В конце апреля состоялся Финансовый Форум IBM, который был посвящен инструментам и решениям для аналитики и финансового планирования. В IBM уверены, что без средств аналитики эффективно управлять современными финансами невозможно.
Время перемен
Особенность современной экономики (и мира в целом), которую признают специалисты самых разных областей, — это быстрые изменения. Известный европейский социолог Зигмунт Бауман считает, что «текучесть», постоянная изменчивость — единственное ключевое свойство сегодняшней реальности. В сфере бизнеса это означает снижение горизонта прогнозов и рост волатильности рынков, постоянные перемены в поведении потребителей, конкурентов. Так, по данным IBM, только 2 из 10 крупнейших мировых компаний в рейтинге за 2000 г. остаются в этом списке сегодня, спустя 10 лет. Все процессы в бизнесе ускоряются — поставки осуществляются на 62% быстрее, чем всего 2 года назад, сегодняшние онлайн-бизнес-циклы в 3–7 раз короче. «Более 60% финансовых директоров думают, что при восстановлении экономики неопределенность в бизнесе остается на таком же уровне», — писал в 2009 г. CFO Magazine, и эти предположения оказались верными.
Социальные медиа становятся существенным фактором, который влияет, как ни странно, и на такой далекий от них инструмент, как финансовая аналитика. Марк Рольф, руководитель подразделения по управлению финансовой эффективностью IBM в регионе EMEA, привел такие данные: для того чтобы охватить аудиторию в 50 млн. пользователей, радио потребовалось 38 лет, телевидению — 13 лет, Интернету — 4 года, а сети Facebook — 2 года. Социальные сети становятся новыми источниками данных и увеличивают число потенциальных клиентов, что повышает важность аналитических инструментов.
Меньше копать, больше думать
В IBM уверены — чем больше аналитики присутствует во всех сферах бизнеса компании, тем лучше ее результаты. По данным 2010 IBM Global CFO Study, с течением времени финансовые подразделения выполняют все больше задач на уровне предприятия — так, в сфере управления рисками влияние финансовых подразделений с 2005 г. выросло на 93%, а в сфере интеграции информационных ресурсов — более чем вдвое, на 109%.
Марк Рольф привел и другие данные этого исследования, которые показали, что эффективность процессов в сочетании с детальным представлением данных о состоянии бизнеса способствует улучшению финансовых показателей. Причем наиболее сильным это преимущество стало в кризисный период 2008–2009 гг., когда на фоне общего падения доходов прибыль компаний, использующих инструменты BI, оказалась в 12 раз выше. Исследование IBV и Economist уже в нынешнем, 2011 г. показало, что более половины (57%) опрошенных руководителей банков на развивающихся рынках согласны с тем, что аналитика рисков приносит максимальный долгосрочный возврат инвестиций.
О другом интересном исследовании рассказала Ирина Терещенко, специалист по решениям бизнес-аналитики IBM Восточная Европа и Азия. Это доклад Hackett Group «2010 Business Performance Reporting and Analysis Study», в котором прослеживается, как успешные компании (Top performers, так называемые «успешные исполнители») используют инструменты BI и специалистов в сфере контроллинга, финансового анализа и планирования. Среди признаков «успешных исполнителей» — стандартизированная отчетность, библиотека автоматизированных и легко доступных руководству отчетов и большее процентное отношение времени, затрачиваемого на анализ данных с целью их понимания, ко времени, затрачиваемому на сбор/компоновку данных.
Число специалистов, занимающихся финансовым анализом и BI в таких организациях, по сравнению с количеством обычных сотрудников («держателей бюджетов»), на 2/3 меньше, чем в обычных компаниях. Вместе с тем времени на аналитическую работу они тратят вдвое больше и концентрируют ресурсы на действиях с высоким значением добавленной стоимости. От таких сотрудников «успешные исполнители» чаще получают выводы в формате «инсайта», нежели просто отчеты из собранной и скомпилированной информации. Фактически применяется принцип «лучше меньше, да лучше».
Исследование показало, что «успешные исполнители» больше доверяют KPI-индикаторам, используемым в отчетности, и результатам бизнес-анализа. К тому же в таких компаниях руководство получает отчеты быстрее — 90% документов в интервале до 10 суток. У остальных опрошенных этот показатель составляет 49%.
Если работа финансового подразделения строится без серьезной автоматизации, то предприятие сталкивается с рисками ошибок, превышением сроков подачи отчетности, инсайдерскими утечками и несоответствием нормативным требованиям.
Инсайт вместо работы над ошибками
Особенно важным внутренним активом Марк Рольф считает менеджмент управления, рисков и правового соответствия, интегрированное управление всеми рисками. При этом роль главы финансового подразделения, CFO, возрастает, а для получения главного результата, которого от него ждут, — повышения прибыли — сегодня особенно важен анализ прибыльности и другие аналитические инструменты. Анализ прибыльности является частью Finance Performance Management — управления финансовой эффективностью. Сейчас ключевым в этом анализе становится построение моделей прибыльности (то есть «инсайт» в будущее).
Именно поэтому важной частью своего продукта по финансовому планированию и бюджетированию IBM Cognos TM1 в IBM считают функцию построения сценариев «Что — Если — Анализ» на больших объемах данных. В частности, на конференции результатами применения этого инструмента поделился Андрей Абрукин, менеджер по маркетингу российского подразделения Sanofi-Aventis, одного из крупнейших игроков фармацевтического рынка. С помощью IBM Cognos TM1 компания управляет договорами со своими партнерами — аптечными сетями. Расчеты, на которые прежде уходило 7 дней, теперь выполняются за полчаса. Это анализ того, как на результаты влияют колебания цен, изменение спроса, место продукции в торговом зале и т. п.
Александр Тихонов, руководитель подразделения по продажам решений бизнес-аналитики, IBM в России и СНГ, рассказал об обновленной линейке продуктов Cognos, вышедших в конце 2010 г. Новшеством в базовой версии платформы для составления отчетности, управления по KPI-показателям и бизнес-аналитики Cognos 10 Business Intelligence стала поддержка мобильных устройств для ускорения доставки интерактивной аналитики руководителям и оперативному персоналу. Новыми в портфеле IBM стали продукты Open Pages (управление рисками, проверка соответствия нормативным требованиям, аудит соблюдения правовых норм), Clarity Systems (формирование обязательной, внутренней и управленческой отчетности и пресс-релизов), SPSS (сбор данных в виде мнений и отношение заказчиков/сотрудников, технологии Data Mining, интеллектуального анализа данных и неструктурированной текстовой информации).
Пример использования последнего инструмента привел старший эксперт «ВымпелКома» по целевому маркетингу Владимир Маслик. С помощью SPSS компания построила модель, описывающую поведение абонентов «Билайн», по результатам наблюдения за контрольной группой. Результаты экстраполируются на всю клиентскую базу. Были выявлены шаблоны поведения абонентов, и маркетинговые акции стали более сфокусированными. По словам Владимира Маслика, погрешность прогноза не превышает 5%, рентабельность удержания клиентов увеличилась в 7 раз, а продажи через call-центр повысились в полтора раза.
Все возрастающая по сравнению с постанализом роль прогнозов, разрабатываемых с помощью инструментов бизнес-аналитики, вполне объяснима с учетом быстро меняющейся окружающей среды. Выигрывает тот, кто сможет на основе имеющихся данных заглянуть в будущее.