Первая в мире интерактивная доска (SMART Board) была выпущена в 1991 г. Компания SMART Technologies фактически создала этот рынок и дала имя новой продуктовой категории. Стотысячная доска SMART Board была продана в 2003 г., еще через пять лет общее число проданных устройств превысило 1 млн., а в прошлом году была преодолена планка уже в 2 млн. штук.
В настоящее время, как сообщил Виктор Поповский, генеральный директор SMART Technologies Inc. Russia, в 175 странах мира в общей сложности используются 2,3 млн. интерактивных досок SMART. С их помощью обучаются примерно 40 млн. учеников.
В течение 20 лет оборот SMART Technologies в среднем рос на 30%, по итогам 2011 г. объем продаж превысил 790 млн. долл.
Штаб-квартира компании расположена в Калгари (Канада), представительства открыты в Вашингтоне, Париже, Пекине, Токио и Москве (в 2009 г.). Общая численность сотрудников — 1,8 тыс. человек, из них 400 работают в сфере НИОКР.
Ссылаясь на данные аналитической компании Futuresource Consulting, Виктор Поповский сообщил, что доля мирового рынка SMART Technologies в категории «интерактивные доски» по итогам прошлого года составила 45% (доля ближайшего конкурента — 21%). В Северной Америке у компании еще более крепкие позиции — здесь она занимает 66% рынка.
В России интерактивные доски SMART Board впервые появились в 1992 г. До недавнего времени их продвижением занимался эксклюзивный дистрибьютор — Polymedia. Весной прошлого года был подписан дистрибьюторский контракт с компанией «Цифровые системы», входящей в группу DIGIS. В сентябре 2012 г. партнерские отношения между SMART Technologies и Polymedia были досрочно прекращены (подробнее см. CRN/RE № 15/2012). Единственным дистрибьютором вендора в России остаются «Цифровые системы», но Polymedia сохраняет за собой обязательства по поставкам оборудования SMART до конца 2012 г.
Компания «Цифровые системы» в этом году отмечает юбилей — она была основана 10 лет назад, в том же году, когда интерактивные доски SMART Board стали продаваться на российском рынке. С самого начала компания специализировалась на продажах, инсталляции и аренде проекционного, кинотеатрального и AV-оборудования. За это время она выросла в группу компаний DIGIS, объединяющую подразделения дистрибуции, интеграции, логистики и учебный центр.
Основную часть оборота DIGIS приносит дистрибуция. Как сообщил генеральный директор группы Борис Эшкинд, дилерская сеть насчитывает свыше 2 тыс. компаний, работающих более чем в ста городах России. В 2011 г. около половины доходов от дистрибуции принесли продажи проекционного оборудования — компания является одним из лидеров этого рынка. Однако в этом году доля проекторов в структуре продаж несколько снизилась, в первую очередь за счет опережающего роста направления «интерактивные системы». По словам Бориса Эшкинда, по итогам I полугодия 2012 г. доля проекционного оборудования составила 41%, а доля интерактивных решений увеличилась до 33%. До подписания дистрибьюторского соглашения со SMART Technologies компания «Цифровые системы» занималась продажами интерактивных досок Legamaster, однако теперь в этой товарной группе она полностью сосредоточилась на продвижении продуктов нового вендора.
По словам Бориса Эшкинда, перед подписанием контракта со SMART Technologies примерно полтора года стороны вели переговоры. Вендор выдвинул ряд условий, выполнение которых потребовало от DIGIS существенных инвестиций. В частности, до начала поставок оборудования дистрибьютору необходимо было обучить и сертифицировать своих специалистов, создать шоу-рум, сервисный и учебный центры, соответствующие мировым стандартам SMART Technologies.
За полтора года, прошедшие после подписания дистрибьюторского контракта, в составе DIGIS было создано обособленное подразделение по продвижению решений SMART Technologies. Шесть специалистов дистрибьютора прошли обучение по этим продуктам в Канаде и Европе. Кроме того, в штате появился первый в нашей стране сертифицированный консультант по образованию. Заработал и первый в России сертифицированный учебный центр SMART, прошли 16 выездных мероприятий для региональных партнеров.
Все эти усилия, похоже, приносят свои плоды. Как сообщил Виктор Поповский, по данным Futuresource Consulting, доля SMART Technologies на российском рынке интерактивных досок по итогам II квартала 2012 г. достигла 48,5% — это рекордный показатель за все 10 лет продаж оборудования вендора в нашей стране. По словам Бориса Эшкинда, по итогам I полугодия 2012 г. группа компаний DIGIS стала крупнейшим российским дистрибьютором интерактивных досок и пультов опроса.
Летом прошлого года была запущена программа авторизации партнеров по продуктам SMART Technologies. По словам Виктора Поповского, в настоящее время насчитывается уже 350 авторизованных дилеров, 30 из них получили статус «аккредитованных дилеров».
Руководство SMART Technologies высоко оценивает потенциал российского рынка. По прогнозам аналитиков Futuresource Consulting, в 2012 г. в России может быть продано свыше 40 тыс. интерактивных досок. Однако реалии опережают прогнозы — только в I полугодии продано более 30 тыс. досок. В течение нескольких ближайших лет, по прогнозам аналитиков, объем этого рынка может вырасти на 60%. Потенциал роста обусловлен низким «коэффициентом насыщения аудиторий интерактивными средствами обучения» — в нашей стране этот показатель едва превышает 10%. К примеру, в Мексике и Канаде он выше 30%, а в Великобритании — за 80%. Основными факторами, тормозящими широкое применение этого оборудования в российских школах, остается отсутствие единой концепции использования интерактивного контента в образовании и недостаточно развитая система обучения педагогов интерактивным и компьютерным технологиям.
Несколько лет назад, помимо интерактивных досок, рассчитанных на применение в образовательных учреждениях, компания SMART Technologies начала поставлять интерактивные решения для совместной удаленной работы, ориентированные на корпоративных заказчиков. Freestorm — пакет ПО для совместной работы с документами, объединяющий решения SMART Meeting Pro, SMART Bridgit, аппаратное обеспечение и инфраструктуру сети. В России спрос на подобные решения только формируется, но потенциал этого рынка, по мнению аналитиков, огромен.