В сфере высоких технологий играть на поле соперника и не проигрывать, оказывается, вполне возможно. В качестве примера хотелось бы привести небольшую словацкую фирму Elteco, которой удалось прочно обосноваться в нише источников бесперебойного питания, где, казалось бы, безраздельно господствуют могучие американские корпорации.
История фирмы началась в 1989 г. (с 1991 г. - акционерное общество), когда на базе одной из лабораторий крупного, по словацким меркам, научно-исследовательского института, занимавшейся разработкой и изготовлением прототипов источников питания для вычислительных систем, образовалась компания, которая теперь включает в себя конструкторское бюро с исследовательской лабораторией, структуру управления и собственно производство. Первый источник питания, выпущенный фирмой, был рассчитан на 150 ВА. Сегодня в ассортименте Elteco можно найти ИБП практически любой мощности, а также дизель-генераторные и турбогенераторные установки, «интеллектуальные» монтажные шкафы и еще массу разнообразного оборудования исключительно собственной разработки.
С точки зрения элементной базы компания не ориентируется на какого-то одного поставщика, а приобретает компоненты с наилучшими параметрами. Это диктуется широтой диапазона источников питания. По традиции сначала пытались использовать преимущественно продукцию фирмы Tesla из-за ее невысокой цены, но большой разброс параметров сводил на нет экономию при закупках компонентов этой компании. В конце концов специалисты
Elteco остановили свой выбор на элементной базе производства мировых лидеров в данной области - Motorola, Hitachi и др.
На всех этапах - производство, наладка, реализация и сервис - компания гарантирует качество по международным стандартам, в частности - ISO 9001.
«Наша концепция, - говорит генеральный директор Elteco Юрай Прохазка, - комплексная поставка питания. Девиз - решение проблем клиента. Проблемы с электропитанием складываются в течение многих лет, причем инженерные ошибки, как правило, накладываются одна на другую. Задача компании - в первую очередь исследовать ситуацию, исторически сложившуюся у заказчика, и предложить ему комплексное решение, предполагающее минимизацию затрат».
«Мы ни с кем не конкурируем, у нас своя ниша, - добавляет менеджер по экспорту Наталия Фано. - Нам глупо бороться с такими гигантами, как APC, ведь у нас работает всего около 350 человек, включая сотрудников отдела разработки, заводоуправление и производство. Кроме того, наша продукция не предназначена для домашнего использования, для этого она несколько дороговата: качество и надежность требуют иного подхода к выбору элементной базы, к схемным решениям».
Выходит, что словаки могут при эффективном использовании собственных мозгов и высококачественных зарубежных компонентов предложить изделия, соответствующие международным стандартам, и даже быть «на полкорпуса» впереди основных игроков на этом рынке. Может быть, именно такой подход и следует считать одним из наиболее приемлемых для отечественных компаний, работающих в сфере высоких технологий?