В этом году компания SAP отметит сорокалетний юбилей и двадцатилетие российского офиса. Результаты прошлого года станут хорошим фоном для праздника. План превышен: вместо ожидаемых 25% роста, по данным компании, доход увеличился на 32,4%. При этом доходов от ПО получено на 34,3% больше, от поддержки — на 32,5%, от сервисов — на 27,8%. На 2012 г. запланирован рост еще на 25%.
На пресс-конференции, посвященной подведению итогов года, Игорь Богачев, генеральный директор SAP СНГ, назвал крупнейшие контракты, заключенные в 2011 г. Бросается в глаза успех, достигнутый компанией в госсекторе. Так было далеко не всегда, и несколько лет назад «курс на гос» был сформулирован как приоритетная задача. Цель была поставлена верно: «Газпром», «Газпромнефть», Росатом, КЭС, Министерство обороны, МРСК названы заказчиками, для которых реализованы крупнейшие контракты прошедшего года. Что касается Министерства обороны, то в текущем году «заработает единый расчетный центр по расчету зарплаты для 1,3 млн. сотрудников». Более того, хотя центр еще и не запущен, но уже планируется увеличить его «масштаб» до 2 млн. человек в текущем году. Если это действительно произойдет, то этот проект станет крупнейшим внедрением SAP HCM в мире.
В Росатоме на базе продуктов SAP «реализована автоматизация годовой программы закупок». Проект внедрения SAP SRM стал частью Программы трансформации ИТ-сферы госкорпорации. Среди новых заказчиков вендора — Министерство промышленности и торговли, Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральная налоговая служба, Аналитический центр при правительстве РФ (здесь внедрен SAP Business Objects).
Сотрудничество с государством имеет и другую грань: открывается лаборатория SAP в Сколково. Это одно из 15-ти подобных подразделений вендора в мире. В лаборатории поначалу будет работать около 70 человек, а к концу 2015 г. их должно стать уже 250. Работа пойдет по нескольким направлениям: чистые исследования, поддержка венчурных стартапов, новых идей, инновационные разработки совместно с крупными российскими клиентами, в том числе разработки для РЖД, дальнейшая локализация продуктов, кодирование.
В банковском секторе достигнут серьезный рубеж: оборот вырос на 370%. Это результат не единственной удачной сделки, подчеркивают в SAP, а работы по многим проектам, в первую очередь это Сбербанк, ЦБ РФ, ВТБ24, Промсвязьбанк.
Примечательно, что вендор ставит перед собой амбициозную технологическую задачу: стать вторым в мире игроком в области баз данных. Среди драйверов дальнейшего развития мобильные приложения, облачные и быстродействующие вычисления.
Кроме того, российский офис SAP теперь позиционирует себя как поставщика продуктов и услуг, эффективных для бизнеса, недорогих во внедрении и использовании, причем быстро внедряемых. Для этого применяются и совершенно нетрадиционные методы, в том числе онлайн-проекты по слежению за реальным внедрением, с обсуждениями, общением интернет-аудитории и компании-заказчика.
Как утверждают топ-менеджеры компании, произошел и другой заметный скачок, поддержанный платежеспособным спросом в России: от автоматизации финансового блока к автоматизации операционной деятельности. После кризиса многие крупные холдинги всерьез задумались об эффективности бизнеса, реального производства. Продукты SAP, исторически бывшие инструментом финансистов, начинают применяться шире. В планах компании к 2015 г. добиться проникновения ERP в бизнес-процессы топ-100 российских компаний с 7 до 20–25%.
Во всяком случае, отметил Андрей Надеин, заместитель генерального директора, директор департамента по капиталоемким отраслям промышленности SAP СНГ, сейчас уже больше половины заказчиков заняты внедрением не финансовых, а иных продуктов. Для России, где большинство внедрений были связаны в первую очередь с применением именно финансовых и учетных модулей, но никак не с производственным планированием, это значительное изменение.
При этом, по оценкам SAP СНГ, в российском топ-100 — множество компаний, которые имеют значительный ИТ-бюджет и не знают, что с ним делать. Вендор идет им навстречу, бесплатно проводит аудит, сравнивает с аналогичными бизнесами в мире, помогая сформировать набор проектов трансформации бизнеса.
Компания продолжает интенсивно работать с СМБ. Более половины из 395 сделок прошедшего года было заключено с небольшими компаниями. Средний размер сделки в СМБ-секторе 60 тыс. евро.
«За 2011 г. нам удалось на 78% увеличить доходы, получаемые через партнерские каналы. На конец 2011 г. у нас уже было 118 партнеров, что на 21% больше, чем за аналогичный период в 2010 г. За второе полугодие 2011 г. у нас также появилось 9 партнеров по инновационным решениям Cloud & Mobility, обучение прошли 970 новых консультантов», — сообщил Вячеслав Орехов, директор Департамента по работе с быстрорастущими компаниями.
По данным HeadHunter, консультанты по продуктам SAP вошли в тройку самых востребованных в России специалистов, с потенциалом роста зарплаты в текущем году на 32%. Согласно стратегической программе развития вендора до 2015 г., число консультантов должно стремительно увеличиваться. Во всяком случае, уже сейчас в состав университетского альянса SAP входят 47 вузов, и более 1,7 тыс. студентов так или иначе знакомятся с продуктами вендора.
В этом году штат офиса SAP увеличится на 500 человек (сейчас в нем около 700 сотрудников). Расширение офиса уже дало положительные эффекты.
В 2011 г. наконец-то была организована поддержка на русском языке в режиме 24×7: ранее клиенты обращались в мировые центры поддержки SAP в странах Азии.