ИБП сидели «на трубе»,
Нефть упала — треть пропала...
Народное творчество
Российский рынок систем бесперебойного питания заметно сдал еще в относительно благополучном 2013 г. при высокой цене на нефть и до начала действия всех негативных «геополитических факторов». На протяжении трех последних лет этот рынок уверенно падал, причем темпы только ускорялись. По итогам прошлого года его объем уменьшился фактически на треть. Причина очевидна — неблагоприятная ситуация в экономике, во многом обусловленная снижением цен на нефть.
Как отмечают аналитики ITResearch, в прошлом году в натуральном выражении объем рынка ИБП опустился ниже уровней 2003 г. В деньгах сокращение было чуть менее драматичным — «всего лишь» до уровня 2005 г. и намного выше кризисного 2009 г. — за счет наблюдавшегося почти все последние годы существенного сдвига в инфраструктурные решения.
Объем, динамика, итоги...
Начало 2015 г. для российского рынка ИБП оказалось провальным. По данным аналитической компании ITResearch, в I квартале его объем упал на 50% в штуках и на 45% в деньгах по сравнению с показателями аналогичного квартала 2014 г. Вторые три месяца года принесли некоторое облегчение — по сравнению с предыдущим кварталом рынок прибавил примерно 45% в штуках и 29% в деньгах, однако в годовом исчислении объем уменьшился на 30,6% в штуках и на 26,8% в деньгах (по сравнению со II кварталом 2014 г.). Рост по сравнению с предыдущим периодом наблюдался и в III квартале (на 23% в штуках и на 18% в деньгах), однако он был обусловлен сезонным фактором. В годовом исчислении динамика оказалась хуже, чем во II квартале, — по сравнению с III кварталом 2014 г. объем рынка сжался на 35% как в штуках, так и в деньгах.
В целом, по данным ITResearch, в 2015 г. в России было продано 1,035 млн. ИБП на сумму 268 млн. долл. Это меньше чем в 2014 г. на 33% в штуках и 31% в деньгах. «Ситуация в течение всего 2015 г. менялась, но, к счастью, с некоторым трендом к исправлению. Начинался прошедший год падением на 50%, а заканчивался — „всего лишь“ на 20%, поскольку в конце года уже нельзя было оттягивать освоение бюджетов» — так прокомментировали аналитики эти неутешительные итоги.
Оценивая объем российского рынка ИБП и его динамику в 2015 г., представители большинства вендоров и дистрибьюторов традиционно ориентируются на данные аналитиков или называют близкие к ним цифры. При этом многие утверждают, что их бизнес чувствовал себя «лучше рынка».
«Согласно последним данным IDC, рынок ИБП в 2015 г. упал на 40%, аналогичная динамика наблюдается и в штучном выражении, — утверждает Анна Мизиева, менеджер по развитию бизнеса однофазной продукции, подразделение IT Business компании Schneider Electric. — Год был не простой, это отразилось и на нашем бизнесе. Тем не менее нам удалось избежать таких драматических показателей падения, как у рынка в целом, и сохранить лидирующие позиции с долей более 50% (по данным IDC)». По ее словам, в некоторых сегментах долю ИБП под брендом АРС даже удалось увеличить.
Как сообщает Татьяна Фантаева, генеральный директор Eaton в России и Казахстане, «падение рынка, по оценкам экспертов, составило порядка 35%»: «На компании, стабильно входящей в тройку лидеров рынка, данная тенденция не могла не отразиться. Тем не менее российский рынок по-прежнему остается одним из приоритетных для Eaton, и мы продолжим на нем развиваться. В тех сегментах, где мы исторически сильны, мы чувствуем себя лучше рынка в целом».
Андрей Маркин, глава российского представительства Powercom, ориентируется на данные ITResearch: «Согласно ним, российский рынок ИБП потерял 33% по отношению к 2014 г. Наши ощущения вполне совпадают с этими показателями». Он отмечает, что для Powercom прошедший год оказался «годом перемен»: «Мы начали его с реструктуризации своего бизнеса и подразделений, поэтому и показатели по году весьма неравномерны. Некоторое снижение объемов, наблюдавшееся в первом полугодии, сменилось значительным ростом показателей в III и IV кварталах. Так, например, по итогам IV квартала наша доля рынка достигла 16%, что на два пункта выше показателя за аналогичный период 2014 г. Это подтверждает правильность выбранной нами стратегии и своевременность обновления модельного ряда, которое затронуло практически все наши линейки оборудования».
Владимир Русаков, директор по продажам IPPON, также приводит данные ITResearch и отмечает, что динамика оборота IPPON оказалась лучше рынка: «Падение не превысило 28% в денежном выражении».
Комментируя данные аналитиков, Мария Митюрёва, менеджер по маркетингу и продажам Delta Electronics, подчеркивает, что «такая ситуация ожидалась и не стала сюрпризом»: «Непростой и не слишком стабильный 2015 г. снизил активность компаний в построении ИТ-инфраструктур из-за не самых благоприятных политических и экономических факторов, что было спрогнозировано еще год назад». По ее словам, показатели Delta Electronics на российском рынке «остались в рамках прогнозируемого уровня»: «Итоги IV квартала для компании оказались положительными: наблюдался рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также с III кварталом 2015 г. как в обороте, так и в доле рынка Delta Electronics. В целом в течение года показатели стабилизировались, а в 2016 г. наша компания вошла с солидным пулом заказов. По итогам 2015 г., по данным ITResearch, Delta Electronics упрочила свои позиции, переместившись на четвертое место».
«Динамика, конечно, негативная, и падение рынка, по нашим наблюдениям, составило, как минимум, около 30% как в штуках, так и в деньгах, — сообщает Александр Халаев, генеральный директор Tripp Lite в России, Украине, Беларуси, странах Балтии. Оборот Tripp Lite, по его словам, «снизился зеркально рынку(?)».
О «серьезном проседании» говорят и дистрибьюторы. Сергей Тузов, директор департамента источников бесперебойного питания компании OCS Distribution, оценивает падение рынка «от 30 до 50% в зависимости от вендора и сегмента». «Наши итоги соответствуют общему проседанию», — добавляет он.
По оценке Игоря Ефимова, руководителя группы ИБП компании «Марвел-Дистрибуция», падение составило примерно 35% «и в штуках, и в долларах»: «Объем рынка составляет примерно 260 млн. долл., а если считать в штуках, то около миллиона устройств. Так как „Марвел-Дистрибуция“ давно работает на этом рынке и в нашем портфеле в основном продукция ведущих производителей, то нам сложно добиться существенного роста или как-то серьезное отличаться от общей динамики. Рынок ИБП относится к наиболее консервативным и устоявшимся в сфере ИТ, поэтому наши показатели в 2015 г. примерно соответствовали рыночным».
Дмитрий Виноградов, директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании MERLION, приводит данные «внутренней аналитической службы»: «Объем российского рынка ИБП в 2015 г. равнялся порядка 1 млн. штук и 270 млн. долл. Падение составило 33% в штуках и 32% в деньгах. Компания MERLION завершила год лучше рынка — снижение продаж ИБП не превысило 26% в деньгах».
По оценке Дениса Андреева, руководителя департамента систем бесперебойного компании Landata, в среднем рынок онлайн-ИБП «просел в валюте» примерно на 30%: «Продажи аппаратов большой мощности и „премиум“-решений сократились сильнее, поставки ИБП средней и небольшой мощности и решений экономкласса — меньше». По его словам, в 2015 г. продажи ИБП Delta Electronics в Landata выросли более чем на 10%: «По результатам года направление Delta стало седьмым по величине направлением, это на четыре позиции выше, чем в 2014 г.». Неплохие результаты показали и ИБП Eaton: «В сложные годы продажи по премиум-брендам обычно падают больше рынка. По ИБП Eaton мы имели отгрузки в валюте „на уровне рынка“, дилерская сеть оставалась стабильной — оттока партнеров не произошло. Стоит отметить, что доля ИБП в общем обороте Landata в 2015 г. увеличилась — по Eaton на 4%, по Delta — на 3%».
«...Зачем платить больше?»
Как отмечают аналитики ITResearch, «в отличие от индивидуальных решений „тяжелый“ сегмент, связанный с развитием ИТ-инфраструктуры, чувствовал себя относительно хорошо»: «Некоторое увеличение вклада „тяжелых“ (а значит, более дорогих) ИБП привело к возобновлению в 2015 г. роста средневзвешенной стоимости ИБП в целом по рынку». Тем не менее главной тенденцией прошлого года практически все игроки называют существенный сдвиг спроса в сторону более дешевых устройств.
«Большинство покупателей перешли от покупок товаров из среднего ценового сегмента к более дешевым. При этом потребители ценового сегмента выше среднего остались верны своим привычкам, но уже более избирательно подходили к выбору продукта», — утверждает Анна Мизиева (Schneider Electric).
Об этом же говорит и Татьяна Фантаева (Eaton): «Мы наблюдали своеобразное перераспределение сегментов: заказчики, которые раньше закупали премиальное оборудование, сегодня делают выбор в пользу устройств средней ценовой категории, а покупавшие технику среднего ценового сегмента, начали закупать более дешевую, в том числе китайского производства. Тем не менее компании, для которых защита электропитания является критическим фактором для бизнеса, по-прежнему выбирают надежные решения для обеспечения качественного электропитания, ведь, если говорить об ИБП, то здесь огромное значение имеют безопасность критически ответственных объектов и бесперебойность процессов». Среди тенденций она также выделяет заинтересованность заказчиков в решениях, позволяющих минимизировать совокупную стоимость владения (ТСО): «Мы учитываем эти потребности и предлагаем решения, которые отвечают запросам клиентов даже в самые нестабильные времена. В нашем портфолио есть источники бесперебойного питания с минимальной совокупной стоимостью владения». Кроме того, по ее словам, «особую актуальность приобрело сервисное обслуживание»: «Если раньше заказчик мог себе позволить поменять устаревшую модель ИБП на новую, то в условиях оптимизации затрат на первый план выходят те компании, которые могут предложить заказчику полный спектр услуг послегарантийного обслуживания и пусконаладочных работ вместо покупки нового продукта».
По мнению Татьяны Фантаевой, в первую очередь падение рынка отразилось на проектном бизнесе: «Много проектов заморозили, от ряда отказались вообще либо сильно урезали расходы на них, что привело к перераспределению ценовых сегментов в сторону более дешевых моделей».
Андрей Маркин (Powercom), напротив, уверен, что «фокус продолжает смещаться в сторону корпоративного сегмента»: «Об этом свидетельствует положительная динамика по сегменту онлайн-ИБП. Так, например, в нашем портфеле доля онлайн-оборудования в IV квартале достигла 22% в обороте (против 11% в 2014 г.)».
Мария Митюрёва (Delta Electronics) также отмечает «переориентацию на более „тяжелые“ ИБП»: «В связи с заменой домашних стационарных компьютеров ноутбуками и планшетами падает спрос на источники бесперебойного питания для дома и офиса мощностью менее 1 кВА. Большинство производителей переориентируются на корпоративный сектор, запросы на бесперебойное питание в котором снизились не столь существенно». Кроме того, она подчеркивает, что всеобщий тренд на импортозамещение не мог обойти стороной и рынок ИБП, однако он проявляется не столько в том, что заказчики стараются обращаться к российским решениям, сколько в том, что на замену европейским и американским производителям приходят азиатские. «При этом сильные игроки все еще удерживают свои позиции и явно не собираются делить рынок с кем-либо еще, — добавляет Мария Митюрёва. — Кроме того, производители приспосабливаются к текущей финансовой ситуации и предлагают решения, которые при небольших капитальных вложениях обеспечивают максимальную энергоэффективность. В прошлом году ведущие игроки рынка презентовали немало новых продуктов, что подтверждает уверенность лидеров в завтрашнем дне».
«Главная тенденция года — переключение внимания корпоративных заказчиков с брендов класса А на B-бренды, что, безусловно, связано с пропорциональным ростом цен из-за курса доллара», — утверждает Владимир Русаков (IPPON).
Александр Халаев (Tripp Lite) считает, что «проектам не хватало финансирования»: «Они сдвигались по времени или уходили в другой ценовой диапазон, наглядный пример — массовый сегмент ИБП стал стремительно смещаться в более низкую ценовую нишу».
«В 2015 г. мы наблюдали тенденцию смещения спроса, где это возможно, в более низкие ценовые категории. Как в сегментах мощного трехфазного оборудования, так и в сегментах маломощных ИБП», — соглашается Сергей Тузов (OCS Distribution).
По словам Игоря Ефимова («Марвел-Дистрибуция»), «заказчики с рублевыми бюджетами более активно начинают переходить на В- и С-бренды»: «Я бы сказал, что это основной тренд 2015 г. По нашим оценкам, он сохранится, а возможно, и усилится в 2016 г.».
Это подтверждает и Дмитрий Виноградов (MERLION): «Главная тенденция — переключение внимания корпоративных заказчиков с брендов класса А на B-бренды и связано это прежде всего с изменением курса рубля».
Резюмируя, можно привести слова Дениса Андреева (Landata), перечислившего основные тенденции рынка ИБП:
- В массовом сегменте падает спрос на премиум-решения, заказчики стали значительно чаще выбирать «простые» решения — конфигурации ИБП и аккумуляторов попроще.
- Многие заказчики отошли от концепции использования «только европейских брендов», стали рассматривать решения азиатских (в первую очередь китайских/тайваньских) вендоров.
- Государственная политика импортозамещения также способствует наступлению азиатских вендоров и их закреплению на рынке. Некоторые европейские поставщики стали поддерживать режим санкций, их оборудование невозможно использовать в Крыму и на некоторых объектах.
- Увеличивается спрос на комплексные решения, когда ИБП на этапе поставки интегрированы в инженерную инфраструктуру ЦОДов.
Что нового?
Какие значимые события и перемены произошли на российском рынке ИБП?
Говоря о кадровых изменениях, стоит отметить смену глав российских представительств двух вендоров, стабильно входящих в число лидеров рынка. В марте прошлого года было объявлено о назначении Андрея Маркина главой представительства Powercom. Он сменил на этой должности Константина Ермакова, возглавлявшего российский офис Powercom с 2007 г. А в начале 2016 г. была назначена на должность генерального директора компании Eaton в России и Казахстане Татьяна Фантаева, она сменила на этом посту Игоря Ануфриева, руководившего российским офисом вендора с 2010 г. Татьяна Фантаева пришла в компанию летом прошлого года, возглавив ключевое для Eaton направление бизнеса в России — «Качественное электропитание и электроника».
Некоторой корректировке подверглась политика лидера рынка, Schneider Electric. Если раньше проектный бизнес был доминирующим, то сейчас вендор стал уделять гораздо больше внимания сегменту однофазных ИБП. «Учитывая тенденцию перехода потребительского спроса на более дешевые товары, мы выпустили линейку недорогих ИБП. Результаты первых месяцев продаж более чем оправдали наши ожидания. Это позволило занять нишу в новом для нас ценовом сегменте», — говорит Анна Мизиева. Она также отмечает, что во второй половине прошлого года «произошел ряд структурных изменений, в том числе касающихся работы с партнерами».
О корректировке партнерской политики сообщает и Татьяна Фантаева: «В 2015 г. компания Eaton в рамках глобальной партнерской программы PowerAdvantage представила новую программу, в которой появилось много дополнительных преимуществ: рибейты, расширенные маркетинговые фонды и другие меры поддержки партнеров. Новая программа успешно стартовала с начала этого года». Кроме того, по ее словам, компания расширяет «состав команды, которая отвечает за работу с партнерами», и набирает «специалистов, которые занимаются предпродажной поддержкой, консультируют и помогают заказчикам в подготовке проектов».
В 2015 г. Delta Electronics открыла первый в России тренинг-центр, где происходит обучение партнеров и заказчиков по единой системе. «Ранее для этого необходимо было ездить в Словакию, а теперь стало проще посещать обучающие сессии и проходить сертификацию, которая не только подтверждает высокую компетенцию, но и позволяет самостоятельно производить техническое обслуживание нашей продукции, пусконаладочные работы и оказывать всестороннюю техническую поддержку. Открытие тренинг-центра стало толчком к увеличению количества семинаров и обучающих мероприятий, которые играют важную роль в отношениях с партнерами», — говорит Мария Митюрёва.
Серьезные перемены, как сообщает Андрей Маркин, произошли в представительстве Powercom: «В начале года была разработана новая программа развития, преимущественно направленная на повышение привлекательности бренда для заказчика и на обеспечение достаточного уровня доходности партнеров. Кроме этого мы значительно перестроили внутреннюю структуру компании и усилили корпоративное направление». Изменения коснулись и состава дистрибьюторов: «Было подписано соглашение с OCS Distribution, мы укрепили сотрудничество с компаниями „Марвел-Дистрибуция“ и MERLION. Таким образом, качественно состав стал сильнее, а уменьшение количества позитивно сказалось на прибыльности в канале. Эти шаги нацелены на повышение коммерческой привлекательности нашей продукции для канальных партнеров всех уровней, а также способствуют укреплению позиций нашего бренда и увеличению его доступности в проектном бизнесе».
А вот как комментирует подписание дистрибьюторского соглашения с OCS Distribution Сергей Тузов: «Вслед за спросом, возникшим на рынке, мы расширили пул вендоров за счет производителей, представляющих более низкие ценовые категории. До 2015 г. мы фокусировались исключительно на поставках оборудования высокого ценового сегмента — АРС by Schneider Electric. В 2015 г. начали сотрудничать с компанией Powercom и далее будем расширять наш продуктовый портфель».
Сообщение о подписании контракта между Powercom и OCS Distribution, появившееся в конце прошлого года, по словам аналитиков ITResearch, можно было отнести «к информационным бомбам уходящего года». Как отмечает заместитель директора компании ITResearch Василий Мочар, это «достаточно важная новость в разрезе российского рынка ИБП»: «Powercom — один из ведущих игроков, стабильно занимает третье место в натуральном выражении и четвертое-пятое — в денежном. OCS, в свою очередь, остается одним из немногих дистрибьюторов компании Schneider Electric, которая по-прежнему контролирует около половины российского рынка ИБП». Он подчеркивает, что «Powercom получает выход на один из самых емких каналов на российском ИТ-рынке, причем проектно-ориентированный, что для стратегии вендора является критично важным. Получается, что Powercom планомерно „наступает на пятки“ Schneider Electric, постепенно подключая ее традиционных партнеров. У нее уже давно подписаны контракты с Merlion и Marvel, теперь вот с OCS. Фактически неохваченным осталась только Treolan. Но даже без последней у Powercom сформировался, пожалуй, самый мощный и разветвленный дистрибьюторский канал на российском рынке». Кроме того, Василий Мочар отмечает, что OCS Distribution получает доступ к достаточно качественным и известным ИБП, которые при этом намного дешевле, чем у Schneider Electric: «Сегодня, когда массово сокращаются бюджеты проектов, этот фактор зачастую становится критичным. Возможно, дистрибьютор больше не захотел терять контракты из-за отсутствия в товарном портфеле более дешевой продукции. И, видимо, это оказалось более важным чем то, что компания OCS на рынке ИБП всегда была „моновендорной“, на протяжении многих лет поставляя только лишь продукцию APC (Schneider Electric)». Кстати, зимой 2016 г. компании отметили двадцатилетие сотрудничества.
Летом прошлого года было объявлено о подписании дистрибьюторского соглашения между компаниями Landata и Emerson Network Power. Дистрибьютор получил право поставлять всю линейку оборудования нового вендора — ИБП, системы кондиционирования, серверные решения, системы управления и др. «Landata в сфере ИБП все больше отходит от политики моновендорности, прибавив в 2012 г. к продукции Eaton изделия Delta Electronics, а теперь еще и Emerson Network Power. Причем Eaton и Emerson —конкуренты» — так прокомментировали аналитики ITResearch подписание этого контракта.
О других изменениях в работе компании Landata рассказывает Денис Андреев: «Мы подстраиваемся под изменения спроса и ситуации на рынке. Меняем состав складских запасов ИБП: сохраняя весь модельный ряд, от небольших ИБП до моделей до 200 кВА, делаем упор на наиболее ходовые модели. Больше помогаем нашим партнерам в проектах: используем сильные стороны каждого из вендоров Eaton и Delta, подбираем выигрышные решения, конфигурации. Взяли курс на усиление роли сервиса и дополнительных услуг в продажах ИБП».
Конкуренция на падающем рынке
В конкурентной среде, несмотря на ощутимые колебания в течение года, кардинальных перемен не наблюдалось. По данным ITResearch, на массовом рынке по итогам 2015 г. состав традиционной тройки лидеров не изменился — Ippon, Powercom и Schneider Electric, а на корпоративном — Delta Electronics, Eaton и Schneider Electric (компании перечислены в алфавитном порядке).
«На российском рынке ИБП работают около 20 производителей. Несмотря на кризис, этот список не сокращается, скорее даже растет. В 2014 г. список основных брендов пополнился компаниями 3Cott и Legrand, а с начала 2015 г. — турецким производителем Makeslan», — сообщают аналитики. По их данным, по итогам первого полугодия 2015 г., до обострения отношений с Турцией, этот вендор показывал «осязаемые объемы продаж в „тяжелом“ сегменте».
В связи с конкуренцией «о географии» вспоминает и Денис Андреев (Landata): «На рынке усилили позиции дешевые ИБП, среди наших конкурентов особенно заметна Legrand (выпустили под своей маркой простые турецкие ИБП низшего ценового сегмента)».
Андрей Маркин (Powercom) также подчеркивает, что, «вопреки предсказаниям», игроков на рынке не стало меньше, даже больше: «На фоне того, что заказчики стали особенно внимательно присматриваться к цене появились и новые бренды. Однако стоит отметить, что рост числа игроков в большей степени происходит за счет появления ОЕМ-брендов, которые не могут успешно конкурировать в корпоративном и индустриальном сегменте ни в том, что касается ассортимента, ни в инженерной квалификаци, у них нет успешной истории в прошлом, подтверждающей надлежащее качество продукции».
А представители MERLION и IPPON в качестве одного из наиболее значимых событий прошлого года называют выход на российский рынок ИБП Huawei.
«Так как рынок ИБП консервативный, основные игроки сохранили свои доли. В целом серьезных изменений не было», — убежден Игорь Ефимов («Марвел-Дистрибуция»). Тем не менее, по словам Александра Халаева (Tripp Lite), «изменившиеся экономические условия начали менять конъюнктуру и конкурентные условия на рынке». «Это продолжается до сих пор», — считает он.
Отрадно, что Сергей Тузов (OCS Distribution) отмечает «здравое поведение всех основных участников рынка ИБП — и вендоров, и крупных дилеров»: «Благодаря этой адекватности год получился абсолютно рабочим».
Прогнозы и ожидания
Нынешний високосный год начался с очередного рекордного обвала цен на нефть и существенного падения рубля. К счастью, этот период оказался кратковременным, в марте произошел обратный отскок.
Как развивается ситуация на рынке ИБП в начале года? Каковы прогнозы, ожидания и планы игроков на 2016 г.?
Анна Мизиева (Schneider Electric) напоминает, что «год стартовал с резких скачков курса рубля, и в январе-феврале рынок буквально замер в ожидании того, что будет дальше. Но на сегодняшний день ситуация выглядит более оптимистично. И еженедельные показатели продаж достаточно стабильны». Она также сообщает, что в этом году «запланирован ряд существенных обновлений продуктового портфеля»: «В том числе выпуск новой модели, которая должна стать нашим новым бестселлером». Кроме того, некоторые изменения претерпит партнерская политика. «В целом мы ожидаем, что год будет для нас непростым, но богатым на события и достаточно интересным. Предварительно мы прогнозируем, что объемы рынка будут сопоставимы с объемами прошлого года, без драматических падений», — отмечает Анна Мизиева.
По мнению Татьяны Фантаевой (Eaton), ситуация на рынке ИБП в ближайшие годы, скорее всего, вряд ли будет отличаться от той, что наблюдалась в прошлом году: «Буквально на днях стало известно, что объем дотаций на развитие ИТ в регионах сократится в полтора раза. Таким образом, не стоит ожидать выделения дополнительных средств на переоборудование медицинских, учебных и административных учреждений, хотя это как раз те факторы, которые могли бы обеспечить рост „тяжелого“ сегмента. Рынок персональных ИБП тоже, по нашим ожиданиям, интенсивно развиваться не будет». Она подчеркивает, что в текущих условиях Eaton «ищет компромиссы» и «старается идти навстречу заказчикам»: «Мы предлагаем более дешевые модели, то есть продукты с упрощенным функционалом. При работе с заказчиками мы делаем особый акцент на совокупной стоимости владения, предлагаем варианты ее снижения. Это тот путь экономии, который поддерживает наша компания. Снизить ТСО можно за счет применения более энергоэффективных решений». По словам Татьяны Фантаевой, в этом году вендор делает ставку на ряд новых продуктов: «Среди них — очень интересное технологическое новшество, суперконденсаторы Eaton. Они могут работать при повышенных температурах (до 650C) и обеспечивать питание ИБП в течение небольшого промежутка времени — от 30 с до 1 мин. Суперконденсаторы потенциально востребованы в тех проектах, где периодически возникают короткие сбои в подаче электроэнергии или требуется обеспечить питание на время запуска ДГУ. Таким образом, они являются хорошим дополнением к стандартным статическим источникам бесперебойного питания и могут рассматриваться как альтернатива маховикам (flywheel)».
В представительстве Powercom не ожидают, что год будет легким. «Но мы уверены в правильности разработанной нами стратегии, проведенных изменений и с оптимизмом смотрим в будущее. Последние годы мы все больше фокусируемся на увеличении своего присутствия в корпоративном сегменте с традиционными и более „тяжелыми“ решениями, эта тенденция сохранится», — говорит Андрей Маркин.
По словам Владимира Русакова (IPPON), по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. в I квартале 2016 г. «дела обстоят намного лучше»: «Однако на эти результаты в первую очередь повлиял резкий обвал всего рынка в начале прошлого года из-за лавинообразного роста курса, что не могло не привести к сильному снижению показателей I квартала 2015 г.».
В представительстве Delta Electronics также отмечают «позитивное начало года». «Показатели превышают данные аналогичного периода 2015 г. Во многом это результат того, что выполнение части контрактов, заключенных в конце прошло года, пришлось на первые месяцы 2016 г.», — утверждает Мария Митюрёва. «Компании продолжают выводить на рынок новые продукты. Кардинального прорыва в технологиях в ближайшее время ждать не стоит, но и о падении рынка речи также не идет, — добавляет она. — Многое будет зависеть и от цены на нефть, которая определяет курс российской валюты. Производителям приходится корректировать свою стратегию для того, чтобы не только сохранить позиции, но и, возможно, сыграть на опережение и представить такие продукты, которые в условиях нестабильной финансовой ситуации станут идеальным предложением по соотношению цены и качества».
Представители дистрибьюторов, сравнивая начало 2016 г. с ситуацией, сложившейся на рынке год назад, также отмечают оживление. Тем не менее некоторые допускают, что по итогам года может случиться некоторый спад, но не столь драматичный, как в прошлом году.
«Хочется отметить, что первые два месяца 2016 г. оказались существенно лучше, чем ожидалось. Это, безусловно, дополнительно заряжает нас энергией, и мы надеемся на позитивные сценарии», — говорит Сергей Тузов (OCS Distribution).
Игорь Ефимов («Марвел-Дистрибуция») также отмечает «позитивную динамику» по сравнению с началом прошлого года. «Но это эффект низкой базы — год назад продаж было крайне мало, — добавляет он. — Что касается этого года в целом, то мы прогнозируем в лучшем случае стагнацию рынка и допускаем дальнейшее падение примерно на 10%».
Об этом же говорит и Дмитрий Виноградов (MERLION): «В I квартале мы отмечаем на рынке небольшой рост по сравнению с провальным началом 2015 г., однако, это скорее связано с тем, что в прошлом году произошел обвал всего рынка из-за лавинообразного падения курса рубля. По итогам 2016 г. прогнозируем объем рынка ИБП в долларовом исчислении на 20% ниже относительно 2015 г.».
А Денис Андреев (Landata) утверждает, что начало года выдалось непростым: «На рынке довольно мало „живых“ денег, идет борьба буквально за каждый проект. Но мы готовы к такому развитию событий, мобилизуем наши человеческие и финансовые ресурсы».
В целом настроения игроков, пожалуй, достаточно точно отражены в комментарии Александра Халаева: (Tripp Lite): «Рынок откатился, „отформатировался“ и начинает привыкать к новым реалиям. Применяются финансовые механизмы по обеспечению сделок и реализации проектов, запускаются новые продукты и технологии. Рынок все так же остается привлекательным, несмотря на падение, что подтверждается появлением новых игроков. Жизнь продолжается, как и должно быть».