АКСИТ составила очередной рейтинг ИТ-компаний, работающих на территории Уральского федерального округа. Рейтинг базируется на итогах работы компаний в 2006 г. На этот раз в проекте приняли участие 28 фирм из Тюменской, Челябинской, Пермской и Курганской областей. В предыдущем рейтинге (по итогам 2005 г.) участвовало 37 компаний.
Эксперты оценивали развитие бизнеса участников ИТ-рынка по следующим направлениям: розничная продажа компьютерного, телекоммуникационного оборудования, периферии и ПО; дистрибуция; поставки корпоративным заказчикам; собственное производство компьютерной техники и ПО; системная интеграция; услуги по обучению ИТ; услуги по ремонту и сервису. Методика расчета рейтинга базируется на данных о реализации продуктов и услуг по каждому из перечисленных направлений, а также данных о выработке в расчете на одного сотрудника и клиента. Учитывались и некоторые специфические показатели, например размеры торговых площадей, количество лицензий, коэффициент управления компанией (чем больше сотрудников работает в фирме, тем он выше), а также оценки экспертов.
Расчеты велись с использованием системы баллов, за «эталонную» выручку принималась 1000 баллов. Соответственно для каждой компании объем реализации равен nЧ1000/эталон.
Итак, лидерами рейтинга стали компании «Арсенал+» (1230,73 балла), «Трилайн» (1050 баллов), группа компаний АСК (770,42 балла) (см. табл. 1).
Согласно полученным от всех участников рейтинга данным, их суммарный оборот по итогам 2006 г. составил более 386 млн. долл. Общее количество сотрудников превысило 3,7 тыс. человек. Средняя выработка на одного сотрудника равна 104 тыс. долл. При этом в УрФО в общей сложности работает более 500 ИТ-компаний, их суммарный оборот составляет ориентировочно 0,8–1 млрд. долл.
Как видно из приведенных данных, объемы продаж компаний — участниц рейтинга в 2006 г. увеличились в среднем более чем на 30% по сравнению с 2005 г. Однако, как отмечают эксперты АКСИТ (Ассоциация компаний сферы информационных технологий, образована 1 августа 2000 г. в Екатеринбурге. Количество членов — 20, по данным сайта организации), несмотря на высокую динамику ИТ-рынка Урала, его структура отличается от мировой: основная доля продаж по-прежнему приходится на «железо», в то время как в развитых странах мира преобладают доходы от реализации ИТ-услуг. Вместе с тем затраты заказчиков на ИТ-услуги растут более быстрыми темпами, чем другие статьи расходов на ИТ.
Численность персонала в компаниях, участвовавших в рейтинге, по итогам прошлого года увеличилась в среднем на 30–35%. В то же время игроки уральского ИТ-рынка констатируют острую нехватку квалифицированных кадров, что, по их мнению, является наиболее существенной проблемой местного ИТ-бизнеса.
Розничная торговля
По этому направлению тройка лидеров выглядит следующим образом: «Арсенал+» (2148,23 балла), «Трилайн» (1781,84 балла) и НЭТА (1101,27 балла) (см. табл. 2).
Суммарный объем реализации 11 компаний достиг 1 млрд. 160 млн. руб., что на 17% больше по сравнению с 2005 г. При этом средняя выработка на одного продавца составила 3–5 млн. руб. за год, а показатель эффективности торговых площадей — 300–500 тыс. руб. на 1 м2.
Конкуренция на розничном ИТ-рынке Урала обостряется. Основная тенденция здесь, отмечают эксперты АКСИТ, как и в других регионах, — наступление федеральных торговых сетей, таких как «Эльдорадо», «М.ВИДЕО» и др. Но подобные сетевые магазины уступают компьютерным, в частности, в плане квалификации продавцов и спектра предоставляемых услуг. Об этом свидетельствует и статистика нарушений закона о защите прав потребителей в Екатеринбурге. Согласно приведенным АКСИТ статистическим данным, 70–80% обращений в органы по защите прав потребителей связаны с недовольством покупателей работой крупных розничных сетей бытовой электроники.
Дистрибуция (оборудование, комплектующие и ПО)
Результаты тройки лидеров по итогам 2006 г. таковы: «Трилайн» (224,63 балла), «Арсенал+» (181,94), группа компаний Softline (45,71) (см. табл. 3).
Суммарная выручка этих восьми компаний в 2006 г. превысила 837 млн. руб. Прирост по сравнению с 2005 г. составил 4%. Каждый менеджер, работающий с партнерами, заработал для своей компании от 10 до 40 млн. руб. Средний бюджет дилера составил 0,8–1,5 млн. руб.
Корпоративные поставки (оборудование и ПО)
Лидеры по этому направлению бизнеса — компании «Арсенал+» (1629,57 балла), ИВС (921,55) и «Трилайн» (906,33) (см. табл. 4). Двадцать компаний — участниц рейтинга поставили корпоративным заказчикам в 2006 г. оборудование и ПО на общую сумму 3 млрд. 92 млн. руб. Это на 23% больше, чем в 2005 г. Средняя выработка на одного менеджера составила 7–25 млн. руб. Со своей стороны заказчики этих компаний в среднем затратили на закупки от 0,3 до 1,1 млн. руб.
Собственное производство компьютерной техники
В производстве компьютеров лидируют компании «Арсенал+» (1602,34 балла), «Трилайн» (1416,36), Уральский завод вычислительной техники (1247,17) (см. табл. 5). Всего в 2006 г. эти девять компаний выпустили более 54 тыс. ПК и более 850 серверов. По сравнению с показателями 2005 г. выпуск этих устройств увеличился на 12%. Общий объем выпуска компьютеров в УрФО составил более 150 тыс. штук, а общий объем продаж — 230–250 тыс.
Одним из важнейших индикаторов уровня развития ИТ-рынка является количество компьютеров, находящихся в домашнем пользовании. В настоящее время в среднем в России приблизительно 28–30% семей (домохозяйств) имеют компьютеры. Аналогичные показатели для субъектов УрФО следующие: в Свердловской области компьютеры есть в 27% семей (всего в домах 460 тыс. компьютеров), в Челябинской области — 24% (380 тыс.), в Пермском крае — 23% (205 тыс.), в Курганской области — 19% (55 тыс.), в Тюменской области — 31% (100 тыс.), в Ханты-Мансийском АО — 43% (205 тыс.), в Ямало-Ненецком АО — 51% (91 тыс.).
Реализация «коробочного» ПО собственной разработки
Как и в предыдущие годы, по этому направлению бизнеса соревновались всего две компании: «СКБ Контур» и «ТюмБИТ». Первая лидирует уже третий год подряд со значительным отрывом — 2739,68 балла, у «ТюмБИТ» 205,71 балла. Суммарный объем реализации превысил 308 млн. руб. Производство программных продуктов в «СКБ Контур» и «ТюмБИТ» выросло на 70% по сравнению с 2005 г.
Как поясняет АКСИТ, столь малое число участников рейтинга связано с тем, что данный вид бизнеса требует больших интеллектуальных ресурсов, продуманной стратегии и грамотной маркетинговой политики. Кроме того, для успешных продаж «коробочного» ПО необходим выход в другие регионы, где приходится соперничать с продукцией московских компаний.
Разработка и внедрение ИС (индивидуальные проекты)
В рамках этого направления высокую динамику развития бизнеса показал лидер рейтинга — оборот компании «Прогноз» в 2006 г. вырос на 74% по сравнению с 2005 г. По объему реализации она лидирует со значительным отрывом — 7172,38 балла против 1412 баллов у второго в рейтинге, ИТ-холдинга «Корус». На третьем месте Центр информационных технологий CIFT (998,27 балла) (см. табл. 6).
Суммарная выручка этих 12 компаний по итогам 2006 г. составила 1 млрд. 240 млн. руб. В крупных компаниях на одного сотрудника приходится в среднем 1–2 млн. руб. дохода. Бюджет среднего клиента составил 3–8 млн. руб.
Как и в прежние годы, заказчики приобретали в основном системы ERP, CRM и BI. Корпоративные клиенты все чаще предпочитают целевые и целостные ИТ-системы, и это можно считать одной из тенденций 2006 г. Основными потребителями ИТ-услуг являются государственный сектор, торговля, промышленные предприятия, нефтяные и энергетические компании.
Внедрение ИС на основе серийного ПО
Объемы реализации у лидеров рейтинга по данному виду бизнеса следующие: «ТюмБИТ» — 1330,75 балла, АСП — 907,43 балла, «Астра СТ» — 200,74 балла. Суммарный объем реализации шести компаний — 275 млн. руб. Средняя выработка на одного сотрудника составила 500–800 тыс. руб. Заказчики в среднем покупали услуги на сумму 20–30 тыс. руб. (см. табл. 7).
Внедрение и развитие ИТ-инфраструктуры
Результат победителя — группы компаний АСК — почти втрое превышает показатель компании «Хост» — соответственно 1319,97 и 469,91 балла. Компании «Корус» и «Астра СТ» фактически разделили второе место с «Хост», набрав 469,58 и 463,83 балла соответственно (см. табл. 8).
Суммарный объем реализации у 13 компаний составил более 1,2 млрд. руб., превысив аналогичный показатель 2005 г. на 11%. Средняя выработка на одного сотрудника у компаний-лидеров составляет 10–15 млн. руб., по всем 13 компаниям — 1–3 млн. руб. Бюджет среднего заказчика у ведущей тройки составляет 2–5 млн. руб., по всем 13 компаниям — 0,5–1 млн. руб.
Строительство сетей и телекоммуникаций
Здесь отличились ИТ-холдинг «Корус» с результатом 2046,55 балла, группа АСК (1988,69) и компания «Парад» (1599,37) (см. табл. 9). Суммарно 11 компаний заработали на этом направлении бизнеса 616 млн. руб., прирост по сравнению с 2005 г. составил 40%. В среднем заказчики тратили на указанные услуги 1–2 млн. руб., у наиболее крупных системных интеграторов — 6 млн. руб. Количество сотрудников, занятых этим направлением бизнеса, у компаний — участниц рейтинга варьируется от 20 до 60 человек.
Разработка Web-приложений
На этот раз в данной категории участвовали только три компании (в прошлом рейтинге вдвое больше). Места распределились следующим образом: первое место — «Компьютер Сервис Консалтинг» (1604,97 балла), второе — группа компаний «Астра СТ» (1467,52 балла), третье — группа АСК (1034,01 балла). Суммарный доход этих фирм превысил 25 млн. руб., что на 40% больше, чем в 2005 г.
ИТ-обучение
Объемы реализации услуг у тройки лидеров следующие: Центр информационных технологий CIFT — 666,45 балла, группа компаний Softline — 426,58, группа компаний «ТюмБИТ» — 309,72. Суммарно эти пять компаний в 2006 г. получили от учебного бизнеса более 24 млн. руб.; обучено более 3 тыс. человек (см. табл. 10).
Ремонт в сервисных центрах
Объемы реализации услуг у первых трех компаний следующие: ИВС (1745,03 балла), «Гармония» (1424,98), «Арсенал+» (1397). Суммарная стоимость ремонтных услуг, оказанных всеми 12 компаниями, более 130 млн. руб. — это превышает показатель в 2005 г. более чем на 50% (см. табл. 11).
Техобслуживание на предприятиях
Результат лидера, группы компаний ИВС, — 1632,3 балла — почти в четыре раза превышает результат ближайшего конкурента — ИТ-холдинга «Корус». У группы компаний «ТюмБИТ» 268,7 балла. Суммарный оборот всех 10 компаний составил более 110 млн. руб. (см. табл. 12). Как отмечает АКСИТ, данное направление бизнеса развивается медленно, поскольку аренда «рабочих рук» еще не стала общепринятой практикой.
* * *
АКСИТ обращает внимание на то, что некоторые участники рейтинга в очередной раз проявили непонимание методики его составления, в частности классификации направлений бизнеса (часто данные о продажах по направлениям указывались неправильно). Кроме того, во многих компаниях не налажены учетные системы, обеспечивающие адекватное представление результатов по различным направлениям деятельности.
Подготовила Юлия Солдатова