Президент и один из основателей петербургской компании «Комплит» Владимир Клязника прошел довольно стандартный для представителя своего поколения профессиональный путь. Но мало кто знает, что с детства его тянуло в небо. И только благодаря успехам в компьютерном бизнесе он смог осуществить свою мечту, которая для многих так и остается несбыточной.
Самый надежный, да и единственно правильный путь стать летчиком-космонавтом — поступить в летное училище. Но у Владимира была еще одна любовь — к компьютерам. Когда пришла пора выбирать высшее учебное заведение, она оказалась сильней.
После трех лет обучения в Высшем военно-морском училище радиоэлектроники им. А. С. Попова в 1991 г. Владимир Клязника вместе с несколькими сокурсниками организовал фирму, которая занялась сборкой и продажей адаптеров на базе отечественных микросхем, а также разработкой ПО, используемого при построении сетей в малых и средних компаниях. Училище Владимир так и не закончил, хотя и был отличником: армейская служба оказалась не для него.
Все последующие годы, которые ушли на становление компании, развитие бизнеса, решение повседневных задач и проблем, не убили детскую мечту. Летать хотелось все сильнее. Разумеется, самостоятельно. Но ни времени, ни денег не хватало.
Удовольствие прыгнуть с парашютом, не говоря уже о вождении самолета, стоит довольно дорого.
Деньги со временем принес компьютерный бизнес, а стабильная работа компании позволила найти время для любимого дела. Владимир стал искать аэроклуб, где он мог бы первый раз прыгнуть с парашютом. Сегодня найти такое место просто, но несколько лет назад информации на эту тему почти не было.
Помогла случайность, которая, впрочем, без большого желания была бы невозможна.
Летом 1997 г. в российской версии журнала Playboy Владимир увидел фотографию спортсмена, парящего в небе на доске. Этот вид спорта называется skysurfing. Картинка произвела сильное впечатление, а из статьи Владимир узнал название аэроклуба, который находился возле подмосковного города Чехов. Позвонил и на следующий день на машине помчался в Подмосковье.
Конечно, встал на доску Владимир далеко не сразу. Сначала пришлось освоить основы другого вида парашютного спорта — freefly, на что обычно уходит около сотни прыжков. В подмосковном аэроклубе обучали по самым современным методикам, в том числе прыжкам с парашютом «крыло». В отличие от обычного круглого парашюта, который летит, куда ветер дует, этот прямоугольный значительно легче управляется. За три дня Владимир полностью прошел программу обучения и был допущен к самостоятельным прыжкам на «крыле».
Поездки в Подмосковье стали частыми. В том же аэроклубе тренировались многие парашютисты высокого класса, у которых Владимир многому научился. Среди них был, например, чемпион мира по скайсерфингу Валерий Розов. Итак, Владимир полетел на доске. Яркие вспышки новых впечатлений накладывались друг на друга.
К концу 1997 г. Владимир понял, что пора теперь и летать самостоятельно. В то время при Санкт-Петербургской академии гражданской авиации открылись курсы для любителей, и Владимир одним из первых эти курсы закончил. Но для этого пришлось в течение четырех месяцев каждый день перед работой сидеть за партой по 4 часа.
Когда теория была почти освоена, выяснилось, что в академии нет самолета, пригодного для обучения пилотов-любителей! Более того, оказалось, что в России проще купить свой самолет, чем взять на прокат, хотя два аэроклуба предлагали такую услугу. Первая машина Владимира — учебно-тренировочный самолет Як-18Т — стоил не очень дорого, дешевле хорошего и среднего по цене импортного автомобиля. Правда, чтобы привести самолет в порядок, потребовалось потратить изрядную сумму. Да и топливо при частых полетах вылетало в копеечку. Осуществить перелет на этом самолете можно максимум на 1000 км и потребуется для этого не менее 5 часов.
Сегодня фотография 4-местного ЯК-18Т висит у Владимира в кабинете, а сам он летает совсем на других скоростях. ЯК-18Т сменил реактивный самолет Л-29, который прежде использовался в военных авиационных училищах в качестве учебно-тренировочного. В некоторых странах третьего мира он и сейчас стоит на вооружении как легкий штурмовик.
Самолет разгоняется до 800 км/ч и поднимается на высоту до 11 км.
Ежегодный налет президента компании «Комплит» приближается к 150 часам.
Правда, полет полету — рознь. Иногда легче отлетать 10 часов по простому маршруту, чем один час, рисуя на небесном куполе сложные фигуры пилотажа.
Через год после первых полетов Владимир, выполнив определенные нормативы, получил удостоверение пилота коммерческой авиации. Затем прошел несколько курсов и стал «американским» летчиком-инструктором. В Америке оказалось все проще, а иногда и дешевле.
«В России необычайно развита бюрократия, существует масса требований, которые нужно выполнять, но они совершенно не применимы к малой авиации! А небо до сих пор принадлежит военным, которые могут запретить полеты без объяснения причин. У нас полеты над Кронштадтом запрещены, а в США я летал на высоте 500 м над Перл-Харбором, одной из крупнейших американских военно-морских баз. В Америке 120 тыс. личных самолетов, любой средний американец может позволить себе летать самостоятельно», — рассказывает Владимир Клязника.
Для регистрации и эксплуатации самолета в России нужно иметь чуть ли не собственную авиакомпанию. Поэтому Владимир стал инициатором и создателем «Балтийского аэроклуба», который базируется в петербургском аэропорту «Ржевка».
С учетом имеющихся удостоверений, уровня подготовки и большого количества времени, уделяемого полетам и прыжкам с парашютом, Владимир не может назвать свою авиационную деятельность увлечением. Слишком все серьезно. Но и в бизнес страсть к небу не превратилась. «Балтийский аэроклуб» зарегистрирован как общественная организация и не приносит прибыли, хотя и предлагает платные услуги. При существующем в России отношении к малой авиации настоящий бизнес в этой сфере пока невозможен.
Сегодня для Владимира постоянные полеты стали привычными. Захотелось чего-то особенного. И в этом году Владимир и его подруга Кэрин задумали взять во Флориде напрокат самолет и совершить турне по странам Центральной Америки. В каждой стране путешественники провели 2–3 дня, которые посвятили обширной развлекательно-познавательной программе.
На слегка ироничный вопрос «А как же космос?» Владимир отвечает вполне серьезно: «Космический полет остается в моих планах. Я уже обсуждал эту тему с Российским авиационно-космическим агентством. Хотел предложить полет на полукоммерческих условиях. Пока не получается. Очень дорого. Но со временем расценки упадут, а доходы моей фирмы, надеюсь, значительно вырастут».
Владимир Клязника
Родился 26 ноября 1970 г. в Одесской области. С 1987 по 1990 г. учился в Высшем военно-морском училище радиоэлектроники им. А. С. Попова (факультет АСУ). В 1994 г. с Игорем Шеметом, сокурсником по училищу, организовал компанию «Комплит». Сначала Владимир совмещал в своей фирме должности программиста и президента компании, а затем полностью перешел на административную работу.