В последний день ноября в мэрии Москвы состоялась научно-практическая конференция "Электронная Москва", посвященная Комплексной программе движения Москвы к информационному обществу и мерам по развитию городской информационно-коммуникационной инфраструктуры. Основным документом этой программы является Концепция, утвержденная мэром Москвы Ю.М. Лужковым 20 июля 2001 г. Авторы программы - депутат Мосгордумы, координатор направления "Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение" С.В. Орлов, и председатель совета директоров Института развития информационного общества Ю.Е. Хохлов.
Главная цель Концепции - сделать Москву "информационным городом". По аналогии с известным понятием "информационное общество" это означает, что такой город а) обладает развитой информационно-телекоммуникационной структурой, б) в структуре его экономики лидирующие позиции занимают ИТ-бизнес и инновационная активность, в) с помощью информационных сетей его жителям обеспечен доступ ко всем информационным ресурсам города.
Как считают разработчики, сегодня в Москве существуют "оптимальные условия" для реализации подобного проекта. В пользу этого утверждения приводятся следующие аргументы: Москва - центр отечественного ИТ-бизнеса; город возглавляет список регионов страны по бюджетным доходам; высока инвестиционная активность; телекоммуникационная структура Москвы по своим параметрам не уступает сетям многих крупных городов в развитых странах; уровень доходов населения намного превышает среднероссийский; у москвичей традиционно высокий уровень образования и пр. А вот еще один "аргумент": на развитие информатизации городской бюджет ежегодно выделяет более 70 млн. руб.
Разработчики, в целом, повторяют намерения федерального центра, продекларированные в известной программе "Электронная Россия".
Вот какими видятся разработчикам основные направления движения столицы к информационному обществу:
1. Создание условий для устойчивого развития экономики города в рамках формирующегося глобального информационного общества.
2. Стимулирование и организация использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности.
3. Обеспечение возможностей использования ИКТ всеми жителями города.
4. Развитие современной городской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
5. Совершенствование нормативно-правовой базы развития городского информационного общества.
Какие же конкретные действия планируют предпринять московские власти?
Так, в сфере ПО предполагается создание "централизованной системы оффшорного программирования" или, по крайней мере, активное содействие структурам, которые могут организовать размещение среди московских фирм и программистов заказов зарубежных фирм на разработку ПО. Включаясь в борьбу с пиратством, московское правительство намерено перевести все информационные системы в аппарате управления и учреждениях Москвы на лицензионное ПО.
Стимулировать контент-индустрию (современные электронные формы представления и распространения информации) планируется с помощью налоговых льгот для электронной торговли (как минимум отмена налога с продаж) и госзаказа московским производителям на социально-значимый контент на электронных носителях.
Привлекает внимание и такая фраза: "Мы намерены стимулировать использование отечественных средств информатизации на городских и муниципальных предприятиях". Во что это выльется на деле, покажет время.
Большое внимание уделяется развитию столичных телекоммуникаций. В частности, московские власти намерены оплачивать до 50% стоимости займов, привлекаемых для разработки и освоения техники связи, до момента ее коммерческой реализации, и осуществлять краткосрочное (3-5 лет) субсидирование фирм, ведущих перспективные исследования в области новейших ИКТ (до 50% стоимости проекта).
В очередной раз справедливо говорится о неспособности московских телефонных линий и АТС выполнять функции полноценной сети доступа и предлагается максимально внедрять технологию гибридных волоконно-коаксиальных сетей, предполагающую комбинированное применение оптических кабелей на распределительном сетевом уровне и медных коаксиальных кабелей с полосой пропускания до 1 ГГц - на абонентском.
Инвестиционная поддержка московскими властями ИТ-бизнеса может выражаться пока в увеличении сроков льготных бюджетных кредитов в этой сфере с 1 года до 3 лет, а также снижении кредитной ставки до уровня 1/4 ставки рефинансирования ЦБ для тех компаний, которые создают новые рабочие места для города и являются образцовыми налогоплательщиками. Объемы финансирования по направлению ИТ-бизнеса в рамках Концепции на данный момент составляют 50 млн. руб. в год по запланированным направлениям, и сейчас городской бюджет не может позволить себе большие объемы инвестиций, связанных с рисками. В качестве альтернативы предлагается привлечение зарубежного венчурного капитала в отрасль под гарантии московского правительства. Возможности венчурных инвестиций обсуждались на одном из рабочих семинаров конференции.
Не обойдет стороной Москву и процесс информационной глобализации. В идеале все информационные ресурсы столицы должны слиться в один информационный портал, с которого можно будет получить доступ практически к любым базам данных Москвы - начиная от кадастра земельных участков и заканчивая афишей Большого театра. В качестве "пробного шара" выступает портал "Инфоград-Москва" (www.infograd.ru). В настоящее время основной проблемой является интеграция отраслевых ИС между собой и приведение их к единому стандарту.
В рамках "социального раздела" программы "Электронной Москвы" московские власти планируют стимулировать информатизацию всех сфер жизни москвичей - медицинские услуги, образование, культурную жизнь столицы. Что же касается самих пользователей этих ресурсов - жителей Москвы, то определенную проблему разработчики программы видят в низкой "информационной активности" старших возрастных групп населения. Если москвичи моложе 30 лет уже вряд ли представляют себе жизнь без компьютера, то попытки "информатизировать", например, пенсионеров, скорее всего, так и останутся благими намерениями.
Инициаторы движения столицы к информационному обществу считают, что данная программа может быть реализована в течение ближайших 4 лет, и, таким образом, уже в 2004 г. Москва должна иметь все предпосылки для того, чтобы называться "информационным городом". Но привести всех в информационное общество вряд ли удастся одними рассказами об этом обществе - не будем забывать, что люди начинают пользоваться лифтом не тогда, когда им объяснили его преимущества, а когда этот лифт в доме есть и работает. Поэтому хочется надеяться, что масштабы программы не станут препятствием для ее реализации, и Москва действительно будет следовать "императиву нашего времени" - движению в сторону информационного общества.