В IDC считают, что по итогам 2015 г. российский рынок планшетов сократился на 25,2%, а объем в денежном выражении упал на 53,5%. Всего в России было продано 6,11 млн. планшетов. По итогам года первую строчку в лидирующей группе занимает Lenovo, отмечает IDC. Далее следуют Samsung, Oysters, Irbis и Digma.
По оценкам аналитиков J’son & Partners Consulting, в 2015 г. суммарно в России было продано на 33% планшетных ПК меньше, чем в 2014 г.
Аналогичную оценку приводит аналитическая компания ITResearch — продажи планшетных устройств в России за весь 2015 г. снизились примерно на треть как в шутках, так и в рублях.
«Однозначным лидером по году в целом была компания Lenovo, — пишут аналитики ITResearch. — К четвертому кварталу резко сбавила обороты Samsung, но по итогам года второе место все же за ней. Apple очевидно потеряла интерес к данному рынку, планомерно опускаясь все ниже. Однако за счет очень дорогой продукции компания продолжает контролировать большую долю рынка в деньгах. Значительные обороты по итогам года показали также ASUS*, Digma, Irbis, Oysters, Prestigio, Supra (в алфавитном порядке). Обращает на себя внимание то, что локальные бренды в данной группезанимают важное место».
О причинах падении рынка планшетов
По мнению аналитиков IDC, некоторые потребители решили отложить приобретение планшета, так как это устройство не является предметом первой необходимости в текущих экономических условиях.
«В 2015 г. произошли существенные изменения в ценовой политике в категории смартфонов. Средняя цена 4G-смартфона с экраном диагональю 4,5 дюйма снизилась на 55%. Резкое сокращение сегмента планшетов во многом связано с падением доходов населения, люди в состоянии приобрести в лучшем случае одно устройство. Многие предпочли заменить планшет на смартфон с большим экраном, совместив при этом функционал двух гаджетов в одном», — отмечает старший аналитик IDC Наталья Виноградова.
Практически все поставщики планшетов согласны с тем, что в 2015 г. в России продажи планшетов значительно снизились. Как считает Евгений Милица, генеральный директор компании PocketBook, это происходит по одной причине: экономика замедляется, рынок потребительской электроники падает.
При этом, как утверждают аналитики J’son & Partners Consulting, еще в начале 2015 г. российские пользователи стали отказываться от приобретения планшетных ПК в пользу фаблетов (смартфоны с экранами более 5 дюймов), которые в середине 2015 г. обогнали планшетные ПК по продажам в штучном выражении.
По мнению Владимира Русакова, директора по развитию Digma, основные причины этого — насыщение потребительского спроса и снижение покупательной способности: «Хотя популярность фаблетов негативно отразилась на продажах планшетов, такие устройства с 7-дюймовым экраном и с функцией голосовой мобильной связи пользуются спросом наряду с 10-дюймовыми. И рост популярности планшетов с клавиатурой (а в нем мы не сомневаемся) только улучшит показатели сегмента в целом».
Василий Пителинский, менеджер по маркетингу Samsung Mobile в России, считает, что падение рынка планшетов обусловлено как экономическими условиями в стране, так и более продолжительным жизненным цикл этих аппаратов в сравнении со смартфонами: «Влияние фаблетов на рынок планшетов безусловно есть, но это удар по бюджетному сегменту устройств с экранами меньше 7 дюймов. Samsung же работает в более высоких ценовых сегментах, что позволило ей закончить 2015 г. лидером российского рынка по доле в денежном объеме. Наши клиенты склонны покупать планшеты с большими экранами в качестве второго устройства к смартфонам Galaxy Note».
Михаил Фирсков, менеджер по развитию бизнеса компании Prestigio, полагает, что причиной спада стал не только кризис, но и насыщение рынка: «Планшеты перестали быть для пользователей основным устройством, нет необходимости менять их при каждом обновлении модели, как это происходит со смартфонами».
«Рынок этот не только насыщен, но на нем не видно инноваций при ограниченной функциональности планшетов», — считает Николай Тюрин, коммерческий директор компании MICS.
Вместе с Михаилом Фирсковым он утверждает, что потребители сокращают количество своих носимых устройств, замещая планшеты фаблетами. Они оба также отмечают рост интереса к решениям «2-в-1» на Windows, и прежде всего к устройствам Microsoft Surface Pro, в которых используется новая OC Windows 10. Пока их доля на рынке не велика, но будет расти.
Говоря о падении продаж планшетов в России в 2015 г., Владимир Волков, менеджер по развитию бизнеса направления «Ноутбуки и планшеты» компании «Марвел-Дистрибуция», подчеркивает: «Это глобальный тренд. В кризис планшет для многих в России стал НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫМ устройством: фаблет и ноутбук — необходимость, планшет — нет.».
Однако Алексей Осипов, представитель по продажам компании ASUS в России, полагает, что планшеты и фаблеты — это разные сегменты и подразумевают разные варианты использования устройств. Тем не менее он не исключает дальнейшего сокращения продаж планшетов с 7-дюймовыми экранами: «В 2015 г. у нас появились новые модели с экранами 8 дюймов, и они показали отличные результаты продаж. Поэтому нам этот сегмент представляется весьма перспективным».
Здесь стоит привести прогноз IDC, согласно которому традиционные планшеты вытесняются устройствами «2-в-1» (планшеты с подсоединяемой клавиатурой), как, например, Microsoft Surface Pro, что позволяет их использовать в офисной работе и создании контента. По прогнозу IDC, к 2020 г. такие планшеты-трансформеры займут более 20% в общем количестве клиентских компьютерных устройств против 5% в 2015 г.
С такой оценкой согласен Дмитрий Виноградов, директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании MERLION: «На нашем рынке прослеживается явный тренд замещения планшетов устройствами „2-в-1“ и фаблетами».
Однако Василий Пителинский подчеркивает, что в его компании возможность трансформировать планшеты в устройства «2-в-1» не рассматривается в качестве определяющего фактора: «Практически ко всей линейке Samsung Galaxy Tab у нас есть оригинальные клавиатуры».
Игроков становится меньше
Аналитики ITResearch обращают внимание на то, что по-прежнему сокращается количество активно действующих брендов (их осталось уже около 30). С рынка ушли даже торговые марки, еще недавно входившие в число лидеров (например, Explay).
Евгений Милица поясняет: первоначально на российский рынок планшетов выходили достаточно крупные А-бренды, затем стали появляться B-бренды, выпускающие довольно качественные устройства по низкой цене. По его словам, PocketBook одно время занималась выпуском планшетов, но ввиду большой ценовой конкуренции этот рынок стал для компании неинтересным.
«Кризис, безусловно, повлиял на смещение спроса к дешевым планшетами этим не преминули воспользоваться менее известные китайские производители», — говорит Николай Тюрин. С ним согласен Михаил Фирсков, который утверждает, что спрос сдвинулся в напралении среднего и нижнего ценовых сегментов.
Поскольку Samsung стремится работать в премиальной категории, то, по словам Василия Пителинского, компания не замечала особо сильного давления со стороны B- и С-брендов: «Их продукты в основном представлены в категории до 15 тыс. руб. и, находясь в условиях жесткой ценовой конкуренции, не имеют каких-либо серьезных ресурсов для продвижения (за исключением российских операторских компаний, которые делают ставку на минимальную цену). Это обусловило их недолгую жизнь на рынке — если в 2014 г. доля С-брендов была около 33%, то в 2015 г. она упала ниже 17%».
«Если раньше на рынке планшетов было представлено порядка 60 брендов (малоизвестных азиатских и российских), то в будущем останутся только сильные игроки. Те, которые смогут выдерживать заметные изменения валютных курсов, предлагать новые интересные модели, вкладываться в маркетинг, рекламу и более грамотно работать с розницей», — уверен Александр Катаев, генеральный директор Lenovo в России. Относя свою компанию к категории «сильных игроков», он говорит, что по результатам 2015 г. Lenovo заняла первое место по поставкам планшетов в РФ и нарастила долю до 15%.
Тем не менее, по свидетельству Дмитрия Виноградова, в 2015 г. В-бренды, в том числе и локальные, заняли более 75% рынка планшетов, что почти в 1,5 раза больше, чем в 2014 г.
Екатерина Царева, директор по продуктам Acer в России, подтверждает, что в 2015 г. B-бренды действительно активно продвигали свои дешевые устройства, что изменило расстановку основных игроков. При этом она признает: доля Acer на рынке Android-планшетов пока невелика.
Владимир Волков свидетельствует, что среди российских вендоров, продвигающих планшеты под собственными брендами, наметилась консолидация: слабые уходят с рынка, сильные наращивают объем продаж: «Поскольку в основном они работают в сегменте дешевых устройств, ситуация с продажами у них весьма стабильна».
Владимир Русаков подтверждает, что в последний год количество сильных игроков на рынке изменилось — четыре-пять компаний контролируют более 50% рынка планшетов. В то же время он отмечает, что в 2015 г. Apple уступила свои позиции B-брендам: «В течение года многие бренды ослабли, а несколько торговых марок и вовсе перестало существовать, освободив место новым локальным маркам. Например, Digma на протяжении нескольких лет входит в пятерку лучших на российском рынке планшетов».
Достаточно уверенно себя чувствует компания Prestigio, которая в 2015 г. реализовала в России более 500 тыс. устройств, а ее доля превысила 8% общего объема рынка.
Алексей Федотов, коммерческий руководитель департамента «Мобильный» компании DNS, отмечает: «Рост доли малоизвестных компаний был связан со смещением спроса в более дешевый сегмент. Но, как правило, такие компании не имеют средств для проведения активного маркетинга. Свои задачи в этом сегменте мы решали благодаря нашему бренду DEXP, который увеличил свою рыночную долю до 5% в натуральном выражении».
Что привлекает пользователей при выборе планшета
«В текущей ситуации для потребителей самым главным фактором при выборе планшета, конечно, остается цена», — уверен Александр Катаев.
С ним согласен Алексей Федотов: «Более 70% планшетов, проданных в России в 2015 г., стоили дешевле 10 тыс. руб., хотя в начале 2014 г. их доля не превышала 40%.
Дмитрий Виноградов уточняет: «Решающий фактор для потребителя — соотношение цена/качество. Так, Digma, эксклюзивным дистрибьютором которой является MERLION, смогла предложить рынку планшеты с хорошим сочетанием цены и качества, за счет чего доля этой торговой марки за год почти удвоилась. Также успешно в 2015 г. продавались планшеты Lenovo — среди А-брендов они самые доступные. Однако стоит отметить, что, несмотря на кризис, продажи более дорогих планшетов Samsung в денежном выражении также росли, что говорит о достаточно стабильном потребительском интересе к премиальному сегменту».
Владимир Русаков подчеркивает: так называемая гонка технологий, столь актуальная для 2012–2014 гг., завершилась. «Рынок реагирует на реальные возможности потребителей больше, чем на инновации. Мы считаем, что на потребительский выбор влияют не только цена и функциональность планшетов, но и уровень технической поддержки, качество сервисного обслуживания. Допускаем, что в 2016 г. спрос может сместиться в пользу устройств с более продвинутым функционалом за счет потребителей, которые совершают повторные покупки», — поясняет он.
Как утверждают представители компании Prestigio, ссылаясь на данные аналитиков GfK, после цены наиболее важным для покупателя становится размер экрана планшета: «Основную долю (более 60%) продаж в 2015 г. составили устройства с 7-дюймовым экраном. Второе место заняли устройства с экранами 10 дюймов (18%). В 2015 г. рост показал сегмент 8-дюймовых устройств — их доля составила 14%, то есть на 6% больше, чем годом ранее. В сегменте устройств с экранами от 9 до 9,9 дюймов, где представлены решения Apple, мы видим падение от года к году».
Кроме того, поставщики к числу важных для покупателей характеристик планшетов относят наличие мобильной связи 3G/LTE, емкость аккумулятора, использование определенной ОС, надежность и узнаваемость бренда.
Алексей Осипов добавляет, что российским пользователям также очень важны дизайн, качество материалов и, конечно же, спецификации планшета.
Samsung также уделяет значительное внимание дизайну, выпуская устройства с премиальным оформлением даже в средних ценовых категориях и дополняя их расширенным функционалом.
Планшеты для корпоративных пользователей
Светлана Мишина, директор по продажам в корпоративном бизнесе Dell в России, подчеркивает: «Повышение мобильности сотрудников и концепция BYOD — одна из ключевых тенденций современного ИТ-рынка. В России бизнес медленнее переходит к использованию личных устройств в качестве рабочих, что объясняется прежде всего специфическими требованиями служб информационной безопасности». По ее словам, у нас Dell предлагает корпоративные планшетные аппараты серии Venue, а также устройства «2-в-1» серии Latitude. Все они используют профессиональные версии ОС и оснащаются современными средствами аутентификации.
Как говорит Александр Катаев, Lenovo в России также предлагает модели планшетов для корпоративного сектора серии ThinkPad, работающие под управлением ОС Windows: «Наша компания в 2015 г. участвовала в тендерах и поставляла свои устройства ряду крупных российских заказчиков».
По словам Василия Пителинского, Samsung активно взаимодействует с заказчиками корпоративного сегмента: «Мы продаем в канале B2B планшет Galaxy TAB Active, защищенный от воды, пыли и падений. В соответстви с запросами корпоративных потребителей мы предустанавливаем на эти устройства специальное ПО KNOX для защиты данных».
Как утверждают Алексей Осипов и Екатерина Царева, в 2015 г. компании ASUS и Acer в России также участвовали в реализации проектов по внедрению планшетных ПК в государственных органах и системе образования. «У планшетов в плане интеграции есть огромное число сценариев использования и применения, поэтому мы считаем этот сегмент очень перспективным», — подчеркивает Алексей Осипов.
С таким мнением согласен Олег Поддубный, директор по развитию корпоративного бизнеса компании «АСБИС»: «Сегодня в корпоративном сегменте все шире используются личные мобильные устройства сотрудников, в том числе планшеты, в качестве рабочих инструментов, и число проектов по их поставке и имплементации у заказчиков кратно увеличилось. По нашим оценкам, в 2015 г. основным потребителем планшетных ПК (без учета образовательного сегмента) выступал госсектор — на него пришлось до 70% продаж в корпоративном канале. Планшеты также находят применение в финансовых структурах, компаниях СМБ, в розничной торговле и, конечно, у руководителей компаний. И в такие системы, как правило, встраиваются специальные средства защиты».
«Корпоративный рынок требует доработок и локализации планшетов, но экономически целесообразно это делать только в крупных объемах, и не все заказчики к этому готовы, — подчеркивает Николай Тюрин. — Поэтому наши B2B-продажи в основном базируются на стандартных моделях и решениях, таких как, например, Samsung KNOX».
Компания MICS поставляет заказчикам как стандартные модели, так и полностью кастомизированные с расширенным или, напротив, ограниченным функционалом.
Активно участвует в проектах по поставке планшетов корпоративным заказчикам и компания «Марвел-Дистрибуция».
iOS, Android или Windows?
Александр Катаев отметил, что в планшетах для корпоративных нужд используется ОС Windows, однако признал, что в портфеле компании Lenovo устройства, работающие под управлением операционной системы Android, занимают 95–97% объемов продаж, а те, что работают под Windows, составляют 3–5%.
Компании ASUS и Acer также предлагают планшеты на базе ОС Android и Windows, и, как говорит Екатерина Царева, первые занимали 89%.
«Среди потребительских планшетов в 2015 г. доминировали решения на базе ОС Android, — свидетельствует Владимир Русаков. — У Digma такие планшеты доминировали, хотя мы предлагали и устройства с ОС Windows. Последние могут иметь неплохие перспективы в корпоративном сегменте за счет восприятия Windows как стандарта де-факто».
Как отмечает Алексей Федотов, компания DNS стремится поддерживать широкий ассортимент, и потому в 2015 г. предлагала своим покупателям аппараты на базе трех ОС: Android, iOS и Windows: «Доли таких планшетов в продажах были достаточно стабильны, и, вероятно, в 2016 г. они существенным образом не изменятся: Android (74%), iOS (20%), Windows (6%). Возможность для небольшого роста (2–3%) сохраняет сегмент устройств на базе Windows, в том числе и Surface Pro, но многое будет зависеть от желания и возможностей Microsoft поддерживать его дальнейшее продвижение».
Prestigio также продавала планшеты на базе трех указанных ОС. «86% рынка планшетов составили устройства на Android и лишь 8% — на iOS. Оставшиеся 5% приходятся на решения Windows», — говорит Михаил Фирсков. Хотя он признает, что за последнее время доля устройств на базе Windows сильно увеличилась, и за счет решений в низком ценовом сегменте, датируемых вендороми, она будет расти и в текущем году.
Николай Тюрин подтверждает, что Windows-планшеты медленно, но верно увеличивают свою долю: «В продажах MICS в деньгах она приблизилась к 10% и будет расти дальше». Аналогичное мнение высказывает и Дмитрий Виноградов: «В 2016 г. MERLION ожидает существенное увеличение доли планшетов на Windows 10, до 25% в штуках».
Как подчеркивает Владимир Волков, «Марвел» планирует в 2016 г. активно продвигать планшеты лишь на базе Android и Windows: «Остальные игроки рынка ОС (имеется в виду iOS) настолько нишевые, что можно не принимать их в расчет».
Перспективы 2016 года
Практически все поставщики планшетов уверены, что в 2016 г. падение рынка продолжится. Скажется сохранение негативной ситуации на рынке в целом, насыщение этого сегмента, а также давление со стороны фаблетов. При этом покупательная способность будет смещаться в пользу недорогих и оптимальных с точки зрения качества решений.
Как говорит Александр Катаев, в Lenovo на 2016 г. прогнозируют падение спроса на планшеты в штуках примерно на 25–30% по сравнению с прошлым годом.
Близкий к этому прогноз дает Алексей Федотов: «На фоне отсутствия очевидных драйверов роста и технологических новинок рынок планшетов на 2016 г. сохранит тенденцию к сокращению на уровне примерно 20%. Есть предположение, что рынок оживится с появлением устройств „2-в-1“, но, возможно, они не будут востребованы в большом объеме из-за высокой цены. Наиболее популярными останутся планшеты с 7- и 10-дюймовыми экранами с модулями связи 3G/LTE на базе ОС Android».
С ними согласен Дмитрий Виноградов: «Рынок планшетов продолжит сокращаться, продажи в 2016 г. снизятся на 30% в штучном выражении. А-бренды своих позиций уже не уступят, а состав B-брендов может меняться непредсказуемо. Однако, возмодно, два основных игрока — Digma и Prestigio — свои рыночные доли увеличат».
В свою очередь Владимир Волков говорит: «Объем рынка в позитивном сценарии снизится на 10–15%. Это зависит от ситуации в экономике и динамики курсов валюты, так как именно эти факторы в основном влияют на поведение потребителей. По мнению „Марвел“, расклад по брендам существенно не изменится».
«В штучном выражении вперед с большим отрывом уйдут устройства на базе ОС Android с минимальной ценой на полке. Из производителей наилучшие перспективы у Lenovo и ASUS, а также у В-брендов, которые практически полностью захватят бюджетный сегмент ниже 7 тыс. руб.», — прогнозирует Николай Тюрин.
По оценкам компании Prestigio, в первом полугодии 2016 г. продажи снизятся по отношению к 2015 г. более чем на 15%. «Хотя в целом емкость рынка планшетов достаточно велика, это позволяет прогнозировать рост продаж нашего бренда за счет его усиления во всех каналах продаж», — заявляет Михаил Фирсков.
Екатерина Царева резюмирует: «Рынок 2016 г. будет сокращаться, но все еще останется большим и привлекательным для участников».