В течение трех последних лет российский рынок устройств печати сокращается, причем темпы заметно ускоряются. В прошлом году ситуация также стремительно ухудшалась, причем денежные показатели, как и год назад, снижались гораздо быстрее натуральных. Тем на менее игроки этого рынка пытаются адаптироваться к новым экономическим реалиям.
Объем, динамика, итоги...
По данным аналитической компании ITResearch, в 2015 г. в России было продано 2,5 млн. принтеров и настольных МФУ, что на 30,7% меньше, чем в 2014 г. Объем рынка в деньгах стал меньше на 44,2% и составил около 392 млн. долл.
«Это был самый глубокий спад за последние годы, который обусловлен не столько снижением потребности в печатающих устройствах, сколько значительным ослаблением рубля и, как следствие, падением платежеспособного спроса в основных потребительских сегментах. В то же время положительная динамика продаж от квартала к кварталу в течение всего года показывает постепенную адаптацию участников рынка к изменившимся внешним условиям» — так прокомментировали аналитики итоги прошлого года. После ажиотажных закупок в конце 2014 г. и «ценового шока» начала 2015 г., нарушившего сезонную динамику, продажи пошли вверх и в лазерном, и в струйном сегментах. Этому способствовало нарастающее давление отложенного спроса, заставившее поставщиков быстрее адаптироваться к новой ценовой конъюнктуре.
Аналитическая компания IDC рисует еще более мрачную картину: в 2015 г. российский рынок печатающих устройств стал меньше на 36,4% (по сравнению с уровнем 2014 г.), до 2,27 млн. штук, а в денежном выражении — на 46,5%, до 441,42 млн. долл.
«За 2014 и 2015 гг. российский рынок компьютерной периферии сократился приблизительно вдвое в штучном и денежном выражении, причины тому — значительное обесценивание национальной валюты, экономические санкции, введенные рядом западных стран в отношении России, снижение покупательной способности населения, переход бизнес-сектора в режим экономии ресурсов. Тем не менее абсолютное большинство производителей не покинули рынок офисной печати России: они, так же как и пользователи, стремятся адаптироваться к новым экономическим условиям и удержать покупателей и свою долю рынка, прежде всего за счет продуманной и последовательной ценовой политики», — отмечает Константин Макаренков, ведущий аналитик компании IDC Russia & CIS.
Игорь Пасюков, директор по развитию продуктов систем печати HP в России, ссылаясь на «данные из различных источников», оценивает объем российского «печатного» рынка в 2015 г. примерно в 2,5 млн. штук: «Естественно, рынок не мог остаться в стороне от событий, которые происходят в России и вокруг нее. Безусловно, и кризис, и падение курса национальной валюты привели к тому, что спрос на печатное оборудование уменьшился: значимое количество заказчиков отложило покупку и обновление парка до лучших времен. По данным разных аналитических агентств, падение спроса в штуках в годовом исчислении оценивается от 35% (IDC — измеряет поставки в страну от производителей) до 25% (GfK — измеряет продажи конечным заказчикам). Если говорить о рублевом срезе рынка печатных устройств, то тут картина совершенно другая: в рублевом эквиваленте в 2015 г. рынок остался на уровне 2014 г.». Он подчеркивает, что год был непростым для всех производителей, в том числе и для HP: «Нашей главной задачей было сохранять лидирующее положение. В итоге в прошлом году доля HP на рынке устройств печати в штуках составила 40% (данные GfK) — столько же, как и в предыдущие годы. Таким образом, и в тяжелом 2015 г. нам удалось сохранить лидерские позиции».
Артем Даниелов, продакт-менеджер по направлению «Печатная техника» Samsung Electronics, отмечает, что в денежном выражении рынок существенно уменьшился: «Причиной этому стала девальвация рубля, приведшая к тому, что бюджеты, сформированные на 2015 г. в долларовом эквиваленте, сократились в разы». По его оценке, падение в меньшей степени коснулось рынка высокопроизводительных дорогих аппаратов, но больше всего затронуло начальный сегмент для домашнего использования или малого офиса.
«В штуках рынок упал несколько меньше — примерно на треть. Это связанно с тем, что потребность в оборудовании осталась, даже несмотря на сокращение долларовых бюджетов. Сложившаяся ситуация вынуждает производителей искать пути ее решения: существенно снижать цены или предлагать устройства классом ниже», — добавляет Артем Даниелов. По его словам, итоги работы Samsung «уложились в общую картину изменений, происходящих на рынке»: «Однако стоит отметить, что, несмотря на динамику по отрасли в целом, мы добились положительных результатов».
Как сообщает Галина Козырева, директор по продажам Ricoh Rus, рынок в штучном выражении сильно просел относительно 2014 г.: «Почти на 35% (по данным агентства InfoSource). И это обусловило снижение оборотов и усиление ценовой конкуренции всех участников рынка». По ее словам, Ricoh в России «демонстрирует серьезный рост»: «Причем во всех сегментах: малой офисной техники, многофункциональных офисных устройств... Самые большие достижения компании — на рынке промышленной печати, в том числе в коммерческом полиграфическом сегменте».
Сергей Лебедев, директор по маркетингу компании OKI Systems Rus, отмечает, что вендор традиционно оперирует оценками IDC: «Согласно этим данным, рынок печатающих устройств, который OKI считает для себя фокусным (сюда не включаются устройства домашнего класса и высокопроизводительные печатные аппараты), сократился на 23% в штучном выражении и на 42% в денежном». Он напоминает, что продукция OKI более известна в цветном сегменте: «Цветных принтеров формата А4 нам удалось продать в штуках столько же, сколько и в 2014 г., а с учетом падения сегмента на 26% мы соответственно улучшили свои позиции и доли рынка. Более драматичная ситуация сложилась на поле лазерных принтеров формата А3. Он оказался самым уязвимым в 2015 г. — сокращение более чем на 58%, в то время как объем продаж OKI упал на 56%, обеспечив небольшой рост доли рынка в этом сегменте».
По оценке Николая Дмитриева, президента Konica Minolta в России, «суммарно рынок офисных МФУ А3 и А4 опустился до уровня 2012 г.»: «Спрос на монохромные А3 МФУ значительно снизился, показатели схожи с 2009 г., а потери рынка цветных А3 МФУ незначительны, здесь результаты сравнимы с 2013 г.». По итогам финансового года, который завершился в марте, он ожидает роста продаж Konica Minolta в России более чем на 10%. «В 2015 г. мы отметили сильное падение интереса к новому оборудованию, но при этом спрос увеличился на расходные материалы. Мы связываем это с тем, что потребители печатной техники отложили проекты по её замене и вкладывают средства в существующий парк», — добавляет Николай Дмитриев.
«Общее падение рынка МФУ отразилось и на наших продажах. Но нам удалось справиться с главной задачей, которая стояла перед нами в 2015 г., — усилить позиции в сегменте B2B», — утверждает Роман Лобанов, руководитель отдела телекоммуникационных продуктов Panasonic Rus.
Лишь один из вендоров, похоже, не замечает обвала рынка и утверждает, что его бизнес рос двузначными темпами. «Несмотря на кризис и проводимую правительством РФ политику импортозамещения, по нашим оценкам, рынок печатающей техники не показал существенного спада. Наоборот, направление „аутсорсинг печати“ получило новый толчок к развитию, и, как следствие, количество таких проектов существенно увеличилось — до двух с половиной раз в денежном выражении против показателя 2014 г.», — утверждает Александр Петров, менеджер по развитию MDS KYOCERA Document Solutions. По его словам, в 2015 г. «продажи как техники, так и комплексных проектов (MDS) KYOCERA выросли в среднем на 20–25%».
«По нашим оценкам, объем российского рынка устройств печати составил в юнитах порядка 2,4 млн. шт., что в денежном выражении равняется почти 400 млн. долл. Динамика в юнитах — спад на 35%, картина в деньгах хуже, чем в юнитах, — здесь зафиксировано падение порядка 47%», — сообщает Вадим Мальков, заместитель директора департамента систем печати и сканирования компании OCS Distribution. По его словам, у дистрибьютора «есть продукты, которые показали рост в долларах», но есть и направления, «которые упали немногим больше среднерыночных показателей»: «Если давать общую оценку, то результат нашей компании в целом повторяет тренд российского рынка печатных устройств».
Схожую оценку дает и Олег Захарченко, руководитель группы «Печатающие устройства и расходные материалы» компании «Марвел-Дистрибуция»: «Весь российский рынок устройств печати в 2015 г. мы оцениваем в диапазоне 400–450 млн. долл. Падение к 2014 г., на наш взгляд, составило более 40%». Он утверждает, что динамика оборота дистрибьютора по направлению устройств печати оказалась «значительно позитивнее рынка»: «В долларовом выражении оборот почти не изменился, а в рублевом вырос примерно на треть».
Андрей Блинов, коммерческий директор компании TEKO, считает, что рынок офисной печати надо разделять на два сегмента — оборудования и расходных материалов: «Мы существенно пересмотрели нашу работу в сегменте оригинальной продукции, столкнувшись с серьезным проседанием наценки. Ключевым параметром для нас стал не объем продаж, а оборачиваемость и маржинальность отдельных сделок. Поэтому падение продаж оригинальной техники приблизительно в два раза не стало для нас сюрпризом. Объем поставок совместимых расходных материалов практически не поменялся».
«Лазерно-струйный» спад
Рынок устройств печати принято делить на два основных технологических сегмента — лазерный и струйный. В каждом из них можно выделить несколько подсегментов (по формату печати, цвету и т. п.). На какие из них спад на рынке повлиял в меньшей степени?
По данным ITResearch, в лазерном сегменте в прошлом году было продано 1,83 млн. принтеров и настольных МФУ, что на 29% меньше, чем в 2014 г. «Продажи сократились во всех скоростных категориях монохромных устройств, за исключением настольных МФУ производительностью свыше 30 стр./мин., которых удалось продать примерно столько же, что и годом раньше (а во второй половине года зафиксирован даже их рост)», — констатируют аналитики. По их данным, второй год подряд замедляется продвижение в офисы цветных лазерных устройств, темпы снижения продаж которых оказались выше средних по рынку. При этом больше всего сократился спрос в начальных категориях цветных принтеров и МФУ, т. е. как раз на те модели, за счет которых ранее в основном рос цветной сегмент.
Струйные принтеры и МФУ, по данным ITResearch, потеряли еще больше: «Объем продаж по сравнению с 2014 г. сократился на 36% в натуральном выражении и почти вдвое — в денежном. Особенно неблагоприятной была первая половина года, когда и принтеров, и МФУ было продано меньше на 40 с лишним процентов».
По данным IDC, в общем объеме продаж на лазерную технику пришлось около 1,62 млн. устройств, в том числе 956 тыс. МФУ, а количество проданных струйных аппаратов чуть превысило 638 тыс. штук, большинство из которых были многофункциональными — почти 517 тыс. штук.
«Все более заметный в предшествующие годы переход от принтеров к МФУ в этом году показал обратную динамику. В большинстве случаев сегмент принтеров снижался не столь сильно, как сегмент МФУ с аналогичной производительностью, — утверждает Сергей Лебедев (OKI). — Исключением стали лишь цветные лазерные устройства формата А3. Здесь мы видим падение объема продаж принтеров на 58%, в то время как поставки МФУ снизились всего на 7%, а цветных МФУ формата А3 со скоростями от 31 до 44 стр./мин удалось продать даже больше на 17% по сравнению с прошлым годом».
Противоположную точку зрения высказывает Елена Теплушкина, руководитель отдела продуктового маркетинга офисного оборудования компании Xerox Россия: «Несмотря на экономическую нестабильность, в прошлом году продолжался переход компаний на многофункциональные устройства, поэтому объем закупок этой техники снижался намного медленнее, чем закупки принтеров». Она соглашается с тем, что сегмент цветной печатной техники формата А3 упал намного меньше: «Заказчики все чаще используют цвет в коммуникациях, а стоимость цветного отпечатка уже вплотную приблизилась к стоимости черно-белого».
По мнению Галины Козыревой (Ricoh), наиболее заметные потери наблюдались в сегменте персональных принтеров и МФУ, а также сетевых устройств начального уровня для сегмента SOHO: «Это связано с существенным снижением покупательной способности населения и малых компаний. Продажи офисного оборудования формата А4 и А3 сократились примерно на 10%, при этом надо отметить, что частично это вызвано переключением заказчиков с формата А3 на формат А4, который остался на уровне 2014 г. в сегменте черно-белых устройств и даже немного вырос в „цвете“».
В качестве одной из технологических тенденций некоторые вендоры называют выпуск ряда решений для «безопасной печати».
«Зачастую вопросы безопасности несправедливо остаются в тени, а тем временем печатное оборудование — настолько же потенциально уязвимое звено компьютерной сети, как и, например, сервер или рабочая станция, — уверяет Игорь Пасюков (HP). — Отвечая запросам рынка, мы представили ряд не имеющих аналогов решений по обеспечению безопасности данных печати, управлению контролем доступа к ним и обнаружению хакерских атак. Этот комплекс программно-аппаратных средствназывается HP JetAdvantage Security Manager».
«Все более актуальным становится вопрос информационной безопасности. Наши устройства для корпоративного сегмента с каждым годом оснащаются все более передовыми функциями, такими как безопасная печать с SSL, IPSec, архив печати, защитная блокировка функций, интеграция с Active Directory и встроенный NFC кардридер для печати с авторизацией», — говорит Полина Игнатьева, менеджер по маркетингу продукции Brother в России.
По словам Елены Теплушкиной (Xerox), «стремление к экономии вызвало рост интереса заказчиков к решениям для контроля офисной печати»: «Например, к запущенной осенью системе XeroxPrintSafe, которая не требует больших расходов на внедрение, но поддерживает все базовые функции безопасной печати».
Тенденции...
Какие еще тенденции можно выделить на российском рынке устройств печати в прошлом году?
Как подчеркивает Игорь Пасюков (HP), происходит заморозка или даже сокращение рублевых бюджетов заказчиков: «Вследствие этого они пытаются вписать свои потребности в уменьшенный бюджет, и это автоматически смещает спрос в сторону более дешевых однофункциональных и монохромных устройств».
С этим соглашается Артем Даниелов (Samsung): «В связи с сокращением расходов заказчики вынуждены переходить на устройства более низкого класса, чтобы оставаться в рамках плана по количественным показателям (в штуках). Кроме того, мы отмечаем тенденцию к удешевлению единицы техники».
«Рынок серьезно замедлился. Гораздо меньше стало конкурсов, которые обеспечивают наибольшие объемы. Очень заметна тенденция перехода на более экономичные и производительные устройства: в предшествующие годы люди больше ценили бренд, в этом году —деньги, которые тратятся на приобретение и эксплуатацию печатающих устройств», — уверен Сергей Лебедев (OKI).
Это подтверждает и Вадим Мальков (OCS Distribution): «В некоторых случаях режим экономии заставляет заказчиков пересматривать статьи бюджета, уменьшая затраты на приобретение оргтехники, или вовсе откладывать покупку и обновлять парк оргтехники до лучших времен. Спрос смещается в сторону более дешевых устройств, что связано с тем, что заказчики оперируют рублевыми бюджетами, в которые им нужно как-то помещаться в условиях роста цен в рублях».
Илья Хохлов, продакт-менеджер московского представительства Epson, напротив, отмечает «рост средней цены» на устройства печати: «При этом вопреки ожиданиям экспертов массового перехода потребителей в нижний ценовой сегмент не произошло. Многие пользователи по-прежнему предпочитают низкую себестоимость печати невысокой цене устройства. Эту тенденцию подтвердил вывод на российский рынок аппаратов с низкой себестоимостью печати сразу несколькими производителями». По его словам, «вендоры старались замедлить рост цен на печатающую технику, несмотря на повышение курса доллара». «Однако это не распространялось на расходные материалы, — добавляет он. — Некоторые производители, напротив, повышали на них цены, стараясь компенсировать падение прибыли с продажи устройств. Таким образом, себестоимость печати на некоторых лазерных принтерах повысилась практически в два с половиной раза. Меньше всего в этом плане выросла себестоимость печати на бескартриджных струйных устройствах».
По словам Галины Козыревой (Ricoh), «заказчики начинают глубже интересоваться не только ценой техники , но и всеми аспектами владения — расходами на печать , обслуживание, общей стоимостью владения устройством»: «На смену подходу „купить подешевле, а там как получится“ приходит более глубокое и детальное изучение вопроса, более обстоятельные консультации с вендорами и партнерами: сколько на практике прослужат основные детали печатного аппарата, во что обойдется их ремонт, с какой скоростью и с каким качеством на самом деле печатают устройства, каков срок гарантии. Многие заказчики начинают задумываться о полном контроле над своими расходами на документооборот, а также об оптимизации этих расходов».
Елена Теплушкина (Xerox) отмечает «смещение спроса в сторону недорогих корпоративных решений»: «Бюджеты заказчиков сократились, а ведущие производители малой офисной техники были вынуждены скорректировать цены в сторону повышения из-за изменения курса рубля». Кроме того, заказчики стремились максимально продлить срок службы уже установленного обороудования: «Компании реже приобретали новые принтеры и МФУ, сместив акцент на ремонт и сервисное обслуживание старых». По словам Елены Теплушкиной, конкуренция среди производителей печатной техники резко обострилась: «И особенно в тех сегментах, которые обещают наиболее высокую доходность от продажи расходных материалов и сервисного обслуживания. В частности, вендоры обратили особое внимание на рынок сетевых МФУ A4 и A3 форматов».
Вместе с тем, по словам Олега Захарченко («Марвел-Дистрибуция»), «основной целью вендоров стало не увеличение доли рынка, а стремление заработать»: «Поэтому одна из самых заметных тенденций связана с тем, что многие производители сознательно ограничивали продажи из низкого ценового сегмента по причине их крайне невысокой маржинальности».
Некоторые вендоры отмечают рост интереса заказчиков к аутсорсингу печати и проектам MPS/MDS.
«В качестве главной тенденции мы выделяем массовый переход наших клиентов от модели box-moving к модели аутсорсинга, т. е. оптимизации затрат за счет перевода инфраструктуры печати с insourcing на сопровождение и управление внешним компаниям-партнерам», — утверждает Александр Петров (KYOCERA).
«Мы отчетливо видим активный рост спроса на услуги аутсорсинга печати среди российских компаний. В связи с кризисом все большее их количество переходит на сервисную модель печатной инфраструктуры, вместо того чтобы инвестировать в оборудование. Это качественно новый уровень организации печати», — считает Николай Дмитриев (Konica Minolta).
«Компании проявляли повышенный интерес к услугам аутсорсинга печатной инфраструктуры, которые помогают сократить издержки на, повысить прозрачность расходов и освободиться от управления непрофильными процессами», — соглашается Елена Теплушкина (Xerox).
По словам Артема Даниелова (Samsung), «набирают популярность сервисы покопийной печати (MPS)»: «Заказчики постепенно разбираются в том, какие преимущества дают такие услуги».
Кроме того, в качестве одной из тенденций Александр Петров (KYOCERA) называет «снижение интереса к использованию совместимых материалов и переход на „оригинал“». Впрочем, аналитики GfK TEMAX отмечают противоположную тенденцию: «Рост цен на оригинальные картриджи достиг 45%, что повлияло на отток спроса в пользу совместимых картриджей с ростом их доли до 55%». С этим соглашаются и другие игроки.
«Тенденции российского рынка обусловлены изменениями экономической ситуации в стране. Так, например, необходимость снижения расходов на эксплуатацию оборудования толкает заказчиков к использованию совместимых расходных материалов и перезаправкам картриджей», — утверждает Вадим Мальков (OCS Distribution).
Это подтверждает и Андрей Блинов (TEKO): «Ярко выражена тенденция экономить на всем. Явным стал переход на совместимую продукцию. Это было заметно даже по тем клиентам, которые в 2014 г. и не думали о таких расходных материалах».
В качестве резюме, можно привести комментарий Романа Лобанова (Panasonic) к основным тенденциям рынка:
- ориентация на экономию — клиенты скрупулезно оценивают не только стоимость устройств, но и стоимость владения и выбирают наиболее экономичные варианты,
- максимальное использования ресурсов имеющегося парка печатного оборудования, оптимизация имеющегося парка,
- более тщательные и продолжительные по времени процедуры согласования и утверждения закупок в корпоративном сегменте.
События и перемены
Большинство игроков так и не смогли выделить наиболее «значимые события», которые заметно повлияли на рынок в 2015 г. Некоторые подразумевают под ними выпуск своих новых продуктовых линеек либо корректировку партнерской политики.
Как сообщают аналитики, изменилась тройка лидеров российского рынка устройств печати — по итогам прошлого года в него вошла компания KYOCERA, потеснив Samsung. По данным ITResearch, на рынке принтеров и настольных МФУ в тройке лидеров разместились компании Canon, HP и KYOCERA (перечислены в алфавитном порядке), на долю которых пришлось свыше 70% всех продаж.
«Нельзя не отметить перераспределение долей рынка и серьезное укрепление позиций KYOCERA. Например, в сегменте лазерной техники этот вендор уверенно вошел в тройку лидеров», — подтверждает Олег Захарченко («Марвел-Дистрибуция»).
Сообщая об общих изменениях бизнес-климата, затрагивающих в том числе и рынок устройств печати, Вадим Мальков (OCS Distribution) отмечает «гигантскую работу по обелению рынка»: «Она активно проводилась в прошедшем году и продолжится в этом». Кроме того, он упоминает «желание заказчиков использовать альтернативные линейки вендоров из Юго-Восточной Азии».
В числе значимых событий Артем Даниелов (Samsung) называет «несколько весьма крупных тендеров в государственном секторе». При этом, по словам Романа Лобанова (Panasonic), «усилилась конкурентная борьба за потенциально возможные проекты как между поставщиками, так и между производителями».
Как сообщает Игорь Пасюков, прошлый год для HP ознаменовался выходом целого класса новых устройств: «В первую очередь это принтеры и МФУ на основе инновационной лазерной технологии HP JetIntelligence. Такие лазерные устройства продемонстрировали лучшие в своем классе показатели по энергопотреблению, компактности, быстродействию и надежности». Некоторой корректировке подверглась и партнерская политика НР: «При разработке новой программы Partner Firs, стартовавшей в ноябре прошлого года, мы старались сделать переход для наших партнеров максимально плавным и комфортным. Основное и самое принципиальное отличие Partner First от Partner One заключается в том, что в новой программе мы позволяем партнерам выбирать то направление, в котором они будут двигаться по линейке своей статусности от Business до Platinum. Партнер может решить, готов он инвестировать свои усилия в достижение требуемых показателей по направлению персональных устройств, устройств печати или в продажах расходных материалов. Теперь эти пути не влияют друг на друга в рамках программы».
Елена Теплушкина (Xerox) тоже сообщает об обновлении «набора инструментов маркетинговой, информационной и образовательной поддержки реселлеров»: «В 2015 г. мы ввели рублевые цены при расчетах с партнерами по малой офисной технике и скорректировали пороги начисления баллов по программам лояльности „Форсаж“ и Xtra с учетом девальвации. Наша компания проводила для реселлеров очные тренинги, видеотренинги и вебинары. В прошлом году мы впервые запустили тренинговый проект „Семестр“ для повышения квалификации продавцов бумаги и малой офисной техники».
«Мы стали привлекать больше тех партнеров, которые способны „закрыть“ не только потребность конечных клиентов в „коробках“, но и реализовать комплексные решения, направленные на решение как узких вопросов (безопасность, статистика, мониторинг), так и задач, связанных с полным управлением печатной инфраструктурой», — утверждает Александр Петров (KYOCERA).
По словам Сергея Лебедева (OKI), «стратегия фиксации рублевых цен и высокой маржинальности продукции была с благодарностью воспринята каналом»: «В условиях резко изменяющихся курсов валют очень сложно заработать на продукции с валютной ценой, когда в течение дня курс может измениться чуть ли не на 5–7%, что сопоставимо с маржинальностью популярных брендов. Партнеры продолжали зарабатывать на продаже наших устройств. Выделение отдельной профессиональной категории партнеров, которым предоставляются дополнительные возможности заработка, также позитивно сказалось на оценке OKI как активного игрока в условиях кризиса».
Полина Игнатьева (Brother) отмечает, что все большую популярность на рынке печати приобретают струйные устройства с СНПЧ (системой непрерывной подачи чернил): «Наша компания в 2015 г. выпустила модельный ряд струйных МФУ с СНПЧ InkBenefit Plus. Модели помогут пользователям существенно снизить затраты на печать благодаря самостоятельной заправке встроенных контейнеров оригинальными чернилами».
Как сообщает Галина Козырева, наиболее заметные для Ricoh изменения наблюдались на рынке коммерческой печати: «Многие офсетные типографии при общем сокращении объема печати стали задумываться о цифровых решениях. Эту тенденцию подтверждает установка более 25 профессиональных машин Ricoh в коммерческие типографии в 2015 г.».
Олег Захарченко указывает на перемены на рынке 3D-печати: «Впервые удалось создать цивилизованные условия для продаж 3D-принтеров через широкий канал. „Марвел-Дистрибуция“ первой из ИТ-дистрибьюторов начала работу с компанией XYZprinting, мировым лидером в консьюмерском сегменте».
«Если говорить про негативные изменения, то заметен уход с рынка некоторых вендоров, закрытие представительств (например, Toshiba). Если говорить о возможностях, то следует отметить приход китайских поставщиков расходных материалов (например, Ninestar), — сообщает Андрей Блинов (TEKO). По его словам, корректировке подверглась и бизнес-стратегия компании: «Изменения касались пересмотра ключевых параметров тех или иных направлений, особенно в поставках оригинальной продукции, мы сосредоточились не на „вале“, а на оборачиваемости склада и маржинальности отдельных сделок. Компания сделала упор на поставки совместимой продукции: картриджей, запчастей и компонентов для восстановления».
Ожидания, планы, прогнозы...
Мнения представителей вендоров о развитии ситуации в начале этого года разделились. По сравнению с первыми месяцами 2015 г. некоторые отмечают позитивные сдвиги, другие — ухудшение, но многие предпочли просто не комментировать этот вопрос. В целом игроки смотрят на перспективы 2016 г. с «крайне осторожным оптимизмом», имея в виду, что объем рынка, в самом лучшем случае, сохранится на уровне прошлого года.
«Первый квартал 2016 г., по ощущениям, несколько хуже аналогичного периода прошлого года, — говорит Артем Даниелов (Samsung). — Возможно, это отголосок того, что на этот период пришелся пик курса доллара. По прогнозам, рынок в 2016 г. незначительно упадет по отношению к 2015 г. В этих условиях мы намерены удержать свои позиции и планируем выйти на показатели не ниже 2015 г.».
О падении продаж в I квартале сообщает и Полина Игнатьева (Brother): «Это связано не только с негативной конъюнктурой рынка и сокращением бюджетов организаций, но и с сезонным фактором. В этом году мы ожидаем дальнейшее падение на рынке печатающих устройств, но более умеренное, чем в 2015 г.».
Напротив, Николай Дмитриев (Konica Minolta) началом года доволен: «Для нашей компании продажи в I квартале 2016 г. были значительно лучше, чем в прошлом году. Если говорить о годовых планах, то мы ожидаем, что объем рынка по количеству устройств останется на том же уровне, что и в 2015 г., но при этом планируем рост на 15–20%».
Положительно оценивают ситуацию в начале года и опрошенные дистрибьюторы.
«Говорить о планах и ожиданиях на год в текущих экономических условиях сложно, ведь результаты связаны не с развитием отрасли, а с ценами на нефть и курсом рубля, — подчеркивает Вадим Мальков (OCS Distribution). — Но нельзя не отметить, что начало года, несмотря на падение курса, оказалось существенно более позитивным, нежели аналогичный период 2015 г. Это, конечно, не повод расслабиться, но определенный оптимизм внушает».
По словам Олег Захарченко («Марвел-Дистрибуция»), динамика в начале года «достаточно позитивна»: «Рынок демонстрирует рост. К сожалению, прежде всего он обусловлен эффектом низкой базы, ведь в начале прошлого года продажи были минимальными. На весь 2016 г. мы ожидаем „околонулевую“ динамику в благоприятном сценарии и падение на 15% — в кризисном».
«Первые два месяца 2016 г. показали стабильность рынка печати. Мы надеемся на умеренное восстановление к IV кварталу, как минимум, до показателей 2014 г.», — сообщает Андрей Блинов (TEKO).
Сергей Лебедев (OKI) пока не наблюдает «существенных изменений по сравнению с прошлым годом»: «Курсы валют в начале года показали свои исторические максимумы, что никак не способствует высокой покупательной активности рынка. Клиенты не стремятся к внедрению новых технологий, которые, в частности, становятся возможны благодаря нашим новым устройствам класса Pro, позволяющим значительно расширить возможности печатных салонов по производству уникальной и сувенирной продукции. Но уже с большим интересом присматриваются к этим новым возможностям, ожидая неизбежной стабилизации рынка и роста активности потребителей».
Игорь Пасюков (HP) уверен, что этот год также будет нелегким для всех игроков: «Проблемы российской экономики 2015 г., останутся и в нынешнем году. Однако мы готовы работать с заказчиками в рамках их рублевых бюджетов, предлагая именно те продукты и решения, которые в нынешних тяжелых условиях им наиболее выгодны. Нашим заказчикам доступна полная линейка струйных и лазерных устройств HP, недавно мы также анонсировали еще и третью революционную технологию печати HP PageWide, которая объединяет в себе все основные преимущества как струйной, так и лазерной технологии и обеспечивает наиболее низкую стоимость владения парком устройств. Уверен, что эти принтеры и МФУ HP позволят нашим заказчикам решать любые задачи даже в условиях ограниченных рублевых бюджетов».
У Ильи Хохлова (Epson), по его словам, «довольно сдержанные» ожидания: «Мы предполагаем, что объем рынка сохранится на уровне 2015 г.».
«Наши планы на 2016 г. — увеличить свою долю в реализации комплексных (MDS) проектов, нарастить общую долю присутствия на рынке печатающих устройств, продолжить работу по улучшению качества сервиса и сопровождения текущих и будущих клиентов», — сообщает Александр Петров (KYOCERA).
«Хотя заказчики все еще предпочитают продлевать срок службы установленного оборудования вместо закупки нового, сейчас мы уже не ожидаем такого стремительного падения рынка, как в прошлом году, — говорит Елена Теплушкина (Xerox). — Если ситуация будет развиваться по оптимистичному сценарию, то текущие показатели сохранятся или снизятся в пределах 10%». Она прогнозирует, что в условиях экономической нестабильности все больше заказчиков будут проявлять интерес к услугам аутсорсинга печатной инфраструктуры как к эффективному средству экономии: «Наряду с MPS мы видим точки роста в сегменте офисных полноцветных МФУ и на других направлениях, которые показали в прошлом году наибольшую устойчивость». По словам Елены Теплушкиной, в этом году Xerox будет «инвестировать в эффективные инициативы и приостанавливать неэффективные», переводя освобождающиеся ресурсы на приоритетные направления: «Мы продолжим рассчитываться с партнерами в рублях и проводить в жизнь антикризисные меры, которые помогли нам в прошлом году. Одним из наших приоритетов будет продажа расходных материалов, в том числе Xerox Replacement Cartridges — линейки тонер-картриджей для печатных устройств других производителей».
Галина Козырева (Ricoh) уверена, что будущее рынка печати — в специализации производителей: «Вендоры, производящие „надежные и долговечные офисные машины“, будут рассматриваться заказчиками как поставщики MDS — услуг по аутсорсингу документооборота, включая снижение расходов на печать, копирование и обслуживание устройств. Речь идет о том, что заказчики смогут экономить на печати путем передаче контроля над работой парка техники и его обслуживанием компаниям с соответствующим международным опытом, продуктами и услугами». Она подчеркивает, что у Ricoh большие планы на 2016 г. «Мы запускаем новую линейку для СМБ, активно участвуем в проектах по оптимизации текущего документооборота крупнейших компаний. Нацелены на рост нашего бизнеса по всем направлениям».
В целом настроения игроков отражает комментарий Константина Макаренкова, ведущего аналитика IDC: «Начавшийся 2016 г. не обещает быть легким, тем не менее рынок в целом сохраняет определенную долю оптимизма, в выигрыше окажутся те его игроки, которые проявят большую гибкость в изменившихся экономических условиях».