В этом году открытие выставки Softool’98 пришлось на период кризиса. Были опасения, что резко снизится активность посетителей и откажутся от участия многие российские софтверные компании.
Директор выставки Елена Соловей рассказала: «Еще в начале августа продолжали поступать заявки на участие от российских компаний. Выставка в этом году обещала стать одной из самых крупных - организаторам удалось договориться об увеличении площади экспозиции на 500 кв. метров. Однако начавшийся кризис заставил усомниться в том, что она вообще состоится. Мы пошли на беспрецедентный шаг, разрешив участникам внести предварительно лишь 10% - 30% арендной платы, а остальные платежи отнесли на последующий период». Из 176 фирм, подавших заявки, лишь три («Весть», «Платинум» и «Терн») отказались от участия. В результате практически все компании получили возможность представить свои продукты и технологии. «Softool’98, безусловно, состоялась», - констатировала Елена Соловей.
Практически все экспоненты, учитывая тяжелую экономическую ситуацию, объявили о 10-15% скидках на свои изделия, проводили бесплатные консультации и семинары для посетителей выставки.
Важно отметить зрелость представленных отечественными фирмами разработок - не только готовых продуктов, но и новых технологий. Epsylon Technologies объявила о завершении разработок технологии построения распределенных ИС предприятий, позволяющей снизить затраты (по сравнению с используемыми в настоящее время методами) на порядок. Технология уже реализована в ВЦ Центрального банка РФ.
Компания «Арсеналъ» предложила поставщикам услуг Интернет и поисковых систем разработку технологии «TreeX». Она значительно расширяет спектр услуг за счет принципиально новых схем обмена, хранения и обработки информации (визуализация иерархической структуры данных, мониторинг запросов пользователей и их постоянное обновление). Хотя внедрение технологии потребует объединения усилий многих российских разработчиков, в перспективе она может быть стандартизована и распространяться по Интернету.
Компания «АйТи» передала все разработки комплексных АСУ для средних и малых предприятий новому дочернему предприятию «Арифмет». В состав предлагаемых новой фирмой систем включены уже известные решения - «БОСС-Компания», «БОСС-Кадровик» и «Арсеналъ-Предприятие».
В условиях кризиса заметным явлением стало заключение партнерских соглашений и разработка совместных программ отечественными фирмами-разработчиками ПО. Цель таких соглашений, с одной стороны, дополнение имеющихся изделий новыми функциональными качествами, а с другой - расширение рынков их сбыта за счет каналов партнера. Такое соглашение заключено между компаниями ABBYY и «Гарант Интернейшнл» (Санкт-Петербург). «Галактика - Парус» объявила о заключении двух соглашений - с компанией «Весть АО» и корпорацией IBM.
Однако Давид Ян (ABBYY) в интервью корреспонденту CRN/RE подчеркнул: «У каждой отечественной фирмы-разработчика ПО своя, довольно узкая, специализация. Поэтому универсальных рецептов выживания в условиях кризиса нет и не может быть. Например, наша компания в этом году получила около 28-30% прибыли от работы с зарубежными партнерами, что позволило сохранить персонал. Я планирую увеличить объем поступлений от этого направления по меньшей мере в два раза. Другим компаниям нужно искать свои методы».
Еще до начала Softool’98 редакция CRN/RE опросила руководителей ряда компаний, чтобы выяснить, какие цели и задачи они ставят перед собой, участвуя в выставке в период кризиса.
Борис Нуралиев, директор «1С»:
«Одна из главных наших задач на таких выставках - поиск потенциальных партнеров по внедрению и продаже наших программ, заключение договоров внедpенческого и магазинного фpанчайзинга и т. д. Посетителей Softool’98 меньше, чем на Комтеке, но зато среди них очень высока доля профессионалов. Это те, кто действительно разрабатывает, внедряет, продает и использует программы, они понимают проблемы достаточно глубоко, для них презентации продуктов интереснее комтековских шоу с телезвездами, а техническая информация важнее сувениров. Из этих людей получаются хорошие пользователи, эффективные партнеры, интересные конкуренты. Softool всегда была для нас рабочей выставкой. Пока выгоден наш бизнес как таковой, оправданы и вложения в маркетинг».
Виктор Максимов, директор компании «Инфарс»:
«В условиях кризиса фирмам еще более важно демонстрировать стабильную работу, в том числе по сопровождению ранее поставленной продукции и замене версий. Выставка проходит в период кризиса и, если посетителей будет не меньше, чем в 1991 - 1993 гг., это станет свидетельством того, что худшее позади, что, несмотря на все трудности, мы движемся в нужном направлении».
Тагир Яппаров, президент «АйТи»:
«Безусловно, экономический кризис негативно повлияет на эффективность и действенность любого крупного мероприятия, в том числе и выставки Softool’98. Это понятно: большинство основных потребителей информационных технологий сегодня испытывают финансовые трудности. Однако, по-моему, значимость этой выставки не понизится, а только возрастет. Это, пожалуй, единственная российская выставка информационных технологий, на которой представлены продукты и разработки исключительно отечественных фирм. Поэтому я рассматриваю Softool’98 как уникальную возможность ознакомиться с достижениями отечественной компьютерной отрасли, оценить направления развития национальной ИТ-индустрии.
Несмотря на кризис, рынок информационных технологий в нашей стране продолжает жить, появляются новые продукты и технологии, заказчики по-прежнему планируют развитие своих информационных систем. В условиях роста цен на продукцию зарубежных производителей российские разработчики имеют сегодня хороший шанс предложить рынку собственные программные системы».
Давид Ян, генеральный директор компании ABBYY:
«Если покупатели видят наш стенд на выставках даже в период кризиса, то доверие к компании возрастает. Компьютерный бизнес - реально работавшая отрасль экономики. Хочется верить, что полностью развалить ее за два месяца не удастся. Выставка для производителя - это контакты с покупателями, которые в обычное время закрыты от нас дилерско-дистрибьюторской сетью».