В первый день марта в рамках мировой презентации компания Oracle провела в Москве конференцию «Аппаратная платформа Oracle: максимальная производительность для ИС», на которой представители компании рассказали о стратегии развития аппаратных решений российским заказчикам и партнерам.

Открывая конференцию, Борис Щербаков (см. фото), вице-президент и генеральный директор Oracle Hardware в России и СНГ, заявил: «Мы находимся на переломной точке развития бизнеса Oracle: ведь еще год назад никто не мог предположить, что наша компания сможет выступать на рынке в двух лицах, предлагая широкий спектр решений, интегрирующих аппаратные и программные средства».

Cтоит напомнить, что в январе 2010 г. Oracle завершила сделку по приобретению компании Sun Microsystems, которая стала основой подразделения Oracle Hardware.

Однако, как отметили аналитики Gartner, в последнем квартале 2010 г. продажи RISC-серверов Oracle сократились на 16,2% по сравнению с продажами Sun в конце 2009 г., а в количественном выражении этот спад составил более 40%. Этот негативный тренд продолжился в 2011 г. — в то время как, по данным Gartner, во II квартале доход рынка RISC и Itanium Unix-серверов вырос на 2,1%, доход Oracle на этом рынке снизился на 16,1%. Согласно отчетам компании, в I финансовом квартале 2011 г. (закончился в августе) продажи ее программных продуктов увеличились на 17%, а аппаратных средств — на 5% сократились (до 1 млрд. долл.). Во II квартале 2011 г. (завершился в ноябре) наблюдалась аналогичная картина — доход от продаж ПО продолжал расти, а поставки оборудования снизились до 953 млн. долл. Наряду с RISC-серверами Oracle также производит серверы стандартной архитектуры, продажи которых, по данным IDC, за год выросли на 2,2%, однако это не смогло компенсировать падение продаж SPARC-систем. В то же время Oracle признала, что прибыль от аппаратных средств увеличилась более чем на 50%.

Исходя из этих данных и заявлений руководства вендора эксперты и аналитики сошлись во мнении, что Oracle меняет стратегию и сокращает выпуск универсальных серверов в пользу комплексных, интегрированных решений, подобных Oracle Exadata для обработки БД, ко­торые объединяют ПО Oracle с серверами и другими компонентами. Этот вывод подтверждают данные самой Oracle о том, что в течение 2011 г. продажи систем Exadata увеличились на 100%. Как отметили аналитики IDC, уже во II квартале 2011 г. Oracle начала поставки решений Oracle Exadata российским коммерческим потребителям. К концу 2011 г. вендор планировал начать выпуск других интегрированных решений.

Однако в опубликованном в марте 2012 г. отчете исследовательской фирмы Jefferies & Co. отмечено, что в декабре рост продаж Oracle значительно замедлился (составил всего 2%). Причем аналитики Jefferies & Co. считают, что «замедлилось продвижение Exadata», а «такие продукты, как Exalogic, ждут более широкого сценария использования», хотя именно эти интегрированные решения стали ключевыми в реализации потенциала продуктов, полученных при покупке Sun Microsystems.

Луиджи Фрегуйя, старший вице-президент по аппаратному обеспечению Oracle в ЕМЕА, представил продуктовую стра­тегию вендора. Он отметил, что, по данным Gartner, в 2011 г. в среднем в мире компании тратили около 66% на поддержание своей инфраструктуры ИТ, 20% — на обеспечение производительности отдельных систем и лишь 14% на ее преобразование за счет инноваций.

«Мы хотим, чтобы это соотношение изменилось: не более 50% на поддержку существующих средств ИТ и по 25% на расширение ресурсов и внедрение инноваций. Для этого мы предла­гаем единый интегрированный технологический стек программно-аппаратных решений, который поможет заказчикам упростить свои инфраструктуры ИТ, избежать их фрагментарности и открыть путь к внедрению ­инноваций с учетом таких рыночных тенденций, как использование различных мобильных устройств, быстрый рост объ­емов поступающей информации, в том числе неструктурированных данных, переход к облачным вычислениям», — заявил Луиджи Фрегуйя.

Он объяснил, что после приобретения компании Sun Microsystems в Oracle была сформирована единая проектная команда, объединившая более 20 тыс. инженеров, которые создают законченные блоки для построения инфраструктур ИТ. При этом только в 2011 г. Oracle потратила на НИОКР более 4,2 млрд. долл., из которых 1,5 млрд. долл. было направлено на создание аппаратных средств (это значительно больше, чем расходовала Sun), что позволило увеличить в 3–4 раза число инженеров, проектирующих процессоры, серверы и СХД. В результате команда разработчиков Oracle создала новые процессоры SPARC Т-4, которые превосходят по производительности ЦП предыдущего поколения, выпускавшиеся Sun, в 5–7 раз. В свою очередь, выпуск SPARC Т-4 позволил начать производство новых серий серверов SPARC, которые в среде ОС ­Solaris 11 демонстрируют высокие показатели скорости обработки данных и приложений.

Луиджи Фрегуйя признал, что до последнего времени бывшие заказчики Sun сомневались в перспективах развития SPARC-серверов и переходили на системы стандартной архитектуры х86. Чтобы развеять эти сомнения, он впервые открыто анонсировал план дальнейших разработок процессоров SPARC. По расчетам разработчиков Oracle, намеченные к выпуску в 2015 г. процессоры SPARC смогут в 40 раз повысить скорости обработки БД и в 10 раз увеличить производительность при обработке приложений Java, что гарантирует заказчикам дальнейшее повышение эффективности применения ИТ на основе решений Oracle.

Он подчеркнул, что весь технологический стек Oracle — от серверов и СХД до СУБД, промежуточного ПО и бизнес-приложений — разработан и оптимизи­рован для совмест­ной работы.

К числу готовых блоков для построения инфраструктур ИТ заказчиков вендор относит новые серии серверов SPARC Т и SPARC М, усовершенствованные СХД купленных Oracle компаний Sun Microsystems (ZFS Storage Appliance) и Pillar (Axiom SAN), а также ленточную библиотеку StorageTek Tape. Кроме того, Oracle совершенствует интегрированные программно-аппаратные решения: Exadata для обработки баз данных, обновленная модель которой позволяет в 10–50 раз ускорить обработку запросов к БД, а также систему Exalogic, оптимизированную для ПО Java и обеспе­чивающую почти в 10 раз более быструю обработку приложений Java Applications.

Луиджи Фрегуйя также представил универсальный вычислительный комплекс SPARC Super­Cluster, объединивший высокоскоростными соединениями Infiniband-сервер SPARC, системы хранения и встроенную аппаратную систему виртуализации. Это универсальное многоцелевое решение позволяет на одной аппаратной платформе обрабатывать как БД, так и различные приложения и может как «ЦОД в коробке» стать основой для построения «частного облака».

Он также рассказал о решении Big Data Appliance, кото­рое, по мнению Oracle, является наиболее полной платформой для обработки и анализа в реальном масштабе времени поступающих на предприятие больших потоков неструктурированных данных, что позволит заказчикам извлекать полезную информацию.

«Параллельно разработчики Oracle создали новые версии основных ОС — Solaris 11 и Oracle Linux, которые помогли повысить показатели производительности, масштабируемости и эффективности использования наших новых систем и решений, — подчеркнул Фрегуйя. — В то же время мы сделали возможным использование этих ОС в серверах на базе ЦП х86 Intel, что позволит заказчикам эффективно сопрягать их с нашими системами SPARC».

Луиджи Фрегуйя также отметил, что Oracle предлагает заказчикам протестированные приложения (Siebel CRM, PeopleSoft, JD Edwards и E-Business Suite), единую систему управ­ления Enterprise Manager Ops Center для полного контроля за всеми компонентами программно-аппаратных решений, а также свою экспертизу для решения бизнес-задач компаний разных отраслей (телеком, банковские и финансовые структуры, промышленность, транспорт, торговля) и реализации любых облачных вычислений, будь то частное, публичное или гибридное «облако» на базе программно-аппаратных средств Oracle.

«Мы стремимся к тому, чтобы заказчики в полной мере могли использовать возможности построения „облаков“ и использовать их ресурсы. Для этого инженеры Oracle создали свою технологию виртуализации и встроили ее как в аппаратные системы, так и в ОС Solaris 11 и Oracle Linux, обеспечив управление всем стеком программно-аппаратных средств», — сказал Луиджи Фрегуйя.

В конференции принял участие Фрэнк Дженс, старший ­вице-президент и главный аналитик IDC. По его мнению, в 2012–2020 гг. будет происходить переход на новую платформу ИТ, что заставит корпоративных заказчиков переходить от традиционных разрозненных «островков» обработки информации к построению динамической адаптивной инфраструктуры ИТ, а затем к внедрению облачных вычислений.

«Компании получают большой выигрыш от трансформации своей инфраструктуры за счет консолидации на стандартных платформах своих вычислительных систем, их виртуализации и автоматизации обработки бизнес-приложений. В такой инфраструктуре ИТ используются как „сервисы по запросу“. В наибольшей мере этот эффект проявляется при построении „частного облака“, которое способно автоматически масштабировать выделяемые ресурсы, поэтому заказчики могут платить только за то, что используют», — подчеркнул Фрэнк Дженс.

Он привел данные опросов IDC, согласно которым наиболее востребованными в «облаках» ресурсами являются совместно используемые приложения, электронная почта, хранение данных «по требованию» и использование «по требованию» ресурсов серверов для обработки приложений. При этом большинство компаний намерено привлекать облачные ресурсы для создания внутренних «частных облаков».

По мнению аналитика IDC, в течение 2012–2013 гг. на корпоративном рынке произойдет бурный рост числа создаваемых заказчиками «частных облаков», для чего потребуются новые версии ПО и приложений, разработанных специально для «облака». «При этом весьма важным станет выбор вендоров — поставщиков платформ для построения „облаков“. Анализируя представленные Oracle программно-аппаратные решения, можно сказать, что этот вендор становится в один ряд с Dell, HP, IBM, хотя, конечно, окончательный выбор поставщика остается за заказчиками», — заявил Фрэнк Дженс.

Комментарии российских дистрибьюторов — поставщиков решений Oracle Hardware:

Татьяна Андреева, директор по развитию бизнеса компании MERLION: «MERLION, официальный дистрибьютор Oracle, заняла по итогам 2011 г. лидирующую позицию по поставкам оборудования Oracle Hardware в Россию. Важным моментом в достижении этого результата стала покупка компании Verysell Distribution, что значительно усилило наши компетенции и ресурсы в сегменте Oracle Hardware. По итогам 2011 г. суммарные продажи двух объединенных дистрибьюторов заметно превысили показатели других российских поставщиков.

Сегодня наша ключевая задача — расширение спектра продукции Oracle, охват всех линеек. Мы рассчитываем за 2012 г. увеличить продажи Oracle вдвое, в первую очередь за счет активного движения в сегменты программных решений и программно-аппаратных комплексов. Нам вообще близка продуктовая стратегия Oracle. Мы тоже видим будущее рынка за комплексными решениями и активно движемся от дистрибуции оборудования к дистрибуции решений. Под эту модель мы меняем и свои внутренние бизнес-процессы, и набор сервисов для партнеров. Это не только традиционные для нас, как для крупнейшего российского ИТ-дистрибьютора, логистические, маркетинговые и финан­совые услуги, но и инженерно-технические сервисы. Их спектр постоянно расширяется, что позволяет партнерам не только использовать их в своей работе, но и „транслировать“ конечному заказчику. Таким образом, мы „замещаем“ вторичные компетенции партнеров и позволяем им зарабатывать на своих ключевых компетенциях.

Руководство компании рассчитывает, что проводимые структурные изменения позволят компании MERLION стать наиболее эффективным дистрибьютором Oracle в России и занять лидирующее положение не только в сегменте hardware-решений, но и во всех линейках Oracle».

Леонид Циклин, руководитель направления Oracle в компании OCS Distribution: «В наших взаимоотношениях с подразделением аппаратных средств Oracle после покупки ею Sun произошли довольно существенные изменения:

  1. Вместо трех дистрибьюторов стало четыре, причем все VAD’ы имеют право продавать и аппаратные, и программные, и интегрированные решения.
  2. Ликвидирована „привязка“ дилеров к дистрибьюторам — теперь реселлеры имеют право размещать заказы у любого из VAD’ов. Конечно, это непривычно для тех, кто работал с Sun, и ломает сложившиеся стереотипы, но конечные пользователи и реселлеры от этого должны выиграть. Теперь и дистрибьюторам, и системным интеграторам надо работать еще лучше, предоставлять все более широкий спектр качественных услуг своим клиентам.
  3. Начала действовать рибейтная программа (так называемая Open Market Model), позволяющая интеграторам получать существенные бонусы от продажи оборудования Oracle при размещении заказов через VAD.

Могу добавить, что компания пока не собирается использо­вать в России модель прямых продаж крупнейшим заказчикам (хотя, например, в США их доля выше, чем продажи через канал). Прослеживается тенденция к сокращению числа прямых партнеров. Поскольку продукты и решения становятся все более сложными, повысились требования к квалификации партнеров, и это правильно — понятно желание производителя быть уверенным в том, что его партнеры смогут обеспечить конечных пользователей решениями Oracle.

Что касается продуктовой ­политики, то, судя по всему, начал проявляться синергетический эффект от слияния с Sun. Oracle сделала огромные вло­жения в развитие продуктовой линейки и добилась впечатляющих результатов: появились ­новые высокопроизводительные процессоры SPARC T4 и серверы на их основе, новая версия ОС Solaris 11 (безусловно, лучшая на сегодня коммерческая ОС Unix), новая, весьма интересная СХД Pillar Axiom. Осо­бое внимание Oracle уделяет высокопроизводительным инженерным системам (выпущена целая серия продуктов Exa-stack), а также SPARC SuperCluster (SSC). Высоко оценивая рыночные перспективы SSC как мощнейшей платформы для консолидации приложений и работы с СУБД Oracle, мы заказали ­такую систему в качестве демооборудования, которая будет ­доступна партнерам для тестирования. Выпущен и ряд программно-аппаратных комплек­сов для среднего сегмента рын­ка (Oracle Database Appliance и Exalytics).

Впрочем, прежнюю, докризисную позицию аппаратных средств Sun на рынке Oracle восстановить пока не удалось. Сказались два с лишним года объединения компаний, слияние столь крупных игроков на ИТ-рынке не могло пройти абсолютно гладко, поэтому текущая ситуация вполне объяснима. Но видно, что ­динамика позитивная, позиции Oracle на рынке оборудования и интегрированных решений, ­несомненно, будут укрепляться, а на рынке ПО еще больше усилятся — потенциал у вендора колоссальный».