Перспективы Интернета вещей (Internet of Things, IoT) в контексте общего развития инновационных технологий в России — такова тема брифинга, который в конце октября провели представители ИТ-кластера «Сколково» совместно с компаниями Cisco, Intel, Softline и венчурным фондом GS Venture.
Количество различных электронных устройств, подключенных к Интернету, растет чрезвычайно быстро. Правда, в оценках темпов роста исследователи расходятся.
Так, некоторое время назад компания Cisco прогнозировала, что к 2020 г. к Интернету подключится более 50 млрд. устройств. В то же время по оценкам IDC, к 2020 г. в Интернете вещей будет задействовано до 200 млрд. таких устройств. Различия в прогнозах объясняются прежде всего тем, какие категории аппаратов при этом учитывают (или не учитывают) аналитики.
Согласно недавнему (лето 2014 г.) исследованию IDC, общемировые расходы на решения в области Интернета вещей увеличатся с 1,9 трлн. долл. в 2013 г. до 7,1 трлн. долл. к 2020 г.
Интернет вещей — часть и фундамент еще более общей концепции — «всеобъемлющего Интернета» (Internet of Еverything, IoE). Речь идет о подключении к Интернету людей, объектов, данных и процессов. По оценкам аналитиков из Cisco Consulting Services, глобальный экономический потенциал «всеобъемлющего Интернета» может составить 19 трлн. долл. благодаря появлению новых разработок, источников доходов и потребительских сервисов, повышению производительности труда и эффективности использования ресурсов. При этом, как ожидается, 14 трлн. долл. дадут проекты в частном секторе и 5 трлн. долл. — в госсекторе.
Интернет вещей становится одним из стратегических направлений бизнеса для целого ряда крупнейших ИТ-компаний.
Так, в Intel в ноябре прошлого года создано подразделение Internet of Things Group, созданное на базе ранее купленной компании Wind River Systems. По результатам II квартала 2013 г. его выручка составила 539 млн. долл., что на 12% больше, чем за предыдущий квартал, и на 24% — чем за аналогичный период предшествующего года, сообщил Игорь Калошин, генеральный директор компании «Интел софтвер», являющейся резидентом «Сколково».
Недавно Intel объявила о выпуске платформы Edison — готовой к использованию вычислительной среды с поддержкой беспроводной передачи данных, ориентированной на компактные и носимые гаджеты, а также о конкурсе Make it Wearable по разработке концептов и приложений для Intel Edison.
По словам Льва Левина, директора Cisco по стратегии и развитию бизнеса в России/СНГ, странах Ближнего Востока и Африки, его компания уже несколько лет занимается развитием технологий Интернета вещей, в ее активе есть внушительный список специализированных продуктов и реализованных на их основе решений. В своем выступлении он сосредоточился на проекте «Умный и безопасный город».
В ходе брифинга упоминался и прогноз компании J’son & Partners, в соответствии с которым российский рынок Интернета вещей к 2015 г. должен увеличиться до 527 млн. долл., а в следующие пять лет — до 980 млн. долл. Основными драйверами его роста станут технология RFID, сенсорные сети и NFC. По мере развития Интернета вещей его элементы и структуры распространятся на новые области, станут все более доступными и привычными.
Естественно, главное здесь не в точной оценке числа подключенных устройств или ожидаемого количества денег, а в тех качественных изменениях, к которым это может привести, в том, что за этим последует.
«Последует вал данных, которые нужно будет обрабатывать. Эти данные не структурированы, т. е. потребуются сервисы для поиска и анализа данных, а также новые решения в области передачи данных, коммуникаций в области M2M (межмашинного взаимодействия)», — говорит Игорь Богачев, вице-президент, исполнительный директор ИТ-кластера «Сколково».
Таким образом, открывается новый огромный рынок для стартапов, работающих над решением этих проблем, и, по его мнению, задача крупных игроков ИТ-отрасли и «Сколково» — находить и поддерживать перспективные проекты.
ИТ-кластер «Сколково», рассказал Богачев, развивает масштабную программу по поддержке инновационных компаний в сфере Интернета вещей. В настоящее время таких проектов около 30 в разных городах страны, в течение года планируется довести их число до 50. В качестве примеров он привел компанию «Иридиум» (Нижний Тагил) — ее система позволяет человеку управлять разными системами автоматизации, в том числе «умным» домом и аудиовизуальными комплексами, с помощью смартфонов и планшетов, и стартап «Go+» (Санкт-Петербург), создающий облачный сервис, объединяющий различные устройства в формате Интернета вещей и дающий пользователям возможность быстро разворачивать собственные сервисы и создавать новые на базе предоставляемых API.
В сентябре этого года Фонд «Сколково» совместно с рядом российских и зарубежных партнеров объявил всероссийский конкурс проектов в области Интернета вещей. В конкурсе пять номинаций — цифровое производство; цифровая розница; "умный" дом, «умный» город и Smart Grid; медицинские технологии; носимая электроника. По три победителя в каждой номинации получат финансовую поддержку «Сколково».
В частности, по словам Игоря Боровикова, председателя совета директоров Softline, его компания как один из партнеров «Сколково» по конкурсу IoT Challenge готова оказать помощь в выводе наиболее удачных проектов на мировой рынок, по крайней мере продвигая их во всех 30 странах, где присутствует сама Softline.