«Говоря о результатах работы за год, нельзя пройти мимо ключевого показателя, которым мы, дистрибьюторы, привыкли меряться друг с другом, — такими словами открыл пресс-конференцию по итогам 2011 г. Константин Шляхов, генеральный менеджер компании «Марвел-Дистрибуция». — Конечно, говорить сегодня мы будем не только об этом показателе, но начать мне хотелось бы именно с него».
Нетрудно догадаться, что речь идет об объеме продаж. По сложившейся традиции руководитель компании не стал называть абсолютных цифр, но сообщил данные о динамике бизнеса.
По итогам 2011 г. продажи дистрибьютора увеличились на 51%, что на 21% больше планов, поставленных перед компанией в начале года. «Таких результатов мы смогли достичь благодаря сбалансированному продуктовому портфелю, апробированным методам управления, ориентации на клиента и постоянному совершенствованию логистических и финансовых сервисов, — считает Константин Шляхов. — В результате по сравнению с показателями 2000 г. наш оборот вырос в 20 раз!»
Надо сказать, что в ушедшем году никаких кардинальных изменений в структуре компании не произошло.
Основные направления деятельности остались прежними: «Ноутбуки, ПК и серверы»; «Комплектующие, периферийное, цифровое оборудование, мобильные средства коммуникации»; «Сети и телекоммуникации», а также «Аудио/Видео».
Отметим, что в 2011 г. доля самого «крупного» департамента («Компьютеры») еще увеличилась (с 47% в 2010 г. до 52%), в основном за счет продаж iPad’ов, которые в продуктовом портфеле дистрибьютора относятся именно к «компьютерному» департаменту.
Одновременно с этим немного сократилась доля сетевого департамента в общем обороте, так как динамика основных групп товаров была сопоставима с общерыночными показателями.
«Расти быстрее, чем растут твои основные поставщики, в бизнесе которых ты занимаешь лидирующие позиции, в принципе, очень тяжело», — дает свое объяснение Константин Шляхов.
Доля департамента «Комплектующие...» в обороте дистрибьютора за прошедший год не изменилась.
А теперь подробнее о ситуации в каждом департаменте.
В департаменте «Сети и телекоммуникации» самыми заметными точками роста продаж стали «нишевые» вендоры: Extreme Networks (+155%) и TrippLite (+289%). Активно развивались и специализированные технологические решения Cisco IronPort (+102%)/Cisco Telepresence (+226%) и HP Networking (+264%).
Как уже было сказано, департамент «Ноутбуки, ПК и серверы» развивался активнее остальных, с этим связаны и более высокие показатели. Среди наиболее значительных достижений можно отметить:
-
трехкратный рост продаж продукции Apple;
-
семикратный рост продаж планшетов;
-
рост продаж серверного оборудования на 70%;
-
увеличение продаж десктопов на 68%;
-
двукратный рост продаж продукции Acer, Dell и IBM.
Департамент «Комплектующие, периферийное, цифровое оборудование, мобильные средства коммуникации» также продемонстрировал уверенный рост оборотов. Наиболее заметно прибавили продажи смартфонов, цифровых фотокамер и электронных книг. Кроме того, значительно расширился ассортимент аксессуаров, которые теперь будут выделены в отдельное направление в рамках департамента.
Константин Шляхов признает, что доля комплектующих в обороте департамента «Комплектующие, периферийное оборудование, цифровые средства связи и телефония» становится все меньше (по итогам 2011 г. — 4%). Им на смену приходят смартфоны и цифровая техника: «Мы даже подумываем о смене названия департамента».
И еще об одном изменении в компании: в 2011 г. было принято решение выделить продукцию Hewlett-Packard в отдельное направление. По мнению руководителя компании, «Марвел-Дистрибуция» немного недорабатывала в этом направлении, и надо было пойти на подобный шаг, чтобы усилить работу с вендором в наступившем году.
По данным на конец 2011 г., в активе «Марвел-Дистрибуция» — более 100 производителей, заключивших с компанией прямые дистрибьюторские контракты. Из них в прошлом году подписаны соглашения с Atoll, Сanovate Group, Digitus, Gear 4, Hitachi Data Systems, Huawei, IconBIT, Oracle, QNAP, Switcheasy и др.
Особое место в этом списке отводится контракту с компанией Oracle. Несмотря на то что «Марвел-Дистрибуция» — компания широкопрофильная, до недавнего времени она практически не была представлена на рынке программного обеспечения. Партнерам дистрибьютор предлагал ПО компаний Cisco, Avaya, IBM, Hewlett-Packard. Но софтверного вендора уровня Oracle в его портфеле не было. С момента подачи официального заявления на то, чтобы стать дистрибьютором Oracle, и до подписания контракта прошел почти год. «Переговоры проходили во время достаточно серьезной реструктуризации партнерской и дистрибьюторской сети, — говорит Константин Шляхов. — И вот в рамках этой реструктуризации нам, не работавшим ранее ни с компанией Oracle, ни с компанией Sun, удалось убедить вендора в том, что мы можем предложить интересный план развития его бизнеса в России. После этого довольно много время ушло на формальные процедуры авторизации и подписание контракта. И только в конце декабря мы смогли наконец-то объявить участникам рынка и нашего канала, что теперь мы партнеры Oracle. Теперь им доступна вся продуктовая линейка вендора, в том числе и „железо“, продававшееся ранее под маркой Sun. Отмечу лишь, что, так как все процедуры длились не один месяц, у нас было достаточно времени для подготовки. В компании уже сформировано подразделение по работе с Oracle, которым будет руководить Дмитрий Никитов, много лет проработавший у вендора».
По итогам 2011 г. лучшая динамика продаж наблюдалась по продукции Apple (+203%), HTC (+149%) и IBM (+111%).
Не менее значимая характеристика работы дистрибьютора — состояние дилерской сети. Начнем с цифр, которые характеризуют любого дистрибьютора: количество работающих с ним партнеров. По итогам 2011 г. закупки в «Марвел-Дистрибуция» делали около 3,5 тыс. компаний из 188 городов России. Как замечает Антон Черепахин, директор по продажам компании «Марвел-Дистрибуция», это не просто те, которые что-то купили один раз в течение года, а работающие с дистрибьютором на регулярной основе: «Мы считаем, что это очень неплохой результат. По нашим оценкам, сейчас на российском ИТ-рынке около 10 тыс. компаний. Получается, что мы работаем более чем с третью из них. И это при том, что мы всегда фокусировались на крупных и средних партнерах». В прошедшем году акцент был сделан на работе с корпоративными реселлерами и независимой сотовой розницей: продажи через этих партнеров выросли на 75 и 190% соответственно.
При этом доля проектных продаж в 2011 г. по сравнению с 2010 г. немного уменьшилась (с 43 до 40%).
В Москве работает 23% партнеров, на втором месте — Северо-Западный ФО — 18%. По оставшимся регионам дилеры распределяются достаточно равномерно: в Центральном ФО — 12%, в Южном ФО и Приволжском ФО — по 10%, в Сибирском ФО — 9% и в Дальневосточном ФО — 8%.
О чем еще шла речь на пресс-конференции?
Об успехах на зарубежных рынках, доля которых в обороте «Марвел-Дистрибуции» в 2011 г. составила 5%. Около 90% оборота дает Казахстан. «В прошлом году мы совершили качественный рывок в работе на рынке этой страны, — сообщил Константин Шляхов. — И это не просто рост продаж, это рост, поддерживаемый инфраструктурой. Конечно, для российского читателя цифры покажутся не очень убедительными, но поверьте, что для Алма-Аты это очень значимые показатели. В нашем казахском офисе работает около 50 человек. Его площадь 500 квадратных метров, площадь складских помещений, оборудованных по последнему слову техники, — около полутора тысяч. У нас заключен эксклюзивный контракт с компанией HTC на все страны Средней Азии и Казахстан. Мы фактически представляем интересы вендора в этой стране. А такие производители, как Acer и Cisco, по итогам прошлого года признали нас дистрибьютором номер один в Казахстане. Кроме того, в 2011 г. мы подписали с НР соглашение на продажу здесь компьютеров. Но более важно то, что мы смогли подписать соглашение с Xerox — с компанией, с которой у нас нет дистрибьюторского контракта в России».
Требования нынешней рыночной ситуации таковы, что практически ни одно подведение итогов года не обходится без упоминания B2B. Данная пресс-конференция не стала исключением. «Мы обещали запустить систему B2B, — напоминает Антон Черепахин, — но, признаемся, не смогли. Сейчас мы анализируем ее безопасность, ведь это очень важно. Можно сказать, мы приближаемся к завершению бета-тестирования. 50 партнеров уже используют эту систему, закупив через нее товар на более чем 1 млн. долл. Надеемся, что уже весной партнеры начнут ею пользоваться. Чем она будет отличаться от таких систем у конкурентов? Мы реализовали две идеи. Первая — „фэйсбукориентированный“ интерфейс. В этой системе можно будет общаться с сотрудниками нашей компании с помощью сообщений, запросов по цене, оценивать, устраивает цена или нет. И вторая особенность в том, что это система полного цикла. То есть клиент сможет зайти туда, и если у него все предоплачено или есть кредитная линия, он может распечатать документы, приехать с ними на склад и забрать товар. Насколько нам известно, системы, созданные нашими конкурентами, не позволяют полностью автоматизировать этот процесс: на каком-то из этапов обязательно потребуется вмешательство человека, который должен будет „поставить галочку“».
Еще в 2010 г. в составе «Марвел-Дистрибуция» был создан собственный аналитический центр, а в 2011 г. сделаны «серьезные инвестиции» в его развитие. Перед новой структурой стоит несколько задач: исследование рынка, изучение новых вендоров, оценка опыта зарубежных коллег, подготовка рекомендаций по внедрению ноу-хау в реальную жизнь.
И традиционно о планах, которые дистрибьютор ставит перед собой на ближайший год. Правда, на этот раз представители компании не стали называть конкретных цифр.
«Очень сложно строить долгосрочные оптимистичные прогнозы на 2012 г., поскольку все еще много неопределенностей, способных повлиять на экономику в целом. Поэтому мы решили пока не брать на себя каких-то обязательств. У нас есть достаточно консервативный бюджет, скажу честно: мы не планируем даже 30%-ного роста. Но это пока. Тем не менее понятно, что рынок информационных технологий вряд ли будет расти теми темпами, которыми он рос до сих пор. Послекризисная фаза пройдена, и 2012 г. будет достаточно сложным. Но даже в рамках слаборастущего рынка надо находить новые продуктовые ниши, новых вендоров, которые предлагают технологические решения, позволяющие совершать прорывы. Мы двигаемся именно в этом направлении, соответственно планируем, что в 2013 г. сможем показать результаты, которые будут лучше, чем „средняя температура по больнице“», — подвел итог Константин Шляхов.