В 2006 г. объем рынка широкополосного доступа (по технологиям ADSL, Ethernet, pre-WiMAX, по линиям кабельного ТВ) в России превысил 1 млрд. долл.; к концу нынешнего года эта величина, по оценкам аналитиков, перевалит за 1,5 млрд., а к 2010 г. достигнет 2,5 млрд. долл. Этот наиболее динамично развивающийся сегмент отечественного телекоммуникационного рынка превышает по темпам роста даже мобильную связь. Интернет стал понятным инструментом повседневного получения информации.
Аналитики отмечают, что все большая доля населения России приближается по уровню доходов к среднеевропейским показателям, и вместе с повышением уровня жизни меняется структура потребительских предпочтений. В частности, россияне уделяют все больше внимания рынку информационно-развлекательных услуг, предъявляя к качеству таких услуг существенно более высокие требования, чем те, которые способно удовлетворить бесплатное массовое телевидение — естественный монополист в данной области. В связи с этим, в частности, локомотивом дальнейшего развития рынка информационных услуг становятся именно широкополосные сети — мультисервисные цифровые каналы, по которым потребителю может доставляться самый разнообразный информационно-развлекательный контент. Вся совокупность такого контента, доступного к передаче по «толстым» цифровым каналам, носит название triple play — имеются в виду три основные его составляющие: собственно данные, голосовая и видеоинформация.
Кардинальный перелом в потребительском сознании в отношении такого рода услуг произошел в начале прошлого года: рынок домашнего широкополосного доступа в России перерос (в денежном выражении) рынок доступа коммутируемого. Именно тогда появились (сначала в Москве, а затем и в других крупных городах страны) заманчивые предложения: безлимитный доступ в сеть со скоростью загрузки не ниже 256 Кбит/с по цене менее 30 долл. в месяц. В 2006 г. темпы роста рынка широкополосного Интернета выглядели просто фантастическими, достигая 130% даже в перенасыщенной предложениями Москве и зашкаливая за 250% по отдельным регионам, где только начинали разворачивать сети провайдеры нового поколения. В качестве примера можно привести данные московской компании «КОМСТАР-Директ» о состоянии ее абонентской базы: если в 2005 г. она насчитывала почти 250 тыс. клиентов широкополосного сервиса «Стрим» и более 180 тыс. пользователей с коммутируемым доступом, то в I квартале 2007 г. эти показатели составили 426 тыс. и 70 тыс. абонентов соответственно.
В нынешнем году рост отрасли продолжился, хотя и стал не столь бурным; все говорит о том, что насыщение абонентского рынка уже не за горами. По прогнозам аналитиков, к концу следующего года число домашних пользователей широкополосных каналов в России достигнет шести миллионов. Москва в этом отношении, как и следовало ожидать, будет лидировать — не только потому, что на ее рынке операторы широкополосного доступа наиболее активны, а их предложения наиболее привлекательны, но и благодаря продолжающемуся строительному буму. Новые дома и микрорайоны зачастую оборудуются широкополосными каналами подключения к Сети параллельно со всеми прочими инженерными коммуникациями. Предполагается, что к концу 2009 г. половина всех московских квартир будет иметь широкополосный доступ в Интернет.
Стремительно развиваются региональные провайдеры. Так, Андрей Вышегородский, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами компании «ПРОСТОР Телеком» (ЗАО «Квантум»), вспоминает, что деятельность компании начиналась в 1997 г. со строительства широкополосной сети в Санкт-Петербурге по технологии RadioEthernet и параллельного построения оптоволоконной сети, которая к настоящему времени охватывает весь город. В 2002 г. фирма начала продвижение в регионы, открыв филиал в Череповце, затем появилось подразделение в Калуге. В настоящее время филиалы «ПРОСТОР Телекома» работают более чем в 20 городах страны; в каждом из них компания строит беспроводную широкополосную сеть, а в некоторых городах дополняет ее и оптоволоконной магистралью.
Клиенты и услуги
Клиенты операторов широкополосного доступа — организации и предприятия вне зависимости от форм собственности. И в первую очередь те, у которых есть территориально распределенные подразделения. Удобства «толстых» цифровых каналов связи для таких клиентов очевидны: становится возможным объединить в рамках единой виртуальной частной сети все компьютеры во всех офисах, организовать IP-телефонную сеть вместо чрезмерно дорогих междугородных соединений и т. д. Федор Крупянский, вице-президент по маркетингу компании «ТрансТелеком», отмечает, что до сих пор две трети рынка широкополосных подключений обеспечивают корпоративные клиенты и только 34% приходится на домашних пользователей. Если для предпринимателя удобство работы и экономия средств, получаемые от использования «толстого» канала вместо коммутируемого, уже вполне очевидны, то пользователь домашнего ПК проявляет в этом отношении, как правило, больший консерватизм. Однако продавцы широкополосного доступа уже сконцентрировали усилия на продвижении емких каналов в среде домашних пользователей по трем основным направлениям: для нынешних абонентов коммутируемых соединений, для владельцев ПК, не имеющих до сих пор никакого подключения, и для тех, кто только приобретает свой первый компьютер. Каждая из целевых групп требует особого подхода, но усилия того стоят: аналитики полагают, что уже в ближайшие несколько лет пропорция распределения доходов от широкополосного доступа по абонентским группам изменится на обратную, и две трети прибылей будут приносить индивидуальные пользователи.
Нынешние абоненты коммутируемого Интернета — наиболее благодарная аудитория. Если уж эти люди упорно выбираются в Сеть, обрекая себя на заведомо низкие скорости загрузки данных, на невозможность одновременного с подключением к Сети пользования телефоном, — значит, подключение это для них по-настоящему необходимо, и как только появится возможность, они сменят надоевший аналоговый модем на что-то более прогрессивное.
Как показывает опыт московского «Стрима», несколько лет назад буквально «взорвавшего» рынок интернет-доступа в столице, едва расценки за пользование «толстым» каналом становятся сопоставимыми с расходами на коммутируемый доступ, а цена оборудования, предоставляемого в аренду, распределяется на достаточно длительный срок, интегрируясь в общую абонентскую плату, психологический барьер дороговизны широкополосного Интернета для множества пользователей оказывается легко преодолимым.
Несколько сложнее продавцам широкополосного доступа достучаться до тех клиентов, которые, купив компьютеры, медлят с вообще каким бы то ни было подключением к Интернету. Чаще всего такие владельцы ПК не видят выгод от выхода во Всемирную паутину, и пропускная способность канала аргументом для них не является. Тем не менее заинтересовать удается и их, прежде всего предлагая интересный, «объемный» и потому практически недоступный для закачки по коммутируемому соединению контент. А именно — цифровое телевидение, видео по требованию, доступ к онлайновым игровым серверам и др. Пакет широкополосных услуг, включающий такого рода предложения, способен заинтересовать и людей, наиболее скептически настроенных в отношении Интернета как среды общения пользователей. Особенно, если они по роду своей деятельности уже столкнулись с Интернетом на работе, где, как правило, свободный доступ сотрудников в Сеть ради экономии трафика ограничивается. Стремление свободно путешествовать по различным уголкам Всемирной паутины может стать в данном случае мощной мотивацией. Виктор Перов, начальник отдела проводных сетей «Комстар — Объединенные Телесистемы», в качестве основных средств привлечения абонентов называет именно услуги — доступ в Интернет, телефонию, организацию VPN, call-центров, IP-ТВ (около сотни каналов, видео по требованию и др.): «С нашей точки зрения, наибольшую прибыль могут принести услуги, а не продажа или сдача в аренду инфраструктуры. Способы использования и ресурсы инфраструктуры ограничены, а контент стимулирует клиентов потреблять новые сервисы, что увеличивает доходы операторов».
Третья целевая группа потенциальных потребителей широкополосного Интернета, стабильно растущая с каждым месяцем, — это люди, приобретающие свой первый в жизни компьютер. Степень искушенности в ИТ-премудростях у таких покупателей может быть самая разная, однако объединяет их то, что все они приходят в магазин с определенной (и не самой мизерной) суммой в кармане, психологически готовые к тратам. Убедить их израсходовать еще несколько десятков долларов на подключение к широкополосной сети и оплату первого месяца работы — дело относительно несложное, однако заботиться об этом надо непосредственно провайдеру, точнее, его «полевым агентам» (поскольку продавец в рядовом компьютерном магазине, очевидно, не слишком заинтересован в продвижении сторонних по отношению к нему услуг). Следовательно, весьма перспективным представляется сотрудничество провайдера с популярными точками продаж компьютерной техники — такими, как федеральные сети бытовой электроники, например.
Стратегии провайдеров
Московский рынок широкополосного доступа сильно отличается от любого регионального — и разница эта не только количественная. Потенциальный абонент широкополосной сети в столице выбирает не только между провайдерами, но и между средами доставки контента. В большинстве районов города, где успешно завершена модернизация телефонных линий, развиты услуги ADSL. Безусловным лидером здесь является компания «КОМСТАР-Директ» (торговая марка «Стрим»), абоненты которой составляют (по состоянию на лето 2007 г.) 33% общего числа пользователей широкополосных каналов столицы. Следом за ней с абонентской долей 15% идет «Корбина Телеком», также делающая основной акцент на ADSL-соединениях; замыкает тройку лидеров компания «Комкор-ТВ» (торговая марка «Акадо», 10% абонентов), главным образом ориентированная на поддержку широкополосных соединений по кабельным телевизионным каналам, — такими линиями охвачена немалая доля московских домовладений. Помимо ADSL и кабельных линий в столице широко распространены Ethernet-соединения, в том числе и в виде так называемых домовых сетей, — пользователи последних составляют здесь чуть ли не 40% всех абонентов широкополосных каналов связи.
Домовая сеть объединяет квартиры в пределах одного дома (а порой и нескольких корпусов) Ethernet-каналами; связь с Интернетом осуществляется через внешнего провайдера — оплачивают ее, как правило, все пользователи домовой сети в складчину и потому могут позволить себе весьма дорогое и высококачественное соединение (прямой оптоволоконный кабель, к примеру). Домовые сети активно развивались в Москве в середине 1990-х, и одной из наиболее привлекательных их особенностей была информационная насыщенность интранета — внутренней, собственно домовой сети, недоступной внешним пользователям. В интранете участники домовой сети активно обмениваются контентом, прямо скажем, не особенно обращая внимание на действующее законодательство об авторском праве. Терабайты бесплатного, хотя и не слишком законного контента по-прежнему присутствуют в домовых сетях, однако сегодня это перестает быть их достоинством, поскольку блокирует дальнейшее развитие. Пользователи, обнаруживая в непосредственной досягаемости огромные пласты медиаконтента, существенно реже «выбираются» в Интернет. С учетом того, что домовые сети в Москве и других крупных городах демонстрируют тенденцию к образованию пиринговых кластеров, заключая соглашения о бесплатном обмене внутрисетевым трафиком между сетями, потребность в Интернете как таковом у множества пользователей этих сетей вовсе атрофируется. В итоге, поскольку внутренний трафик владельцам сети денег не приносит, прекращается приток средств даже на поддержание инфраструктуры сети, не говоря уже о ее развитии. Плюс к тому, разумеется, никуда не исчезают проблемы с авторскими правами на контент — в последнее время внимание контролирующих органов к такого рода нарушениям закона заметно выросло.
Выход владельцы пиринговых сетей находят в укреплении сотрудничества с внешними операторами — теми, кто предоставляет им каналы выхода в Интернет и пирингового обмена. В Москве наиболее активно сотрудничает с домовыми сетями компания «Комкор», кровно заинтересованная в легитимизации контента, передаваемого по ее каналам. Вадим Ваньков, директор «Комкора» по маркетингу, уточняет, что в перспективе абоненты домовых сетей рассматриваются как покупатели вполне законных медиаресурсов, поставляемых компанией-провайдером. Аналогичные московским пиринговые группы домовых сетей развиваются сейчас в Санкт-Петербурге, Казани, Томске и других городах.
Что же касается регионов, то продвижение тамошней широкополосной инфраструктуры во многих случаях оказывается более стремительным, чем в столице. Если в Москве сотни тысяч абонентов выбирают ADSL-соединения по относительно недавно проложенным высококачественным медным линиям, то во множестве городов даже с миллионным населением аналоговая телефонная инфраструктура до сей поры находится в плачевном состоянии. Выгоднее оказывается не вкладывать деньги в ее модернизацию (тем более что собственники ее часто остаются монополистами, и это делает их крайне неповоротливыми в принятии новых решений), а прокладывать совершенно новые коммуникации, изначально рассчитанные на организацию широкополосных мультисервисных сетей. Это могут быть оптические каналы, беспроводные широкополосные среды (стандарта pre-WiMAX, например) или коаксиальные кабельные сети (точнее, более современный их вариант — гибридная технология оптика-коаксиал, HFC). По свидетельству Виктора Перова, при необходимости компания сама прокладывает собственную инфраструктуру, но в некоторых случаях пользуется и существующими сетями, принадлежащими другим компаниям. Виды сотрудничества могут быть разными: совместная прокладка, аренда у владельцев, самостоятельное внедрение инфраструктуры — в каждом случае решение принимается из соображений экономической целесообразности. Прокладка собственной инфраструктуры — удовольствие не из дешевых, однако возврата инвестиций долго ждать не приходится. Виктор Перов отмечает: «Окупается прокладка инфраструктуры — если речь идет о сетях доступа — прежде всего за счет абонентской платы. Окупаемость магистральных каналов зависит от большего количества факторов — тут вклад идет и от абонетов, и за счет транзитного трафика, субаренды и др. Если не принимать в расчет маркетинговую активность и тарифные ставки какого-то конкретного оператора, то, как правило, большое количество клиентов платит не слишком крупные суммы, и в результате затраты на прокладку магистрали окупаются постепенно и в разумные сроки».
Все более важную роль с течением времени будут играть услуги, предоставляемые абонентам широкополосных сетей. Михаил Маркович, руководитель региональной группы «ПРОСТОР Телеком», отмечает, что компания предлагает продукт, максимально адаптированный для самой широкой группы потребителей: «Наши клиенты — компании разного уровня: бизнес-центры, государственные учреждения, банки, крупные производственные объединения, сетевые компании, учебные заведения, коммерческие фирмы. Это крупные, средние, небольшие компании — и у нас есть готовые решения для бизнеса любого масштаба. Безусловно, наличие филиалов в разных городах дает больше возможностей нашим клиентам. Мы сотрудничаем с компаниями, которые являются «операторами для операторов», выступаем в качестве оператора «последней мили». Стараемся также содействовать продвижению широкополосных сетей в целом, вводя тарифы, доступные не только для крупных, но и для небольших фирм. Использование беспроводных технологий подключения дает в этом случае дополнительные преимущества».
В ближайшие год-два, по оценкам аналитиков, стоит ожидать появления в России мобильных сетей третьего поколения, куда лучше, чем устаревшие GSM, приспособленных для широкополосной передачи данных. Возможно, хотя бы частично дефицит «толстого» интернет-канала будет покрыт и за их счет. По данным аналитиков компании iKS-Consulting, российские провайдеры получили в первом полугодии 2006 г. от услуг широкополосного беспроводного доступа 33 млн. долл. дохода — на 61% больше, чем за тот же период 2005 г. Однако эта сумма составляет менее 8% общего объема доходов, которые провайдерам приносят абоненты широкополосного доступа; медь, оптоволокно и коаксиальный кабель по-прежнему остаются основными средами широкополосного доступа в Интернет.
Участники рынка сходятся во мнении, что дальнейшее развитие широкополосных сетей — и всей российской телекоммуникационной отрасли в целом — будет идти прежде всего за счет регионального ресурса. Если в 2005 г. на Москву приходилось более половины сегмента широкополосного доступа (как по числу абонентов, так и по полученным доходам), то уже по итогам нынешнего года можно ожидать заметного снижения доли столицы — до уровня 40% и ниже. Не последнюю роль в увеличении числа «толстых» интернет-каналов в регионах аналитики отводят усилиям Мининформсвязи, которое разрабатывает законодательные акты, обеспечивающие доступ альтернативным операторам к инфраструктуре «последней мили» — участку широкополосного соединения от магистрального канала до конечного пользователя. Крайне сильно также влияние стремительно растущего рынка медиауслуг, настоятельно требующего «широких» цифровых каналов для доставки контента конечному потребителю. В целом прогноз по отрасли выглядит оптимистично: к 2010 г. денежная емкость рынка услуг широкополосного доступа составит 2,5 млрд. долл. Характерен такой пример: холдинг «Голден Телеком», дочерней компанией которого с недавнего времени является «Корбина Телеком», планирует к 2010 г. распространить свою сеть широкополосного доступа на 65 городов России, затратив на это 1,5 млрд. долл. Глава «Голден Телеком» Жан-Пьер Вандром уточнил, что благодаря столь масштабным инвестициям через три года провайдер сможет расширить свою абонентскую базу по всей территории страны до 42,3 млн. подключений.