Как отмечают аналитики, прошлый год оказался самым провальным по динамике на рынке проекционного оборудования за все время наблюдения. По объемам продаж в натуральном выражении российский рынок проекторов вернулся к кризисному 2009 г. В деньгах же показатели опустились ниже уровня 2004 г. Существенно ухудшились не только количественные показатели, но и «качественная» структура.
Объем, динамика, итоги...
По данным ITResearch, в 2015 г. в России было продано 93 тыс. проекторов на сумму 88 млн. долл. По сравнению с 2014 г. рынок снизился примерно на 40% в натуральном исчислении и на 45% — в денежном.
«Мы связываем данный провал в первую очередь с очень слабыми тендерами в сфере образования, а также снижением активности бизнеса в России» — так аналитики прокомментировали эти итоги.
Многие игроки традиционно ориентируются на данные аналитиков либо называют близкие к ним числа.
«По нашим оценкам, объем рынка составил порядка 88 тыс. штук (примерно 83,9 млн. долл.), в штучном выражении зафиксировано падение на 39% к 2014 г.», — сообщает Екатерина Царева, директор по продуктам Acer в России. По ее словам, вендор «занимает лидирующие позиции на проекторном рынке России»: «В 2015 г. нам удалось увеличить долю с 18 до 20%».
По оценке Николая Ахметджанова, менеджера по проекционному оборудованию московского представительства Epson, объем рынка проекционного оборудования за последние два года уменьшился фактически в два раза, причем наибольший спад пришелся на 2015 г.: «Основные факторы снижения: увеличившийся курс доллара и последовавший за ним рост цен, а также сокращение бюджетов в государственных отраслях, в первую очередь — в образовании». По его словам, несмотря на сжимающийся рынок, Epson по-прежнему занимает лидирующие позиции в России: «Особенно стоит отметить успехи компании в ключевых сегментах: короткофокусные, ультракороткофокусные и интерактивные аппараты для образования, инсталляционные проекторы с яркостью от 5 до 10 тыс. лм, а также универсальные для бизнеса и образования. И без того большой ассортимент проекционного оборудования Epson в 2015 г. пополнился первым лазерным проектором с разрешением 4K, серьезно обновился и весь остальной модельный ряд».
«Все аналитические агентства в унисон говорят о значительном падении рынка проекторов в 2015 г. Если усреднить все оценки, то в штуках рынок стал меньше примерно на 40%, в деньгах — на 45%», — отмечает Александр Мельцев, руководитель отдела маркетинга департамента визуальных решений компании Panasonic Rus. Он также сообщает, что, по данным аналитического агентства PMA, в 2015 г. Panasonic заняла первое место с долей рынка 16,3% в деньгах: «Отдельно хотелось бы выделить несколько сегментов, в которых мы занимаем первое место со значительным отрывом от конкурирующих брендов: в сегменте короткофокусных проекторов наша доля составила около 30% в деньгах, в сегменте инсталляционных аппаратов со световым потоком более 5 тыс. лм мы занимаем около 50% в деньгах, в сегменте самых топовых инсталляционных устройств со световым потоком 20 тыс. лм и более — около 60% в деньгах».
Мария Соловьева, менеджер по маркетингу представительства ViewSonic, приводит данные международной исследовательской компании FutureSource, согласно которым российский рынок проекторов сократился в 2015 г. на 41% в штучном выражении: «Похожие результаты дает и ITResearch. В целом это предсказуемый результат. В начале прошлого года мы ориентировались на прогноз в 30–40% падения. Рынок „пошел“ по наиболее пессимистичному сценарию, что совершенно закономерно с точки зрения трендов развития экономической ситуация в стране». По ее словам, несмотря на кризисную ситуацию, для ViewSonic год сложился удачно: «Мы существенно увеличили свою долю. По данным FutureSource, ViewSonic занимает 12,3% рынка проекторов в России по результатам 2015 г. (в 2014 г. наша доля составляла менее 8%). Такой рост позволил нам сохранить объемы продаж, несмотря на значительное падение рынка».
«Мы традиционно ссылаемся на данные экспертов ITResearch и согласны с их расчетами. Позапрошлый год и так трудно было отнести к самым удачным, но степень падения в прошлом году выглядит пугающе», — говорит Алексей Златин, глава представительства NEC Display Solutions. Он признает, что, по данным ITResearch, компания несколько снизила свою долю рынка: «С 7 до 5,2% в штуках и с 5,1 до 4,4% в деньгах».
По словам Евгения Азаренко, менеджера по маркетингу CASIO Europe GmbH, «проекционный рынок долго сопротивлялся негативным экономическим факторам». Тем не менее в прошлом году он просел: «Падение составило 38,5% в натуральном и 43% в денежном выражении по сравнению с показателями 2014 г. На динамике изменения объемов сказался не только переход массового потребителя в режим усиленной экономии, но и отсутствие крупных тендеров в образовании». По его словам, компания показала положительную динамику продаж безламповых аппаратов: «При общем сокращении рынка на 40% продажи CASIO прибавили 27% по сравнению с результатами прошлого года».
Соглашаясь с данными ITResearch, Евгения Соколова, руководитель проекционного направления компании AUVIX, сообщает, что на фоне общего падения проекторного рынка итоги года AV-дистрибьютора «выглядят оптимистично»: «В денежном выражении снижение меньше рыночного уровня в два раза (23%), а в штучном отмечен небольшой рост — 0,2%».
«В штуках сокращение рынка составило около 40% (примерно со 155 до 95 тыс. шт.), тогда как в денежном выражении — 45% (примерно со 160 до 87 млн. долл.», — считает Борис Эшкинд, генеральный директор группы компаний DIGIS. Говоря об итогах работы дистрибьютора, он отмечает, что «объем продаж проекторов уменьшился примерно на 38% в штуках и 36% в денежном выражении».
Валерия Градова, руководитель департамента PROF AV компании Elittech, подчеркивает, что спад прошел «во всей AV-индустрии»: «Что касается рынка проекторов, то, по нашим данным, он „просел“ в среднем на треть по сравнению с 2014 г. в штучном выражении, а в денежном — около 50%». По ее словам, несмотря на обвал рынка, компания добилась «небольшого прироста в продажах — 13–14% в штучном эквиваленте»: «Это в первую очередь связано с проявлением новых брендов в нашем товарном портфеле и расширением спектра предложений как для системных интеграторов, так и для инсталляторов устройств домашнего использования».
Игорь Защитин, продакт-менеджер компании «Ресурс-Медиа», оценивает объем рынка примерно в 92–93 тыс. шт., или 88–88,5 млн. долл., а динамику спада к 2014 г. — 41–42% в штуках и 45–46% в деньгах. По его словам, продажи дистрибьютору удалось в прошлом году продать проекторов на 20% больше (в деньгах).
Назад к SVGA?
Экономический кризис вызвал не только обвал количественных показателей рынка, но и заметно ухудшил его «качественные» характеристики. Как подчеркивает Игорь Защитин («Ресурс-Медиа»), прошлый год запомнится не только своим беспрецедентным падением, но и «переориентированием потребителей на дешевые модели с разрешением SVGA и XGA». Это подтверждают и другие игроки.
«Основная коммерческая тенденция — смещение спроса к более доступным моделям. В связи с экономическим кризисом и падением курса рубля продажи премиальных аппаратов и моделей верхнего ценового сегмента ощутимо замедлились», — утверждает Екатерина Царева (Acer).
При этом Валерия Градова (Elittech) сообщает о «заметном сокращении закупок для сферы образования»: «В 2015 г. большая была ориентирована на корпоративный сектор».
«Налицо переход потребительских предпочтений в сегмент дешевых устройств, где конкуренция традиционно высока. Типичный признак кризиса в отрасли — появление дешевых SXGA-проекторов в образовательных тендерах, — говорит Евгений Азаренко (CASIO). — Покупатель в лице государства или частной компании все чаще выбирает либо бюджетные проекторы, либо аппараты с высокими показателями надежности и экономичные в использовании».
Алексей Златин (NEC) отмечает «рост спроса на дешевую технику с разрешением SVGA»: «Потребители вынуждены были снижать расходы, что не могло не отразиться на стоимости приобретаемого оборудования».
Как сообщает Александр Мельцев (Panasonic), доля самых дешевых проекторов с разрешением SVGA выросла почти на треть и достигла 41% в штуках в общем объеме: «Это стало одним из худших показателей в мире, мы „уступаем“ таким странам, как Мексика (55%) и Индонезия (47%). Даже Китай давно стал отходить от использования проекторов со столь низким разрешением, уменьшив их долю до 17% в общем объеме, не говоря уже о развитых странах, таких как США (11%) и Германия (7%)».
С этим соглашается и Мария Соловьёва (ViewSonic): «Экономический кризис внес свои коррективы в „нормальный“ тренд развития отрасли. За счет большой доли образовательных тендеров традиционна доминировали недорогие модели, но в последние „тучные“ годы опережающими темпами все-таки рос спрос на более продвинутые решения — короткий фокус, Full HD, широкий формат ... В прошедшем году спрос уверенно вернулся в начальный сегмент, и доля самых доступных по цене проекторов с разрешением SVGA превысила 40% (в 2014 г. было порядка 30%)». По ее словам, «на этом фоне очень сложно рассуждать о каких-то новых технологиях и тенденциях развития рынка...».
Тем не менее, по мнению аналитиков ITResearch, «важнейшим технологическим трендом нескольких последних лет следует считать повышение яркости»: «За 2014 г. рыночная доля проекторов с яркостью более 3 тыс. лм увеличилась с 30 до 64%, а в 2015 г. прибавила еще почти 10%».
Это подтверждает и Екатерина Царева (Acer): «Если говорить о технологиях, то это прежде всего рост максимальной яркости, даже в нижнем ценовом сегменте».
Николай Ахметджанов (Epson) отмечает рост продаж интерактивных апаратов: «Несмотря на спад рынка в целом, их продажи прибавили по сравнению с 2014 г. При этом рынок главных конкурентов — интерактивных досок — в 2015 г. сократился на 26%. Это отражение мировой тенденции — проекторы с каждым годом увеличивают свою долю в объеме продаж интерактивных средств отображения информации благодаря своей универсальности, компактности и доступной цене». Он также напоминает, что «в этом сегменте Epson — первый производитель, начавший массовые продажи подобных устройств, и на данный момент вендор остается безоговорочным лидером».
Алексей Златин (NEC) также отмечает «интерес к интерактивным решениям», которые могут использоваться в образовании и в корпоративном сегменте. Однако он подчеркивает, что «интерактив пока еще останется нишевым продуктом»: «Необходим осознанный спрос, в первую очередь это касается образовательного сегмента, но он придет только с ростом инвестиций в оборудование и изменением учебных программ с тщательно проработанной мультимедийной составляющей».
Александр Мельцев (Panasonic) говорит о тенденциях в сегменте «тяжелых» решений: «Почти на 65% стала больше доля инсталляционных проекторов с максимальными разрешением WUXGA (1920×1200) и SXGA+ (1400×1050), что указывает на повышенный спрос заказчиков на максимальное разрешение топовых аппаратов». Кроме того, он отмечает существенное увеличение продаж безламповых устройств: «В 2015 г. однозначно выросли доли инсталляционных проекторов с лазерным источником света. Точных и объективных данных у аналитических агентств мы не увидели, но, по нашей оценке, она выросла не менее чем в пять раз».
Об увеличении продаж лазерных проекторов сообщает и Алексей Златин (NEC): «Вместе со снижением стоимости профессиональные пользователи оценили их функционал и значительный ресурс работы».
«Все большее место в продуктовом портфеле разных производителей занимают проекторы на основе безлампового источника света, — подтверждает Евгений Азаренко (CASIO). — Если говорить о конкурентах, то пока это только дорогие инсталляционные решения. В свою очередь, CASIO концентрирует внимание на бюджетных моделях, задавая общий тренд в развитии безламповой категории в сторону простых универсальных решений на лазерно-светодиодном источнике света».
Борис Эшкинд (DIGIS) выделяет две основные тенденции: «Спрос сместился в более дешевый сегмент. Стало появляться все больше проекторов с лазерными (гибридными) источниками света». Он также сообщает, что в 2015 г. появились первые устройства с поддержкой технологии HDR, High Dynamic Range: «Пожалуй, это единственное значимое событие, которое можно отметить в индустрии».
Резюмируя, можно привести комментарий Евгении Соколовой (AUVIX), перечислившей основные тенденции рынка:
- дальнейшее развитие сегмента проекторов с лазерным источником света, появление таких моделей в линейках всех ведущих игроков рынка;
- перенос спроса на бюджетные моделиSVGA и XGA;
- снижение доли проекторов для домашнего кинотеатра;
- увеличение яркости бюджетных моделей — у большинства производителей линейка проекторов начального уровня начинается с яркости 3 тыс. лм;
- дальнейшее распространение разрешения Full HD среди моделей массового спроса;
- интерфейс HDBaseT постепенно становится стандартом для инсталляционных проекторов.
Что нового?
Какие еще заметные события и изменения наблюдались на рынке проекционного оборудования?
По мнению Марии Соловьевой (ViewSonic), «наиболее значимым событием стало... отсутствие такового». «Это тот случай, когда „отсутствие новостей уже сама по себе хорошая новость“, — поясняет она. — По счастью, не было громких уходов вендоров, банкротств крупных игроков. Несмотря на достаточно тяжелую ситуацию и сильное „схлопывание“ рынка, этого не случилось, сохранилась достаточно стабильная ситуация». По ее словам, «этому способствовала и „Хартия перехода на прозрачные схемы импорта“, подписанная в начале года всеми крупными ИТ-дистрибьюторами»: «Это шаг в правильном направлении, который также помог избежать „раскачивания“ рынка и демпинга за счет недобросовестной конкуренции».
Игорь Защитин («Ресурс-Медиа») в числе значимых событий называет «уход нескольких крупных дистрибьюторов». «Впрочем, это не повлияло на сильнейшее падение рынка за последние годы», — добавляет он.
Некоторые игроки упоминают о снижении таможенных пошлин на проекционное оборудование. «Что в определенной мере положительно повлияло на рынок в условиях кризиса», — считает Екатерина Царева (Acer).
«Вследствие изменения таможенных пошлин сравнялись средние цены на 3LCD- и DLP-проекторы. Благодаря этому трехматричные аппараты Epson стали доступнее для пользователей в России», — утверждает Николай Ахметджанов.
Впрочем, Мария Соловьева (ViewSonic) отмечает «традиционное для России подавляющее доминирование моделей на технологии DLP» — по данным FutureSource, они заняли более 80% в объеме всех проданных в 2015 г. проекторов (в 2014 г. было 77%).
Как сообщает Александр Мельцев, в прошлом году с применением проекторов Panasonic было установлено «два абсолютных рекорда на мировом проекционном рынке». Это — «самая большая в мире проекция» (общая площадь — более 19 тыс. кв. м) на фестивале «Круг света 2015», в которой использовались 140 систем Panasonic со световым потоком 20 тыс. лм, и «самая большая в мире постоянная проекция» — 30 проекторов Panasonic со световым потоком 20 тыс. лм используются в создании постоянной проекции в «Ельцин-Центре» в Екатеринбурге. Он также сообщил, что вендор существенно расширил географию проведения обучающих тренингов: «В прошлом году провели 16 в разных городах, по результатам которых несколько сот человек получили статус сертифицированного специалиста по проекторам и дисплеям Panasonic».
Радует, что и конкуренты Panasonic также считают красочный масштабный фестиваль одним из значимых для отрасли событий. «Я бы отметил фестиваль „Круг света“ — мультимедийное световое шоу с использованием проекторов с высокой яркостью (пусть и компании-конкурента) продемонстрировало степень развития современных проекторных технологий в целом, их эффективность и, по сути, незаменимость при проведении культурно-массовых мероприятий», — говорит Алексей Златин (NEC). Сообщая об изменениях в работе представительства, он отметил «предоставление эксклюзивного статуса компании СТС Capital на линейку инсталляционных проекторов NEC (модели с яркостью свыше 5,2 тыс. лм)»: «В остальном мы по-прежнему опираемся на трех наших проекторных дистрибьюторов — AUVIX, СТС Capital и „Треолан“».
В числе значимых событий Валерия Градова (Elittech) называет «„новый выход“ на российский рынок линейки Minibeam проекторов LG»: «В них применяется LED-технология, медленно, но верно завоевывающая популярность в мире. Elittech — эксклюзивный поставщик ряда моделей LG Minibeam в России. Первые легкие и ультракороткофокусные проекторы для бизнеса и домашнего использования, анонсированные производителем весной 2015 г., летом уже можно было приобрести только в нашей компании». Говоря об изменениях во взаимоотношениях дистрибьютора с партнерами, она отмечает «более гибкую ценовую политику, снижение минимально допустимого уровня закупок, улучшение финансовых условий надежным и лояльным партнерам, адресный подход к каждому клиенту, выездное обучение сотрудников партнеров». Как сообщила Валерия Градова, в прошлом году компания Elittech «заключила пять новых партнерских соглашений с известными мировыми производителями».
По словам Бориса Эшкинда (DIGIS), стратегия дистрибьютора «не претерпела каких-либо существенных изменений, так как доказала свою эффективность в разных рыночных условиях». «А вот тактика поменялась, — добавляет он. — Так, например, мы скорректировали кредитную политику, с одной стороны, формализовав и ужесточив требования к „недобросовестным заемщикам“, с другой — начали предлагать лояльным партнерам более гибкие финансовые инструменты, которые еще пару лет назад были прерогативой профессиональных поставщиков финансовых услуг».
Анализируя конкурентную среду, эксперты ITResearch констатируют — несмотря на трудности, «особого исхода игроков с российского рынка проекторов не наблюдается, на нем по-прежнему работают около двух десятков компаний»: «Точнее, за последние годы несколько известных брендов прекратили поставки (Mitsubishi, Sharp, Toshiba), но это скорее следствия глобальных, чем локальных проблем этих вендоров».
По данным ITResearch, по итогам 2015 г. на первом месте в общем рейтинге осталась компания BenQ, неизменно занимающая данную позицию с 2009 г. Также в тройку лидеров в натуральном исчислении традиционно вошли компании Acer и Epson (здесь и далее компании перечислены в алфавитном порядке). Их совокупная доля в штуках в 2015 г. составила 57% (годом ранее — более 63%). На следующие за лидерами компании — InFocus, NEC, Optoma, Panasonic и ViewSonic — в 2015 г. приходились ощутимые 33%.
Как отмечают аналитики, в деньгах лидером по году также оказалась компания BenQ, однако в критериях salesin (отгрузки производителей) на первое место с небольшим отрывом выходит компания Panasonic, специализирующаяся на продажах дорогого профессионального оборудования: «Дело в том, что Panasonic отгрузила значительное количество инсталляционных аппаратов в последних месяцы 2015 г., но не все сделки были формально закрыты до конца года».
О некоторых изменениях в конкурентной среде сообщает и Евгения Соколова (AUVIX). Ссылаясь на данные PMA Research, она отмечает «увеличение доли Sony в сегменте инсталляционных проекторов», ссылаясь на ITResearch — «вхождение InFocus в Top-5 по итогам года и в Top-3 по итогам декабря». Кроме того, она говорит об «укреплении позиций Optoma в сегменте Pro AV».
За спадом — спад?
По оценке ITResearch, итоги января 2016 г. можно охарактеризовать как «очень слабые». Было продано всего около 4,2 тыс. проекторов. В натуральном выражении по сравнению с январем 2015 г. рынок продолжил снижение, хотя и всего на 1,8%. Аналитики связывают это с проблемами в корпоративном секторе, которые оказались настолько глубоки, что не произошел даже технический отскок по сравнению с аномально низкой базой начала 2015 г.: «Видимо, ведомства, напуганные перспективами секвестра бюджетов минимум на 10%, объявленного правительством РФ, пока просто-напросто прекратили все закупки. Кстати, сходные негативные сигналы доносятся и из других преимущественно корпоративно-ориентированных ИТ-отраслей».
В феврале 2016 г., по данным ITResearch, на российском рынке было продано 4,3 тыс. проекторов на сумму около 5 млн. долл. По сравнению с январем рынок прибавил 3%, заметно выросла средневзвешенная стоимость устройств.
Однако, как подчеркивают аналитики, в годовом исчислении рынок резко провалился: «Если январь вышел фактически „в ноль“, то в феврале темпы снижения (по сравнению с февралем 2015 г.) составили минус 16%. Это настораживает, поскольку остальные ИТ-сегменты (мониторы, ноутбуки, принтеры...) восстановливаются. Годовые темпы роста в этих сегментах в этот же период исчислялись десятками процентов». Вместе с тем, поскольку цены на нефть и курс рубля последнее время восстанавливались, аналитики рассчитывают, что уже в мартовских итогах появятся признаки восстановления и рынка проекторов.
Екатерина Царева (Acer) отмечает «замедление падения» в начале года и ожидает, что по итогам 2016 г. спад составит от 5 до 15% по сравнению с прошлым годом.
По мнению Николая Ахметджанова (Epson), начало года «дает некоторый повод для оптимизма»: «Темпы падения объема рынка снизились в несколько раз, хотя первые два месяца нельзя считать показательными». Он уверен, что на развитие ситуации будут оказывать влияние все те же факторы: цены на энергоресурсы и курс рубля: «В любом случае, мы не ожидаем сильного сокращения объемов рынка, так как он, вероятно, уже достиг своего дна или близок к нему. А при благоприятных условиях рынок начнет восстанавливаться, возможен рост». По словам Николая Ахметджанова, в 2016 г. вендор планирует развивать продажи проекторов во всех сегментах: «Ключевыми останутся короткофокусные, ультракороткофокусные интерактивные, а также яркие инсталляционные проекторы. Кстати, модельный ряд последних ждет мощное пополнение в лице первых лазерных аппаратов для бизнеса с яркостью до 12 тыс. лм. А во второй половине года мы ожидаем начала продаж самого яркого за всю историю проектора Epson с яркостью 25 тыс. лм. Уверены, что обновление серьезно укрепит позиции компании в сегменте „тяжелых“ проекторов и позволит войти в ранее недоступные ниши на рынке».
«Первый квартал текущего года заставляет с большой осторожностью делать прогнозы, поскольку данные по оборачиваемости товара в канале пока не очень обнадеживают, — сообщает Алексей Златин (NEC). — Судя по всему, нынешний год для рынка проекторов также будет нелегким, так как мы не ожидаем проведения большого количества образовательных тендеров, которые были традиционным „драйвером“. Более того, „проходная“ цена в такие тендеры значительно снизилась — зачастую, по словам одного из дилеров, основным требованием становится „чтобы показывал“». Вместе с тем он допускает, что стабилизация рубля приведет к выправлению ситуации: «Заказчики будут с большей уверенностью финансировать проекты, а дистрибьюторы и дилеры — планировать закупки. Вполне возможно, что рынок вернется на траекторию роста, хотя отыграть падение 2014–2015 гг. будет нелегко».
«В марте CASIO радикально обновила свой модельный ряд, представив новые линейки Core и Advanced. Поэтому весь 2016 г. будет посвящен продвижению новых проекторов и поиску новых направлений развития», — сообщает Евгений Азаренко.
Евгения Соколова отмечает, что спад продолжается, но динамика замедлилась: «По нашим прогнозам, годовое падение составит 10–20%. AUVIX планирует закончить год на уровне предыдущего».
«Я думаю, что тенденция на снижение объема продаж сохранится и, если экономическая ситуация в России не изменится, мы увидим в 2016 г. снижение рынка еще на 25–35%», — предполагает Борис Эшкинд (DIGIS).
Как подчеркивает Валерия Градова (Elittech), новых «точек роста» пока, к сожалению, не появилось: «Большого падения объемов уже не будет, но и большого спроса в этом году тоже ждать не стоит».
«Начало 2016 г. зеркально отображает начало 2015 г., в январе сокращение составило более 70% в штуках и более 75% в деньгах от декабря. Далее ситуация будет выравниваться, но падения рынка не избежать при существующих политических и экономических факторах, оно может составить порядка 30%, — считает Игорь Защитин („Ресурс-Медиа“). — Наши планы на 2016 г.: сохранить свою долю и объемы предыдущего года, сохранив прибыльность направления. Также надеемся на расширение нашего дистрибьюторского портфеля».
Как справедливо отмечает Мария Соловьева (ViewSonic), на сегодняшний день обсуждение перспектив продуктовых рынков сводится, в сущности, к обсуждению одного глобального вопроса — куда и какими темпами будет двигаться экономика нашей страны? «Пока что нет никаких позитивных „сигналов“ — как и за счет чего можно ожидать улучшения ситуации и выхода страны из кризиса. Так что 2016 г. будет, очевидно, тяжелым, и его начало этот тезис подтверждает, — добавляет она. — Сложно давать количественные прогнозы, но предполагаю, что падение проекторного рынка продолжится, а его темпы будут зависеть от темпов секвестирования госбюджета, который, в свою очередь, в значительной степени связан с нефтяными трендами. Так что продолжаем все дружно „сидеть на нефтяной игле“».