Компания OpenText, один из мировых поставщиков систем для управления контентом (Enterprise Content Management, ECM), провела в Мюнхене конференцию под названием Content Days. Данное мероприятие было организовано в рамках традиционного турне по крупнейшим городам Америки, Европы и Азии, в ходе которого вендор знакомит партнеров и заказчиков с результатами своей деятельности, новыми продуктами и делится планами по развитию бизнеса. В работе мюнхенской конференции приняли участие специалисты из стран Центральной и Восточной Европы.
Как отмечают представители OpenText, интерес к ECM-системам в последние годы заметно вырос, что объясняется потребностью заказчиков обрабатывать большие объемы неструктурированной информации и данных. Бизнес давно научился эффективно использовать структурированную информацию, хранящуюся в базах данных, ERP-, CRM- и BI-системах. Но значительная часть данных, накопленных на предприятиях (по оценкам специалистов, они занимают более 80% всего объема), хранится в неструктурированном виде. Это файлы электронных документов, таблиц, презентаций, Web-страницы, медиаконтент, электронная почта и т. д. Работа с таким контентом — одна из самых трудоемких операций для сотрудников компаний. Поэтому заказчики стремятся по возможности автоматизировать процессы обработки неструктурированных данных и унифицировать подходы к управлению жизненным циклом и хранением информации.
Компания OpenText на протяжении всей своей более чем 20-летней истории специализировалась на разработке ECM-систем, что позволило ей стать одним из ведущих мировых игроков в данном сегменте. Ближайшие конкуренты — корпорации IBM и EMC.
Выступая на конференции, Марк Барренечиа, президент и главный управляющий OpenText, сообщил, что дела у компании идут неплохо. Мировой оборот в 2011 г. превысил 1 млрд. долл. (в 2010 г. — 912 млн. долл.). В OpenText трудится 5 тыс. специалистов, ее продукцией пользуются полтора миллиона человек, количество предприятий-заказчиков приближается к 50 тысячам. Офисы фирмы открыты более чем в 30 странах, а закупают решения и получают поддержку производителя клиенты из 140 стран. Ссылаясь на исследования аналитических компаний, представители OpenText отметили, что в 2011 г. наибольшая доля рынка ECM-систем — 20,4% — принадлежала IBM. OpenText — вторая, ее рыночная доля составила 18,4%, на третьем месте EMC с 12,9%. Но более важными, по мнению специалистов OpenText, являются тренды, характеризующие изменения в позиционировании компаний. Так, в прошлом году IBM потеряла 3,9% рынка ECM-систем, доля EMC уменьшилась на 0,3%, а доля OpenText, напротив, увеличилась на 5,5%. Поэтому руководители компании уверены, что в ближайшем будущем OpenText станет игроком номер один, тем более что, в отличие от конкурентов, вендор специализируется только в этой нише и сфокусирован на выпуске исключительно программных продуктов.
На российском рынке OpenText также демонстрирует довольно высокие темпы роста. По словам Михаэля Кухарски, регионального директора по продажам в СНГ, в течение последних пяти лет объемы поставок ежегодно увеличивались на 30–40%. Михаэль Кухарски подчеркнул, что OpenText работает исключительно через партнеров. При этом особенно важным каналом сбыта является SAP, с которой OpenText сотрудничает уже 20 лет, а пять лет назад компании подписали специальный договор, согласно которому сегодня SAP продает более десяти решений OpenText. Как отметил Павел Завгородний, директор по продажам OpenText в России и СНГ, коммерческие условия SAP в полной мере распространяются и на продукцию его компании. Более того, на продукты OpenText распространяются также условия технической поддержки. «Это совместное предложение двух компаний. Такая модель стала возможной, потому что OpenText и SAP давно сотрудничают в разработке совместных продуктов», — пояснил Завгородний. Михаэль Кухарски добавил, что в Центральной и Восточной Европе через SAP осуществляется примерно 45% всех продаж OpenText. В России эта цифра выше и достигает 65%. «Мы и впредь будем развивать продажи через SAP, поскольку это очень важный для нас канал продаж, — подчеркнул он. — Вместе с тем, выйдя на рынок через SAP, мы намерены увеличивать поставки через других игроков канала сбыта». По словам Павла Завгороднего, между SAP и партнерами OpenText нет конкуренции. Оба вендора выигрывают, предлагая рынку совместные решения. Но помимо этого в портфеле OpenText есть немало других продуктов, поставки которых выгодны игрокам канала.
Как рассказал Антон Желтоухов, директор по развитию бизнеса департамента систем управления документами ЛАНИТ, на момент заключения договора с OpenText в 2010 г. ЛАНИТ имел собственное решение LanDocs для клиентов корпоративного рынка СЭД. «В то же время мы видели спрос на решения для более крупных корпоративных заказчиков. Выбор OpenText определяли несколько факторов: по функциональности платформа не уступает другим, имеет хорошую репутацию и обеспечивает тесную интеграцию с наиболее распространенными программными платформами корпоративной автоматизации. Кроме того, становясь одним из первых партнеров, ЛАНИТ получал ряд бизнес-преимуществ», — сообщил Антон Желтоухов.
По его словам, решения на базе технологий OpenText востребованы на рынке. ЛАНИТ уже завершил несколько проектов с их использованием, сейчас идет работа еще над несколькими. В ЛАНИТ планируют выполнять по 3–4 проекта в год, так что этот бизнес будет расти. ЛАНИТ намерен развивать компетенцию в данной сфере, расширять сотрудничество с вендором, создавая новые решения на его платформе. Наиболее интересными направлениями развития в ЛАНИТ считают технологии BPM (Business Process Management) и WCM (Web Content Management).
«Наша фирма была лучшим партнером Hummingbird в России, — рассказывает Александр Бейдер, директор по развитию бизнеса ECM компании TerraLink. — Мы выполнили крупнейшие в Восточной Европе проекты, в том числе для оператора связи „МегаФон“ и „Карачаганак Петролеум Оперейшн“ (Казахстан). После того как Hummingbird вошел в состав OpenText, мы продолжили наше партнерство и сейчас имеем „платиновый“ статус, самую большую по количеству персонала практику по направлению OpenText, а также наибольшее количество проектов в России». Доля решений OpenText составляет в бизнесе TerraLink 75–80%.
Михаэль Кухарски и Павел Завгородний назвали крупнейших российских заказчиков OpenText. Это Министерство обороны, Фонд «Сколково», компании «Газпром Трансгаз Самара», ИЛИМ ПАЛП, «ТатТелеком», «Лукойл Оверсиз», РТРС, SAB Miller, НЛМК, «Эльдорадо», «МРСК Центр».
Говоря о планах развития, Марк Барренечиа сообщил, что компания будет фокусироваться на решениях для управления всеми видами бизнес-информации. Уже сделаны шаги в освоении ниши BPM. В течение ближайших пяти лет OpenText намерена потратить на инновации и разработки 1 млрд. долл. и еще 1 млрд. — на приобретение новых компаний.