Мы попросили представителей реселлерских компаний ответить на четыре вопроса:

  1. Какие основные тенденции вы могли бы отметить на российском рынке ноутбуков? Можно ли говорить о насыщении рынка этими устройствами? Как, по вашим оценкам, обстоят дела с «уходом» товара с полок и с продвижением продукции внутри канала продаж с одного уровня на другой? Что в настоящий момент является драйвером данного рынка, а что тормозом? Какие внешние факторы помо­гали или мешали выполнению показателей, которые планировались производителями ноутбуков на этот год?
  2. Оцените сезон BTS (back-to-school) этого года. Каковы ваши прогнозы на второй «высокий» сезон — рождественский?
  3. Изменилась ли ваша оценка потребления ноутбуков на 2012 г. по сравнению с оценкой в начале года? Если да, то каковы отличия, насколько, как вам кажется, был переоценен этот сегмент рынка в начале года? Из-за чего это произошло?
  4. Корректировали ли вы свои планы продаж ноутбуков после подведения итогов II квартала? Если да, то насколько? Будете ли вы уменьшать (или вовсе их не планируете) «повышенные» закупки на Рождество?

Игорь Гиляровский, руководитель отдела закупок, SH!C («ШКОЛА-ИНФО», Воронеж):

1. Состояние рынка ноутбуков в 2012 г. я бы охарактеризовал как близкое к насыщению. Рост замедлился, общие кризисные явления затормозили спрос. Если в 2011 г. был отмечен довольно значительный спрос, причем дистрибьюторы не всегда успевали наполнять свои склады, следстви­ем чего стала нехватка товара у дилеров, то в 2012 г. предложение дистрибьюторов с лихвой перекрывает рыночные запросы по всем основным моделям.

У всех основных вендоров портфели сформированы, даже зачастую с избытком, предло­жение сейчас опережает спрос. В таких условиях производители зачастую вынуждены продавать свои базовые модели по существенно более низким ценам, чем это могло бы быть. Имеют место некоторые признаки «слива» товара, причем у многих ­поставщиков. Цена сейчас приоб­ретает очень существенное зна­чение. Психологическая отметка 10 тыс. руб. для ноутбуков (модель с матрицей 15,6 дюйма) пройдена, и такие модели встречаются в предложениях крупных розничных сетей. Конечно, это ломает рынок, понижая планку стоимости среднего уст­ройства.

На рынок ноутбуков в 2012 г. оказывает сильное давление ­растущий сегмент планшетов. Мы работаем с аналитикой GfK по нашему региону и видим, ­каким темпами растут продажи таких систем. Безусловно, это отъедает кусок у ноутбучного сегмента; уходят те покупатели, которые приобретали ноутбук как портативное устройство для навигации в Интернете и просмотра мультимедиа-контента.

Скорее всего, подстегнуть продажи ноутбуков сможет сегмент ультрабуков, это мы отмечаем и у нас. Растущий спрос на них способствует движению продаж в целом. Активизируется корпоративный сегмент, именно в нем сейчас ожидаются наиболее интересные продажи. Модели для этого сегмента отличаются от розничных, нет прямой конкуренции с сетевыми ретейл-магазинами.

2. Сезон BTS в этом году получился смазанным. На фоне летнего спада продаж незначительный подъем в августе не стал тем BTS, который имел место в предыдущие годы, это заметно по наличию товара у дистрибью­торов. Если в прошлые годы ­модели для BTS заранее распределялись между дилерами по предварительным заявкам, то сейчас они были на стоке в свободном доступе. Второй «высокий» сезон, скорее всего, также пройдет незаметно.

3. Изменилась и наша оценка потребления ноутбуков в этом году. Мы снизили свои ожидания в этом сегменте, правильнее было бы сказать — в его розничной части, т. к. в корпоративе продажи мы считаем достаточно высокими.

4. Безусловно, мы скорректировали свои планы продаж в рознице после II квартала, планы «повышенных» закупок на Рождество пока строить рано. Думаю, что и по складским запасам дистрибьюторов это также заметно, товарного дефицита не наблюдается.

Илья Крылов, технический директор, «Компьютер-Имидж» (Владимир):

1. Рынок ноутбуков в ЦФО, на наш взгляд, можно охарактеризовать как живой, но крайне перегретый. По сравнению с прошлым годом более разнообразным стал ассортимент моделей. Хоть и с годовым опозданием, но ультрабуки все же «раскачались» до уже осязаемой (но все еще не двузначной цифры) доли рынка. Порадовал стабильный спрос на продукцию Apple, который отмечался в этом сегменте в течение всего года.

Безусловно, такой большой рынок уже не растет теми же темпами, как раньше. По-прежнему пользователи предпочита­ют пусть даже не самый мощный ноутбук классическому домашнему ПК.

Драйвером продаж в наступившем году стали планшеты, которые уже практически де-факто уничтожили сегмент нетбуков. Их активный рост продолжает­ся во всех ценовых сегментах, включая малодоступный ноут­букам сегмент до 7 тыс. руб.: за эти деньги недорогие устройства выполняют достаточно мно­го функций.

В этом году свою роль сыграли и кредитные возможности продаж, банки, скорее всего, опять гнались за большим количеством «одобренной» выдачи. Но как показал II квартал, большинство клиентов предпочло «переждать» и перенести/отложить покупки на летний сезон.

2. В этом году дистрибьюторы и вендоры были излишне оптимистичны, и сложившаяся благодаря их усилиям ситуация стала невыгодна именно им. Розничные же продажи «проснулись как по часам», с 20-х чисел августа, но объемы, предложенные рынку на данный сезон, были даже не на десятки, а чуть ли не на все сто процентов выше реального спроса. Выиграли прежде всего потребители — ­цены постоянно и резко понижались. Что касается маржинальности, то были преодолены новые минимумы наценок и освоены очередные пороги...

На мой взгляд, если по количеству коробок повторится прошлый год, то это будет здорово. Но роста по этому параметру не ожидаем, особенно с учетом продолжающихся «выравниваний» товарных запасов от сезона BTS до конца октября.

4. Планы продаж корректиру­ются каждый квартал с учетом итогов предыдущего и всех свежих идей и тенденций рынка. Сейчас достаточно мощные усилия прилагают Intel и Microsoft, чтобы как раз подтолкнуть рост рождественских продаж. Но прогнозы мы делаем, опять же, ос­новываясь на данных прошлого года, пока не закладывая существенного (более 5%) роста «коробок».

Сергей Пак, коммерческий директор, ИНТАНТ (Томск):

1. В целом можно выделить следующие тенденции:

  • российский рынок портативной техники по-прежнему растет, но темпы роста замедлились;
  • говорить о насыщении рынка пока рано, сдерживающим фактором остается макроэкономическая ситуация;
  • если раньше основным драйвером рынка выступал розничный спрос, то сейчас на первый план выходит рынок корпоративных заказчиков;
  • что касается продуктов, то «локомотивами» выступают в основном планшеты, в меньшей степени ультрабуки, а «аутсайдерами» становятся нетбуки.

2. Осенний сезон начался спокойно, и ожидать всплеска продаж в этом году пока существенных оснований нет. В отличие от прошлых годов, сезонного оживления спроса по окончании летнего периода не было.

3–4. Оценка спроса почти не изменилась, но был пересмотрен прогноз по прибыли из-за сокращения наценки. По пред­варительным данным закупки под «рождественский сезон» не будут принципиально отличаться от закупок в сезон back-to-school.

Олег Пчельников, директор управления «Товароснабжение и сбыт», «Юлмарт»:

1. На сегодня спрос на ноутбу­ки почти стагнировал, хотя рост все равно есть. Взрывное насыщение рынка прошло, сейчас идет реплейсмент, покупают также те, кто не сделал этого раньше, что и дает перманентный рост.

У нас по компании прибавка весьма значительная, но это происходит благодаря постоянно увеличивающейся зоне покрытия.

Несомненно, планшетные ПК перетянули значительную часть спроса у ноутбуков, но взрыв продаж еще впереди, когда их соотношение цена/характеристики достигнет разумного уровня.

В общем, по этой причине производители отказываются от нетбуков, хотя, на мой взгляд, эта категория устройств другого назначения, лишь частично пересекающегося с функционалом планшетов.

Компания Intel придумала ультрабуки, рассчитывая раскачать рынок. Поначалу из-за высоких цен спрос на них был не очень велик, но сейчас благодаря снижению цен и расширению модельного ряда они заняли вполне осязаемую долю в линейке товаров — у нас примерно 3% от объема ноутбуков. Думаю, ультрабуки станут все доступнее, совершеннее, и доля их вырастет.

Значительно увеличился спрос на ноутбуки Apple, потому что они стали доступнее.

Двигателем рынка всегда был платежеспособный спрос, а тормозом — его отсутствие, не важно, корпоратив это или «обычные люди».

О причинах колебания спроса можно говорить бесконечно. У каждого сегмента потребителей своя совокупность факторов, влияющих на их активность.

В целом ноутбуки сильно подешевели — до 9 тыс. руб. за 15-дюймовую систему. Разумная цена установилась и на ноут­буки с высокой производительностью — это побуждает людей к реплейсменту.

Безусловно, такой уровень цен положительно сказывается на сбыте ноутбуков — они еще немного потеснили обычные ПК.

2. Всегда ждешь от BTS лавинного увеличения спроса после летнего застоя. Но его нет. Школьников не так уж и много, у большинства уже есть ПК или ноутбуки. Со студентами то же самое. Конечно, небольшой прирост есть, но он всегда ниже ожидаемого, по сути, он растянулся на весь сентябрь.

Рождество — совсем другое дело, продажи в этот период радуют ежегодно. В 2012 г. будет взрыв с планшетными ПК и сильный рост продаж ультрабуков. К высокому спросу добавится их доступность (во всех смыслах) и увеличивающаяся популярность.

3. Потребление складывается почти так, как мы и ожидали. В целом все идет по плану.

По рынку сказать трудно; ходят слухи, что у многих игроков проблемы: бизнес не растет или падает, закрываются магазины... Я считаю, это проблемы именно менеджмента компаний, формата их работы...

В целом, как я и говорил, рынок в этом году подрастет по отношению к прошлому, просто перераспределятся доли игроков...

4. Мы от завышенных закупок на Рождество не отказываемся и смотрим на IV квартал с оптимизмом.

Татьяна Юдаева, руководитель отдела системной интеграции компании «1С-Архитектор бизнеса»:

1. Рынок не насытился, продажи ноутбуков пусть немного, но растут каждый год. Думаю, это связано с тем, что потребитель все выше ценит компактность и мобильность таких уст­ройств. Это видно хотя бы по тому, что сегодня предприятия все чаще предпочитают закупать для своих сотрудников не системные блоки с мониторами, а ноутбуки и моноблоки. Ведь по производительности ноутбук не уступает системному блоку, и при этом сотрудник ­может свободно перемещаться с ним по офису, брать с собой в командировку или домой. Даже то, что часть рынка ноутбуков сегодня отъедают планшетники и игровые консоли, мало сказывается на продолжающемся росте продаж мобильных ПК, потому что ноутбуки, в свою очередь, все больше теснят компьютеры стационарного типа.

Что касается ухода товара с полок, то, если говорить об обновлении модельного ряда, это происходит достаточно быстро. Модельный ряд меняется ежегодно, а в течение двух лет — полностью, потому что на практике конкретная модель ноутбука дольше двух лет вряд ли производится. Это связано с небольшим сроком жизни этого устрой­ства — от 2,5 до 5 лет, и с постоянным развитием высоких технологий. Пять лет — это максимум, за этот срок ноутбук совершенно устаревает с точки зрения технических характеристик, даже если физический износ оказывается невелик. Особенно быстро устаревают «игровые» ноутбуки — там довольно высокие требования к ресурсам, видеокартам. Поэтому общая тенденция такая: раз в 3–5 лет ноутбук приходится менять — т. е. покупать новый.

Собственно, на этом принципе «бесконечного потребления» вообще построена вся современная промышленность. Почему машину меняют раз в 3–4 года? Потому что через четыре года она начинает сыпаться, и ты вынужден все чаще заезжать в сервис, тратить деньги на ремонт — для этого ограниченный ресурс и закладывается в материалы автомобиля изначально. Нужно, чтобы потребитель постоянно вкладывал деньги, кормил данный рыночный сектор. То же самое с ноутбуком. Пять лет прошло — все ресурсы выработаны, все узлы устарели. К старой ­модели, снятой с производства, уже невозможно подключить ­новое оборудование, потому что нет подходящих портов.

Вот они, драйверы рынка ­ноутбуков — короткий срок амортизации и развитие высоких технологий. И еще я бы ­сюда отнесла широту ассортимента. Потому что практически всегда клиенту можно подобрать аналог, если нет в продаже модели, которую он хотел изначально. Широта модельного ряда очень способствует успешной торговле.

А тормозят рынок различные заградительные, в том числе законодательные и таможенные барьеры на пути продвижения новых товаров. Вот, например, если вышла какая-то новая модель, она не так быстро появля­ется у нас в продаже, как в Европе. С опозданием месяца на два, как правило. Между тем, клиент увидел рекламу и делает нам заказ на 50 штук, а у нас и у дистрибьюторов ее еще нет — в пути или стоит на таможне. Это притормаживает рынок — клиент хочет купить, а товара все нет и нет. Покупатель, пока ждет, может и передумать.

2. Поскольку мы работаем в секторе B2B, т. е. с юриди­ческими лицами, предприятиями, то у нас приближение учебного года обычно никак не сказывается. Однако в этом году и для нас сезон BTS стал «выше» обычного — очень многие школы (а мы и с образовательными учреждениями тоже работаем) закупили у нас ноутбуки в период с июля по сентябрь. Так что нынешний «школьный» сезон оцениваем положительно. Насколько мне известно, по новому образовательному стандарту начального общего образования ноутбуками теперь положено оснащать учебные классы. Поэтому, возможно, сезон BTS будет радовать нас и в дальнейшем.

А вот на второй «высокий» сезон — Рождество и Новый год — мы особых надежд не возлагаем (в отличие от розничного сектора, наверное). Наши кли­енты уже за две недели до Нового года «засыпают» — деловая активность, а значит, и продажи в секторе B2B замирают. Хотя случается, что отдельные предприятия, в которых введено бюджетирование, сливают под Новый год остатки бюджетов и закупают, в том числе, технику. И еще бывают случаи, когда организация по итогам года премирует сотрудников ноутбуками. Но все это, скорее, единичные явления, которые на общем объ­еме продаж сказываются незна­чительно, так что наступления новогодних праздников ждем спокойно.

3. Никаких неожиданностей сезон не принес, может быть, рост на 5–10%, но не в разы. Хотя в этом году (и так же ожидается в следующем) на всякий случай предприятия придерживают деньги, потому что не из­вестно, что будет — то ли очередной кризис, то ли стагнация. У банковского сектора, например, не все хорошо — некоторые банки сокращают штаты. И произ­водство придерживает деньги. Но продажам ноутбуков это не мешает. Ведь и в кризис так было — проседали услуги по автоматизации, но технику закупать продолжали. Потому что в обслуживании своих ИТ-структур клиенты еще надеются как-то обойтись собственными силами, а вот если сломался ноутбук, то без нового все равно не обойдешься. Так что ничего особо радужного или пессимистичного от 2012 г. мы не ожидали. Так оно и получилось. Немного растут продажи, не стагнируют, но это только благодаря интересу потребителя к мобильным устройствам.

4. У нас сезонный бизнес, летом традиционное затишье, так что никаких изменений в своих планах после II квартала мы не делали. Закупки ноутбуков в школы порадовали, но нельзя сказать, что у нас из-за этого как-то поменялись планы. На Новый год закупать заранее ничего не будем, впрочем, как и раньше. Потому что на складе мы такой товар, как ноутбуки, не держим. Там только самый ходовой товар, который точно разойдется, — например лицензии, расходники. А какие именно ноутбуки понадобятся клиентам, предугадать трудно. Нам легче быстро купить нужную партию, когда такая потребность появится (тем более что аналог подобрать можно всегда), чем остаться с излишками на скла­де. Особенно учитывая, с какой скоростью порой устаревают те или иные модели ноутбуков.

См. также: 1) «Вендоры о ситуации на российском рынке ноутбуков», 2) «Дистрибьюторы о ситуации на российском рынке ноутбуков», 3) «Три с половиной вопроса о рынке ноутбуков», 4) «Рынок ноутбуков глазами аналитиков».