По результатам опроса, проведенного компанией Dator во второй половине сентября, с наименьшими потерями должны преодолеть кризисную ситуацию фирмы, занимающиеся сервисом, обучением, консалтингом и предоставлением услуг Интернета. «Их доля в общей структуре рынка ИТ или возрастет (услуги Интернета) или несколько уменьшится (сервис, обучение, консалтинг)». Гораздо хуже дело будет обстоять с розничной торговлей, российским ПО и дистрибуцией. Неплохо будут себя чувствовать иностранные вендоры в отличие от отечественных производителей ПК и системных интеграторов, дела которых уже сейчас нельзя считать удовлетворительными.
Действительно, российские компьютерные фирмы, как, собственно, и все остальные, кто пытался заниматься у нас бизнесом «некриминальными» методами, попали сегодня в идиотское положение. Абсолютное большинство их занималось торговлей, подразумевающей активные импортные операции. Системных интеграторов, видимо, также можно отнести к разряду торговцев. Неважно, какую долю в обороте занимали их собственные разработки. Существенно то, что все это делалось на базе техники и ПО зарубежного производства. Оригинальные, по большому счету, решения предлагали всего несколько компаний, имена и специализация которых всем известны. «Отверточников» тоже некорректно называть настоящими производителями - все они использовали зарубежные комплектующие, только для крупных сборку осуществляли на площадях «Кванта», а мелкие «лепили» компьютеры где и как придется.
Столь ощутимый «торговый» перекос отечественной компьютерной индустрии объясняется просто. Любую коммерческую деятельность, даже такую явную, как розничная торговля, гораздо проще спрятать от налогов, чем производство (я здесь не имею в виду сборку ПК, где процессы настолько примитивны, что развернуть производство, равно как и свернуть его, можно за считанные часы). Замечу, что коммерсанты никогда не пытались скрыться от криминальных поборов. Прятаться от мафиози, во-первых, небезопасно, а во-вторых, не резонно. В отличие от государства, эти специфические структуры оставляют кое-что и бизнесменам, чтобы было что взять потом. Кстати, за это они еще и некие услуги предлагают, которых от государства не дождешься.
Реальным производством могли заниматься только софтверные компании: первичных капиталовложений они требуют сравнительно немного, «сырья» им не нужно вообще, взаимодействия со «смежниками» - тоже, а «мозги» можно так закамуфлировать, что никто и не догадается, что ты производишь интеллектуальный продукт.
Я не берусь давать характеристику финансово-экономической ситуации, сложившейся в стране сегодня. В первую очередь потому, что, на мой взгляд, она еще не устоялась, а во вторую - описывать то, что происходит, можно только с привлечением ненормативной лексики. Однако некоторые осторожные предположения относительно ближайших перспектив компьютерного рынка уже есть. Начнем с того, что в околоправительственных кругах в последнее время постоянно муссируется вопрос о поддержке отечественного производителя. Значит, импорт готовых решений и изделий скорее всего перейдет из разряда «не очень законного, но сравнительно легкого способа» зарабатывания денег в разряд «абсолютно законного», а значит, тяжелого и не очень перспективного бизнеса (запретить-то проще всего). Однако для того, чтобы местное производство (и, кстати, сервис) действительно стали привлекательными для инвесторов и исполнителей, необходимо, чтобы государственные чиновники хотя бы на время «сошли со шланга». То есть разобрались с налогами на производственную деятельность малых и средних предприятий, а к таковым относятся практически все компьютерные фирмы, и упростили (и удешевили) импорт элементов, комплектующих и расходных материалов. Если до этого дойдет, тогда можно будет говорить не просто о продаже «мозгов», а о продаже «мозгов в оболочке» - изделий, в которых воплощены отечественные технологии и конструкторские решения. Дело за малым - найти свою нишу. Отыскать в компьютерной отрасли сферу, где не ступала бы нога зарубежного вендора невозможно, но ожидаемое повышение цен на импортное оборудование (трудности с ввозом) само по себе позволит нашим потенциальным изготовителям так построить бизнес, чтобы стать привлекательными для заказчиков. Надо заметить, что если события начнут развиваться по такому сценарию, то консалтинговым компаниям, которым, по мнению агентства Dator, и так будет чем заняться в послекризисные времена, следует также несколько переориентироваться и вместо предложений более или менее стандартных решений по реинжинирингу и реструктуризации научиться отвечать на главный вопрос: «Что делать?»
Словом, если декларации, которые сейчас раздаются «сверху», не будут забыты и превратятся в реальность, то вполне можно ожидать, что через некоторое время в отечественной компьютерной индустрии наконец-то появится и производственный сектор. А те, кто вовремя обзавелся производственными мощностями, смогут «по полной программе» наверстать упущенное.