Александр Беленький, назначенный в марте вице-президентом по продажам и генеральным директором AMD в Восточной Европе, России, странах СНГ и в Турции, ответил на вопросы обозревателя CRN/RE Владимира Смирнова о стратегии AMD и происходящих в компании изменениях.
CRN/RE: Новое назначение существенно расширяет круг ваших обязанностей, в частности в России. Каково, по вашему мнению, положение российских сборщиков компьютеров сегодня?
Александр Беленький: Рынок настольных ПК уже прошел все стадии своего развития — младенчество, бурный рост и наконец «взросление». Конечно, международные производители увеличили свои доли в сегменте настольных ПК, но с точки зрения баланса бизнеса на рынке существенных изменений не произошло. Это связано с тем, что большая его часть ориентирована на малый бизнес, а также на выполнение заказов государственных и коммерческих структур. Хотя в последнее время международные производители сумели одержать несколько побед в ряде крупных государственных тендеров.
Но российский рынок настольных ПК во многом остался сферой деятельности как крупных, так и небольших компаний-сборщиков. При этом, в отличие от рынка мобильных ПК и серверов, рынок настольных ПК стабилен. Он стал для небольших российских сборщиков «безопасной гаванью» — в этом сегменте рынка не нужно ломать голову над тем, купит ли розничная сеть 20 тыс. настольных ПК. Ведь в большинстве своем ПК российской сборки покупаются находящимися поблизости офисами и компаниями СМБ, которым требуется небольшое количество компьютеров. Таким клиентам значительно важнее гибкость и готовность производителя удовлетворить их запросы и требования, чем унифицированность систем.
С точки зрения AMD, в этом сегменте клиентам не нужны высокопроизводительные процессоры, здесь нужны доступные ПК с хорошей производительностью по разумной цене, с надежной поддержкой со стороны производителя. И AMD будет стараться соответствовать запросам российских покупателей настольных ПК.
CRN/RE: Еще пару лет назад IDC заявляла, что Россия стала самым крупным производителем настольных ПК в регионе ЕМЕА. Какие возможности для дальнейшего наращивания выпуска и продаж настольных ПК вы видите в 2013 г.?
А. Б.: Россия уже стала крупнейшим рынком клиентских ПК в ЕМЕА. При этом в сегменте настольных систем локальных сборщиков Россия является рынком номер 1 с большим отрывом от других стран этого региона. Ранее конкуренцию составляла Германия, где существовал крупный локальный ОЕМ-производитель Medion, но с тех пор его поглотила Lenovo, рынок заняли международные бренды.
CRN/RE: По оценкам аналитиков, несмотря на сокращение объемов продаж ноутбуков, в России в последнее время увеличился спрос на «ультратонкие и ультралегкие» мобильные ПК. Рассчитывает ли AMD привлечь российских сборщиков к выпуску таких систем и наладить их взаимодействие с известными ODM-производителями платформ?
А. Б.: Россия также является рынком номер 1 в сегменте мобильных решений в регионе ЕМЕА. И мы готовы поддержать продажи ноутбуков, выпускаемых как международными производителями, так и локальными сборщиками.
Однако нужно отметить, что рынок мобильных компьютеров стремительно консолидировался — масштаб, которого добились крупные международные производители, с трудом достижим для локальных сборщиков. Поэтому в «ценовых войнах», которые в течение последнего года наблюдались на рынке мобильных ПК, возможность массовых продаж ноутбуков локальных производителей была крайне ограничена.
Однако российские производители могут конкурировать на рынке мобильных ПК. Например, в случае, когда сам производитель контролирует полки своих магазинов, как, например, компания ДНС, или когда продажи ноутбуков поддерживаются дистрибьюторскими каналами, как, например, у iRU. Кроме того, российские производители могут выпускать мобильные решения, которые поставляются в определенные коммерческие тендеры и в полной мере соответствуют предъявляемым со стороны заказчика требованиям. Конкурировать с международными брендами сложно, но возможно. Впрочем, эта конкуренция должна быть экономически целесообразна.
AMD стремится активно помогать локальным производителям, в том числе и в налаживании их контактов с ODM-производителями. Но мы ни в коем случае не ставим себе целью создать ситуацию, когда все российские производители станут собирать «тонкие и легкие» ноутбуки. Сегмент таких мобильных ПК растет, но чем тоньше становится ноутбук, тем сложнее интегрировать его компоненты, тем меньше возможностей для выпуска разнообразных дифференцированных решений для канала продаж. Мне представляется нелепой ситуация, когда российские сборщики станут продавать одинаковые «тонкие и легкие» ноутбуки, отличающиеся только логотипами, — такая модель бизнеса вряд ли будет интересна и самим производителям.
CRN/RE: В последний год на российском рынке быстро растет сегмент планшетных ПК. Появятся ли в 2013 г. планшеты на базе продуктов AMD?
А. Б.: Этот рынок резко дифференцировался — четко обозначились два типа устройств: мощные, часто премиальные планшеты известных торговых марок и масса решений преимущественно с экранами 7 дюймов и предельно агрессивной ценой с малоизвестными и неизвестными торговыми марками.
Важно разъяснить стратегию AMD в области планшетных ПК. Сегодня AMD не видит для себя возможности присутствовать во втором, пусть и растущем, из указанных ценовых сегментов 7-дюймовых планшетных ПК. Кстати, этот сегмент быстро насыщается.
Мы рассматриваем в качестве перспективной «точки роста» гибридные ПК, которые могут использоваться как планшеты и заменять традиционные ноутбуки.
Выпускаемые в настоящее время планшеты на базе ОС Android по своей функциональности не могут служить заменой мобильным компьютерам. В то же время первые появившиеся на рынке гибридные устройства стоят очень дорого и не могут стать массовым продуктом.
Те новые процессоры, которые разработала AMD, обладают весьма низким термальным пакетом (4 Вт), демонстрируют практически уровень производительности настольного компьютера и оптимально подходят для создания гибридных ПК. Мы ожидаем появления такого типа устройств (или небольших ультратонких ноутбуков), у которых вообще не будет вентиляторов, во второй половине текущего года. Конечно, они появятся и на российском рынке.
CRN/RE: Сегмент серверных решений всегда был в центре внимания AMD. Каковы планы компании в этом сегменте и привлекает ли AMD российских производителей к выпуску серверов на базе своих процессоров?
А. Б.: Необходимо сказать, что AMD весьма существенно меняет свою стратегию на серверном, вполне «взрослом», рынке, который, впрочем, начинает заново возрождаться. Рост облачных вычислений и требования, которые они предъявляют к серверам, сильно меняют конфигурацию этого рынка. Появляются специфические вычислительные системы, которые проектируются и выпускаются специально для использования в облаках и мощных ЦОДах.
Именно поэтому AMD решила поменять свою стратегию, отдавая предпочтение разработке и выпуску компонентов систем для облачных вычислений и построения мощных ЦОДов. Мы начинаем поставки современных гибридных процессоров, специально спроектированных для использования в серверных системах ЦОДов. В то же время следует напомнить, что AMD подписала лицензию на технологии компании ARM. Через некоторое время мы начнем поставки процессоров, которые будут содержать ядра с архитектурой ARM и технологиями связи ЦП, которые оказались в нашем распоряжении после приобретения компании SeaMicro.
Что касается российского рынка, то мы продолжаем сотрудничать с большим числом российских производителей.
CRN/RE: Изменилась ли в последний год программа поддержки российских сборщиков, и если да, то какие изменения вы можете особо выделить?
А. Б.: Мы не вносили в программу каких-либо принципиальных изменений. В России AMD продолжает обеспечивать информационно-техническую поддержку локальных производителей силами сотрудников, которые работают в Москве, а также региональных представителей в крупных городах. Мы проводим маркетинговые программы, к участию в которых привлекаем партнеров-сборщиков, поставляем им новые образцы продукции.