2009
Если предшествующий год был периодом резкого замедления темпов роста ИТ-рынка, то 2009-й стал годом его глубокого падения. Оправдывались едва ли не самые мрачные прогнозы многих участников рынка, в частности ведущих дистрибьюторов, собравшихся в конце декабря 2008 г. за «круглым столом» в редакции CRN/RE.
В первые три месяца 2009 г. ситуация продолжала ухудшаться. По данным ITResearch, в основных массовых сегментах рынка аппаратных средств падение продаж по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года составило 52% (в долларах), продажи опустились на уровень 2004 г.
Лишь в конце мая — июне появились некоторые признаки оживления в отдельных сегментах. Но, по всеобщему мнению, их нельзя было считать репрезентативными для рынка в целом. Сокращения рабочих мест и зарплат, а также практическое отсутствие потребительского кредитования по-прежнему не стимулировали восстановление спроса на розничном рынке. Некоторое позитивное движение было отмечено на рынке системной интеграции, по крайней мере на фоне полного затишья первых полутора кварталов. Основная конкуренция шла за деньги госсектора, который, несмотря на значительные задержки с принятием федерального бюджета, оставался наиболее платежеспособным заказчиком.
Как впоследствии отмечали аналитики, состояние ИТ-рынка в 2009 г. характеризовалось ярко выраженной V-образной динамикой — всю первую половину года продажи падали и лишь с середины, а в некоторых сегментах и позже началось постепенное восстановление. По мнению REAL-IT, «в течение всего 2009 г. тренд ИТ-рынка следовал за трендом ВВП с запаздыванием в три-четыре месяца: пик падения ВВП пришелся на май (–17,1%), а пик падения ИТ-рынка — на август (–38%)».
Одним из наиболее неприятных следствий кризиса в экономике стал кризис доверия по всей цепочке: вендор — дистрибьютор — дилер — заказчик. Чтобы защитить свой бизнес от риска неплатежей, практически все ИТ-компании ужесточили кредитную дисциплину, частично перешли на предоплатную систему расчетов, укрепили юридические службы и т. п. Тем не менее это не всегда спасало от «плохих долгов» и «проблемных дебиторов». Не все участники рынка смогли удержаться на плаву, в том числе и те, которые до кризиса считались лидерами, — одни просто закрылись, другие сменили владельцев, третьи переориентировались, перейдя в более кризисоустойчивые сегменты рынка. На десятки (если не сотни) компаний были поданы судебные иски, многие из них начали процедуру банкротства. Иски выигрывались, но возвращение средств затягивалось на многие месяцы. Дистрибьюторы оценивали сокращение количества дилеров в 5–10%, хотя точных цифр никто не знает. В то же время некоторые вендоры сообщали о росте партнерской сети — разумеется, не благодаря кризису, а скорее вопреки, но в соответствии с принятой стратегией развития бизнеса в России.
Самым уязвимым звеном ИТ-рынка оказалась компьютерная розница, которую кризис застал на стадии активного развития. Компьютерные розничные сети (как и многих других «лидеров роста» в других секторах экономики) подвела принятая ими стратегия быстрой экспансии на сравнительно дешевые заемные средства. Но летом 2008 г. источники дешевых кредитов иссякли, а осенью обрушился покупательский спрос. Из наиболее крупных банкротов следует назвать «Неоторг» и «Санрайз».
Тем не менее прогнозы тех, кто ожидал весьма значительных изменений в ландшафте ИТ-рынка под влиянием кризиса, не оправдались. Потерь среди ведущих ИТ-компаний было мало, а слияний и поглощений еще меньше, чем в 2008 г. В дистрибьюторском сегменте рынка самое заметное событие — уход с рынка компании RSI, одной из крупнейших и старейших дистрибьюторских компаний (создана в 1991 г., входила в группу R-Style).
В апреле продал свой дистрибьюторский бизнес концерн «Ситроникс». По итогам 2008 г. его объем составил 611 млн. долл., на дистрибуцию приходилось 30% оборота концерна и около 70% оборота подразделения «Ситроникс информационные системы» (ранее компания «Квазар-Микро»). Но, как заявил президент «Ситроникса» Сергей Асланян, дистрибьюторский бизнес серьезно пострадал из-за кризиса, нуждается в большом оборотном капитале и вообще малорентабельный, а подразделение «Ситроникс информационные системы» должно сосредоточиться на системной интеграции. Дистрибьюторский бизнес был оценен в 50 млн. долл. (фактически сделка прошла в безденежной форме) и продан его прежнему владельцу — офшору Melrose Holding, подконтрольному Евгению Уткину, создателю и бессменному руководителю «Квазар-Микро». В 2004 г. именно у него концерн «Ситроникс» купил «Квазар-Микро», после чего Уткин стал президентом (до осени 2008 г.) концерна.
В сентябре группа компаний IBS сообщила о продаже DEPO Computers: 100% акций компании выкупил ее менеджмент. «Это очередной шаг в последовательной реализации нашей бизнес-стратегии. Еще около двух лет назад мы заявили о намерении полностью сфокусировать работу группы IBS на стратегических рынках ИТ-услуг и аутсорсинга, а также разработки и внедрения ПО», — заявил тогда Анатолий Карачинский, президент IBS Group. DEPO Computers должна была найти крупного инвестора, который бы оплатил большую часть сделки. По данным IDC, по итогам II квартала 2009 г. она лидировала среди российских компаний-сборщиков в двух сегментах рынка — настольные ПК и серверы стандартной архитектуры. Обретя свободу, компания практически отказалась от дистрибьюторских продаж, перешедших к ней «по наследству» от «Дилайн». Если до кризиса в бизнесе DEPO доминировала дистрибуция, а доля продаж собственных компьютеров, по словам Сергея Эскина, генерального директора DEPO Computers, составляла примерно 40%, то теперь она выросла до 95%. Отказ от дистрибуции и уменьшение спроса на компьютеры неизбежно должны привести к значительному уменьшению объема продаж, по его прогнозу, до 200–250 млн. долл. До кризиса, в 2007 ф. г. (завершился 31 марта 2008 г.), он достигал, судя по отчетности IBS Group, 516 млн. долл.
В начале года было объявлено о создании группы «Астерос», в которую вошли «Би-Эй-Си» (головная компания), «Аверта», «КАБЕСТ» и «Диалог-Киев» (Украина). Общая численность персонала группы на тот момент составляла более 800 человек.
Несмотря на кризисную ситуацию в экономике, развитие ИТ-рынка продолжалось.
В марте компания HP открыла в Москве свой фирменный магазин, расположившийся в «ноутбучной» зоне торгового центра «Горбушкин двор», рядом с салонами Dell, ASUS, Toshiba и др. По словам представителей HP, это был ее первый в России (четвертый в мире) фирменный магазин. Но, по данным CRN/RE, это не совсем так. Первый в России фирменный магазин HP был открыт еще в октябре 2001 г. — он назывался «Силиконовая долина» и работал под управлением фирмы «Партия», в то время одного из крупных партнеров вендора. Его история закончилась вместе с «Партией», которая спустя несколько лет вышла из розничного бизнеса.
Также весной приступил к работе московский офис Trend Micro.
В октябре у Apple в России появился второй дистрибьютор — компания «Марвел-Дистрибуция». По словам Сергея Гирдина, президента группы компаний «Марвел», решение заняться продвижением продукции Apple было принято еще в 2007 г., тогда же состоялись и первые встречи с представителями вендора, но статус официального дистрибьютора был получен только спустя два года.
В ноябре в Москве открылся Технологический центр компании Microsoft, 20-й в мире и первый в странах Центральной и Восточной Европы. Партнеры вендора получили возможность на его базе разрабатывать, тестировать и демонстрировать свои решения заказчикам.
По мере приближения к концу года одной из самых обсуждаемых тем стал закон «О персональных данных» (№ 152-ФЗ), который должен был вступить в силу 1 января 2010 г. Закон был принят в рамках приведения российского законодательства и практики бизнеса в соответствие с международными нормами, в частности с Конвенцией Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных (ПДн). Но было ясно, что к 1 января большинство компаний — операторов ПДн не успеет привести свои ИС в надлежащий вид, — многие вообще не понимали, что надо делать, плюс банальное отсутствие денег в условиях кризиса. В самом конце года Госдума РФ приняла в первом чтении проект закона, согласно которому срок приведения ИС в соответствие с законом № 152-ФЗ переносится на один год — до 1 января 2011 г. Забегая вперед, отметим, что спустя год, в конце 2010 г., ситуация, увы, повторилась: оказалось, что к вступлению закона в силу не готовы и большинство операторов ПДн, и большинство ИТ-компаний. Выполнивших требования закона набиралось несколько процентов от числа «законообязанных». По крайней мере, именно столько зарегистрировалось в Роскомнадзоре, куда нужно было обратиться с уведомлением. В этих условиях Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект об очередной отсрочке вступления в силу закона № 152-ФЗ — теперь до 1 января 2012 г.
По данным IDC, в 2009 г. общий объем российского ИТ-рынка упал на 37% (в долларах) по сравнению с 2008 г., а по данным REAL-IT — даже на 41%. Сильнее всего, как и годом ранее, пострадал рынок оборудования. Но результаты IV квартала оказались неожиданно успешными, и это вселило определенный оптимизм — многие участники рынка и аналитики пересмотрели свои прогнозы на 2010 г. в сторону улучшения.
2010
На протяжении года многие участники ИТ-рынка отмечали признаки восстановления бизнеса, правда, неравномерного в разных сегментах, и рапортовали о неплохих темпах роста по сравнению с 2009 г. Ситуация в регионах складывалась тоже по-разному, но ближе к концу года, судя по данным опросов региональных ИТ-компаний, проведенных редакцией CRN/RE, стала налаживаться, по крайней мере в крупнейших городах. Однако прогнозы на будущее были противоречивы. Вплоть до осени экономисты и финансовые аналитики обсуждали возможность второй волны кризиса. Так что ощущение нестабильности не покидало участников рынка почти весь год, не позволяя «расслабляться». Более того, приходилось быть готовыми и к лучшему, и к худшему — к варианту бурного роста рынка и к негативному сценарию. Благо за предшествующие полтора года многие научились (или вспомнили забытые навыки) быстро реагировать на изменения ситуации на рынке, оперативно корректировать свои планы и бюджеты.
Многочисленные декларации руководителей государства о необходимости перевода экономики на инновационный путь развития и о поддержке высокотехнологичных отраслей так и не привели к запланированным результатам. Кризис в экономике затормозил и так неспешные усилия властей по их реализации — в отличие, кстати, от целого ряда ведущих западных стран, где он стал стимулом к ускоренному внедрению ИТ.
В 2010 г. завершился срок действия ФЦП «Электронная Россия» (2002–2010 гг.). Поставленные в этой многострадальной программе цели не были достигнуты, и большинством экспертов и участников ИТ-рынка ее результаты были оценены негативно. Выделенные в 2010 г. из федерального бюджета на финансирование программы 3,1 млрд. руб. пошли в основном на создание и развитие «электронного правительства». На смену «Электронной России» пришла госпрограмма «Информационное общество», которая будет действовать до 2018 г. Как заявил на расширенной коллегии Минкомсвязи РФ министр Игорь Щеголев, «Мы учли опыт проб и ошибок, которым прошла „Электронная Россия“, и готовим новую программу, которая охватит все направления ИКТ, учтет уже действующие программы, позволит исключить дублирование и добиться максимального синергетического эффекта от государственных вложений в проекты, связанные с производством, передачей, распространением, хранением и защитой информации». Сначала планировалось, что до 2018 г. на эти цели из федерального бюджета будет выделено 660 млрд. руб., однако в последнем варианте программы бюджетное финансирование было сокращено до 375 млрд. руб.
В этом году должна была завершиться и госпрограмма по созданию технопарков в сфере высоких технологий, утвержденная правительством в марте 2006 г. (см. CRN/RE № 7/2011). Предполагалось, что до 2010 г. в стране будет создано около 10 технопарков, в частности в Московской, Нижегородской, Калужской, Кемеровской областях, Мордовии, Татарстане и Санкт-Петербурге. В период 2007—2010 гг. на реализацию программы планировалось выделить 10,3 млрд. руб., но фактические расходы составили 4,7 млрд. руб. В 2009–2010 гг. финансирование из федерального бюджета было приостановлено — вынудили, во-первых, кризис, а во-вторых, результаты аудита всех проектов, проведенного Минкомсвязи. Выяснилось: некоторые технопарки все еще находятся на стадии проектирования; у некоторых нет четкого бизнес-плана; кроме того, строящиеся технопарки в основном ориентируются не на ИКТ, а на непрофильные для Минкомсвязи направления. По сути, создание технопарков превратилось в девелоперские проекты по строительству городов-спутников. «Понадобился активный диалог с коллегами в регионах, чтобы донести нашу позицию: не надо строить на деньги федерального бюджета бизнес-центры класса „А“ вокруг крошечных бизнес-инкубаторов. Сначала нужно создать нормативные, экономические и иные условия для того, чтобы сложилась „экосистема“, дружественная для молодых ИТ-компаний», — говорил Игорь Щеголев. Тем не менее первые результаты были получены: заработал технопарк в Казани, первые очереди некоторых других. По данным Минкомсвязи, по итогам 2009 г. в технопарках было 272 компании-резидента и более 7,5 тыс. рабочих мест. Программу развития технопарков решено продлить до 2014 г., направить на эти цели еще около 13 млрд. руб. и разработать специальный закон о технопарках в сфере высоких технологий.
В апреле Президент РФ подписал закон, который ликвидировал лазейки в законодательстве, создававшие условия для товарного рейдерства. Потребность в этом возникла в связи с волной товарного рейдерства на ИТ-рынке в 2006–2007 гг. (см. CRN/RE № 7/2011). В мае 2006 г. для подготовки проекта закона о противодействии товарному рейдерству при Комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы РФ была создана Рабочая группа (в нее вошли и представители АП КИТ), а в марте следующего года соответствующий законопроект внесли в Госдуму. Учитывая поддержку большого числа депутатов, авторы законопроекта надеялись на его принятие в первом чтении уже осенью 2007 г. Не получилось — законопроект надолго застрял на согласовании в правительстве, потом появились другие поводы и причины для отсрочек. Для принятия закона потребовалось три года! В первом чтении был одобрен только в январе 2010 г., а в третьем, последнем, 7 апреля 2010 г.
В мае в Санкт-Петербурге состоялся официальный запуск совместного производства компаний HP и Foxconn по выпуску ПК. Возведение завода в Колпине началось весной 2008 г. (см. выше), но помешал кризис — в начале 2009 г. строительные работы были приостановлены. Однако обе компании в конце 2009 г. арендовали производственные площади (около 10 тыс. м2) в здании логистического центра «Мегалоджикс», где в начале 2010 г. и развернулось временное производство ПК. Как заявил Джим Чанг, вице-президент корпорации Hon Hai Precision Industry Corp. (Foxconn), несмотря на кризис, обе компании не отказались от намерения наладить выпуск ПК в России, а использование арендуемых площадей лишь немного увеличит первоначально запланированную сумму инвестиций в проект (около 50 млн. долл.).
В течение этого года несколько крупных ИТ-компаний предприняли шаги по перегруппировке сил.
В апреле компания «Открытые Технологии» и группа компаний ИКТ объявили о создании консорциума. По результатам совместной работы не позднее чем через три года (т. е. к 2013 г.) акционеры компаний обещали принять (или не принять) решение о слиянии активов и создании объединенной компании. По словам президента «Открытых Технологий» Сергея Калина, компании ориентированы на работу в разных сегментах рынка (его компания — на системную интеграцию, а ИКТ — на управленческий консалтинг и внедрение ERP-систем), предлагают взаимодополняющие услуги и практически не пересекаются по кругу заказчиков. Ранее у «Открытых Технологий» и ИКТ уже был опыт успешного сотрудничества. В 2010 г. планировалось достичь суммарного оборота 315 млн. долл., из них 30 млн. долл. в совместных проектах.
Осенью группа компаний ЛАНИТ сообщила о завершении выделения департамента дистрибуции («ЛАНИТ Дистрибуция») в отдельную компанию Treolan. Структура собственности при этом не изменилась, основным владельцем компании остался Георгий Генс, президент группы ЛАНИТ. Управляющим директором Treolan назначен Дмитрий Злотов, ранее директор ЛАНИТ по дистрибуции. Департамент дистрибуции и раньше действовал достаточно автономно. «Де-факто мы — самостоятельный дистрибьютор, а влияние группы компаний на наши решения я бы оценил не более чем в 5%», — говорил в 2007 г. в интервью CRN/RE Дмитрий Злотов. Но все же это было подразделение ЛАНИТ... Вопрос о разделении двух бизнесов — дистрибуции и системной интеграции — обсуждался давно, но, как сказал Георгий Генс, «мы были настолько органично связаны, что долго не решались на этот шаг. Сейчас, когда в департаменте дистрибуции происходят большие изменения, ждать уже было нельзя, и разделение произошло». Таким образом, Treolan стала четвертой дистрибьюторской компанией в составе ЛАНИТ (наряду с CompTek, DiHouse и «ЛАНИТ-Норд»).
В течение всего года на ИТ-рынке циркулировали слухи о том, что группа Verysell продает свой дистрибьюторский бизнес — Verysell Distribution (основан в 1990 г. как СП Merisel), в конце года слухи стали более конкретными — покупателем является компания Merlion — и оказались правдой. Еще осенью 2010 г. (в частности, на партнерской конференции Softeach) руководители Verysell Distribution сообщали о планах на будущее: «Мы приняли решение развивать дистрибуцию решений, потому что просто VAD уже не так востребована на рынке, как раньше, и мы видим, что партнеры ожидают от нас и наших специалистов больше, чем просто VAD и тем более просто box moving». За четыре года до этого, на конференции Softeach’2006, президент группы Verysell Михаил Краснов говорил о том, что в Verysell решили «вернуться к основам», что вновь рассматривают дистрибуцию как инвестиционное направление и что через несколько лет это будет международный бизнес с миллиардным оборотом... Протокол о намерениях по приобретению компанией Merlion дистрибьюторского бизнеса группы Verysell был подписан 27 января 2011 г. Стороны намеревались завершить начальный этап сделки до конца I квартала 2011 г., а Merlion в случае его успеха — «обеспечить всем необходимым активное развитие бизнеса Verysell Distribution, сохраняя сложившийся коллектив, бизнес с вендорами и клиентами, активно используя лучшие наработки компании в области дистрибьюторского бизнеса». Собирается ли Merlion развивать «дистрибуцию решений» — пока неизвестно, как именно будет интегрирован бизнес Verysell Distribution — тоже.
В 2010 г. начал формироваться новый сегмент рынка мобильных компьютеров — планшетные компьютеры. В январе глава Apple Стив Джобс представил планшетный компьютер iPad, по его словам, новое мобильное устройство, совмещающее в себе возможности традиционного ноутбука и смартфона. Вскоре и некоторые другие ведущие вендоры объявили о выпуске «планшетов». Но в России их было продано немного.
Если сравнивать 2010 г. с предшествующим годом, то он, безусловно, был успешным. Объем ИТ-рынка заметно вырос, хотя по большинству сегментов уровень 2008 г. еще не был достинут. Тем не менее многие ведущие вендоры и дистрибьюторы по объемам бизнеса не только вышли на докризисный уровень, но и превысили его.