Тема «женских» профессий нами поднималась не раз... Неизменно публикации о женщинах в ИТ-бизнесе вызывали большой интерес не только у них самих, но и у их коллег-мужчин. Поэтому редакция CRN/RE решила вновь вернуться к этому вопросу, тем более что жизнь идет, и положение женщин в ИТ-отрасли меняется, причем, по мнению некоторых специалистов, весьма ощутимо.
Традиционно все, что касается техники и компьютеров, связывают с сильной половиной человечества, независимо от возраста. В технических вузах, которые в основном и готовят будущих работников сферы ИТ, как известно, больше студентов, чем студенток.
Значит ли это, что ИТ по-прежнему остаются территорией мужчин?
Наверное, стоит поговорить отдельно о женщинах, работающих по традиционным ИТ-специальностям — что пока еще не стало распространенным явлением; и о месте женщин в ИТ-компаниях — где их совсем не мало.
Женщины и ИТ-специальности
Елена Тимошкина, руководитель группы подбора персонала кадрового центра ЮНИТИ, отмечает, что вакансии в ИТ-сфере делятся по направлениям: разработка, внедрение, поддержка ПО и обслуживание оборудования.
По данным ряда рекрутинговых компаний, женщины сейчас составляют 10–15% общего количества кандидатов на ИТ-специальности, причем общественное мнение по-прежнему воспринимает информационные технологии как мужскую индустрию. Действительно, мы привыкли чаще сталкиваться с мужчинами — программистами, менеджерами проектов, специалистами help desk...
Например, Алексей Блышко, специалист по ИТ компании «АКМЭ сервис», отмечает, что традиционно профессии в сфере ИТ воспринимаются как исконно мужские. Не важно даже, что само понятие «информационные технологии» появилось сравнительно недавно, — законодателями мод стали именно представители сильного пола. Некоторые утверждают, что это связано с принадлежностью к определенным психотипам. Другие считают, что причина исключительно в предрассудках. Оба мнения имеют право на существование, полагает Алексей Блышко, но ничто не мешает женщинам попробовать себя в этом направлении. И многие пробуют. Кто-то — чтобы доказать себе, что не хуже других. Кто-то чувствует себя в ИТ как рыба в воде. Ситуации бывают разные. Соответственно и карьера может быть разной. Первые, как правило, долго не задерживаются, обычно уходят в те области, к которым больше лежит душа, — причем нередко там они могут блистать знаниями, полученными на работе с ИТ. Вторые же остаются «всерьез и надолго». Их любят и ценят. Как специалистов, профессионалов своего дела, да и просто как женщин.
Ирина Клюсова, директор отделения Kelly IT Resources Moscow компании Kelly Services, подчеркивает, что число работающих в сфере ИТ определяется количеством обучающихся по соответствующим специальностям. А вузовская статистика говорит, что женщины реже идут учиться на «технарей», чем мужчины. Интересно, что во времена СССР на «программистских» специальностях женщин было много, практически 50%, потом большинство из них переключились на гуманитарные дисциплины.
Сейчас ситуация меняется: все больше девушек идут учиться на факультеты, связанные с ИТ. Правда, даже получив диплом инженера-программиста, далеко не все собираются работать в данной области...
Елена Диментова, заместитель генерального директора «Фан Холдинг», полагает, что сегодня сфера информационных технологий в моде и востребована на рынке. «В соответствии с рыночными тенденциями меняется и спрос на услуги высшего образования. Если раньше самый высокий конкурс был на факультеты экономики и юриспруденции, то сейчас особой популярностью стали пользоваться факультеты технические. Еще недавно девочки выбирали модные на тот момент экономику и финансы, педагогику и медицину, а сейчас... нет, конечно, не все, но все же многие стремятся стать программистами», — говорит она.
Тем не менее пока не так много женщин трудится в сфере разработки ПО. Женщину-программиста многие до сих пор не воспринимают всерьез. Да и сами женщины считают эту специальность сложной, причем не только в силу высоких требований, но и потому, что знают об этом предубеждении.
Здесь действительно проявляется дискриминация при приеме на работу, как отмечают представители рекрутинговых фирм. Хотя в центрах разработки больших международных компаний этого нет: если специалист удовлетворяет всем «входным» требованиям, его пол никого не интересует. Но чтобы попасть туда на работу, нужно приобрести опыт, поработав в менее крупных отечественных компаниях. А там предрассудки существуют...
Главная проблема состоит в том, что женщину — выпускницу с дипломом программиста редко берут на работу, если у нее нет опыта. При прочих равных условиях компания-разработчик в качестве программиста без опыта работы скорее возьмет мужчину. Если и рассматривается кандидат-женщина, то к ней предъявляют намного более высокие требования. В результате ей труднее приобрести навыки в реальных проектах разработки. Если же молодой специалист не сможет найти работу в течение года, то квалификация быстро теряется, и вообще исчезают шансы устроиться на работу программистом в серьезную фирму.
Тем не менее создается впечатление, что ситуация в области тестирования ПО сейчас совершенно иная. Сегодня в отделах тестирования компаний — разработчиков ПО — немало руководителей женщин. По данным КЦ ЮНИТИ, приведенным Еленой Тимошкиной, женщины востребованы (20–30%) в тестировании ПО на разных этапах его разработки. Это тестировщики, специалисты и менеджеры по качеству. Профессия специалиста по тестированию требует аккуратности, внимания, усидчивости, в ней много монотонной технической работы, возможно, поэтому женщины в ней «прижились».
Можно отметить большой вклад женщин в разработку Web-сайтов. Среди Web-дизайнеров их не менее 30–40%. Они успешно конкурируют с мужчинами, по мнению Тимошкиной, в области дизайна сайтов, вариантов креативного решения задач клиентов. Вынуждены они и понемногу осваивать область Web-программирования.
Вполне вероятно, что в ближайшие годы в сфере разработки ПО число женщин увеличится — спрос на программистов растет, поэтому проще станет получить начальный опыт. А вот в компаниях, которые занимаются установкой ИТ-оборудования, женщины иногда встречаются на руководящих должностях, но в числе исполнителей их практически нет. Системный администратор, ИТ-менеджер, ИТ-директор — должности, которые остаются почти исключительно мужскими.
Но Елена Тимошкина приводит очень интересные данные, которые могут показаться парадоксальными. По ее словам, в направлениях, связанных с обслуживанием аппаратных комплексов (рабочие станции, сеть, телефония, дополнительное оборудование по хранению и передаче большого массива данных и др.), женский труд в основном используется на таких должностях, как системный администратор, инженер по технической поддержке или технический оператор по ведению базы данных. Иногда доля женщин, работающих здесь, может доходить до 30%. Причина использования женщин на технических должностях, по мнению Елены Тимошкиной, — низкий уровень заработной платы, отсутствие дальнейшего профессионального роста и приток иногородних (из крупных городов РФ).
На вопрос: «Откуда такие цифры, ведь совсем недавно на подобные профессии, по разным данным, приходилось лишь 5% женского персонала» — Елена Тимошкина ответила: «Кроме перечисленных выше причин, за последнее время появилось больше молодых специалистов, обладающих неплохой подготовкой и знающих цель своего дальнейшего профессионального развития».
Женщины в ИТ-бизнесе
Дарья Грызлова, консультант по подбору персонала Kelly IT Resources Moscow, считает, что сейчас в ИТ трудно найти только «мужские» или только «женские» профессии, это деление ушло в далекое прошлое.
Елена Диментова подтверждает ее слова: «Если еще лет пять назад в требованиях к менеджерам по активным продажам, закупкам, специалистам в области хеджирования, разработки сложных проектов и решений, программирования и т. д., в основном, указывался «мужской род, единственное число», то теперь... полная свобода выбора».
Работодателям по большому счету все равно, какого пола будет сотрудник, считают в Kelly IT Resources. Женский профессионализм уже давно не вызывает никаких сомнений. По данным компании, в целом растет количество женщин — менеджеров по продажам: сейчас их уже практически половина. Среди руководителей проектов, менеджеров по работе с клиентами — 20–30%. Много женщин занято в сфере внедрения ИС, например систем ERP, так как в этой области есть позиции, находящиеся на стыке ИТ с другими специальностями.
Действительно, как полагают во многих компаниях, если для внедрения финансового модуля нужен специалист с финансовым образованием, то он может пойти работать во внедренческую компанию, получив дополнительные знания по ИТ. Есть и психологический аспект — специалист по внедрению ИС обучает, настраивает, объясняет, а для этого нужно найти контакт с сотрудниками компании-заказчика, и здесь могут пригодиться именно женские качества. Кроме того, работать с готовым продуктом все же легче, чем разрабатывать его.
По словам Елены Тимошкиной, такие вакансии, как, например, бизнес-аналитик, в последнее время часто заполняются женщинами (до 20–30% от общего числа кандидатов). Больше всего востребованы они в компаниях, внедряющих или использующих крупные ИС. Сюда же можно отнести и администраторов баз данных, работающих в крупных торговых компаниях, но их значительно меньше — до 5–10%. Немало женщин среди руководителей ERP-проектов — 30–40% (руководители проектов, системные аналитики и эксперты с опытом работы с крупными КИС). Около 20–30% директоров консалтинговых компаний в сфере системной интеграции или внедрения КИС — женщины. А среди директоров по продажам телекоммуникационного оборудования женщин около 40%!
Как выяснилось, наиболее распространенные женские профессии в ИТ: бухгалтер, тестировщица, начальница (проекта, отдела и т. д.), специалист по кадрам, а также — менеджер по маркетингу и PR. Невольно приходят на ум строки: «Три девицы под окном, пряли поздно вечерком...» Действительно, тестировщица — терпеливая, старательная, тонкая — словно пряжа («ткачиха»), бухгалтер — «печет отчеты», и вообще, «вокруг нее все варится», начальница мечтает стать царицей (о деньгах и короне). НR — конечно же — «сватает» специалистов. Чем не «сватья-баба»? А уж маркетологи, PR’щицы — это песня... Просто — Царевна-лебедь.
Елена Тимошкина тоже указывает на психологические аспекты: женская интуиция и способность улаживать конфликты полезны на разных должностях. Например, менеджерам по продажам — при работе с внешними клиентами, сотрудникам службы персонала — при работе внутри компании.
По мнению Алексея Блышко, большинство женщин приходят на работу в ИТ-компанию в смежные с ИТ области. Как правило, это менеджеры по работе с клиентами, операторы call-центров. Если есть желание связать карьеру именно с технологиями, — устраиваются в техническую поддержку пользователей, программистами, администраторами сетей. Единственная вакансия, которую женщины обычно обходят стороной, — системный администратор. Но это связано скорее со спецификой профессии — не каждой даме под силу таскать мониторы с этажа на этаж.
Немало женщин успешно работают на управленческих должностях в ИТ. Как известно, до недавнего времени директором российского представительства крупнейшей международной ИТ-компании была женщина. Но хотя женщин-руководителей в сфере ИТ становится больше, этот процесс идет медленно. Пока они труднее, чем мужчины, поднимаются по карьерной лестнице. В частности, от руководителя сейчас требуются частые командировки. В практике Kelly Services IT Resources были случаи, когда женщины отказывались от необходимых для продвижения стажировок за границей только из-за того, что пришлось бы ненадолго оставить семью и детей.
Во многих кадровых агентствах полагают, что становится больше рядовых сотрудниц, в частности, в компаниях, которые занимаются разработкой ПО. Причем это связано не только с тем, что женщины стали уделять больше внимания работе и в большей степени, чем раньше, рассчитывают только на собственные силы, но и с появлением многих новых возможностей.
Тем не менее дискриминация женщин при приеме на работу или по уровню заработной платы сегодня, как утверждают некоторые специалисты кадровых агентств, все же встречается, правда, редко. В некоторых случаях их зарплата устанавливалась на 15–20% ниже, чем у мужчин на той же позиции, поскольку работодатель предполагает, что мужчине надо кормить семью, а для женщины уровень заработка менее важен.
Мнение профессионала
Специалисты кадровых агентств считают, что женщину, занятую в сфере ИТ, отличают очень высокий интеллектуальный уровень, аналитический склад ума, способность быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах. Но это вовсе не «существа среднего пола», а хорошо выглядящие, интересные женщины. Вместе с тем многие из них как будто опасаются, что на каждом новом месте работы им придется доказывать, что они специалисты. Однако такое предубеждение встречается все реже.
Как отмечает Алексей Блышко, работодатели сейчас понимают, что женщины в ИТ-сфере, как и мужчины, могут быть профессионалами, а могут — и начинающими. Это не зависит от пола. Зато зависит атмосфера в коллективе. Практика показывает, что в смешанных командах профессионалов показатели в целом выше, нежели в мужских коллективах. Дальновидный руководитель учитывает этот фактор.
«Правильнее было бы спросить о роли мужчин в нашем бизнесе, — рассуждает Александр Ямницкий, член совета директоров ELKO Group. — Практически все владельцы — мужчины, и что мы имеем? Жесткую конкуренцию и минимальную прибыль. А женщины в нашем бизнесе, как Пушкин в поэзии, это наше все. Финансы — только дамы, увы, за исключением финансового директора (и то не всегда). Отдел продаж — чуть хуже, но женщин больше половины, и именно они самые успешные, ответственные, не конфликтуют с руководством. Практически пожизненный наём, впрочем, и это понятно, ведь они должны прокормить детей и нередко мужей. Маркетинг — здесь тоже все хорошо, в джазе только девушки. И наконец, три самых проблемных подразделения. ИТ-отдел, отдел брака и логистика. Серверы упали, поменяли брак одного клиента на брак другого, медленно и не то загрузили и отвезли не туда. И ни одной женщины».
«Женщина с ее врожденным желанием нравиться, с ее добротой, внимательностью умеет достичь результата в необходимые сроки с заведомо высоким качеством», — считает Эдуард Москвин, директор компании «Аспект СПб». — Он называет таких сотрудниц «драгоценным материалом в бизнесе» и говорит, что «материал» этот весьма востребован. При этом успех определяется представлениями собственников, создателями корпоративной культуры, а также ответным желанием женщины соответствовать этим представлениям. Если они совпадают, то женщина занимает должность, если нет — остается в поиске.
«По большому счету, для чего нужны женщины? — рассуждает Светлана Федотова, PR-менеджер компания ПИРИТ. — Для того чтобы беречь и любить мужчин. Чтобы те в ответ заботились о женщинах».
«Я вообще не делю профессии на мужские и женские. Практика нашей компании показывает, что женщины довольно успешно работают на руководящих должностях, в маркетинге, в сфере управления персоналом, в администрировании, финансах и, может быть, в несколько меньшей степени они заняты в инженерных подразделениях, — подтверждает высказывания представителей кадровых агентств Юрий Баев, исполнительный директор компании «ТехноСерв А/С». — Отмечу также, что достаточно много женщин работает в области ERP-консалтинга».
«Если говорить о нашей компании, то у нас «равноправие», — рассказывает Елена Диментова. — Нет конечно же, женщинам всегда приятно чувствовать себя под защитой сильных, мудрых и очень ответственных мужчин. Именно поэтому... пальма первенства у нас — за мужчинами. Владельцы компании (а их двое), финансовый директор, директор по маркетингу и два из четырех директоров бизнеса у нас — мужчины, это наша защита, надежда и опора. За их сильными плечами мы чувствуем себя уверенно и надежно. И можем творить (в хорошем смысле этого слова) и работать очень продуктивно».
При этом представительницы прекрасного пола не уступают своих позиций, и директор такого «неженского» подразделения, как технический центр в «Фан Холдинге», — женщина. И заместителем директора, правой его рукой и опорой, в столь сложном и объемном бизнесе, как дистрибуция, здесь тоже стала женщина. Есть и девушка-программист. Она талантлива, работоспособна и отлично разбирается в своем деле.
«В нашей компании нет разделения на женские и мужские должности, говорит директор по маркетингу RSI Ирина Денисова. — Главное — профессиональные качества сотрудника. По собственному опыту могу сказать, что в успешных компаниях я не встречалась с разделением по половому признаку. С другой стороны, физиология женщин и мужчин разная, и поэтому в некоторых профессиях часто происходит так называемый естественный отбор и деление на женские и мужские профессии». Сама Ирина при наборе сотрудников на работу не ставит в графе «пол» галочку на «м» или «ж».
По словам Татьяны Бородач, ведущего менеджера по персоналу компании «Оптима-интеграция» (ГК «Оптима»), представительниц прекрасного пола у них 10–15%. В основном, они заняты в сфере сопровождения бизнеса: финансы, юридическая поддержка, секретариат. Среди задействованных в управлении проектами, составлении смет и т. д. — женщин только 1%.
Василий Селюминов, исполнительный директор Landata, говорит, что в его компании больше всего женщин работает в бухгалтерии и в финансовом отделе — там их 100%, то есть это два совершенно женских департамента. Также есть два полностью женских небольших отдела — кадры и юридический (по три человека в каждом). Только из женщин состоит и департамент маркетинга (в него также входит отдел рекламы и PR). Около 40% женщин работают в департаменте проектов и департаменте продаж. В высшем руководящем составе — тоже 40%.
«В нашей компании соотношение количества мужчин и женщин за последние 10 лет удивительно стабильно и колеблется в пределах: 75% мужчин и 25% женщин. Из девяти топ-менеджеров — две женщины, — говорит Наталья Верещетина, директор по персоналу компании ПИРИТ. — Также пять должностей руководителей подразделений занимают представительницы слабого пола. Кроме традиционно женских сфер деятельности (бухгалтерия, персонал, финансы, секретариат, маркетинг) менеджерами по продажам в основном работают женщины, а мужчины занимаются закупками и логистикой. А вот на складе и в транспортном отделе женщин нет...». «Мужчины у нас не могут даже представить, чтобы слабый пол выполнял тяжелую работу», — подчеркивают в ПИРИТе.
«В нашей компании женщины работают, учатся, руководят, принимают решения, строят планы, делают карьеру и хранят очаг ПИРИТа», — дополняет слова своей коллеги Светлана Федотова. Действительно, женщина возглавляет здесь департамент документных сканеров. Группой корпоративных продаж тоже руководит женщина. Есть здесь и Web-администратор — также представительница «слабого» пола. Группа дилерских продаж, как подчеркивает Светлана Федотова, на 90% состоит из женщин. Они умеют налаживать и поддерживать добрые деловые отношения с дилерами. Почему клиенты работают с компанией ПИРИТ, как правило, продолжительное время? Потому что, с точки зрения Светланы Федотовой, привыкают к любви и вниманию, которые «отгружаются» им в неограниченном количестве вместе с заказанным оборудованием.
В компании «Цифровые системы» приблизительно 40% женщин — утверждает Екатерина Холькина, руководитель отдела маркетинга и рекламы. В основном, они заняты на таких должностях, как офис-менеджер, менеджер по продажам, специалист по логистике, бухгалтер, ну и... должность самой Екатерины.
«Положительная энергетика, эмоциональный фон вокруг компании, ее аура — это, с одной стороны, из разряда мистики, а с другой — работа женщин из отделов PR и маркетинга — с этими словами Светланы Федотовой не поспоришь. — Женщина может реализовывать себя в любой сфере, она трудолюбива, последовательна, успешно совмещает несколько видов деятельности (как в офисном пространстве, где она отвечает на телефонные звонки, убирает, руководит, ведет переговоры, продает или покупает, так и дома в качестве жены, мамы, кулинара, психолога, бухгалтера и полководца)».
С точки зрения Эдуарда Москвина, с большой степенью определенности можно сказать, что в сфере ИТ именно маркетинг имеет женское лицо. «Я вообще удивляюсь, почему маркетингом занимаются женщины? — спрашивает Эдуард Москвин. — Видимо, они более коммуникабельны, смелы, имеют более острое профессиональное чутье. Или настолько эта отрасль лишена ощутимых результатов, выраженных в процентах и цифрах, что мужчины, которые любят признание, выбирают другие виды деятельности? Маркетинг — это длинные инвестиции, в отличие от коммерции, строительства и др. Женщина всегда легче инвестирует в длинные проекты (дети, семья). Мужчина же хочет всё и сразу». Впрочем, в компании «Аспект СПб» женщины занимаются не только маркетингом. Например, одна из них — инженер по оборудованию Cisco.
Алексей Блышко обращается ко всем ИТ-леди: «Дорогие дамы! Если вы видите, что эта сфера вас привлекает, что вы хотите работать и развиваться как часть нашего сообщества, — дерзайте. Если у вас это получится, рады будете не только вы, но и ваши будущие коллеги. Ведь это так приятно, когда за чашкой чая или кофе в обеденный перерыв можно обсудить проблемы обновления KDE под FreeBSD не только с умным, но еще и с красивым собеседником».
А Юрий Баев через наше издание передает поздравления: «Пользуясь случаем, от лица всего коллектива «ТехноСерв А/С» поздравляю всех читательниц CRN/RE с праздником 8 Марта — днем весны, красоты и любви!»