Дистрибьютор программного обеспечения компания CPS провела 18-ю партнерскую конференцию в московском музее-заповеднике «Царицыно». Основными событиями мероприятия стали презентации вендоров. Докладывать о собственных успехах компания не стала. Прежде всего потому, что ситуация на рынке дистрибуции ПО сегодня достаточно сложная.
Напомним, год назад генеральный директор CPS Александр Кузнецов сообщал, что его компания вряд ли будет расти быстрее рынка. Правда, тогда речь шла о возможном 12%-ном росте: по словам руководителя CPS, в последние несколько лет компания стабильно росла как раз на 12–18% в год.
2014 г. оказался несколько хуже, чем предполагали. Александр Кузнецов подчеркивает: если компании удастся удержаться в этом году на уровне результатов прошлого, то можно говорить об определенных достижениях.
Что можно сделать в сложившихся условиях? CPS пошла по пути расширения продуктового портфеля.
Сложившаяся ситуация стала прямым следствием сегодняшних политических и экономических реалий. CPS, как и другие, получила письма от вендоров, где сообщалось, что они прекращают поставки в организации, которые попали под санкции. Правда, для дистрибьютора это не стало большой проблемой — у партнеров CPS мало такого рода заказчиков. С другой стороны, большинство вендоров, с которыми работает компания, не связаны обязательствами поддерживать санкции против России просто потому, что эти производители не являются публичными компаниями. Однако несмотря на это, продажи все равно идут довольно вяло. У заказчиков и партнеров нет денег, многие проекты заморожены. При этом отсутствуют заказы и со стороны государства.
Мало того, по словам Александра Кузнецова, политика импортозамещения, на которую сегодня многие надеются, поворачивается к российским компаниям и другой стороной: у заказчиков появляется недоверие к иностранному ПО. И это несмотря на то что существуют западные программные продукты, которые просто невозможно «заместить». При этом к российской продукции во многих организациях пока также нет большого доверия. Все это несомненно оказывает негативное влияние на бизнес.
Еще один важный фактор, сдерживающий рост рынка, — стремительное изменение курса доллара и евро. В условиях, когда речь идет о недорогом «коробочном софте», разница в 20% становится для покупателя критичной. Результат очевиден: пользователь начинает искать альтернативу. Причем не всегда он обращается к пиратскому софту. Вполне разумным вариантом становится использование ПО из облака.
Большое влияние на поставки розничного программного обеспечения, по словам Александра Кузнецова, оказывает и такой тренд, как мобильность. На рынке домашних пользователей в последние несколько лет лидируют именно мобильные устройства. При этом ПО для них приобретается в основном в Интернете, в магазинах типа App Store и Play Market. CPS (как и большинство других дистрибьюторов ПО) в основном фокусируется на продаже софта для ПК и ноутбуков.
Что можно сделать в сложившихся условиях? CPS пошла по пути расширения продуктового портфеля. В этом году компания заключила соглашения с несколькими новыми вендорами, среди которых «МФИ Софт» — разработчик систем информационной безопасности (системы DLP, защиты от DDoS), фильтрации интернет-трафика, систем легального контроля (СОРМ), и «Конфидент» — одна из первых негосударственных организаций в России, предложивших услуги в области защиты информации. Однако ситуация осложняется тем, что продуктовая линейка CPS, по словам Александра Кузнецова, практически полностью соответствует рыночным потребностям. И добавить что-то новое очень сложно. Особенно в рознице — выпустить на прилавок, например, новый антивирус практически невозможно без огромных инвестиций со стороны производителя.
В прошлом году в рамках группы компаний, в состав которой входит CPS, было создано новое направление — «Консалтинг и ИТ-услуги». Речь прежде всего идет о предложении системы оценки качества управления ИТ-инфраструктурой организации. Основное преимущество решения заключается в том, что методика оценки качества информационной инфраструктуры организации (ОКИИО) разработана совместно с научным коллективом специалистов в области проблем качества из ЦНИИ Министерства обороны и ориентирована на российские ГОСТы. По мнению разработчиков, она может стать незаменимым инструментом в сегодняшней ситуации, когда организациям приходится оценивать угрозы, анализировать возможные риски и варианты развития. Несмотря на то что продукт уже готов к коммерческому использованию и CPS активно продвигает его среди своих партнеров, говорить о каких-то реальных результатах пока рано. Однако в компании уверены — за этим направлением большое будущее.
Один из возможных вариантов развития CPS Александр Кузнецов связывает с электронной дистрибуцией. Система В2В была создана в компании больше двух лет назад. Сегодня через систему электронной дистрибуции партнеры CPS могут приобретать продукцию девяти вендоров. Однако пока нельзя говорить о том, что этот бизнес развивается активно. В чем причина, сказать трудно. Александр Кузнецов уверяет, что у других дистрибьюторских компаний (которые продают продукцию тех же вендоров, что и CPS) ситуация обстоит точно так же.
Что касается модной сегодня темы — облачной дистрибуции, то CPS, по словам Александра Кузнецова, пока себя в этом статусе не видит. Несмотря на то что, по уверениям ряда экспертов, именно дистрибьюторы ПО могут стать первыми «классическими облачными дистрибьюторами».
«Технология эта не новая, сегодняшней ее популярности мы обязаны компании Microsoft, — размышляет Кузнецов. — Однако практически никто из других наших вендоров пока не предлагает облачные продукты или обычно обходится без дистрибьютора».
Впрочем, не исключено, что ситуация начнет меняться, и гораздо быстрее, чем это кажется сегодня. Александр Кузнецов сообщил, что, возможно, уже в следующем году первые облачные услуги появятся в прайс-листе CPS. При этом делать какие-то прогнозы на будущее, по мнению генерального директора CPS, нет смысла. Все меняется очень быстро. Еще весной никто не мог предположить, что осенью сложится именно такая ситуация, которую мы наблюдаем сейчас.