Многие российские ИТ-компании неохотно передают функции штатных подразделений в руки удаленных сотрудников (не важно, в штате они или нет). Казалось бы, на дворе XXI век — бурное развитие технологий (ICQ, Skype, видеоконференцсвязь, «облака»), обеспечивающих доступ к корпоративным данным в любом месте в любое время. Кроме того, переведя часть сотрудников на удаленную работу, можно сократить расходы на создание рабочих мест. Но российского работодателя все еще мучают сомнения...
Опыт работы отдела маркетинга USN Computers показывает, что труд сотрудников, работающих удаленно, может быть не только эффективным, но и финансово выгодным.
«Крылья маркетинга»
Каждый руководитель подбирает себе команду. Для авторитарного лидера важно, чтобы сотрудники работали под постоянным контролем, были на виду, «под рукой». Долгое время так было и в отделе маркетинга нашей компании. Результаты были достойные, но текучка кадров не радовала. Поэтому, став руководителем отдела, я решил создать профессиональную команду — сильную, творческую, энергичную. Сейчас в отделе восемь человек: один три дня в неделю работает из дома, четверо постоянно в офисе, трое трудятся удаленно. Главное: все сотрудники работают в команде, независимо от места «дислокации». Работают с удовольствием, эффективно.
Я никогда не ставил во главу угла жесткие требования вроде «работаем от звонка до звонка», чтобы никто не опаздывал, исполнял все строго по указке. Думаю, здесь играет роль и область, в которой мы работаем, — маркетинг. Людям креативным необходима свобода, новизна впечатлений. Нельзя забывать и про повышенную эмоциональность творческих людей. Попробуйте сделать замечание дизайнеру, который ночью творил шедевр, а утром пришел на три часа позже...
Наша компания заключила договор с дизайнерским бюро. Все работы — макеты буклетов, листовок, ценников, коробок ПК, сувенирной продукции, картинки для новостей, шаблоны презентаций — делаются в срок и выглядят очень стильно. Даже наши клиенты обратили внимание на положительные изменения в дизайне.
Отработав с успехом схему удаленной работы по дизайн-проектам, я взялся за PR. Пригласил опытного PR-менеджера, который много лет проработал в компании и ушел на «вольные хлеба». «Реанимировать» связи как внутри компании, так и с партнерами этому профессионалу не составило труда. В итоге человек успешно ведет крупные проекты и быстро «раскидывает текучку», работая удаленно. Причем сейчас объем работ вышел на уровень офисного прошлого. А нужно-то было всего лишь восстановить личную корпоративную почту.
На этом опыты с удаленной работой в маркетинге не закончились. Параллельно с PR я решал вопросы с подготовкой описаний товаров на сайте. Год назад я нашел контент-менеджера в Курске. Сотрудник работает из другого города, регулярно получает задачи и отчитывается — в основном по почте, даже телефон не используем. С июля там же работает второй контентщик.
Но и это еще не все. Как руководителю отдела, мне часто приходится уезжать в командировки, иногда длительные, но работа не останавливается ни на минуту. Это стало возможным благодаря четкому пониманию сотрудниками того, кто за что отвечает, каковы задачи и сроки их реализации. При этом я всегда на связи — либо по почте, либо по телефону, либо в ICQ, либо в Skype. У меня полный удаленный доступ ко всей необходимой рабочей информации. Естественно, ноутбук. Есть смартфон с настроенным VPN к базе данных и синхронизацией с Outlook Exchange. Работает как часы в любой стране мира, где есть сотовая связь.
«Прелести» и сложности удаленной работы
Итак, в чем преимущества удаленной работы, с точки зрения работодателя? Творческая личность «на свободе» генерирует больше идей — ярких, смелых, нестандартных. Да и по бюджету есть существенный плюс — в зависимости от объема работ можно оптимизировать расходы. Например, нам в USN Computers удалось сократить расходы отдела на 15% без потерь в качестве.
Но, к сожалению, не все так безоблачно. Удаленная работа предполагает, что у сотрудника есть настрой на работу (ведь часто возникает соблазн заняться другими делами). Именно поэтому с нашими удаленными сотрудниками мы «договорились на берегу»: задачи USN Computers — приоритет.
И еще. Когда я нанимал их на работу, то всех знал лично — как они работают, что за люди. Был уверен в их опыте, профессионализме. Вслепую брать удаленного сотрудника — риск. Особенно если это молодой специалист, у которого есть проблемы с самоорганизацией и/или коммуникабельностью. Поэтому здесь рекомендации от ваших знакомых, коллег и партнеров будут очень полезны.
Разумные рамки
Безусловно, должна быть четко обозначена канва взаимоотношений офисных и удаленных сотрудников с руководством. Планирование никто не отменял, но сотруднику совсем не обязательно расписывать досконально каждую минуту трудового дня и еженедельно отчитываться.
Обычно мы верстаем план на месяц, с ключевыми задачами и сроками реализации, а каждый понедельник проводим 15-минутные собрания. Этого вполне достаточно. Для личной самоорганизации очень удобен Outlook-календарь.
Лучше потратить больше времени на качественную проработку задачи, чем строчить отчеты, которые в итоге пойдут в корзину. Мне очень нравится выражение: как поставлена задача, так она и выполнена. Чем конкретнее, тем лучше.
И еще. К каждому сотруднику надо относиться с уважением. Обязательно давайте возможность членам команды высказывать свое мнение, аргументировать собственную точку зрения, дискутировать. Тогда люди почувствуют себя личностями — авторитетными и востребованными, а результаты будут самыми высокими.
Автор — руководитель отдела маркетинга компании USN Computers