Известно, что в некоторых регионах представители ИТ-бизнеса до сих пор не могут «договориться» с местными органами власти о совместных действиях, направленных на развитие ИТ-индустрии в регионе. И это несмотря на то, что отрасль внесена в список государственных приоритетов. Обычно ИТ-компании из таких «неблагополучных» регионов сетуют: «Власть не замечает нас, считает наш вклад в местный бюджет незначительным („расположение“ нефтяников им гораздо важнее). Государству проще отмахнуться от наших проблем, чем вникать в них».
CRN/RE регулярно публикует материалы о тех положительных примерах, когда госорганам и «компьютерным» компаниям удается найти общий язык, в надежде, что такой опыт будет полезен многим участникам ИТ-рынка. Вот что рассказал Борис Чесноков, президент Алтайской Торгово-промышленной палаты (ТПП):
«На сегодняшний день в крае принята и действует программа социально-экономического развития на период до 2025 г. В ней определены основные приоритеты, которые исходят из специфики развития региона и нацелены на повышение благосостояния граждан и достижение современных стандартов уровня и качества их жизни. Достижение обозначенных в программе показателей, а также соблюдение запланированного темпа развития будут возможны только при одном условии — а именно при условии использования в приоритетных отраслях экономики региона современных передовых технических и технологических решений.
На сегодня нашей ТПП уже накоплен опыт внедрения современных технологических решений в сфере информатизации. В апреле 2003 г. в ее структуре был создан комитет по информационным технологиям. Основной целью его создания стало содействие процессам развития регионального ИТ-рынка. Главная задача, которая ставилась при его образовании, заключалась в соблюдении цивилизованной конкуренции и организации совместного общения с заказчиками. Эта задача была успешно решена. Работа в комитете дала возможность участникам рынка лучше узнать друг друга, оценить плюсы и минусы своих конкурентов, что в итоге позволило более эффективно организовать совместную работу над комплексными проектами.
Сейчас в состав комитета входят 13 коммерческих компаний, а ассоциированными членами выступают Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, администрация Барнаула, Алтайский банк Сбербанка России и Алтайский технический университет. Комитет постоянно развивается, ставит перед собой новые задачи и ищет пути их решения. На сегодняшний день основная задача — это, пожалуй, лоббирование интересов ИТ-бизнеса во властных структурах и создание благоприятных условий для развития региональной ИТ-индустрии.
Не секрет, что для эффективного развития любого сегмента рынка необходимо сформировать определенные правила поведения игроков. При этом государство законодательно может регулировать лишь наиболее важные для общества отношения. В результате за пределами правового регулирования остается целый пласт жизненных ситуаций, решение которых основывается на нормах морали, этики и общечеловеческих ценностях. Именно эта культура взаимоотношений и становится залогом развития любого современного рынка, и рынка информационных технологий в частности. Понимание этой истины и позволило нам в 2003 г. утвердить „Этический кодекс участника ИТ-рынка Алтайского края“. Сейчас мы уверены, что соблюдение правил, содержащихся в этом документе, всеми без исключения участниками рынка — залог успешного развития.
Кроме того, решению поставленных перед нами задач способствует создание специализированных площадок для встреч игроков ИТ-рынка, на которых они могут обменяться опытом, обсудить актуальные проблемы, найти пути решения возникших проблем. В нашем регионе такой площадкой стал ежегодный Алтайский ИТ-форум. Начиная с 2008 г. он проводится по инициативе комитета по ИТ совместно с „Клубом ИТ-директоров Алтая“ и при поддержке администрации Алтайского края. В работе первого форума приняли участие 75 человек (представители 40 компаний). В 2009 г. число участников форума возросло до 246. В ушедшем году данное мероприятие собрало более 550 человек. В нем приняли участие не только представители Республики Алтай, но и гости из Новосибирска, Омска, Томска, Екатеринбурга, Казани, Москвы, Санкт-Петербурга и Владивостока. Сотрудники ведущих мировых и российских производителей (Cisco, APC by Schneider Electric, Hewlett-Packard, Microsoft, Xerox, DEPO Computers, ОАО „Ростелеком“ „Лаборатория Касперского“), часть из которых выступили спонсорами форума, представили слушателям свои последние разработки и предложения. В рамках мероприятия работали семь секций, на которых были рассмотрены наиболее актуальные вопросы сферы ИТ.
Пользуясь случаем, хочу выразить особую благодарность и признательность „НТЦ Галэкс“, который на протяжении трех лет несет на себе основную нагрузку по организации и проведению данного мероприятия.
Отмечу и еще одно значимое событие — „Конкурс ИТ-проектов“. Он проводится в Алтайском крае с 2004 г. и позволяет определить лучшие проекты в области информатизации, реализованные в регионе за прошедший год на предприятиях различных отраслей. Проведение такого конкурса позволяет довести информацию о его участниках и победителях до сведения широкого круга потенциальных потребителей, а также содействует продвижению авторских проектов. Ежегодно мы получаем до 25 заявок от авторов проектов различного уровня и направленности.
Сегодня внедрение и использование ИТ является важным вопросом, без решения которого невозможно создание современной конкурентоспособной экономики региона. В настоящее время инфраструктуру общества во многом формируют способы и средства сбора, обработки, хранения и распределения информации. Вопросы информатизации давно перестали быть вопросами одного рынка. Информатизация сегодня — это одна из основ экономического развития общества. ИТ-бизнес и госструктуры понимают, что для привлечения дополнительных и более рационального использования уже имеющихся ресурсов необходимо улучшить координацию совместных действий. Поэтому особых проблем при построении диалога между ИТ-бизнесом и властью у нас не возникает.
Совместными усилиями в регионе создана нормативно-правовая база, которая регламентирует работу в данном направлении; при соответствующих управлениях администрации края имеются экспертные и рабочие группы по оценке ситуации и разработке программных документов.
В свою очередь, ИТ-бизнес принимает активное участие в модернизации экономики края. В качестве примера опять приведу Алтайский региональный ИТ-форум. Мы живем в аграрном крае, поэтому символичным стало открытие ИТ-форума в 2010 г.: перед его участниками выступил начальник информационного обеспечения Агропромышленного комплекса Алтайского края. Общаясь со слушателями в режиме видеоконференцсвязи, он презентовал мультисервисную сеть информационно-консультационной службы АПК. Этот проект реализуется в нашем крае в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства и плана мероприятий по развитию информационного общества и формирования электронного правительства в Алтайском крае. В настоящее время сеть уже охватывает 27 районов. Работы по подключению остальных территорий продолжаются.
На мой взгляд, такое взаимодействие бизнеса и местной власти необходимо и взаимовыгодно. Ведь, как я уже говорил, проблемы информатизации давно вышли за рамки отдельно взятого ИТ-рынка. В нашем регионе информатизация стала основой модернизации всей экономики.
При этом мы понимаем, что предприниматель, конечно же, прежде всего преследует собственный интерес и в меньшей степени заботится об общественной пользе (в том числе и о создании передового информационного общества). Однако в условиях рынка он неизбежно делает то, что наилучшим образом служит интересам общества. Следовательно, и ИТ-бизнес (пусть и вынужденно) участвует в развитии технологий и формировании информационного общества. Государство же со своей стороны создает среду, в которой развивается бизнес (прежде всего к ней относятся правовые рамки и промышленная политика).
Таким образом, взаимодействие государства и ИТ-бизнеса не ограничивается ролями „продавец“ и „покупатель“. В ближайшие годы ожидается продолжение и углубление интеграции госсектора и сферы информационных технологий. Этому процессу будут способствовать принятые госпрограммы по созданию электронного правительства, а также усиление роли ИТ в образовании, медицине и других сферах. Если же говорить конкретно про наш регион, то создание и развитие в крае единой электронной системы размещения заказов заметно интенсифицирует процесс внедрения ИТ в коммерческих структурах, принимающих участие в конкурсах и торгах на выполнение государственного заказа.
Еще раз подчеркну: взаимодействие бизнеса и местной власти необходимо и взаимовыгодно. Преимущества, получаемые обеими сторонами, на мой взгляд, очевидны. Госструктуры создают благоприятные условия для развития ИТ-индустрии. Бизнес, в свою очередь, лучше понимает проблемы информатизации бюджетных сфер экономики и модернизации инфраструктуры региона, стоящие перед госорганами. Цивилизованные методы конкуренции позволяют предложить заказчику действительно оптимальные решения. Проблемы, стоящие перед клиентами и продавцами, обсуждаются участниками процесса. А при вынесении их на площадку ИТ-форума к обсуждению подключается еще и третья сторона — вендоры, предлагающие конкретные разработки/решения.
Я уверен, что без подобного диалога мы не смогли бы добиться того, что имеем сегодня. Примечательно, что практически все решения, участвующие в „Конкурсе ИТ-проектов“, имеют социальную направленность, и как отметил Семен Кантор, заведующий кафедрой прикладной математики АлтГТУ, возглавлявший жюри конкурса в 2010 г., „...эффект от их внедрения будет заметен людям“.
Вызывает определенную гордость тот факт, что, например, победитель последнего конкурса барнаульская компания „Ритейл Сервис“ сумела разработать и реализовать на базе торговой сети „Мария-РА“ проект „Сдача на счет“. Теперь в течение нескольких секунд, по желанию покупателя, сдача, причитающаяся ему после совершенной покупки, может быть зачислена на счет его мобильного телефона. Несколько лет назад подобную задачу пытались решить московские специалисты на базе федеральной торговой сети „Копейка“, а также в новосибирской компании „Сибириада“. Но предложенные ими технические решения приводили к значительным задержкам в работе кассиров при расчете с покупателями, и от их использования пришлось отказаться. А у нас получилось :).
Отметим и проект „Региональная компьютерная сеть Алтайского медицинского кластера“, разработанный группой компаний (КГУЗ „Медицинский центр — управляющая компания Алтайского медицинского кластера“, КГУЗ „Алтайский краевой медицинский информационно-аналитический центр“, НП „Медицинские компьютерные технологии“) и получивший на конкурсе в 2010 г. вторую премию за инновационный подход с применением средств ИТ в решении задачи национального значения — обеспечения здоровья населения. Это решение сразу же вызвало большой интерес у представителей Татарстана: в конце октября оно было представлено на специализированном форуме в Казани и, скорее всего, будет внедрено в системе здравоохранения республики.
В заключение хотел бы отметить, что даже в тех регионах, где пока ИТ-бизнесу не удалось найти общий язык с местной властью, нельзя „опускать руки“, надо продолжать поиск точек соприкосновения и быть готовыми к диалогу.
Конечно, одна компания не сможет добиться какого-либо серьезного успеха в этом направлении. Необходимо объединяться всем участникам рынка и действовать сообща. В нашем регионе вступление в ТПП открывает большие возможности — как с точки зрения лоббирования интересов бизнеса на уровне власти, так и в вопросах реализации собственных проектов. ИТ-компаниям необходимо понять, что к работе в специализированных комитетах нужно привлекать не только конкурентов (непосредственных игроков ИТ-рынка), но и представителей власти. Тем самым будет заложен фундамент площадки, на которой в дальнейшем будет происходить плодотворное общение всех субъектов рынка. Ну и, конечно же, бизнес не должен сторониться общественно важных и социально значимых проектов».