уделять сокращению операционных расходов, а значит, мы можем увидеть рост спроса на решения для оптимизации офисной печати, — полагает Тарик Альхаурани. — В 2020 г. тренд на ЭДО сохранится, в связи с чем получит развитие концепция MDS (Managed Document Services). Можно выделить тенденцию перехода на упрощенное обслуживание печатных устройств и оптимизацию их работы — решения для удаленного контроля состояния принтеров и МФУ сторонними администраторами, что значительно упрощает процесс печати крупных компаний с большим парком устройств. Не менее актуальный тренд в 2020 г. — экологичная печать. Данная тенденция с каждым годом все более активно проявляется на российском рынке печати. По этой причине ведущие производители разрабатывают целые линейки устройств с акцентом на экологии и экономию».
По словам Павла Анохина, в 2020 г. внутри сегмента струйной печати будут продолжать развиваться 2 тренда: с одной стороны, снижение доли традиционной картриджной печати. С другой стороны, налицо обратный тренд — рост сегмента устройств с СНПЧ. Средняя стоимость покупки увеличивается, поскольку принтеры и МФУ с технологиями непрерывной подачи чернил стоят существенно дороже аналогичных картриджных устройств.
В планах Konica Minolta Business Solutions Russia — усиление позиций на рынке CRD, в том числе и при помощи создания преимуществ посредством программных решений, а также выход на новые рынки, связанные с бизнес-процессами — например, RPA4. «Конечно, как и все вендоры, мы ожидаем некоторый спад бизнес-активности в 2020 г., — отмечает Артур Синицин. — Но мы не останавливаем деятельность, а лишь несколько замедляем ее, так как часть наших товаров производится в Китае».
Андрей Летуновский полагает, что в 2020 г. «произойдет рост цен на оборудование, производители будут стараться извлечь прибыль из продажи оборудования сразу, не рассчитывая продать много расходных материалов. Кроме того, не исключены дальнейшие сделки M&A, а также возможен уход с российского рынка
2 Объявление о сделке произошло в 2016 году.
2 Система непрерывной подачи чернил.
3 Концепция OPS (Optimized Printing Services) была официально анонсирована Konica Minolta только в сентябре 2009 г.
4 Robotic process automation (или RPA) — это форма технологии автоматизации бизнес-процессов, основанная на метафорическом программном обеспечении роботов (ботов) или работников искусственного интеллекта.