21–22 ноября 2007 г. в подмосковном отеле «Атлас-Парк» прошел десятый межрегиональный IT-Форум. Организовали конференцию издание CRN/RE («ИТ-Бизнес»), подразделение «СК Пресс» Business Exchange, аналитическая компания ITResearch, а также региональные ассоциации АКСИТ, ПАПИТ, ТомКИТ, АКЦИТ. Поддержку Форуму оказала ассоциация АП КИТ. «Серебряным» спонсором стала компания Acer, в качестве генерального технологического спонсора выступили Xerox и «Цифровые системы», спонсорами конференции также были компании APC, MIСS, OCS, Powercom, RSI и Pinta Lab.

В работе IT-Форума приняли участие свыше 200 человек — представители вендоров, дистрибьюторов, системных интеграторов, реселлеров. Примерно треть — из региональных компаний.

Тема юбилейного форума — «Российский ИТ-рынок: на пороге зрелости?». По мнению аналитиков, сегодня на ИТ-рынке налицо признаки, характерные для этого этапа: замедление темпов роста и усиление конкуренции; увеличение числа опытных и требовательных покупателей и клиентов; снижение прибыльности; расширение спектра предоставляемых услуг; повышение ценности бренда; увеличение числа слияний и поглощений и др. Символично, что российский ИТ-рынок вступает и в возраст «совершеннолетия»: многие ведущие ИТ-компании начали свой бизнес примерно 18–20 лет назад.

На пленарном заседании доклад на тему «Жизненные циклы сегментов ИТ-отрасли и оптимальные маркетинговые стратегии» сделал Василий Мочар, заместитель директора аналитической компании ITResearch. Ее директор Юрий Бонкарев выступил c докладом «Российский ИТ-рынок. Итоги, тенденции, перспективы» на cекции «Аналитика ИТ-рынка». Там же выступили Константин Зимин, главный редактор Intelligent Enterprise, и Алексей Трофимов, генеральный директор компании «Ритейл Аудит», рассказавшие соответственно о практике использования ИТ на предприятиях и состоянии ИТ-розницы. Содоклад «Проектный бизнес. Взгляд со стороны дистрибьютора» сделал Вадим Лата, коммерческий директор компании RSI.

Бизнес-тренер и консультант в области менеджмента, маркетинга и продаж Радмило Лукич посвятил свое выступление критическим факторам успеха в ИТ-бизнесе. В рамках секции «Бизнес-практикум» Михаил Гринфельд, тренер-консультант по деловым коммуникациям, провел мастер-класс «Согласование интересов собственников», а Михаил Елашкин, директор аналитической компании Elashkin Research, попытался «привить» желающим полезные навыки в ходе деловой игры IT-Adventure.

Оживленной была панельная дискуссия на актуальную в последнее время тему «Рейдерство и ИТ-рынок», которую провели Николай Комлев, исполнительный директор АП КИТ, и Александр Гуккин, член правления этой ассоциации.

В традиционном формате прошли «круглые столы». На одном из них обсуждался выбор перспективных рыночных ниш, позволяющих ИТ-компаниям больше заработать сегодня и завтра. Региональной проблематике был посвящен «круглый стол» под названием «Центр и регионы: противостояние «не на жизнь, а на смерть» или поиск путей к сближению?». Ответы на важные для всех игроков вопросы конкуренции и консолидации (может ли одна компания решить все проблемы, связанные с работой на рынке, надо ли объединяться для их решения, какие проблемы действительно можно решить путем объединения) участники Форума пытались найти в ходе дискуссии «Один в поле воин?». Не утратила актуальности и тема самосбора, о ней также шла речь на одном из «круглых столов». И конечно же обсуждалась «вечная» проблема — программы поддержки партнеров, предлагаемые вендорами и дистрибьюторами.

На Форуме также были подведены итоги проекта «Лучшие ИТ-дистрибьюторы 2007» и награждены победители рейтинга «25 лучших региональных ИТ-компаний» (спонсоры награждения — ELKO Moscow, Fujitsu, «Формоза», iPro, «Марвел», «Тайле»).

В номинации «Лучший дистрибьютор для системного интегратора» победила компания Landata, лучшим дистрибьютором для сборщика ПК признан Merlion, а лучшим дистрибьютором для ИТ-розницы стала компания OLDI (см. спецвыпуск CRN/RE № 5/2007).

Из истории IT-Форума

Идея провести мероприятие, которое впоследствии превратилось в регулярное, появилась в 1999 г., когда отечественный ИТ-рынок стал понемногу приходить в себя после кризиса 1998 г. Многим тогда казалось, что тратить силы на организацию такой конференции бесперспективно. Но не всем. В те годы в стране не проводилось масштабных мероприятий для участников канала сбыта. Конечно, ведущие вендоры и дистрибьюторы периодически устраивали свои «академии», но общедоступной и независимой площадки федерального масштаба для обсуждения вопросов продвижения и сбыта ИТ-продукции и услуг, развития ИТ-компаний не существовало.

У истоков IT-Форума стояли Николай Федулов, издатель «СК Пресс», Александр Канн, президент холдинга «Алгоритм Груп», и Марина Никитина, главный редактор CRN/RE.

Как часто бывает, идея появилась внезапно. Правда, изначальная задумка была несколько иной — не конференция на рыночные темы, а встреча, дающая возможность вендорам пообщаться с дистрибьюторами и дилерами, решить какие-то вопросы.

Но после долгих обсуждений решено было в основу мероприятия положить все-таки общерыночные темы и придать ему формат, позволяющий охватить разные сегменты рынка. В пользу такой концепции говорил и тот факт, что значительная часть проблем — типичные, характерные для многих игроков ИТ-рынка.

Принципиальных отличий IT-Форума от мероприятий, проводимых крупными фирмами, два. Во-первых, это независимая площадка, здесь не «командует» ни какая-либо компания, ни группа компаний. Во-вторых, программа IT-Форума (пленарные и секционные заседания, «круглые столы» и т. д.) посвящена в основном обсуждению достаточно общих проблем ИТ-индустрии, а частные вопросы выносятся за рамки официальной части. Благодаря такому подходу программу конференции удавалось каждый раз делать интересной и полезной.

Первый IT-Форум состоялся в 2000 г. в подмосковном пансионате «Поляны» и собрал 330 представителей ИТ-бизнеса: результат более чем впечатляющий. Организаторы — CRN/RE и «Алгоритм Груп» — не скрывали радости по этому поводу.

Год спустя проходит второй IT-Форум, и мероприятие становится регулярным.

Проанализировав результаты двух предыдущих конференций, организаторы принимают решения разделить IT-Форум на два направления — «Бизнес» и «Технологии» — и проводить дважды в год, весной и осенью.

Весенний IT-Форум 2002 г. собирает наибольшее количество участников из регионов, осенью того же года проходит первый «технологический», привлекший внимание рекордного числа спонсоров.

В 2003 г. произошло важное событие — Издательский дом «СК Пресс» приобрел у холдинга «Алгоритм Груп» все права на проведение IT-Форума и внес изменения в его организацию.

Участие CRN/RE в проведении конференции первоначально ограничивалось подготовкой контента, но начиная с осени 2002 г. редакция стала также активно заниматься работой со спонсорами и участниками, PR-акциями. Словом, CRN/RE становится организатором IT-Форума, а вся работа по его подготовке и проведению возлагается на подразделение «СК Пресс» — Центр бизнес-мероприятий (Business Exchange).

IT-Форум всегда проходил в Подмосковье. Только в 2005 г. местом его проведения стал Санкт-Петербург. В петербургской конференции в основном принимали участие компании, работающие в Северо-Западном регионе, она отличалась от подмосковных спокойной, «камерной» атмосферой.

По отзывам постоянных участников, одна из причин популярности и влиятельности IT-Форума заключается в том, что на него постоянно съезжаются представители региональных компаний. Не всегда, правда, столько, сколько хотелось бы организаторам и крупным столичным игрокам ИТ-рынка, но устроители Форума делают все для того, чтобы его региональная аудитория расширялась.