Подписано окончательное соглашение о приобретении корпорации 3Com структурами, аффилированными с Bain Capital Partners, одной из наиболее значительных международных частных инвестиционных компаний. Приблизительная сумма сделки составляет 2,2 млрд. долл.
Кроме того, миноритарный пакет акций 3Com купит Huawei Tech Investment, дочерняя компания Huawei Technologies. Таким образом, крупнейший китайский телекоммуникационный вендор станет коммерческим и стратегическим партнером 3Com.
В соответствии с условиями соглашения всем акционерам 3Com будет выплачено по 5,3 долл. за каждую непривилегированную акцию, что на 44% выше рыночной ее стоимости, которая на момент окончания торгов 27 сентября 2007 г., за день до объявления сделки, составляла 3,68 долл. за акцию.
Совет директоров 3Com закрытым голосованием одобрил соглашение о продаже корпорации и принял решение рекомендовать акционерам утвердить это решение.
Как заявил Эдгар Масри, президент и главный исполнительный директор 3Com, совет директоров и высшие руководители корпорации тщательно рассмотрели стратегические альтернативы и пришли к выводу о том, что соглашение с Bain Capital принесет акционерам 3Com максимальную пользу.
«Мы уверены, что данное соглашение позволит нашей компании стать глобальным лидером сетевого сектора, в результате чего выиграют сотрудники, заказчики и партнеры», — подчеркнул он.
«В условиях непрерывной глобализации бизнеса компании нуждаются в совершенствовании своих ИТ-инфраструктур, без чего невозможна эффективная конкуренция в «большой» экономике, — заявил Джонатан Чжу, управляющий директор компании Bain Capital в Гонконге. — Корпорация 3Com обладает высокой конкурентоспособностью, и мы уверены в том, что у нее есть отличные возможности для дальнейшего роста за счет привлечения клиентов и выпуска новых продуктов. Мы с нетерпением ожидаем начала совместной работы с руководящим персоналом и стратегическими партнерами 3Com по реализации существующих возможностей роста продаж коммуникационных и сетевых решений 3Com на международном рынке».
«Для компании Huawei данная сделка является коммерческим вложением средств, — отметил Жэнь Чжэнфэй, генеральный директор Huawei Technologies. — Мы считаем, что данные изменения положительно отразятся на развитии бизнеса 3Com в целом, позволят ей поставлять более качественное оборудование и услуги и принесут больше пользы нашим заказчикам».
Завершение сделки намечено на I квартал 2008 г. при условии, что она будет одобрена акционерами 3Com и регулирующими органами.
Новость о продаже 3Com не стала большой неожиданностью для игроков телекоммуникационного рынка. Дела у компании шли неважно, доходы в течение нескольких лет падали, и разговоры о ее возможном поглощении постоянно циркулировали в бизнес-сообществе. Причем компания сама давала многочисленные поводы для этого. Достаточно вспомнить, например, о покупке фирмы U.S.Robotics. Вскоре после сделки 3Com отказалась от подразделения, выпускавшего КПК Palm и входившего в состав U.S.Robotics, а спустя некоторое время и от компании U.S.Robotics.
В 2003 г. штаб-квартира корпорации в целях экономии денег переехала из Силиконовой долины на Восточное побережье США, в заштатный городок Мальборо (см. CRN/RE № 18/2003). Одновременно все производство и часть НИОКР были перенесены в Юго-Восточную Азию. К слову, уже тогда партнеры и клиенты обеспокоились, а сможет ли компания на новых производственных площадях и с практически новыми командами разработчиков обеспечить прежний уровень качества и надежности оборудования? К тому же в ходе той реорганизации в 3Com уволили примерно тысячу человек — в основном рабочих и инженеров, занятых на производстве, но в числе сокращенных были и разработчики оборудования.
Еще раньше, в 2000 г., 3Com объявила о прекращении выпуска многих высокопроизводительных устройств, составлявших основу продуктовых линеек PathBulder, NetBuilder и всех моделей CoreBuilder для глобальных сетей и ЛВС (см. CRN/RE № 9/2000). А ведь это оборудование пользовалось большой популярностью на рынке. Но в соответствии с принятой стратегией планировалось сосредоточить усилия на производстве решений для IP-телефонии, широкополосных средствах доступа в Интернет и беспроводных сетевых устройствах. Надо признать, что корпорация довольно быстро возобновила выпуск высокопроизводительных аппаратов, но после таких «сюрпризов» число лояльных партнеров и клиентов заметно убавилось.
В 2004 г. ситуация в 3Com стала очень сложной, что дало основание главному редактору американского CRN Майклу Визарду назвать продажу корпорации одним из двадцати наиболее вероятных событий 2005 г. Правда, тогда в качестве покупателя фигурировала компания Fortinet (см. CRN/RE № 4/2005).
Но 3Com удалось продержаться еще три года. Следует признать, что это время не было потрачено зря. Корпорация приобрела фирму TippingPoint, известного на Западе поставщика решений в области средств информационной безопасности, и довела до логического завершения проект по созданию совместного предприятия Huawei-3Com (H3C), купив в текущем году весь пакет акций этого СП (см. CRN/RE № 3/2007).
Казалось бы, ситуация нормализовалась, вендор начал возвращать утраченные позиции. Однако факты говорят об обратном. На первый взгляд продажа компании, когда за акцию дают на 44% больше ее рыночной стоимости, — хорошая сделка. Но как тогда объяснить то обстоятельство, что общая сумма составляет всего 2,2 млрд. долл.? Ведь когда 3Com выкупила акции H3C, это СП оценивалось в 1,8 млрд. долл. Получается, что «бандл» «H3C + 3Com» всего лишь на 400 млн. долл. дороже одной H3C? Никаких разъяснений по этому поводу в корпорации не дают.
Ряд независимых экспертов, к которым мы обратились за комментариями, полагают, что покупка H3C стала непосильным финансовым бременем для 3Com. Возможно, корпорация хотела со временем продаться подороже, но вынуждена делать это сейчас в «пожарном порядке».
Американские партнеры 3Com заявляют, что в действиях вендора они не видели ничего такого, что указывало бы на готовящуюся сделку. Наоборот, фирма тратила много денег, нанимая на работу новых инженеров.
Но сведения о подготовке к продаже все же «просачивались» в СМИ. Так, еще летом газета Wall Street Journal сообщала, что с предложениями о покупке к вендору обращались Bain Capital, а также компании Silver Lake Partners и TPG Capital. Напомним, что две последние в этом году приобрели другого лидера телекоммуникационной индустрии — компанию Avaya. «Всплыла» еще одна любопытная деталь: оказывается, когда 3Com выкупала акции совместного предприятия Н3С, на них претендовали все те же Bain Capital, Silver Lake Partners и TPG.
Продажа 3Com не вызвала восторгов среди ее зарубежных партнеров. Они прямо заявляют, что разочарованы таким поворотом событий. «Я предпочел бы, чтобы компанию не продавали, — говорит Джеффри Шмидт, президент SOTA Technologies, партнера 3Com. — Вендор затратил много усилий, чтобы выстроить бизнес, и он готов к росту».
Какие же перспективы ожидают 3Com, когда она станет частной фирмой? Учитывая процессы консолидации, идущие на телекоммуникационном рынке, можно предположить, что компания Bain Capital рассчитывает провести реорганизацию 3Com, повысить ее капитализацию, эффективность бизнеса, с тем чтобы впоследствии с выгодой продать фирму либо целиком, либо по частям. Но вероятность успеха этой затеи, как и в случае любых других венчурных инвестиций, невысока. Вот если бы фирму 3Com купил кто-нибудь из ведущих мировых производителей, например Cisco Systems, Nortel или Alcatel, — шансов на успех было бы больше. Впрочем, как сообщают западные СМИ, Nortel высказывала заинтересованность в приобретении 3Com.
По словам партнеров 3Com, если компании и суждено быть проданной, лучший вариант — когда ее приобретает фирма с частным капиталом. «И уж никак не хотелось бы видеть в качестве покупателя Nortel, у которой в последние годы царил беспорядок в финансах, происходили скандалы с бухгалтерской отчетностью и частая смена руководства», — сказал Глен Конли, президент и главный управляющий компании Metropark Communications, партнера 3Com. «Если бы 3Com решила продаться вендору, то на ум приходят более удачные кандидаты, — говорит Шон Стил, менеджер по продажам компании Valcom, поставщика решений. — Я бы хотел, чтобы ее купила Juniper или Foundry Networks».
Аналитики не сомневаются, что специалисты Bain Capital хорошо разбираются в финансовых вопросах, но есть ли у них нужный опыт работы в телекоммуникационной индустрии? Эксперты уверены, что вскоре после завершения сделки значительная часть персонала 3Com будет сокращена, кроме того, многие ценные сотрудники найдут более перспективную работу и по собственной инициативе покинут компанию. Сможет ли после этого вендор играть сколько-нибудь заметную роль на мировом рынке? Будет ли привлекателен для потенциальных покупателей? Скорее всего, нет.
Значит, существует другой сценарий. Вполне вероятно, свою большую игру ведет компания Huawei. Сейчас ее дочерняя компания Huawei Tech Investment купила миноритарный пакет акций, какой именно, не сообщается. По разным оценкам, доля китайского производителя составляет в этой сделке от 5 до 30%. Но как совладелец 3Com, Huawei получает доступ к ее патентам, разработкам, технологиям. И обойдется это компании Huawei максимум в несколько сотен миллионов долларов. Эту цену нельзя назвать высокой.
Не исключено, что через какое-то время Huawei сразу или частями выкупит у Bain Capital ее акции. По понятным причинам китайский вендор не мог приобрести 3Com — американские регулирующие органы вряд ли одобрили бы эту сделку. А так — основной пакет акций покупает международная инвестиционная компания Bain Capital. Это солидная фирма, существующая на рынке с 1984 г. Под ее управлением находятся различные объединения капитала, включая частные акции, венчурный капитал, общественные акции и заемные активы стоимостью более 50 млрд. долл. За годы своего существования Bain Capital инвестировала в частные акции и провела сделки на приобретение более чем с 250 компаниями из различных отраслей по всему миру.
Вроде бы все приличия соблюдены. Но, может, не зря информированные источники намекают, что господа Чжу и Чжэнфэй давно продумали все детали этой сделки? Случайность это или нет, но офис Huawei Tech Investment находится в Гонконге, и там же расположен один из офисов Bain Capital, который возглавляет Джонатан Чжу.
Кто безусловно рад продаже 3Com, так это ее конкуренты. Российские игроки ИТ-рынка уверены, что неразбериха, сопутствующая подобным сделкам, ослабит и без того не очень сильные позиции этого вендора в нашей стране.
Судя по всему, на неопределенное время, во всяком случае до завершения сделки, будет отложен вопрос об интеграции московских офисов 3Com и Н3С. Напомним, что Майк Энсли, вице-президент и генеральный менеджер 3Com в регионе ЕМЕА, во время визита в Россию в мае этого года заявил, что решение об объединении представительств будет принято в течение трех месяцев (см. CRN/RE № 11/2007). Но до сих пор никаких шагов в этом направлении не сделано.
Очень спокойно отнеслись к сообщению о продаже 3Com ее российские дистрибьюторы. По их словам, у сделки есть как положительные стороны, так и отрицательные. С одной стороны, частная компания не испытывает давления со стороны акционеров, у нее больше свободы в выборе стратегии развития. С другой, наших игроков настораживают некоторые китайские методы построения канала сбыта и работы с каналом.
Дистрибьюторы говорят, что в последние годы число клиентов, закупающих продукцию 3Com, практически не росло, хотя объемы продаж незначительно, но увеличивались. На нашем рынке этот бренд хорошо известен. При выборе решений об изделиях 3Com вспоминают после Cisco, Alcatel и D-Link.
Но даже самый пессимистический прогноз — исчезновение 3Com — дистрибьюторов не пугает. «Портфель предложений на какое-то время сузится, но мы найдем оборудованию 3Com эквивалентную замену. Потеря этого вендора не будет критичной для нашего бизнеса», — подчеркнули они.