Основанный в 1749 г., ныне самый большой город на Дону, в разные времена имел различные прозвища: «русский Чикаго» (как один из лидеров по темпам экономического роста), «третья столица» (после Москвы и Санкт-Петербурга), «русский Ливерпуль» (как крупный порт) и, конечно же, «Ростов-папа».
Благодаря удачному географическому положению Ростов всегда играл заметную роль в жизни юга России. Но последние изменения административно-территориального деления Российской Федерации, в результате которых город получил статус столицы Южного федерального округа, вывели бизнес-процессы здесь на качественно новый уровень. «В Ростове «задышали» процессы глобализации, подобные московским, хотя, конечно, и меньшего масштаба: растут цены на офисные помещения, через областной центр стали распределять госзаказы», — говорит об изменениях директор компании «Информатика» Сергей Трипалин.
Но и сегодня, по образному выражению руководителя одной из ростовских компьютерных компаний, в Ростове, как и во всей России, жить тяжело, но легко выжить. «Чтобы просто существовать, можно носить вещи невысокого качества, черный хлеб запивать водой, — размышляет он. — А вот для достойной жизни нужны немалые средства и силы. Так и в компьютерном бизнесе — продавать «абы что» и «абы как» легко, а построить правильную работоспособную систему в Ростове очень сложно, думаю, гораздо сложнее, чем в Москве».
Большинство ростовских компаний стараются заниматься «сразу всем»: от продажи комплектующих в розницу (только на центральной улице Ростова располагается около 15 розничных компьютерных магазинов, по концентрации они конкурируют только со спортивными) до самостоятельной сборки серверов, написания ПО, прокладки сетей и оказания услуг по сервисному и гарантийному обслуживанию. В городе «работает» около 10 Интернет-магазинов. Правда, по утверждению Сергея Трипалина, в его компании оборот этого направления не превышает 3% объема розничных продаж.
Лишь одну ростовскую фирму можно отнести к категории дистрибьюторских — «Технополис», являющуюся частью холдинга T-Group. Имея прямые договоры с вендорами, компания самостоятельно привозит в Россию мониторы и корпуса, продавая их не только в своем регионе, но и в столице. «Технополис» закупает в Юго-Восточной Азии и другие комплектующие, но не на продажу, а для нужд производственной фирмы, входящей с ней в один холдинг. Поставки осуществляются через морской порт Ростова. По словам начальника отдела закупок «Технополиса» Геннадия Лысенко, этот путь известен достаточно давно и очень удобен для импорта как азиатских, так и европейских товаров, но до последнего времени ростовские морские ворота оставались в забвении. И только после неприятностей с таможней в 2000–2001 гг. на них обратили внимание импортеры, причем не только местные, но и столичные.
Ростов — один из крупнейших транспортных узлов страны. Здесь сходятся морские и речные пути, пересекаются крупнейшие железнодорожные ветки. Благодаря удачному расположению город «отрезает» весь юг России от Москвы. По оценкам представителей местных компаний, именно в Ростов со всего Южного федерального округа приезжают покупатели за компьютерной техникой, а канал оптовых продаж почти полностью совпадает с очертаниями этого территориального образования.
Особняком стоят лишь Волгоград и Астрахань, имеющие собственные амбиции. Ростовские реселлеры говорят, что их продажи в этих городах носят единичный характер: местные компании предпочитают закупать товар в Москве, теряя на доставке в два раза больше времени.
Используя преимущества географического положения, ростовские перепродавцы стремятся создавать свои «региональные» дилерские сети. Примером реализации такой стратегии, помимо упомянутой выше компании «Технополис», может служить фирма «Информатика». Она, по словам Сергея Трипалина, в этом году планирует увеличить собственную долю на рынке именно за счет расширения региональной партнерской сети.
У компании «Технополис», как сообщил Геннадий Лысенко, и так практически все дилеры (а их около 100) работают за пределами Ростова. А для доставки заказов фирма организовала собственные транспортную и почтовую компании.
Показатели бизнеса местных оптовиков зависят от экономической ситуации в каждом отдельно взятом регионе. Основные объемы продаж обеспечивают регионы, где сконцентрированы «живые деньги»: Краснодарский край, Ставрополье и Черноморское побережье Кавказа.
По мнению ростовских реселлеров, розничные продавцы в Краснодаре чувствуют себя гораздо лучше, чем их ростовские коллеги. Основное объяснение — существенные инвестиции в экономику края, развитые сельское хозяйство и инфраструктура побережья и, как следствие, стабильный местный ИТ-рынок. На этой территории, по разным оценкам, действует около 100 компьютерных компаний, среди которых есть довольно крупные субдистрибьюторы, пытающиеся конкурировать с ростовчанами.
В Ставропольском крае и районе Кавказских Минеральных Вод, напротив, компьютерный рынок пока не сформировался. Но у этого региона есть важная особенность — близость к Северокавказским республикам. Кавказские гости, в том числе и из Чечни, предпочитают «отовариваться» техникой в ставропольских компаниях — партнерах оптовиков из Ростова.
Крупных региональных «перевозчиков» на рынке Ростова немного. Из общего количества компьютерных компаний (а их только в городе, по разным оценкам, от 100 до 250) к этой группе можно отнести не более 5. Кроме упоминавшихся ранее «Информатики» и «Технополиса», здесь пытается играть местная компания «Зенит». Достаточно много товара из Москвы (2 раза в неделю в столицу отправляется машина) возит «ДонТэк», вызывающая раздражение у местных конкурентов своей ценовой политикой. У нее нет дилерской сети, и вся привезенная техника выставляется в розничных магазинах. Скорость «ухода» товара и цены, по которым он распродается в торговых точках «ДонТэк», заставляют местный рынок в один голос говорить о демпинге. Представители ростовских розничных фирм в качестве минимально приемлемой «надбавки к дилерским ценам» называют 4%, а у «ДонТэк» она значительно ниже...
Во многом благодаря численности населения (около 1,5 млн. человек), а также выгодному географическому положению Ростов-на-Дону вызывает огромный интерес у московских фирм. Не секрет, что многие дистрибьюторы и вендоры, выбирая направления продвижения в регионы, в первую очередь обращают внимание на города–«миллионеры». Поэтому ростовские «перевозчики» конкурируют не только между собой, но и с представительствами московских компаний: в числе «заметных оптовых компаний юга России» местные игроки называют отделения столичных фирм Sunrise, «Вист» и R-Style, расположенные в Ростове и Краснодаре.
Кстати, приезды столичных гостей в Ростов-на-Дону уже никого не удивляют. В последнее время город не обошло стороной практически ни одно компьютерное road show. Но местные игроки предпочитают наблюдать за происходящим со стороны, заявляя, что «...прежде чем принять решение о сотрудничестве со столичной компанией, необходимо посмотреть, какие шаги будут предпринимать «гости», какие альянсы будут заключать».
«Сейчас многие московские компании говорят, что готовы сотрудничать с ростовскими фирмами, — считают представители фирмы «Формоза-Юг», по неофициальным данным недавно прекратившей отношения с созвучной московской компанией. — На самом же деле они хотят просто «скупить» весь ростовский компьютерный рынок и забрать наши доли себе».
В то же время местные игроки считают, что «москвичи никогда не смогут «закрепиться» в Ростове без помощи местных кадров. Уже существует несколько примеров, когда столичные дистрибьюторы были вынуждены закрывать представительства в городе.
Ростовская область
Центр: Ростов-на-Дону (расстояние от Москвы 1226 км)
Территория: 100,8 тыс. кв. км (0,6 % территории России )
Численность населения: 4,43 млн. человек
Минимальная заработная плата: 1600 руб. в мес
Промышленность: сельхозмашиностроение, химическая,
мебельная, металлургическая, пищевая промышленность, предприятия
энергетического комплекса
Сельское хозяйство: молочно-мясное животноводство, зерновое
хозяйство, овцеводство, птицеводство, овощеводство