Остались в прошлом те времена, когда карманные ПК (КПК) служили объектом насмешек на страницах комиксов и считались всего лишь дорогой игрушкой. Они поднялись до серьезного уровня, и сегодня поставщики и канал озабочены тем, как переместить эти устройства с исходного плацдарма потребительского рынка в солидный мир корпоративного бизнеса.
Реселлеру на заметку
- Лучшая технология - подталкивать корпорации к экспериментам с КПК.
- Клиенты Notes и GroupWise - поворотный пункт во внедрении КПК.
- Карманные модели позиционируются как дополнение к настольным и блокнотным ПК.
«В последние три-шесть месяцев реселлеры почувствовали, наконец, заметный спрос на эти устройства. Раньше это напоминало проблему курицы и яйца, но сегодня компании из списка Fortune 500 начинают их покупать, так что реселлеры могут немного подзаработать», - поделилась Стейси Уэсте, менеджер по маркетингу карманных ПК компании Hewlett-Packard в Северной Америке.
В эволюции этих устройств, имеющих все шансы стать карманным ангелом-хранителем нового тысячелетия, явно наметилось движение в направлении стандартизованных (и открытых) операционных систем. Корпорации все охотнее рискуют, делая ставку на этих лилипутов компьютерного племени.
Но, что более существенно, КПК - не просто записная книжка на микросхеме, а персональное информационное средство, выполняющее три важные задачи: обмен данными с настольным ПК, коммуникация с другими устройствами с помощью электронной почты или факсимильной связи и, в конце концов, «общение» с пользователем, что превращает его в полезный, серьезный рабочий инструмент. Как считает Джонатан Глейзер, президент компании New World Technologies, именно прогресс в решении этих задач способствовал развитию рынка КПК.
Рост корпоративного рынка стимулировал и прорыв на фронте разработки приложений. Почти каждый поставщик в этом обзоре поощряет (а в ряде случаев и оплачивает) разработку прикладных программ. Учитывая ориентацию на розницу, принятую поставщиками в отношении карманных компьютеров, реселлерам следует ожидать невысокой маржи на этот, во многом потребительский, товар. Прибыли рождаются на ниве разработки приложений и интеграции. Перенос Lotus Notes и Novell GroupWise на платформу КПК рассматривается как одно из самых важных достижений прошлого года.
Усилия фирмы Psion типичны для компаний, стремящихся расшевелить рынок и предлагающих усовершенствованный комплект разработки ПО для реселлеров. Palm Computing, филиал корпорации 3Com Corp. и изготовитель модели PalmPilot, исповедует аналогичный подход.
«Карманные ПК пришли на корпоративный рынок из сферы потребительских товаров, и лишь в последние 12 месяцев мы увидели, что Novell и Lotus занялись разработкой корпоративного ПО для КПК, - заметил Бен Сизар, вице-президент по сбыту компании Psion. - Они становятся в меньшей мере аппаратным и все в большей степени программным решением, так что VAR сможет действительно оказывать дополнительные услуги на корпоративном рынке и зарабатывать деньги».
Psion поощряет VAR’ов использовать фонды развития рынка для реальной проверки определенных идей, особенно касающихся корпоративного рынка, поскольку именно здесь компания позиционирует свое изделие.
Заинтересует реселлеров и модель PalmPilot, удерживающая ориентировочно до 66% всего рынка КПК, согласно оценке исследовательской фирмы Dataquest. Корпорация 3Com стремится позиционировать свое устройство в качестве дополнения к блокнотному ПК, называя это «естественным родством, которое ведет к продажам». Разработкой программ для этой платформы занимаются примерно 3,5 тыс. фирм, причем компания готова финансировать некоторые стратегические направления.
«В настоящее время 3Com ограничивает доступ реселлеров к программам работы с каналом, отчасти из-за того, что она уже удовлетворена реселлерской базой и стремится сохранить ресурсы», - пояснила Кайтлин Спаан, менеджер по маркетингу в канале.
3Com отказалась назвать среднюю величину маржи на эту модель, однако реселлеры, с которыми удалось связаться, сообщили, что, при явной ориентации на потребительский рынок и обширном маркетинге в розничном канале, маржа на это изделие, по-видимому, в лучшем случае достигнет 10%, а скорее всего будет выражаться однозначным числом.
Тень 3Com (а точнее, Palm Computing) стоит и за моделью WorkPad фирмы IBM - клоном модели PalmPilot, - которую 3Com прочит в качестве кандидата на проникновение в компании из списка Fortune 500. Это устройство призвано помочь IBM расширить серию изделий, причем компания решила переложить на плечи 3Com и бремя разработки приложения для Lotus Notes, которым она намерена комплектовать WorkPad в будущем.
Hewlett-Packard, работая на платформе Windows CE, как и 3Com, поощряет VAR’ов «привязывать» карманные ПК к блокнотным моделям, позиционируя их как часть общего решения для корпоративных заказчиков. Компания планирует комплектовать все модели нового поколения интерфейсом управления настольными системами (Desktop Management Interface, DMI), который обеспечивает слежение за складскими запасами.
HP предлагает реселлерам заслужившую хорошую репутацию программу совместного сбыта и другие программы работы с каналами, однако помощь в разработке прикладных программ оставляет за Microsoft.
«До обращения к Windows CE мы помогали реселлерам с разработкой, но теперь мы не хотим посягать на чужую собственность и поэтому больше этим не занимаемся, - сказала Уэсте. - Мы хотим придерживаться стандартов, чтобы реселлерам было легко использовать существующие устройства и вести разработку для этой новой сферы».
HP предлагает реселлерам оборудование со скидкой на цели разработки и имеет специальную страницу в Web, ориентированную на разработчиков из независимых фирм и имеющую «горячие» ссылки на соответствующие страницы узла Microsoft.
Когда этот обзор уже готовился, компания Apple объявила, что прекращает выпуск карманных ПК серий Newton и eMate. Компания планирует распродать запасы и приступить к разработке КПК на базе ОС Macintosh.
«Как карманный ПК, Newton так и не состоялся, - отметил руководитель одной из компаний-конкурентов, просивший не называть его имени. - Он был слишком велик и слишком дорог, что его и сгубило».