Назначенный в феврале 2012 г. на должность директора по продажам Seagate Technology в России и СНГ Александр Новичихин рассказал о результатах деятельности компании в IV квартале 2011 г. и планах по продвижению продуктов в текущем году.
Александр Новичихин напомнил о проблемах с производством жестких и твердотельных дисков (ЖД и ТТД), вызванных осенним наводнением в Таиланде. Он заверил, что расположенные там предприятия Seagate практически не пострадали: «Это дало нам возможность продолжить выпуск накопителей, хотя последствия наводнения достаточно сильно затронули производство Seagate — были затоплены таиландские фабрики наших партнеров — поставщиков компонентов. В частности, пострадали фабрики компании Nidec, поставлявшей вендорам более 70% двигателей для ЖД, и потому Seagate пришлось заключать новые контракты с альтернативными поставщиками компонентов, на что потребовалось определенное время».
По разным оценкам, спрос на все виды накопителей в мире в IV квартале 2011 г. составлял 160–170 млн. шт., но производители смогли поставить всего около 120 млн. дисков. «У Seagate, у наших OEM-партнеров и дистрибьюторов на складах было достаточно много готовой продукции, что позволило снизить остроту дефицита в IV квартале. По-видимому, нехватки накопителей на рынке будут наиболее остро ощущаться в I квартале 2012 г., поскольку потребности останутся на прежнем уровне, а мировые поставки в необходимом объеме будут восстановлены только в течение года», — считает Александр Новичихин.
Естественно, нехватка компонентов негативно отразилась на выпуске продуктов Seagate — если в III квартале 2011 г. компания продала 55 млн. накопителей, то в IV квартале — только 47 млн. шт. Хотя директор по продажам отметил, что сокращение производства у Seagate было менее существенным, чем у конкурентов. В результате доля вендора на мировом рынке накопителей (по оценке самой компании) увеличилась с 30% осенью 2011 г. до 39% в конце года, что вновь вывело компанию в лидеры.
30 декабря 2011 г. Seagate объявила финансовые результаты IV (календарного) квартала, согласно которым ее выручка достигла 3,2 млрд. долл., валовая прибыль — 31,6%, а чистая прибыль — 563 млн. долл.
Александр Новичихин также подтвердил, что Seagate заключила долгосрочные (на год и более) соглашения с 20 наиболее крупными ОЕМ-производителями компьютеров. «С одной стороны, эти соглашения выгодны самим производителям, так как в условиях нехватки ЖД они не могли полностью загрузить свои производства. От Seagate они получили гарантии поставок. С другой стороны, Seagate, заключив такие соглашения, получила твердую основу для дальнейшего развития своего бизнеса ЖД и ТТД, ведь в IV квартале около 70% всех выпущенных накопителей было поставлено ОЕМ-производителям», — сказал директор по продажам российского офиса Seagate.
Аналитики Barclays склонны верить оценкам Seagate, которая считает, что в I квартале 2012 г. компания сможет поставить на рынок около 60 млн. ЖД при общем объеме рынка 130–135 млн. шт., а в течение 2012 г. ее выручка сможет увеличиться до 20 млрд. долл., что почти на 70% больше по сравнению с показателем 2011 г.
В России Seagate продает накопители через дистрибьюторов. По признанию Александра Новичихина, российский канал продаж пострадал от острой нехватки ЖД сильнее, чем мировые ОЕМ-партнеры: «Прежде всего это выразилось в повышении цен. Если еще в III квартале 2011 г. разница в цене ЖД, продаваемых в канал, по сравнению с аналогичными накопителями, поставляемыми ОЕМ-партнерам, составляла около 10%, то в IV квартале она значительно увеличилась. Хотя Seagate поставляет диски дистрибьюторам по фиксированным ценам, дефицит дал возможность участникам канала увеличивать цены на ЖД и заработать на их продажах».
Оценивая ситуацию на российском рынке, Александр Новичихин признал, что первые три квартала 2011 г. компания WD продавала накопителей больше, чем Seagate: «Но в IV квартале положение в России и на мировом рынке изменилось, мы продали больше накопителей, чем WD. Наша доля на российском рынке увеличилась как за счет уменьшения поставок WD, так и за счет того, что с 19 декабря, когда завершилась сделка по приобретению производства компании Samsung, 3,5-дюймовые ЖД последней добавились к объему продаж Seagate». Правда, он уточнил, что, согласно соглашению с Samsung, в течение текущего года на рынок будут поставляться 2,5-дюймовые накопители под маркой этого вендора.
В то же время директор по продажам сообщил, что Seagate в плановом порядке сокращает сроки гарантии на свои накопители: «Летом 2011 г. Seagate снизила гарантийный срок на массовые ЖД для ПК и ноутбуков с трех до двух лет, а затем и до одного года». По его словам, это не связано с событиями в Таиланде, а связано с сокращением избыточных расходов компании. За последние годы Seagate продала миллионы дисков и предустановленная у пользователей база накопителей, на которые распространялись трехлетние сроки гарантии, оказалась чрезмерно большой. «Как публичная компания, Seagate была вынуждена резервировать значительные средства для гарантийного обслуживания. Сокращая гарантию, во-первых, мы экономим средства, которые можем направить на дальнейшие разработки, и, во-вторых, приводим гарантийные сроки к стандартам, принятым большинством производителей, в том числе такими компаниями, как Apple и Sony», — пояснил Новичихин.
Однако он отметил, что в случаях поставок продуктов госучреждениям через тендеры, когда требуется трехлетняя гарантия, вендор будет предоставлять партнерам возможность продавать (за определенную плату) клиентам расширенную гарантию на свои накопители.
Александр Новичихин представил некоторые новинки. В частности, анонсированный в феврале новый гибридный твердотельный диск Momentus XT второго поколения для домашних и корпоративных ноутбуков. Этот диск обладает емкостью 750 Гбайт и при производительности, сопоставимой с ТТД, будет продаваться по цене почти в 10 раз ниже, чем аналогичные по емкости твердотельные накопители: «Думаю, что появление таких новинок, как Momentus XT, позволит стимулировать спрос на нашу продукцию и станет дополнительным фактором роста бизнеса Seagate в России. Мы планируем продолжить поддержку российских партнеров по каналу, и прежде всего локальных сборщиков компьютеров, поставляя им накопители по приемлемым ценам и реализуя различные маркетинговые программы».