На петербургском рынке Интернет-услуг — период бурных перемен. Быстрый рост числа пользователей привел к качественным изменениям спроса. Интерес к рынку стали проявлять и московские провайдеры. Вследствие этого в Петербурге началось активное внедрение новых технологий доступа и обслуживания клиентов. Не последнюю роль в технологическом прорыве сыграло появление серьезных игроков рынка с петербургской пропиской, ранее предлагавших другие телекоммуникационные услуги, например обычную телефонию.
Разный счет
Все определяется количеством пользователей Интернета. О том, сколько человек в Петербурге часто или иногда посещают Сеть, есть только приблизительные данные. В начале февраля на «Северо-Западном Интернет-Форуме» чиновники сообщили, что среди петербуржцев более 600 тыс. постоянных пользователей Интернета, и рост за прошедший год составил почти 100%. По словам Ивана Носова, заместителя руководителя департамента информатизации Министерства по связи и информатизации РФ, в России насчитывается 4,3 млн. постоянных пользователей (рост за 2001 г. — почти 40%), а общая аудитория — около 10 млн. человек. На Петербург приходится не менее 10%. Получается, что более 1 млн. петербуржцев пользуются Интернетом.
Однако к данным чиновников, равно как и к их деятельности, нет особого доверия. Представители петербургских Интернет-провайдеров более чем скептически относятся к программе «Электронная Россия» и не питают иллюзий, что она ускорит рост петербургской аудитории Сети.
Данные опросов населения показывают, что пользователей в Петербурге пока значительно меньше чем 1 млн. человек. Согласно исследованию R-TGI (Российский индекс целевых групп), которое проводит компания «КОМКОН-2», в ноябре прошлого года количество жителей города, хотя бы один раз за последние 3 месяца пользовавшихся Интернетом, составило 360 тыс. Рост за год — более 20%.
Согласно опросу компании «Той-Опинион», домашний ПК для выхода в Интернет используют от 290 до 420 тыс. человек, а общая Интернет-аудитория Петербурга составляет 450–650 тыс. человек. Эти цифры совпадают с данными компаний «Экро-RG» и «ПетерСтар», которые оценивают число питерских пользователей Интернета в 400–500 тыс. человек.
Охота на домашних
Как утверждают специалисты, рынок растет преимущественно за счет увеличения количества домашних пользователей. На это изменение структуры клиентов уже отреагировали компании, которые прежде причисляли себя к Интернет-провайдерам для корпоративных заказчиков. Эти поставщики услуг вышли на массовый рынок или собираются это сделать в ближайшем будущем.
Например, компании «Метроком», «Совинтел» и BCL уже переориентировались. Они имеют и каналы связи, и собственные телефонные емкости. Для них такой переход естествен. Новый петербургский Интернет-провайдер Comlink, который ранее предлагал услуги подключения только по выделенным каналам, также готовится выйти на массовый рынок.
«Совинтел» в рейтинге исследовательской компании «Той-Опинион» даже попал на пятое место по количеству абонентов. Правда, выборка при составлении данного рейтинга была невелика, а, значит, погрешность — высокая. Кроме того, с февраля этого года (времени, когда проводился опрос) расстановка сил изменилась. В ближайшие месяцы, судя по ожидаемым событиям, она изменится еще больше.
Провайдеров на корпоративном рынке уже слишком много, что привело к жесткой конкуренции между ними. Однако предприятия не спешат менять провайдеров. Один раз выложив за инсталляцию канала круглую сумму, заказчик вряд ли решится в скором времени перейти к другому поставщику услуг. Да и при коммутируемом доступе юридические лица считаются более лояльными клиентами. Поэтому, по словам Татьяны Алмазовой, генерального директора компании «РедНет», частные пользователи — более перспективная группа, так как их легче перехватить у конкурента.
Хочется побыстрее
Явно прослеживается и другое изменение структуры пользователей — по способу доступа. «Рост потребности в высокоскоростных каналах связи очевиден. При этом спрос в последнее время растет не только со стороны организаций, но и физических лиц. Многим домашним пользователям явно не хватает скорости, которую может обеспечить подключение по коммутируемой линии. В то же время они уже в состоянии платить за «выделенку»», — считает Ирина Телегина, менеджер по рекламе компании «Квантум», единственной в городе, которая предоставляет высокоскоростные каналы доступа по технологиям RadioEthernet через собственную опорную сеть, охватывающую Петербург и ближайшие окрестности. Раньше фирма предлагала услуги только на корпоративном рынке. А около года назад обратила внимание и на домашних пользователей. И судя по всему, работает с ними достаточно успешно. «Нашими услугами пользуются более 500 организаций. Спрос растет экспоненциально. За последний год осуществлено более 400 подключений», — сообщила Ирина Телегина.
Услуги «Квантума» пока уникальны для Петербурга. Однако, как известно, широкополосный доступ — это не только технологии RadioEthernet. Например, Интернет-провайдер «РедНет» обеспечивает высокую скорость передачи данных, используя сети кабельного телевидения (КТВ). Компания реализовала в городе два проекта. Клиентская база растет в среднем на 5% в месяц. Основные клиенты — физические лица (около 95%). Это связано с тем, что операторы сетей КТВ работают в «спальных» районах. Но в этом заложено и ограничение для использования данной технологии.
А вот для ADSL ограничений почти нет. «В последнее время эта технология неожиданно завоевала большую популярность. Однако, по нашим прогнозам, настоящий бум наступит через 1,5–2 года», — считает Вячеслав Сафронов, менеджер группы телематических услуг компании «ПетерСтар».
Возможно, для этого телефонного оператора, который недавно стал еще и Интернет-провайдером, ADSL является перспективной технологией. Ведь компания располагает цифровыми АТС, обеспечивающими качественную связь. Фирма обслуживает большое количество корпоративных клиентов, а также жителей целого района города — более 30 тыс. абонентов.
По технологии ADSL доступ в Интернет в Петербурге предоставляют три компании. Однако сегодня она ассоциируется лишь с фирмой «Вэб Плас», которая благодаря активному продвижению услуг имеет около 2 тыс. абонентов, подключенных к Сети по ADSL.
Возможен в Петербурге широкополосный доступ и по спутниковым каналам (услуги предоставляет компания SoftJoys). Однако спрос на него далек от массового из-за достаточно высокой (для широкого круга пользователей) стоимости подключения и абонентской платы. Если нет спутниковой антенны, то подключение обойдется в сотни долларов. А каждый полученный сверх лимита Мбайт — не менее чем в 0,4 долл. Абонентская плата в 60 долл. предполагает получение 1 Гбайт информации.
За доступ по сетям КТВ нужно платить от 5 до 27 долл. в зависимости от скорости (64–256 кбит/с) и способа подключения. Само подключение стоит 200–300 долл. Частный пользователь за доступ по технологии RadioEthernet единовременно платит 99 долл. и потом по 29 долл. ежемесячно (скорость 256 кбит/с). За домашний доступ по ADSL абонент должен выложить те же 29 долл. в месяц (скорость — от 64 кбит/с) и 200 долл. за подключение.
Москва опускает тарифы
Несмотря на возросшую популярность широкополосного доступа, основной прирост все же дают новые абоненты, подключающиеся по коммутируемым линиям. Это объясняется не только ростом уровня жизни, но и снижением тарифов. Это вызвано, прежде всего, выходом на петербургский рынок Интернет-провайдера «Россия-Он-Лайн» («РОЛ»), снизившей планку до 0,4 долл. за час. Петербургским провайдерам пришлось корректировать свои расценки.
Понятно, что мелкие фирмы с рынка были вытеснены. И даже крупные начали беспокоиться, ожидая дальнейшего падения стоимости услуг. Представители местных компаний считают, что ниже «падать» некуда, поскольку не будет прибыли или ухудшится качество услуг. Поэтому предсказывают прекращение дальнейшего снижения цен. Однако в Москве нижняя планка находится на уровне 0,25 долл. за час, а качество обслуживания у некоторых петербургских провайдеров, которые имеют достаточные высокие тарифы, вызывает недовольство пользователей.
Разница в тарифах и рост количества абонентов привели к тому, что в северную столицу вслед за Cityline и «РОЛ» потянулись другие московские провайдеры. Летом прошлого года начали предоставлять услуги доступа в Интернет компании «Зенон Н.С.П» и «Корпорация О.С.С.». Обе планируют со временем занять ведущие места на рынке. «Корпорация О.С.С.» первоначально планировала предоставлять услуги радиодоступа, но осуществление проекта приостановлено. Московский провайдер пока еще недостаточно хорошо изучил местный рынок.
Выбиться в лидеры в Петербурге имеет шансы и «Зебра Телеком». Она планирует начать обслуживать клиентов в северной столице в конце весны. «Элвис-Телеком» также в ближайшие месяцы должна заявить о предоставлении услуг доступа в Интернет.
«20% клиентов подумывают о смене провайдера в связи с низким качеством предоставляемых услуг. Это очень высокий процент. При этом рынок достаточно быстро растет. Поэтому простор для новых участников большой. Основные изменения в результате экспансии москвичей произойдут осенью. Ожидается серьезный передел рынка», — прогнозирует Вячеслав Сафронов.
Доходы «ПетерСтар» от услуг доступа в Интернет уже в конце I квартала 2002 г. превысили 150 тыс. долл. Это дает основание руководителям компании считать, что они за короткий срок после выхода на рынок вышли в лидеры и заняли третье или четвертое место. Такой рывок стал приятной новостью для руководства фирмы, поскольку новоявленный Интернет-провайдер предоставляет еще не весь ассортимент услуг из запланированного перечня.
Маленьких уже обижают
По городу ходят слухи о том, что «ПетерСтар» собирается купить фирму «Петерлинк» (представители компаний их не опровергают, но и не подтверждают). «Петерлинк» вместе с компанией «Вэб Плас» в течение нескольких лет неизменно входила в число лидеров. При этом их отрыв от компании, занимающей третье место, как правило, был внушительным.
Идет укрупнение, и небольшим игрокам все тяжелее соперничать с тяжеловесами.
Старейший в городе Интернет-провайдер «Дукс» уже передал свою клиентскую базу компании «Вэб Плас». Крупным игроком за многие годы он так и не стал. И это не единственный пример.
Мелкие фирмы уходят из-за высокой стоимости коммутируемого доступа, которая возросла после того, как операторы связи сами стали предоставлять Интернет-услуги конечным пользователям.
«Доля расходов на содержание модемного пула в структуре затрат небольшого провайдера значительна», — говорит Татьяна Алмазова.
Если «ПетерСтар» купит фирму «Петерлинк», то почти все места в лидирующей пятерке займут структуры, в той или иной степени близкие к холдингу «Телекоминвест». Компания «Вэб Плас», крупнейший в Петербурге Интернет-провайдер, в него входит. Несколько лет назад она наладила успешное партнерство с «ПетерСтар». Эти фирмы предоставляли комплекс телекоммуникационных услуг (телефония, доступ в Интернет, передача данных) корпоративным клиентам. Работа в связке для них естественна, поскольку «Телекоминвест» владеет 30% акций компании «ПетерСтар».
Правда, контрольный пакет находится в руках другой фирмы. В городе даже поговаривали об охлаждении отношений между холдингом и вторым по количеству абонентов телефонным оператором. Однако «Телекоминвест» так и не продал свой пакет акций «ПетерСтар».
Крупнейший телефонный оператор северной столицы — «Петербургская телефонная сеть» («ПТС»), которая недавно переименована в «Северо-Западный Телеком». Этот монополист также предлагает услуги доступа в Интернет и по количеству клиентов приблизился к лидерам (по данным «Той-Опинион», входит в пятерку). «ПТС», как известно, имеет самое непосредственное отношение к «Телекоминвесту» — телефонный оператор является одним из основных учредителей холдинга.
Таким образом, скоро доминировать на рынке будут структуры, близкие к холдингу «Телекоминвест». Противостоять им могут несколько достаточно крупных петербургских операторов связи, которые относительно недавно вышли на массовый рынок, а также московские фирмы. Сейчас в числе крупнейших участников рынка остаются Cityline и купившая ее «Россия-Он-Лайн». Подтянуться к ним имеют шансы другие московские провайдеры, имеющие приличные бюджеты и современные технологии.
Не исключено, что за событиями на рынке Интернет-услуг петербуржцы будут следить с таким же интересом, как за битвой операторов мобильной связи — московской «МТС» и петербургской «Северо-Западный GSM», которая входит в тот же холдинг «Телекоминвест».
Уцелеть во время схватки между мощными провайдерами смогут только те небольшие компании, которые предлагают доступ в Интернет по уникальным технологиям. Правда, с приходом москвичей свою уникальность они могут потерять. Но пока у них есть некоторое время, чтобы подрасти.
Переезд технологий
Настоящее наступление московских провайдеров на петербургский рынок только готовится, но их приход уже отразился на внедрении новых технологий обслуживания клиентов. В Петербурге пользователи, как правило, платят за время доступа, измеряемое в часах, если осуществляют платеж, покупая Интернет-карту. Стоимость часа при этом не зависит от времени выхода в Сеть. А при заключении договора у клиента появляется счет, и в этом случае тарифы зависят от времени суток. У некоторых питерских компаний, в том числе достаточно крупных, стоимость часа высока, а обслуживание находится на низком уровне. Это одна из причин недовольства пользователей.
Компания «ПетерСтар» первой в Петербурге организовала продажу в розничной сети карточек, предназначенных для пополнения счета. Такая система позволяет предлагать больший выбор тарифов и услуг без посещения офиса провайдера.
Автор — независимый
журналист, Санкт-Петербург