В этом году расширенная коллегия Минкомсвязи проходила в весьма необычном формате. Если раньше она традиционно проводилась в феврале, то на этот раз коллегия была назначена на середину мая. Довольно неожиданным оказался и выбор места: пленарное заседание состоялось в одном из павильонов на территории «Экспоцентра» и было совмещено с открытием выставки «Связь-Экспокомм-2009».
Время и место
Еще в феврале стало известно, что Минкомсвязи решило взять под патронат выставку «Связь-Экспокомм» и вернуть ей статус крупнейшего отраслевого события. Прежнее руководство министерства в последнее время активно поддерживало «ИнфоКом». Именно на эту выставку в последнее время переориентировались многие мировые вендоры и крупные российские компании. Зимой некоторые из них получили письмо за подписью одного из заместителей министра: «Прошу Вас в предельно сжатые сроки информировать о возможном участии Вашей компании в выставке «Связь-Экспокомм-2009» и выставочных площадях под стенд».
Тем не менее неудивительно, что в нынешней экономической ситуации число участников «Связь-Экспокомм» по сравнению с прошлогодней выставкой заметно сократилось (с 676 до 400), уменьшились и выставочные площади — с 40,9 до 25 тыс. м2.
В церемонии открытия выставки приняли участие министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, руководитель аппарата правительства Сергей Собянин и президент Торгово-Промышленной палаты РФ Евгений Примаков. Сергей Собянин зачитал приветственное послание президента Дмитрия Медведева. В середине дня в «Экспоцентр» прибыл сам президент.
Оптимистичные итоги и фантастические прогнозы
Как и в прошлом году, заседание коллегии открыл заместитель председателя правительства Сергей Иванов. Он перечислил первоочередные задачи, стоящие перед Минкомсвязи. Среди них — активизация работы по переходу на цифровое телерадиовещание (общий объем финансирования этой ФЦП до 2015 г. должен составить 127 млрд. руб., из них 80 млрд. планируется выделить из федерального бюджета). Кроме того, в своем выступлении вице-премьер предложил реформировать структуру управления холдингом «Связьинвест» в целях усиления позиций государства (как основного акционера) на рынке услуг связи. Коснувшись темы технопарков, Сергей Иванов заявил о необходимости проработки законодательной базы: «Нужно выработать механизмы господдержки, в том числе и те, которые находятся в налоговой плоскости». Вице-премьер призвал также преодолеть «хронический застой» в сфере создания «электронного правительства». «В целом деятельность министерства заслуживает положительной оценки», — подытожил Сергей Иванов.
«Ровно год назад руководством страны было принято решение о передаче отраслей связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в ведение одного министерства. Итоги рабочего года подтвердили логичность и актуальность такого решения», — с этих слов начал свое выступление министр Игорь Щеголев. Итоги работы отрасли он назвал «достаточно оптимистичными». Эту уверенность разделяют и другие высокие чиновники. Так, по словам заместителя министра Наума Мардера, «в условиях кризиса отрасль ИКТ устояла и сильно не чувствует его влияния».
По оценке Минкомсвязи, в 2008 г. сегмент ИКТ вновь продемонстрировал впечатляющий рост — по предварительным данным, его объем достиг 1803,7 млрд. руб., увеличившись за год на 21,4%. На услуги электросвязи приходится 1136,9 млрд. руб. (рост составил 17,5%), на почтовую связь — 86,8 млрд. руб. (рост — 27,1%). Опережающими темпами развивался ИТ-рынок — по данным министерства, в прошлом году его объем увеличился на 28,9% и достиг 580 млрд. руб. Интересно, что IDC дает похожую оценку объема российского ИТ-рынка — 24 млрд. долл. (примерно 600 млрд. руб.), но, по данным аналитиков, темпы его роста в прошлом году были в три с лишним раза ниже — 9%, как в долларовом исчислении, так и в рублях.
В этом году, к сожалению, Минкомсвязи не представило своих оценок структуры ИТ-рынка (продажи «железа» и ПО, ИТ-услуги). Было лишь объявлено, что сегмент ПО демонстрирует наиболее высокие темпы роста.
Отечественные инвестиции в основной капитал предприятий отрасли ИКТ, по данным министерства, в прошлом году составили 262 млрд. руб., это на 15,8% больше, чем в 2007 г. А вот объем иностранных вложений существенно снизился — на 61,7% — и составил 32,6 млрд. руб.
Как и в прошлом году, некоторые сомнения и вопросы вызывает оценка Минкомсвязи темпов роста российского парка ПК: «Число персональных компьютеров в 2008 г. увеличилось на 28,2%, до 40 млн.». Год назад речь шла о росте на 36%, примерно такие же показатели приводились и два года назад: «Общее число эксплуатируемых в стране ПК в 2006 г. увеличилось по сравнению с предыдущим годом более чем на 35%». Если верить оценке министерства, то получается, что третий год подряд количество компьютеров в России растет в среднем на треть.
Число интернет-пользователей, по данным Минкомсвязи, в прошлом году составило 47 млн. человек, увеличившись по сравнению с 2007 г. на 34,3%. Доля пользователей, выходящих в Сеть из дома, превысила 70%. Около трети «домашних» пользователей (или примерно 20% от всей аудитории) имеют широкополосный доступ к сети. В крупных городах «интернет-проникновение» заметно выше, чем в среднем по России. По оценке чиновников, в городах с населением более 100 тыс. человек 42% жителей старше 12 лет выходят в Интернет хотя бы раз в месяц, в Москве эта доля составляет 61%, в Санкт-Петербурге — 53%. Средняя скорость доступа в регионах заметно ниже, чем в столицах: самая распространенная скорость в среднем по 21 крупному городу России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) составляет примерно 410 Кб/с, а в столицах — около 7 Мб/с. При этом расценки у региональных провайдеров существенно выше столичных.
По прогнозам Игоря Щеголева, в 2009 г. число российских интернет-пользователей составит 63 млн. человек, предполагаемые темпы роста, как и в прошлом году, — примерно 34%.
В целом прогнозы Минкомсвязи относительно развития ИТ-рынка в 2009 г., мягко говоря, вызывают недоумение. Чиновники уверены, что не стоит опасаться ни стагнации, ни тем более обвала. Более того, как считают в Минкомсвязи, ИТ-рынок продемонстрирует чуть ли не взрывной рост, прошлогодние показатели будут превышены. По прогнозам министерства, рост ИТ-рынка в 2009 г. составит 32,8% (!), а его объем достигнет 770 млрд. руб. Цифры фантастические, особенно на фоне пессимистичных прогнозов аналитиков, в частности IDС, которые ожидают падения российского ИТ-рынка в 2009 г. на 45% в долларах, или на 24% в рублях.
За счет чего же удастся добиться невероятных показателей роста? В материалах коллегии об этом говорится весьма туманно: «Планируется увеличение объема консультирования по аппаратным и программным средствам, возрастет объем работ по обработке данных, использованию баз данных и информационных ресурсов, техническому обслуживанию и ремонту офисных машин и вычислительной техники. Увеличится объем разрабатываемого заказного ПО. Увеличится также объем работ по созданию информационных систем и сетей органов государственного управления всех уровней, диагностических и экспертных систем, систем для научных исследований, систем проектирования и управления, разработки технологических процессов, обработки данных, информационного обеспечения».
«Электронное правительство» или «химера»?
Если не считать программы по переходу на цифровое телерадиовещание, то создание «электронного правительства» является, пожалуй, одной из приоритетных задач, стоящих перед Минкомсвязи. Его концепция была утверждена правительством летом 2007 г. Она определяет «электронное правительство» как «новую форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов». Другими словами, это способ предоставления информации и оказания государственных услуг гражданам и бизнесу, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем сводится к минимуму за счет использования ИТ.
Предполагалось, что концепция будет реализовываться в два этапа: в 2008 г. должны были завершиться разработка и утверждение необходимых документов, в 2009 и в 2010 гг. — практическое внедрение «электронного правительства». Однако, как и многие другие инициативы государства в сфере ИТ, эта благая идея столкнулась с множеством бюрократических проволочек.
В феврале 2009 г., на заседании Совета по развитию информационного общества президент Дмитрий Медведев так прокомментировал эту ситуацию: «У нас нет никакого „электронного правительства“, все это химера». Он вспомнил и о портале Общероссийского государственного информцентра (ОГИЦ), который должен был заработать в начале 2009 г., но этого так и не произошло.
Естественно, теме «электронного правительства» было уделено немало внимания на коллегии Минкомсвязи. «Сформирован перечень нормативных правовых актов, направленных на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг, в том числе вопросов оказания таких услуг в электронном виде. Определен перечень государственных услуг, требующих первоочередного перевода их оказания в электронный вид к 2010 г.», — сообщил Игорь Щеголев. По его словам, весной оба документа представлены в правительственную комиссию по проведению административной реформы и в целом ею одобрены.
«Логично, что в период формирования „электронного правительства“ и развития региональной информатизации ИТ-отрасль во многом ориентирована на госзаказы. Сегодня здесь немного мешает работать негативный образ ИТ-решений для госсектора как не вполне прозрачных с точки оценки реальной стоимости и эффективности, — признается министр. — Необходимо поддерживать, тиражировать лучшие решения отдельных ведомств и регионов. Для этого создан Совет главных конструкторов, объединивший „капитанов“ ведомственной информатизации для того, чтобы вместе выбирать лучшие программные и системные решений для последующей „прививки“ этих ценных „культур“ к существующим ведомственным и региональным информационным системам». К числу лидеров, чьим позитивным опытом стоит воспользоваться, Игорь Щеголев относит Москву, Татарстан, Башкортостан, Тюмень, Красноярск, Новосибирск.
Тем временем в апреле Институт современного развития (ИНСОР), попечительский совет которого возглавляет президент Дмитрий Медведев, опубликовал доклад о развитии в России «электронного правительства». Ситуация в этой сфере характеризуется в нем как критическая. «Фактически сорваны все сроки, определенные президентом и правительством для подготовки и принятия соответствующих нормативных актов. По некоторым поручениям и решениям задержка в принятии соответствующих нормативных актов превышает один год», — утверждают эксперты ИНСОР.
Авторы доклада ссылаются на регулярно публикуемый ООН рейтинг индекса готовности к «электронному правительству». Если в 2005 г. Россия занимала в нем 50 место из 192 стран, то в прошлом году она опустилась на 60 место. Значительное ухудшение позиций России было связано с резким провалом по индексу развития государственных веб-сайтов, по этому показателю наша страна упала с 56-го (2005 г.) на 93 место (2008 г.).
Еще более удручающие позиции занимает Россия в рейтинге The Networked Readiness Index (NRI) 2008—2009, который был недавно опубликован в ежегодном отчете, подготовленном Всемирным экономическим форумом. Согласно ему, по уровню ИТ-развития наша страна уступает таким государствам, как Азербайджан, Вьетнам, Бахрейн, Маврикий и Чили. В этот раз Россия заняла 74 место среди 134 стран, в которых проводилось исследование. В 2005 г. она была на 62 месте, и это для нас лучший результат за последние годы. Несмотря на «неплохую» систему образования и инновационный потенциал (по этим критериям Россия оказалась на 45 месте) и развитую науку (46 место), итоговый индекс оказался слишком низким. На это повлияли другие показатели интегрального рейтинга: низкий уровень развития рынка (96 место), качество его регулирования (85 место), отношение государства к ИТ-развитию страны (81 место) и готовность правительства использовать ИТ (111 место).
Технопарки: «перезагрузка»?
Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» была одобрена еще в марте 2006 г. Предполагалось, что до 2010 г. в стране будет создано около 10 технопарков: в Московской, Нижегородской, Калужской, Кемеровской областях, республиках Мордовия, Татарстан и в Санкт-Петербурге. За два года на реализацию программы из федерального бюджета было потрачено 3,5 млрд. руб., примерно столько же было выделено из региональных бюджетов. В 2006 г. бывший глава тогдашнего Мининформсвязи Леонид Рейман прогнозировал, что уже в 2008 г. численность рабочих мест в технопарках должна была достигнуть 19 тыс., стоимость продукции, произведенной компаниями-резидентами, — 20 млрд. руб., а средняя годовая выручка на одного сотрудника — 1,05 млн. руб.
Однако фактически программа строительства технопарков с трудом начала реализовываться лишь в прошлом году. В конце 2008 г. руководство Минкомсвязи решило создать рабочую группу и провести аудит всех проектов по строительству технопарков, финансируемых из средств госбюджета. Некоторые технопарки до сих пор находятся на стадии составления проектно-сметной документации. У некоторых нет четкого бизнес-плана. Кроме того, как выяснилось, строящиеся технопарки в основном ориентируются не на ИКТ, а на непрофильных для Минкомсвязи направлениях. По сути, создание технопарков превратилось в девелоперские проекты по строительству городов-спутников. По некоторым сообщениям, в одной из областей в проекте технопарка предусмотрели не только территории для экспоцентра и гостиниц, но и место для кладбища.
В конце марта правительство приостановило финансирование строительства технопарков до корректировки планов их развития. В начале мая Минкомсвязи разработало и направило в регионы типовую схему бизнес-плана, на основе которой субъекты РФ должны разработать концепцию своих технопарков и представить бизнес-планы по их созданию. Кроме того, сообщается, что из-за кризиса финансирование этой программы сократится, как минимум, на треть.
«Стратегически важная задача — это закон о технопарках, — объявил Игорь Щеголев на коллегии Минкомсвязи. — Технопарки в сфере высоких технологий, несколько лет задыхавшиеся в правовом вакууме и потому вынужденные делать ставку на что угодно, кроме ИКТ, должны получить четкие и однозначные правовые ориентиры, необходимые для нормального развития». Проект закона о технопарках руководство Минкомсвязи планирует подготовить до конца 2009 г. Государственную программу развития технопарков предлагается продлить до 2014 г.