"Вчера" плавно перетекает в "сегодня", "сегодня" почти полностью зависит от "вчера". Связи их нерасторжимы, но это вовсе не значит, что "завтра" абсолютно гарантировано. Нельзя объять необъятное, всю последовательность событий не восстановить, могут выпасть из памяти эпизоды, казавшиеся самыми яркими, но даже некоторые фрагменты этого "вчера" поясняют "сегодня" и простираются в "завтра".
Вчера
Состав
В проспекте ИВК, выпущенном в 1994 г., компания названа концерном - многопрофильной финансово-промышленной группой. Указано, что концерн объединяет ряд совместных предприятий, АО, фирм. Среди направлений деятельности - электронно-вычислительная техника, программное обеспечение, спутниковая связь и пластиковые карточки.
Истоки
У истоков ИВК стояли 3 человека - Сергей Кабаев, президент компании (ныне генеральный директор завода "Квант"), Григорий Сизоненко, вице-президент (ныне генеральный директор ИВК), и Виктор Первов, занимавший должность вице-президента и ответственный за юридические аспекты деятельности фирмы. Сейчас он работает в компании, которую объединяет с ИВК торговая марка.
Корни фирмы - в кооперативном движении конца 80-х годов. Научно-производственный кооператив ИВК появился в 1988 г. На пути к нынешнему компьютерному бизнесу он прошел много этапов, это и существовавшая тогда сеть магазинов М1,"Голден-Ринг", U2, где предлагался товар самого разного рода. Было время, когда в ИВК торговали лесом, углем, сахаром. На производство и продажу компьютерной техники ИВК в конце концов подвигло специальное образование ее основателей - выпускников МВТУ им. Баумана. Профессиональную подготовку специалисты компании прошли за рубежом, в частности в учебных центрах IBM. На этапе становления НПК ИВК один из его создателей на вопрос о значении аббревиатуры ИВК отвечал так: "ИВК в России, что IBM в США".
Григорий Сизоненко вспоминает первые годы работы так: "В конце 80-х - начале 90-х деньги зарабатывались очень легко. Хотели свой завод построить, заказали оборудование..." Производство собирались развернуть в здании неподалеку от метро "Войковская".
В ИВК довольно быстро поняли, что завод "Квант" перспективен и решили инвестировать в производство. В 1994 г. было объявлено о победе ИВК в инвестконкурсе и приобретении 20% акций завода. Правда, были попытки препятствовать проведению эмиссии, блокировать приобретение контрольного пакета. И далее история с контрольным пакетом складывалась непросто. На рынке cтолкнулись интересы еще двух компаний, которые, по словам Сизоненко, "хотели просто заработать деньги". В интересы же ИВК входило поддержать производство, поэтому приобретение контрольного пакета, на взгляд специалистов ИВК, было вполне обоснованно.
Но, по словам Сизоненко, едва ознакомившись с мощностями "Кванта", пришли к выводу, что нечего огород городить. Поэтому первый компьютер ИВК был собран именно на "Кванте".
Специалисты ИВК считают 1993 г. годом активного выхода продукции на российский рынок и рождения марки ИВК. Руководители фирмы вспоминают, что, выпустив первые партии компьютеров, они пытались работать в разных рыночных нишах, но пришли к выводу (и это стало их идеологией) , что надо выпускать лишь качественную технику. На дешевом же рынке не нужна особая надежность, а значит, ни к чему закупать партии дорогих комплектующих и проводить строгий выходной контроль.
Основными покупателями техники ИВК стали российские госструктуры: министерства, предприятия различных ведомств, в частности ВПК.
По словам Сизоненко, поворот клиентов такого рода к компьютерам отечественной сборки произошел именно в 1993 г. И хотя специалисты этих организаций привыкли к высококачественной технике - IBM, HP, Digital, - добываемой в прошлом по "выделенным каналам" на Западе, уровень продукции ИВК их вполне устроил.
При этом из рассказа руководителей ИВК следует сделать вывод, что с самого начала их команда работала с организациями, которые до приобретения техники "желтой сборки" не опускались.
Производство
В 1993 - 1994 годы, в период, когда компания разворачивала производство, были у них, как и у иных отечественных сборщиков, мысли об отечественных комплектующих. Более того, предполагалось, что можно будет со временем выпустить "полностью российский компьютер". В ИВК создали свое КБ, где был, в частности, разработан источник питания, сертифицированный компанией "Schaffner intepro" . Но производить его на местных предприятиях оказалось слишком дорогим удовольствием. Надежды на отечественные корпуса тоже не оправдались.
Был задуман проект создания системы спутниковой связи ИВК-СЕТЬ. Здесь же, в КБ, были разработаны собственные спутниковые антенны, но производство их оказалось нерентабельным. По словам Сизоненко, этот проект был преждевременным.
Было запланировано строительство завода по производству пластиковых карточек и даже выбрано место под строительство. Но проект так и остался на бумаге.
В то время существовал и отдел программного обеспечения. ИВК занималась распространением западной системы управления предприятием BPCS, принимала участие в разработке и внедрении конверсионной программы "Старт-1".
Отметим еще одно начинание. В 1994 г. была разработана программа автоматизации медицинских учреждений. Система "Медос" предусматривала организацию документооборота для предприятий страховой медицины. Проект стоил около 100 тыс. долл. Первый опытный и соответственно бесплатный вариант системы до сих пор работает в одной из поликлиник Сочи. Но дальше опыт распространить не удалось, так как российские медицинские организации оказались неплатежеспособными.
О 1994 г. Григорий Сизоненко вспоминает так: "Тогда было много денег и все хотели заниматься всем". В периодических изданиях того времени оборот компании оценивался более чем в 100 млн. долл.
Путь ИВК в российском бизнесе руководители характеризуют как достаточно ровный и прямой. При этом отмечают тяжелую ситуацию, возникшую в 1995 г. в период банковского кризиса с ИБР-банком (Инновационный банк развития), созданным с участием ИВК, через который компания осуществляла свою финансовую деятельность. После кризиса возродить банк так и не удалось.
Сегодня
Состав
В справочнике "Кто есть кто на компьютерном рынке России" за 1996-1997 гг. есть три позиции, объединенные аббревиатурой ИВК: ИВК, ИВК Системс (продукция IBM и оборудование для автоматизации финансовой деятельности) и ИВК-Энтерпрайз (копировальная и другая офисная техника).
Руководство компании пояснило, что все предприятия, использующие аббревиатуру ИВК, являются сейчас самостоятельными юридическими лицами и носителями торговой марки.
По данным того же справочника, в штате ИВК около 150 сотрудников.
Позиции
"Сегодняшние позиции нашей компании ничем не отличаются от вчерашних - это производство высококачественной компьютерной техники и продвижение ее на отечественном рынке. Сейчас мы "ставим российский brand" и стараемся, чтобы к нему относились столь же уважительно, как к иной технике подобного уровня", - такими словами генеральный директор компании ИВК Григорий Сизоненко определил нынешнее положение дел.
Григорий Сизоненко полагает, что сегодня компьютеры сборки ИВК и brandname ничем практически не отличаются. По его словам, это подтверждается результатами тестирования на предприятиях-заказчиках. Заказчики же - крупные государственные структуры, Совет Федерации, Министерство обороны РФ. Сизоненко полагает, что пора убрать границу между "белой" и "красной" сборкой, но при этом он берет на себя ответственность только за продукцию с маркой ИВК. Что же касается стоимости компьютеров, то они "однозначно дешевле, чем brandnamе. Правда, некоторым людям кажется, что наша техника даже дороже. Но это только на первый взгляд, - считает он. - Если сравнивать с основными моделями - мощными серверами и рабочими станциями IBM или Compaq, то техника ИВК, близкая по качеству, дешевле на 50%. Модели нижнего ценового диапазона отличаются не столь сильно, процентов на 15, но здесь следует обратить внимание на возможность модернизации. Компьютеры ИВК обладают большим жизненным циклом и тем самым экономят средства пользователя".
Производство
На "Кванте" два сборочных цеха. В одном используются роботы-кары, второй цех - конвейерный (линия компании Daefuku), где собирают не только компьютеры ИВК, но и таких компаний, как "Вист", R&K, "Ток" и некоторых других. У конвейера имеются 4 рукава, поэтому одновременно можно собирать 4 изделия. По этому поводу владельцы контрольного пакета акций рассуждают вполне логично: "Заводу нужно жить. Он рассчитан на 1 млн. компьютеров в год, а делая по 15 тыс. компьютеров в месяц, он будет недогружен". Сейчас завод начал еще и сборку телевизоров. Рассуждая о качестве компьютеров, изготовленных на "Кванте" различными компаниями, рекламирующими свою технику и подчеркивающими, что она произведена именно здесь, Григорий Сизоненко отмечает: "Факт сборки наа"Кванте" еще ни о чем не говорит. На каждый компьютер есть своя технологическая карта, в которой указано, как проводится выходной контроль, сколько времени занимает проверка в термокамере. Отсюда и немалая разница вакачестве компьютеров, собранных на одной и той же линии. Если очень сильно захотеть и ослабить требования к выходному контролю, допустив возможность некоторых сбоев при тестировании, то можно выпустить на рынок компьютер любого качества. Нам это не позволяют делать внутренние убеждения. Если с системой UNIX машина заведомо работать не будет, то мы неаможем выпустить ее в продажу. Наша техника широкосовместима. Что бы там ни было, но с нашим "железом", оно обязано работать". Специалисты ИВК особенно подчеркивают, что сборка сборкой, но только после нее начинается индивидуальная технология тестирования, которую и заказывает фирма. Кто-то требует просто запаковать собранный компьютер в коробку и отправить клиенту, кто-то ограничивается стандартными тестами.
ИВК собирает свои компьютеры на заводе "Квант" и владеет контрольным пакетом акций завода по сей день.
ИВК, по данным специалистов компании, использует промышленную систему тестирования, где можно испытать каждый элемент от 1 до 5 раз и продержать изделие в термокамере 24, 36 или 48 ч. Гибкость оборудования на "Кванте" позволяет собирать технику того качества, которое требует заказчик.
Фирмами, работающими с ними в одной нише, руководители ИВК считают "Ками" и "Крафтвей компьютерс".
ИВК предлагает и услуги по созданию компьютерных сетей на предприятиях. Оснащение при этом - "на уровне базовых вещей". Здесь не пользуются термином "системная интеграция", а называют эту деятельность просто "реализацией сетевых проектов". Как говорят специалисты ИВК, "не голые машины, соединенные кабелями, а готовое решение, но стандартное". КБ ИВК производит источники питания, разработанные в свое время здесь же. Компьютеры ИВК, поставляемые в ряд государственных структур по ТУ заказчика, комплектуются только этим источником питания, который, один из немногих, соответствует требованиям российских ГОСТов.
Сейчас КБ выполняет заказы некоторых НИИ, в частности на контроллеры и другие устройства.
Можно считать ошибкой выпуск портативных ПК в 1994 г., что, впрочем, здесь называют просто неудавшимся опытом. Изготовили, собственно, 1000 компьютеров.
Григорий Сизоненко весьма недоволен поставщиком комплектующих - процент недоброкачественной продукции был слишком велик и сотрудникам сервис-центра ИВК - а их 11 человек - пришлось изрядно потрудиться, устраняя недостатки новых портативных компьютеров. Правда, фирмы-поставщика Сизоненко не назвал, считая, что это ни к чему.
По словам Сизоненко, сложности с продажами были, но в конце концов все машины разошлись. В частности, партию техники закупила ГАИ, остальное разошлось через дилеров. В отношении цены руководители ИВК утверждают, что стоимость портативных компьютеров вполне соответствовала продукту.
Продажи
В течение 1996 г. ИВК продавала от 500 до 1,5 тыс. компьютеров в месяц. При этом цена на них колебалась от 850 долл. до 20 тыс. долл. (в случае серверов). Количество продаж зависит, по словам руководства компании, от поступления государственных средств, а это, в свою очередь, зависит и от времени года, и от политической ситуации. В частности, летом покупают очень мало, а в конце года - больше всего.
В ИВК всегда ориентировались на работу с госучреждениями, с крупными министерствами. По мнению руководителей ИВК, в последнее время представители министерств все более и более заинтересованы в приобретении техники отечественной сборки. Но тут возникают сложности с финансированием. В частности, управление одного из министерств (какого именно, просили не указывать) передало ИВК такие данные: в 1993 - 1994 гг. на приобретение компьютерной техники им было предоставлено 17 млрд. руб., в 1995 - уже 15 млрд., а в 1996 и 1997 гг. соответственно 11 и 8 млрд. руб.
Г-н Сизоненко особенно подчеркивает рост интереса руководителей федеральных структур и оборонных организаций к отечественным компаниям-сборщикам. Причинами он считает хороший сервис и конфиденциальность. На вопрос, производит ли ИВК компьютерную технику для спецприменений и занимается ли разработками в этой области, Григорий Сизоненко конкретного ответа не дал, но подчеркнул, что информационная безопасность при использовании техники отечественной сборки уже очевидна для многих госструктур. Безопасность техники обеспечивается специальными приемами, позволяющими, в частности, уменьшить зону излучения, проводить тщательные проверки на наличие "закладок". В частности, именно сейчас компьютеры ИВК начали приобретать структуры МВД.
Руководители ИВК рассуждают так: "Если объемы финансирования наших клиентов уменьшились в последнее время в 2 раза, а объемы поставок техники не снизились, стало быть, интерес к ней вырос".
ИВК продолжает знакомить потенциальных клиентов со своей продукцией. Вместе c "Коммерсантъ-Дейли" рассылалась брошюра, содержащая сведения о компьютерах ИВК. Зная, кто подписывается на это издание, можно предположить, что информация рассчитана скорее на корпоративных покупателей. Розничными продажами в ИВК по-прежнему не занимаются, но на дверях здания, где расположен офис компании, висит объявление о том, что компьютеры здесь все же можно приобрести. Начальник отдела маркетинга и развития компании Евгений Кривошеев заметил, что это - объявление для друзей фирмы и людей, приходящих по чьим-либо рекомендациям. Объясняя, почему эти люди покупают именно компьютеры ИВК, он сказал: "Наши люди в два раза быстрее, чем американцы, понимают "что - хорошо, а что - плохо". Поэтому через год-два они перестанут даже смотреть на некачeственную технику. Компьютер ИВК человек придет покупать, если и раньше работал с таким же, скажем, на боевом дежурстве".
В отношении других путей розничной торговли Григорий Сизоненко ответил коротко: "С магазинами не работаем".
Дилеры - а их сейчас деcятка полтора - тоже розницей не занимаются и делают основные объемы на корпоративных заказах федеральных структур. Среди дилеров ИВК такие фирмы, как "Круг" (Тында), CMS, (Ижевск), "Континент" (Кишинев), "Высокие технологии" (Санкт-Петербург), имеют выходы на крупные производственные или государственные структуры.
И наконец...
... думая о вчерашнем и завтрашнем дне, делая любые выводы и прогнозы, очень хочется надеяться, что и ЗАВТРА ИВК будет ИВК. #
В июле 1996 г. депутатами Госдумы со ссылкой на 4-й пункт статьи 3 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" был сделан запрос о приобретении рядом бюджетных предприятий и органов государственной власти компьютерной техники. Счетная Палата РФ в августе-октябре 1996 г. провела проверку эффективности и целесообразности расходования государственных средств на приобретение компьютерной техники в 1995 г. и первом полугодии 1996 г. в ряде федеральных структур. Приведем некоторые цифры итогового документа. Расходы на приобретение вычислительной техники за указанный период составили:
По Министерству финансов РФ: | 1672 тыс. долл. США, 16 643,8 тыс. немецких марок и 424 млн. руб. |
По Министерству внутренних дел РФ: | 5760,8 тыс. долл. и 1,7 млрд. руб. |
По Управлению делами Президента РФ: | 26,4 млрд. руб. |
По Государственной налоговой службе РФ: | 18,2 млрд. руб. |
По Центральной избирательной комиссии РФ: | 59,6 млрд. руб. |
По Государственному комитету РФ по статистике: | 5,6 млрд. руб. и 60,4 тыс. долл. США. |
По Министерству труда и социального развития РФ: | 3019,4 тыс. долл. США. |
Из "Отчета о результатах проверки эффективности и целесообразности расходования государственных средств на приобретение компьютерной техники в 1995 г. и первом полугодии 1996 г." Счетной палаты РФ: "... в течение 1995 г. и в первом полугодии 1996 г. в семи проверяемых организациях за счет средств федерального бюджета приобретено компьютерной техники и оборудования на сумму 11,1 млн. долл. США, 16,6 млн. немецких марок и 117,8 млрд. рублей. ... Из общего количества компьютеров 25 719 шт. только три ведомства приобрели часть техники российского производителя (Управление делами Президента РФ - 3 шт., Госкомстат России - 3 шт. и МВД России - 33 шт.)".