В августе AMD объявила о кадровых изменениях в российском представительстве — вместо Александра Беленького, ставшего вице-президентом AMD по продажам международным производителям ПК в регионе EMEA, офис возглавила Ирина Гусева, ранее работавшая руководителем отдела продаж. О том, как развиваются бизнес AMD и партнерская программа вендора в России, о планах компании на ближайший год Ирина Гусева рассказала обозревателю CRN/RE Владимиру Смирнову.
CRN/RE: Каковы результаты AMD за последний год?
Ирина Гусева: Последний год рынок системных блоков для ПК и рынок дискретных графических ускорителей почти не растет. Максимально возможный прирост по результатам 2011 г., по нашим прогнозам, не превысит 5%. Тем не менее объем нашего бизнеса в России увеличивается — во II квартале 2011 г. продажи компьютеров на базе процессоров AMD (настольных, собираемых преимущественно российскими компаниями, и ноутбуков, поставляемых международными вендорами) увеличились почти на 20% по сравнению с аналогичным кварталом 2010 г. Различные аналитические агентства также подтверждают рост бизнеса AMD в России — они считают, что по сравнению со II кварталом прошлого года во II квартале текущего наша доля (в среднем) в сегменте системных блоков для настольных ПК повысилась на 5%, а в сегменте ноутбуков — более чем на 4,5%.
CRN/RE: Чем вы объясняете рост продаж процессоров AMD и систем на их основе?
И. Г.: Это результат комплексного воздействия AMD на рынок. Во-первых, у нас появились новые технологии, которые интересны пользователям, они хотят попробовать их в действии. Так, в начале года мы объявили о выпуске гибридных процессоров APU Fusion, которые многие международные вендоры использовали в своих ноутбуках. Спрос на эти мобильные ПК на российском рынке быстро увеличился, и это способствовало росту нашего бизнеса во II квартале.
Во-вторых, мы оказываем активную поддержку канальным партнерам, стремимся ее расширять. Вместе с ними мы проводим множество мероприятий и промо-кампаний. Кроме того, мы внесли определенные изменения в политику работы с партнерами.
CRN/RE: Кого из партнеров вы можете отметить как наиболее активных?
И. Г.: AMD и партнеры — единое целое. Центральные и графические процессоры, которые мы производим, являются лишь компонентами, которые наши партнеры встраивают в свои решения. Мы не выделяем одного или нескольких, все они важны для нас. На сегодня в нашей FPP программе участвуют более 70 компаний со статусами Elite и Premier.
CRN/RE: Есть ли у российских сборщиков какие-либо преимущества, которые AMD использует в своей работе?
И. Г.: Для AMD важно расширять присутствие на российском рынке компьютеров на базе ее центральных и графических процессоров. И здесь каждый производитель может получить определенные преимущества.
Исторически на территории России AMD начинала с поставок процессоров локальным сборщикам, выпускавшим на их основе системные блоки для настольных ПК. По нашим оценкам, в первом полугодии 2011 г. около 80% системных блоков для ПК на базе процессоров AMD произвели и продали именно российские компании. Поэтому мы продолжаем сотрудничать с ними и оказываем им всестороннюю поддержку. Кроме того, со II квартала 2011 г. в регионах начали работу 15 представителей AMD, которые отвечают за работу с локальными партнерами. Мы стараемся помогать российским производителям ПК — отслеживаем их спрос и ускоряем отгрузку наиболее востребованных моделей процессоров, обеспечиваем цены для поддержки специальных проектов, как коммерческих, так и розничных.
В регионах есть достаточно много компаний, которые имеют и собственное производство, и собственные магазины. Они гибко реагируют на запросы покупателей, предлагая большой спектр компьютеров различных конфигураций, а некоторые собирают партии ПК «под заказ». Возможность быстрой адаптации под требования и желания потребителей, по-моему, является большим преимуществом российских сборщиков.
CRN/RE: В чем разница в поддержке крупных федеральных производителей и региональных сборщиков?
И. Г.: Все российские производители, участвующие в программе AMD Fusion Partner Program (FPP), являются партнерами AMD. Программа FPP предусматривает широкий спектр видов поддержки. Но существует определенная специфика российских производителей, например, многие крупные федеральные специализируются на выполнении больших коммерческих заказов и участвуют в поставках компьютеров в аукционы и в основном разрабатывают и выпускают решения, ориентированные на корпоративных заказчиков. Есть федеральные производители, которые предлагают ПК для конечных пользователей и продают компьютеры через своих партнеров.
В регионах же примерно 90% сборщиков продает компьютеры розничным покупателям через собственные магазины. Хотя при этом часть таких компаний может обслуживать нужды местных корпоративных клиентов.
Поэтому запросы на поддержку со стороны AMD у компаний разные. Для федеральных производителей важны возможности получения маркетинговой и финансовой помощи, например скидок на наши продукты при выполнении крупных заказов, но им не требуется обучать продавцов в розничных магазинах. Большинству же региональных сборщиков нужна прямая поддержка со стороны наших региональных представителей для того, чтобы проводить тренинги продавцов, им нужна помощь в оформлении магазинов и витрин, в обеспечении информационными брошюрами и рекламными буклетами. То есть каждая компания, ориентируясь на свою аудиторию покупателей, использует наиболее важную для нее часть услуг по поддержке, предусмотренных программой AMD FPP.
CRN/RE: Какие изменения происходят в этой программе?
И. Г.: Программа AMD FPP действует по всему миру и предусматривает наличие трех уровней — Elite, Premier и Select — в зависимости от объемов продаж партнеров. Присвоенный статус дает возможность получать соответствующие вознаграждения от AMD и поддержку — маркетинговую, финансовую, техническую, информационную. Так, всем партнерам со статусами Elite и Premier (как федеральным, так и региональным) начисляются маркетинговые фонды, которые компании расходуют в зависимости от своих целей и приоритетов. В промо-кампаниях партнеры представляют свои продукты с непременным указанием, что они созданы на базе решений AMD.
В текущем году в программе AMD FPP, действующей на территории России, произошли определенные структурные изменения. Наиболее крупные игроки уже имеют статусы Elite или Premier. Но в начале 2011 г. одну из Premier-компаний, учитывая ее активность в продвижении продуктов AMD, мы смогли перевести на уровень Elite. Кроме того, в течение года статусы Premier получили еще 15 новых партнеров.
В настоящее время мы уделяем повышенное внимание поддержке партнеров уровня Select, которых насчитывается более 110. Планируем, что к концу года появятся еще 5–10 региональных компаний, которые смогут получить этот статус.
CRN/RE: В этом году AMD начала выпуск «гибридных» APU Fusion, объединяющих центральный и графический процессоры. Какова была реакция российского рынка на появление этих устройств?
И. Г.: После анонса первых моделей APU Fusion для ноутбуков во II квартале года мы начали отгрузки мобильных ПК с этими процессорами, и спрос на них сохраняется на высоком уровне. Эти ноутбуки обладают рядом функциональных возможностей, ранее недоступных пользователям, — просмотр 3D-графики и видео в высоком разрешении без замедления работы компьютера, возможность подключения его к телевизору без DVD- или BD-плеера. Реакция на появление в мобильных ПК новых функциональных возможностей со стороны пользователей остается весьма положительной.
В III квартале года мы начали поставки гибридных процессоров APU для настольных ПК, что совпало с началом периода повышенного спроса в преддверии нового учебного года, продажи таких компьютеров быстро пошли в гору и продолжают увеличиваться. Мы ожидаем, что в предновогодний период спрос на ПК с APU Fusion вырастет еще больше.
CRN/RE: Какие тренды вы наблюдаете в корпоративном сегменте рынка и среди конечных пользователей?
И. Г.: Чтобы ответить на этот вопрос, я выделю две группы компьютеров, в которых используются решения AMD, — ноутбуки и настольные ПК.
В последние годы ноутбуки популярны у конечных пользователей. Коммерческие предприятия, как правило, приобретают ноутбуки лишь для тех сотрудников, которые по роду работы вынуждены разъезжать.
Настольные ПК в настоящее время покупают геймеры и энтузиасты, которым не хватает мощности ноутбука и которые готовы модернизировать системный блок. Кроме того, в силу более низких цен настольные ПК приобретаются домашними пользователями как «первый компьютер в доме». Настольные ПК в корпоративном сегменте применяются более широко: их легче контролировать и обновлять ПО, на них проще внедрять системы защиты информации и безопасности.
У каждого из наших партнеров сложился свой круг потребителей. Общаясь со своими партнерами, мы понимаем, какие решения можно предложить каждому из них и какую поддержку ему оказать.
Если говорить о тенденциях, то конечные пользователи более гибки, стремятся попробовать новые технологии и потому готовы покупать новинки. Например, в этой группе отчетливо прослеживается спрос на моноблоки и планшеты.
Сегмент коммерческих заказчиков более стабилен по структуре приобретаемых продуктов. Но зато здесь мы отметили увеличение количества аукционов.
CRN/RE: AMD долгие годы ставила вопрос о «честной конкуренции» в проведении конкурсов «по правилам», принятым в развитых странах. Есть ли реальные результаты в этой области?
И. Г.: Несколько месяцев назад Федеральная антимонопольная служба выпустила постановление, в котором рекомендует всем государственным заказчикам при объявлении тендеров на закупку компьютерной техники указывать, что техника может использовать решения Intel, AMD или аналогов. Это один из тех результатов, которых на протяжении многих лет добивалась AMD.
CRN/RE: Каковы планы представительства на следующий год?
И. Г.: Сейчас, по нашей оценке, доля решений AMD на рынке системных блоков для настольных ПК составляет около 32%, а на рынке ноутбуков — 22%, и потому нам есть куда расти.
В конце III квартала мы объявили о поставках новых серверных 16-ядерных процессоров Interlagos, основанных на совершенно новой архитектуре (кодовое наименование Bulldozer). В начале следующего года AMD планирует обновить текущие линейки и предложить новые процессоры и графические решения.