Всего в Перми, как утверждают местные игроки, зарегистрировано более 300 фирм, работающих в сфере ИТ. Но крупных довольно мало — не более 20, и их список в основном сформировался еще лет десять назад.
Благодатная почва для развития ИТ в Перми была подготовлена еще в далекие советские времена. В 1962 г. согласно постановлению Совмина СССР в городе был основан НИИУМС (Научно-исследовательский институт управляющих машин и систем), который разрабатывал системы автоматизации, включавшие управляющие вычислительные машины. Позднее институт стал специализироваться на создании АСУ и АСУ ТП для предприятий машиностроения, и в лучшие годы в нем работали более 2 тыс. программистов. В свое время именно НИИУМС стал «прародителем» многих крупных пермских ИТ-компаний. Среди них немало «старожилов», чей возраст приближается к 15 годам, а некоторые (к примеру, «ИВС-Сети» и «Технология») были основаны еще до развала СССР.
Еще одна интересная деталь из советских времен, нехарактерная для других регионов: в середине 80-х годов в Соликамске была запущена полноценная конвейерная линия по сборке компьютеров, с входным контролем комплектующих, испытательными стендами и термокамерой. Это оборудование приобрело по бартеру крупное соликамское предприятие «Сильвинит», производитель и экспортер калийных удобрений. Проектная мощность конвейерной линии составляла 600 ПК в месяц, комплектующие поставлялись некой сингапурской компанией. Компьютеры, выпускавшиеся под маркой «Танграф», «Сильвинит» продавал по своим каналам, в основном они попадали на предприятия смежных отраслей в счет различных взаимозачетов. Но в дальнейшем непрофильное производство стало нерентабельным и было свернуто.
От 100 до 300, но ближе к 200...
Как и во многих других регионах, в Перми практически невозможно получить достоверные данные об объеме местного ИТ-рынка. Согласно исследованию, проведенному НИИУМС, в 2002 г. объем ИТ-рынка всего Уральского региона составлял 300 млн. долл. При этом на долю Пермской области приходилось 25%, или 75 млн. долл.
Похожие цифры, но уже за 2004 г., озвучил во время прошлогоднего визита в Пермь начальник департамента развития бизнеса компании DEPO Computers Максим Лесниченко: по оценке аналитической службы компании «Дилайн», объем пермского ИТ-рынка составляет около 80 млн. долл., или 10% ИТ-рынка всего Приволжского федерального округа. При этом, как считает «Дилайн», темпы роста рынка в Пермской области на 25% выше, чем в среднем по округу.
Оценить объем местного ИТ-рынка затрудняются и его ведущие игроки. Приблизительные цифры, называемые ими, порой различаются в разы, но выглядят более оптимистично — почти все лидеры считают, что его объем составляет не менее 100 млн. долл. Именно такую оценку дают руководители компаний «Дега-Ком», «Геликон Про», «Тайле Пермь», пермского отделения НЭТА.
«ИВС-Сети» и «Уральский компьютерный дом» полагают, что объем выше — от 150 до 200 млн. долл. «Имея представление об оборотах 20 ведущих пермских ИТ-компаний и зная, насколько они опережают всех остальных, я считаю, что объем рынка не может превышать 200 млн. долл.», — говорит Лев Кутман, технический директор компании «ИВС-Сети».
Примерно такие же цифры назвали члены «Клуба директоров ИТ-компаний» (есть в Перми такая неформальная организация). И все же некоторые игроки дают гораздо более высокие оценки. Так, Владимир Халтурин, директор компании «Гармония», считает, что объем пермского ИТ-рынка составляет порядка 300 млн. долл. По мнению Николая Григорова, генерального директора компании «Бионт», суммарный годовой оборот пермских ИТ-фирм, работающих как в рознице, так и в корпоративном секторе, действительно составляет порядка 200 млн. долл. Но общие затраты на ИТ в Перми и области он оценивает гораздо выше — примерно 800 млн. долл. Объем идущих «через Москву» централизованных поставок оборудования, по его мнению, значительно превышает суммарный оборот всех пермских ИТ-компаний.
«Рука Москвы» и «пермская специфика»
Тенденция к централизации поставок оборудования крупным корпоративным заказчикам характерна для всех регионов. И чем регион «богаче», тем более пристальный интерес проявляют к нему москвичи и соответственно тем выше «потери» местных ИТ-компаний. В орбиту интересов московских финансово-промышленных групп попали многие крупные предприятия Перми и области. И, конечно, практически все ведущие игроки с сожалением вспоминают, что еще пару лет назад немалую долю их доходов давали заказчики, входящие в структуру «ЛУКОЙЛ-Пермь».
«Если корпоративный ИТ-рынок и растет, то пермские компании этого не замечают, деньги тратятся в Москве», — утверждает Андрей Клюев, генеральный директор компании «Геликон Про». С ним согласен и Валерий Бордюже, генеральный директор компании «Уральский компьютерный дом»: «Рынок развивается, но развиваем его не мы, а московские фирмы».
На этом фоне, как говорит Кутман, наблюдается значительное увеличение ИТ-бюджетов госструктур и региональных органов власти, и работать они предпочитают преимущественно с местными фирмами. По его оценке, сегодня за счет таких заказчиков формируется 20—25% пермского ИТ-рынка. Правда, представители некоторых компаний утверждают, что порой в тендерах, проводящихся этими структурами, выигрывают никому не известные фирмы.
Крупные пермские ИТ-компании выделяют еще одну тенденцию — меняется структура рынка, повышается доля услуг. Так, по оценке Ивана Федорищева, генерального директора «ИВС-Сети», доля услуг в обороте компании в этом году вырастет примерно в полтора раза и составит не менее 30%.
«Специфика пермского корпоративного рынка в том, что он был брошен москвичами на стадии обслуживания: им интереснее заниматься поставками «коробок», а не обслуживанием и развитием ИТ-инфраструктуры заказчиков. Крупные предприятия, вместо того чтобы оптимизировать свою ИТ-структуру, тратят деньги на приобретение все новых «коробок» и содержание большого штата собственных ИТ-специалистов», — считает Михаил Кудряшов, руководитель пермского отделения компании НЭТА. В этой ситуации, по его мнению, на рынке могут быть востребованы услуги ИТ-аутсорсинга. И такие примеры есть — так, уже три года на территории крупного перерабатывающего предприятия «ЛУКОЙЛ-Пермьнефтеоргсинтез» работает специализированное подразделение компании «ИВС» со своим складом расходных материалов и комплектующих, которое обслуживает компьютерное оборудование заказчика.
По мнению Сергея Журавлева, генерального директора компании «Технология», на пермском рынке системной интеграции в основном работают местные компании. Московские фирмы, за редким исключением, явно на нем не присутствуют, но часто привлекают местных партнеров в качестве субподрядчиков. «У тех, кто нашел общий язык с ведущими компаниями региона и продвигает свои решения и продукцию в партнерстве с ними, сильные позиции в Перми», — считает Валерий Бордюже. Вместе с тем руководители многих местных компаний сетуют: москвичи используют их лишь как дешевую рабочую силу.
До недавнего времени в Перми напрямую присутствовала лишь одна столичная компания, специализирующаяся на системной интеграции, — «Открытые технологии» (ее представительство создано еще в начале 1999 г.). Но в этом году, похоже, началось «наступление» москвичей и на этот сегмент рынка — в Перми открылись представительства компаний «Борлас» и «Ай-Теко». Но, пока, по мнению Бордюже, они уступают пермским фирмам в тендерах, проводящихся «независимыми» местными предприятиями.
Как отмечают некоторые игроки, «монополизации» таких заказчиков в последние годы не наблюдается.
«Тендеры и конкурсы значительно расширили число их поставщиков», — считает Григорий Никольский, руководитель отдела системных решений компании «Индукция». Центральный офис «Индукции» находится в Перми, у компании 10 представительств в городах Урала и Центральной России (работа в пермском регионе приносит примерно 20% оборота).
Стабильность и пертурбации
По оценке Льва Кутмана, на долю первой двадцатки пермских фирм приходится примерно половина всего местного ИТ-рынка. В корпоративном сегменте многие признают лидерство «ИВС»; среди других ведущих игроков чаще всего называют компании «Бионт», «Гармония», «Индукция», «Пермрегионпроект», «Сотрудник», «Технология», «Уральский компьютерный дом», «Энергомплект» (перечислены в алфавитном порядке).
Все эти компании работают не только с заказчиками из Перми, но и с крупными предприятиями, расположенными в области. До любого из них на автомобиле можно добраться максимум за два-три часа, но некоторые стремятся быть еще «ближе к заказчику» — так, пермская компания «Бионт» недавно открыла представительство в городе Березники. В самой области практически нет ИТ-компаний, работающих в корпоративном сегменте (как исключение некоторые называют фирму «Система-Сервис» из Соликамска).
Доля корпоративного сегмента в общем объеме регионального ИТ-рынка, по мнению руководителей большинства компаний, достигает 70%. Но есть и другие оценки. Так, Владимир Халтурин считает, что доли розницы и «корпоратива» примерно равны. А по мнению Андрея Жуланова, генерального директора компании «Декада», продажи компьютерного оборудования в розницу превалируют — их годовой объем он оценивает более чем в 100 млн. долл.
Многие крупные ИТ-компании работают как с корпоративными заказчиками, так и на розничном рынке. Некоторые из них имеют собственные магазины (к примеру, «ИВС», «Уральский компьютерный дом»). Но немало и таких фирм, в которых «торговый зал» совмещен с офисом: в первую очередь они ориентируются на работу с корпоративными клиентами, но при случае не откажут и розничным покупателям. Среди ведущих игроков, работающих в основном на розничном и мелкооптовом рынке, чаще называются компании «Дега-Ком», «Декада», «Матрица», пермское отделение НЭТА, Instar Technology, пермский филиал Sunrise (перечислены в алфавитном порядке).
В отличие от относительно устоявшегося корпоративного рынка, в списке лидеров розничного сегмента в последнее время наблюдаются определенные изменения. Так, ушла из ИТ-бизнеса компания «Комви», владевшая сетью компьютерных магазинов «Капитан Принт». Год назад фирма «Дега-Ком», получившая статус регионального представителя компании «Формоза», в дополнение к компьютерному супермаркету Dega.ru открыла магазин «Formoza: Волшебный мир компьютеров» (теперь, по словам Михаила Коньшина, директора «Дега-Ком», доля продаж ПК Formoza достигла 80%, а компьютеров собственной сборки — снизилась до 20%). Заметным игроком стала компания «Матрица», вышедшая на рынок всего два года назад.
В декабре 2002 г. после активной рекламной кампании было открыто пермское отделение новосибирской компании НЭТА (первое за пределами Сибирского федерального округа). Похоже, дебют оказался успешным. По словам руководителя одной из местных компаний, «НЭТА отобрала у пермских фирм хороший кусок пирога». В прошлом году НЭТА открыла в Перми второй магазин, а сейчас энергично развивает корпоративное направление.
Михаил Кудряшов считает, что еще в прошлом году НЭТА вошла в тройку лидеров среди пермских ИТ-компаний по обороту (после «ИВС» и «Индукции», с учетом ее региональных представительств). В этом году, по оценке Кудряшова, оборот пермского отделения может достигнуть 10—12 млн. долл., доля корпоративного направления составит около 25%, но в перспективе ставится задача довести ее до 40%.
Почувствуйте разницу
Как утверждает Елена Шилова, финансовый директор компании «Матрица», в Перми до сих пор можно пересчитать по пальцам достаточно крупные магазины (с торговой площадью более 100 м2), специализирующиеся на продаже компьютерного оборудования. Если судить по большому числу мелких компаний, работающих в рознице, напрашивается вывод: основу спроса составляет оборудование нижнего ценового сегмента. Многие десятки мелких фирм и ИЧП, арендующих крохотные подвальные помещения, работают по принципу «утром купить комплектующие, днем собрать, вечером продать». Количество таких фирм и предпринимателей, по наблюдениям руководителей пермских компаний, обычно возрастает после каждого выпуска городскими вузами очередной партии «молодых специалистов». Появляются и вскоре исчезают многочисленные фирмы-«однодневки».
По мнению некоторых игроков, в последнее время все больше покупателей обращают внимание все же не на цену, а на качество оборудования, обслуживания и сервиса. «Времена, когда люди уходили в другой магазин из-за разницы в сто рублей, заканчиваются», — считает Михаил Коньшин. «В наших магазинах хорошо продаются ПК и системные платы на базе процессоров Pentium 4 или Athlon 64 и ЖК-мониторы. Недорогие решения на базе Celeron и Sempron, а также ЭЛТ-мониторы в основном закупают наши оптовые партнеры из области», — утверждает Елена Шилова. По оценке Алексея Турова, руководителя отдела оптовых продаж компании Instar Technology, если раньше большинство покупателей из области приезжали за ПК и периферией в Пермь, то сейчас таких осталось не более 30%. Многие предпочитают приобретать все «на месте». Фирмы из области в основном работают с пермскими компаниями, выступающими в роли субдистрибьюторов, и с пермским филиалом OCS.
Несмотря на некоторое «технологическое отставание», продажи в области растут опережающими темпами. По мнению Андрея Жуланова, объемы продаж в Перми и области сегодня примерно одинаковы. Некоторые пермские компании (к примеру, «Декада») открывают магазины в области, кроме того, там быстро растет число местных фирм.
К примеру, фирма «Вектор-Ф» была организована в районном центре Кунгуре три года назад. «До нас в городе было два компьютерных магазина, за прошедшие три года открылось еще пять-шесть. Но мы, во всяком случае, не потеряли от этого в объемах продаж», — говорит ее руководитель Андрей Овчинников (стоит отметить, что население Кунгура — 76 тыс. человек, город расположен в 100 км от Перми). Первые два года он самостоятельно возил товары из Москвы, затем перешел на закупки в Перми: «Я теряю несколько процентов, но это гораздо удобнее».
Пермские розничные компании, занимающиеся также оптовыми продажами, в первую очередь ориентируются на привлечение партнеров из области. «У нас есть свои магазины, и нам неинтересно работать с мелкими пермскими фирмами, которые в своих подвальчиках будут выставлять тот же товар, что и у нас, но с 5%-ной наценкой к нашей оптовой цене», — говорит Елена Шилова.
Многие крупные пермские компании имеют налаженные каналы поставок товара, и привозится он в основном из Москвы (иногда — из Екатеринбурга). Небольшие фирмы чаще пользуются услугами отделения «OCS Урал», которое с 1995 г. фактически являлось в Перми монополистом по дистрибуции. Недавно было открыто представительство MD Group. Кроме того, с 2002 г. работает представительство «Тайле Пермь», специализирующееся на сетевом оборудовании.
Сборкой собственных ПК занимаются практически все компании, работающие в рознице. Как и во многих других регионах, долю ПК местной сборки они оценивают в 90%. «Региональным брэндом» многие называют ПК Froggy, собираемые компанией «ИВС» и продающиеся в ее магазинах. По утверждению руководителя отдела маркетинга Алексея Крюкова, «ИВС» — единственная пермская компания, сертифицировавшая производство по стандарту ISO 9001 и получившая статус Intel Premier Provider. Проектная мощность производства — 1000 ПК в месяц, но реально, по данным «ИВС», выпускается около 600.
Как и в других регионах, в Перми есть магазины сетей «М.видео», «Мир», «Техносила», «Эльдорадо». Но до недавнего времени ИТ-компании не ощущали серьезного давления с их стороны. «В этом году они начали массированно продавать компьютерную технику и проводить агрессивные рекламные кампании. Причем все сразу», — утверждает Михаил Кудряшов. По его словам, в Новосибирске этот процесс начался гораздо раньше, еще два-три года назад. Продажей компьютерного оборудования занимается и многопрофильный пермский холдинг «Сатурн-Р», имеющий, помимо прочего, собственную сеть магазинов бытовой техники и работающий также с оптовыми клиентами.
Одни пермские ИТ-компании рассматривают такие сети как серьезных конкурентов, другие — как рядовых участников рынка.
«Человек, который попытался там что-то купить, потом всем своим знакомым расскажет, что делать это не нужно, и это нам на руку», — говорит Андрей Жуланов. Однако есть и прямо противоположное мнение. «У меня «на входе» нет таких цен на ноутбуки, по которым они там могут продаваться. А если человек уже выбрал конкретную модель, ему без разницы, что в этом магазине низкая квалификация продавцов и т. п.», — рассуждает руководитель другой пермской компании.
По мнению Кудряшова, конкуренция с этими сетями носит «волнообразный характер»: «Когда кто-то из них проводит агрессивную рекламную кампанию и предоставляет значительные скидки на тот или иной товар, мы наблюдаем у себя провалы в продажах по тем же продуктам. Но потом все выравнивается».
Конкурентное давление как со стороны мелких «подвальных» фирм, так и со стороны магазинов бытовой техники неминуемо приводит к существенному падению маржи у основных игроков розничного рынка.
Но Андрей Жуланов утверждает, что «Декада» и раньше работала на довольно низкой марже и ее уровень остается таким же, как и три-четыре года назад: «Мы всегда старались держать низкие цены, но сейчас они выравниваются практически у всех. Остальные «прижимаются» к низкой марже, к которой мы уже привыкли».
Пермь «софтовая»...
Отделы разработки программных решений есть почти у всех крупных ИТ-компаний, работающих с корпоративными клиентами. Пермь — не исключение. К примеру, «ИВС» предлагает заказчикам решения на базе собственной разработки CASE-технологии STORM2000, «Бионт» активно продвигает свою систему документооборота «Бионт-СКД» (она используется в администрации Перми и многих районных администрациях области), «Уральский компьютерный дом» занимается разработкой приложений для системы SAP R/3 (в штате компании 14 сертифицированных разработчиков SAP) и т. д.
Наряду с ними в сфере разработки ПО работают крупные специализированные компании, и это можно считать одной из отличительных особенностей пермского ИТ-рынка.
По данным рейтинга Cnews «Сто крупнейших ИТ-компаний России» за 2004 г., крупнейшей по обороту пермской ИТ-компанией, как ни странно, является разработчик ПО — компания «Прогноз». С оборотом 381,7 млн. руб. она занимает 72-е место, опережая на одну позицию ближайшую пермскую компанию — «ИВС». Основное направление деятельности — разработка прикладных информационно-аналитических систем и систем поддержки принятия решений. Среди ее заказчиков — Минэкономразвития РФ, Счетная палата РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Банк России, «Газпром». А в конце сентября было объявлено о том, что «Прогноз» победила в конкурсе «Разработка автоматизированного комплекса по мониторингу социально-экономической и политической ситуации в субъектах РФ», проводившемся Администрацией президента РФ.
Есть и другие крупные фирмы, специализирующиеся исключительно на разработке и внедрении собственных программных продуктов. В частности, свои ИС для управления предприятием предлагают компании «ЛОИС» и «Геликон Про». Как утверждает Андрей Клюев, генеральный директор «Геликон Про», ее программный продукт «Капитал CSE» отвечает требованиям, предъявляемым к системам класса MRPII и ERP. По словам руководителей фирмы «Евразия Лимитед», за прошедшие 10 лет более 250 заводов приобрели ее основной программный продукт — САПР для станков с ЧПУ.
Четыре пермские фирмы — «Прогноз», «ИВС», «Геликон Про» и «Бионт», по оценке журнала «Эксперт», вошли в число 15 крупнейших ИТ-компаний Уральского региона в сегменте «разработка ПО» (по результатам первого полугодия 2004 г.).
Когда мы едины...
Создается впечатление, что, несмотря на жесткую конкуренцию, лидерам местного ИТ-рынка удается найти общий язык, и, за крайне редкими исключениями, они «живут дружно». «Мы предпочитаем договариваться между собой и не ронять маржу», — говорит Владимир Халтурин. По словам руководителя одной из компаний, бывают даже случаи «взаимовыручки», когда одни фирмы «помогают» другим победить в тендере.
Многие ведущие игроки объединились в ПАПИТ (Пермская ассоциация профессионалов информационных технологий). На сегодня ПАПИТ, созданная по подобию екатеринбургской АКСИТ, насчитывает 20 членов и, как отмечают некоторые из них, пока находится на этапе становления. Помимо лоббирования интересов пермских компаний в местных органах власти, важной задачей ассоциации является поддержание связи с вузами, содействие подготовке кадров в сфере ИТ. Для этого ее члены регулярно проводят лекции и семинары.
Есть и неформальное объединение — клуб директоров ИТ-компаний. Несколько лет назад его заседания, проводившиеся раз в месяц в неформальной обстановке, посещали около 30 человек, сейчас собирается в среднем 10.
«Мы регулярно общаемся и «сглаживаем» возникающие вопросы», — говорит Валерий Бордюже. А по словам Николая Григорова, «разговоры в основном касаются конкуренции с московскими и иногородними фирмами».
Казалось бы, региональным компаниям сложно противостоять столичной экспансии. Тем не менее попытки «дружить против Москвы» продолжаются. Так, по инициативе четырех пермских компаний («Уральский компьютерный дом», «ИВС», «Прогноз» и «Парма-Телеком») недавно было создано и юридически оформлено межрегиональное объединение Business Computers Group*.
Это объединение — попытка создать крупного «сетевого» системного интегратора, который мог бы решать задачи федерального уровня, работая, в том числе, и с территориально распределенными заказчиками.
* Подробнее см. статью на с. 44.
Пермская область
Пермская область расположена в бассейне реки Камы — крупнейшего притока Волги и занимает площадь более 127,7 тыс. км2 на западном склоне Среднего и Северного Урала. Кама через систему каналов обеспечивает выход водным путем к пяти морям (Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому). Кроме областного центра, города-миллионера Пермь, в области насчитывается 12 городов областного подчинения. В двух из них численность населения превышает 100 тыс. — Березники (180 тыс.) и Соликамск (104 тыс.), еще в пяти проживает более 50 тыс. человек: Краснокамск, Кунгур, Лысьва, Чайковский, Чусовой.
Пермская область — один из наиболее экономически развитых регионов России. В Перми и области работают более 500 крупных и средних промышленных предприятий. Регион занимает лидирующие позиции по выпуску газоперекачивающих агрегатов, волоконно-оптических и навигационных систем, ракетного топлива, магниевых и титановых сплавов. В Пермской области открыто более 200 месторождений нефти и газа. Кроме того, здесь находится одно из крупнейших в мире месторождений калийно-магниевых солей. На крупнейшем в стране предприятии по производству минеральных удобрений, «Уралкалий» (Березники), выпускается 13% мирового объема калийных удобрений, около 85% его продукции идет на экспорт.
Год назад Пермская область оказалась в числе трех регионов РФ, чей кредитный рейтинг международное агентство Moody’s повысило до уровня Ва1. Это самый высокий рейтинг после Москвы и Санкт-Петербурга.
Два года назад прошел референдум по вопросу объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Официальный статус новый субъект РФ получил 1 декабря 2005 г.