Изготовители мониторов снижают цены почти на 25%, создавая жесткую конкуренцию, которую мелкие игроки могут не выдержать.
Что вызвало падение цен?
- Перепроизводство и конкуренция изготовителей.
- Колебания курсов мировых валют.
Поставщики приписывают эту тенденцию, наметившуюся еще в прошлом году, перепроизводству товара, технологическому отставанию, ужесточению конкуренции со стороны изготовителей процессоров и в меньшей степени финансовому кризису в Азии.
Все эти факторы заставляют как крупных, так и мелких изготовителей мониторов корректировать программы работы с каналами, а также предложения услуг и гарантии, чтобы выделиться на общем фоне.
«Этот год будет критическим, поскольку поставщики и OEM-компании будут бороться за сохранение своей доли на нестабильном рынке», - говорится в последнем отчете маркетинговой исследовательской фирмы Stanford Resources.
Stanford отмечает два ключевых фактора, влияющие на ценообразование: избыток мониторов практически всех размеров и колебания курсов валют. «Цены весь год систематически падали», - сказал Тим Карли, менеджер по сбыту компании Stanford.
«Хотя цены снижаются на мониторы почти всех размеров, интерес к мониторам размером 17 дюймов и больше остается стабильным», - сообщается в отчете Stanford. Растет интерес и к 19-дюйм мониторам, но клиенты уже высказывают пожелания о снижении цен на эти устройства. Число поставщиков ЭЛТ на этом рынке выросло с одного в 1997 г. до шести и больше в 1998 г., и Stanford ожидает значительного снижения цен на 19-дюйм мониторы в следующем году.
По данным отчета, рынок 21-дюйм мониторов, на котором до недавнего времени не было ценовых баталий, потрясавших рынки мониторов меньших размеров, перестает быть столь неуязвимым. Хотя на этом рынке не так сильна конкуренция, снижение цен на 19-дюйм мониторы будет побуждать к снижению цен и изготовителей 21-дюйм мониторов.
Крис Стокер, директор по маркетингу Samsung Electronics, заявил, что, по данным просмотренного им отчета, рынок перегружен на 25%. «Все дело в соотношении спроса и предложения. Продукции слишком много, и все стремятся избавиться от запасов», - подчеркнул Стокер, добавив, что многие поставщики сделали большой оборот в декабре и январе, но конец I квартала, как обычно, не отличался активностью.
«Затоваривание канала привело к еще большему замедлению. Покупатели тоже не торопятся, так как технических новинок не появляется», - считает Стокер.
Усиление конкуренции со стороны таких изготовителей процессоров, как Hewlett-Packard, Compaq Computer и IBM, все более настойчиво проталкивающих комплекты процессор - монитор, также, по словам Стокера, не помогает решению проблемы.
В отношении азиатского валютного кризиса Стокер полагает, что деловое сообщество несколько насторожилось, но серьезного влияния на инвестиции он не оказал.
Samsung также вынуждена была снизить цены. За первую неделю марта цены на 15-дюйм мониторы серии 500S были снижены с 309 до 259 долл., а на 17-дюйм мониторы серии 700S - с 549 до 499 долл.
Кроме новых 17- и 19-дюйм мониторов, намеченных к выпуску в апреле, Samsung развивает программу работы с каналом, чтобы укрепить позиции на этом неустойчивом рынке и добиться роста. По словам Стокера, целью компании - увеличение в 1998 г. бизнеса по сбыту мониторов (200 млн. долл. в настоящее время) на 50%.
В апреле компания собиралась запустить программу работы с каналом Simply Rewarding стоимостью 1 млн. долл., чтобы больше заинтересовать реселлеров в продаже мониторов Samsung. В рамках этой программы реселлерам будет предложен ряд поощрений, в частности путешествия и безвозмездная финансовая помощь.
Однако программа-минимум для Samsung заключается в том, чтобы выжить в качестве изготовителя мониторов. «Мы не собираемся уходить из этого сектора», - заметил Стокер. «Некоторые мелкие поставщики могут свернуться, так как у них нет ни известной торговой марки, ни программы работы с каналом, и их единственное оружие - цены», - добавил он.
Том Корпуз, менеджер по продвижению продукции фирмы ADI Systems, производящей мониторы, указывает, что перепроизводство вкупе с появлением новых участников на рынке порождает жесточайшую конкуренцию среди поставщиков мониторов. «Мы надеемся, что цены стабилизируются в IV квартале этого года, и ожидаем вытеснения мелких изготовителей, - сказал он. - Это жестокая гонка, посмотрим, кто выживет».
«Сегодняшний лозунг - не останавливать заводы, - говорит Корпуз. - Мы почувствовали кризисную ситуацию не так сильно, как другие, поскольку 60% нашего бизнеса (1,1 млрд. долл.) - продукция по заказам других фирм, а изделия под собственной маркой, по которым сильнее всего ударило падение цен, составляют лишь 40%».
Корпуз отметил, что изделия с маркой ADI более популярны в Европе, чем в США, поэтому компания старается улучшить позиции на внутреннем рынке.
По мнению Корпуза, помочь выделиться поставщикам способны предложения сервисных и гарантийных программ, а также программ работы с каналом, поэтому ADI сейчас работает над улучшениями в сервисном и гарантийном секторах.
На перепроизводство в качестве катализатора ценовой войны на рынке мониторов указывает и LG Electronics. «Время от времени изготовители в США совершают ошибки при закупках, приводящие к избытку запасов на складах. В прошлом году нам пришлось провести крупную кампанию по продвижению 14-дюйм мониторов, на которую не могли не отреагировать другие поставщики, - сообщил Беннетт Ноурелл, менеджер по маркетингу LG Electronics. - В бизнесе или побеждаешь, или гибнешь».
Ноурелл заметил, что закупочный цикл большинства поставщиков составляет три-четыре месяца, поэтому при спаде они могут не успеть отреагировать и избежать перепроизводства.
«На рынке мониторов всегда была сильная конкуренция, и названные факторы в сочетании с появлением новых участников рынка ее только ужесточили», - заявил Ноурелл. В качестве еще одного фактора, способствующего ценовой войне, он назвал рост доли мониторов, поставляемых в комплекте с ПК. «В этой области особенно активно ведет себя Compaq», - подчеркнул Ноурелл.
По словам Ноурелла, LG Electronics работает над совершенствованием 15-, 17- и 21-дюйм мониторов, а также над новыми предложениями по дополнительным услугам, которые планируется представить в июне.
Philips Consumer Electronics - еще одна фирма, производящая мониторы, которая ощутила на себе ценовое давление.
По мнению вице-президента Джона Строубела, снижение цен обусловлено всеобъемлющим перепроизводством изделий, особенно ЭЛТ, и одновременным снижением спроса. Строубел считает, что цены на 14- и 15-дюйм мониторы уже достигли нижнего предела, а цены на 17- и 19-дюйм мониторы еще будут падать. В целом он прогнозирует дальнейшее падение цен в ближайший месяц и возможное их выравнивание в IV квартале текущего года.
Иллюстрируя давление на поставщиков, Строубел отметил, что в период с III квартала 1997 г. по I квартал 1998 г. компании Philips пришлось снизить цены на 17-дюйм мониторы на 24%, а в последние три месяца упали на 14% и цены на 19-дюйм мониторы.
Philips делает упор на создание новых продуктов с «постоянно улучшающимися характеристиками». «Тех, кто делает ставку только на цену, ждут тяжелые времена», - сказал Строубел.
Он добавил, что компания работает над новыми программами работы с каналом, которые помогут справиться с растущей конкуренцией. Philips планирует обнародовать эти программы во II квартале.