Цифровая трансформация бизнесов, о необходимости которой сейчас говорят практически все, от главы государства до первых лиц компаний, предполагает среди прочего изменение способов взаимодействия сотрудников. Как по вертикали (то есть руководителей и подчиненных), так и по горизонтали (работников, находящихся на одной ступени иерархической лестницы).
Сведутся ли к минимуму живые разговоры между сотрудниками компании? Будут ли коммуникации осуществляться посредством различных мессенджеров? Уменьшится или увеличится популярность корпоративных социальных сетей? В каком направлении пойдет развитие коммуникации с внешними контрагентами? Эти и другие вопросы активно обсуждались в Иннополисе за «круглым столом», состоявшимся в рамках крупномасштабного форума DIF 2017, проведенного OCS для своих партнеров.
В нем приняли участие топ-менеджеры компаний, ставших участниками рейтинга CRN/RE «25 лучших региональных компаний — 2017»:
-
Станислав Винников (директор компании «Абак-2000», Волгоград);
-
Максим Афонасьев (основатель и владелец ГК «Аксус», Самара);
-
Кирилл Полетаев (генеральный директор компании «Форт Диалог», Уфа);
-
Дмитрий Афремов (директор по развитию компании АБАК, Казань);
-
Алексей Бормотов (директор департамента продаж ЗАО «ЦКТ „МАЙ“», Нижний Новгород);
-
Сергей Кузнецов (коммерческий директор ООО «Максофт», Пенза).
Вел «круглый стол» вице-президент OCS Алексей Рудым. Рассматривались три основных вопроса:
-
Как изменились ваши внутрикорпоративные коммуникации за последние два года? Есть ли в вашей компании подразделение, отвечающее за то, чтобы внутрикорпоративные коммуникации становились эффективнее?
-
Как лично вы чаще всего общаетесь с сотрудниками своей компании?
-
Какие новые средства коммуникации с внешним миром вошли в вашу практику за последние два года?
Участники регионального корпоративно-коммуникационого «круглого стола», прошедшего в рамках DIF 2017
Внутрикорпоративные коммуникации
Вот как ответил на первую группу вопросов Станислав Винников: «Мы отказались от мессенджеров внутри компании и оставили только два канала коммуникации: неcрочная почта и срочный голос. На наш взгляд, для эффективного ведения бизнеса этих двух каналов вполне достаточно. Другие средства общения создают шум и снижают эффективность. Разумеется, под телефонной связью мы понимаем не только связь посредством стационарного проводного аппарата. Благодаря IP-телефонии теперь телефонная связь доступна сотруднику в любом месте... Специального подразделения, отвечающего за развитие внутрикорпоративных коммуникаций, у нас нет. На наш взгляд, оно и не требуется. Если в каком-то отделе или в компании в целом что-то назрело, то это необходимо и развивать. Если же коммуникационная система навязывается сверху, она вызывает отторжение у пользователей».
«Мы применяем все современные средства общения, в том числе и мессенджеры, — рассказал Дмитрий Афремов. — При этом данный вид связи не является корпоративным стандартом для поддержки».
Однако есть и другой подход. «Наши сотрудники используют различные мессенджеры, — говорит Сергей Кузнецов. — Но в качестве стандарта внутрикорпоративного общения мы выбрали Telegram. В том числе потому, что он считается наиболее безопасным и удобным. Кроме того, мы используем различные системы видеоконференцсвязи. Есть очень удобные современные облегченные ВКС, которые позволяют без лишнего оборудования организовать полноценное, качественное взаимодействие с удаленным персоналом и нашими партнерами. Также в нашей компании активно используется и развивается сквозная CRM-система, которая обеспечивает эффективную автоматизацию, начиная с первичного контакта с клиентом и заканчивая выпиской бухгалтерских документов и подписанием договоров. Помимо этого мы экспериментируем и включаем в нашу работу передовые инновационные решения, которые позволяют упростить и ускорить выполнение различных бизнес задач. Последний раз с помощью такой системы мы полностью автоматизировали приглашение на наш ежегодный ИТ-форум IT Credo более 300 клиентов. С каждым годом рутинный человеческий труд становится всё более автоматизированным и роботизированным и мы, как компания, доносящая эти ИТ-решения до наших клиентов, обязаны апробировать их на себе, что мы успешно и делаем».
Максим Афонасьев добавляет: «Наши сотрудники не против использования мессенджеров. Однако они считают, что для успешного ведения бизнеса одного онлайн-общения мало. Так, например, члены совета директоров раз в неделю проводят встречи в формате видеоконференцсвязи и не реже одного раза в квартал — в очной форме... Огромный плюс месcенджеров состоит в том, что они позволяют организовать общение в группах. Оперативно собрать участников групп в одном месте и в одно время иногда очень сложно, а порой просто невозможно. Также эффективной мы считаем трансляцию конференций, когда представитель компании в тезисах и фото транслирует основные смыслы и выводы с конференции остальным сотрудникам, тем, кто физически не может там присутствовать. Таким образом экономится время, но при этом больше сотрудников находятся в одном информационном поле».
«Мессенджер-общение не всегда экономит время, — полагает Кирилл Полетаев. — Так как собеседник нередко начинает задавать уточняющие вопросы типа того, а что вы имели в виду, правильно ли я вас понял и так далее. Поэтому живая беседа в ряде случаев может оказаться эффективнее».
Алексей Бормотов призывает к осторожности и следованию принципу «Доверяй, но проверяй». Он говорит: «Мы приветствуем новые технологии, однако перед тем как предлагать их своим заказчикам, по возможности внедряем и тестируем их у себя. Например, у нас есть подразделение, которое занимается внедрением различных информационных бизнес-систем, и сейчас оно реализует проект по переходу нашей компании на электронный документооборот».
Станислав Винников отмечает: «Практика показывает, что при общении по электронной почте сотрудники выражают свои мысли более четко, чем при контактах посредством мессенджеров».
Вполне естественно, что после слов об электронном документообороте на «круглом столе» тут же зашел разговор о системах управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM). Ведь на ИТ-рынке едва ли найдутся значимые игроки, которые не используют информационные системы с таким функционалом. Однако Алексей Рудым — видимо, для повышения градуса дискуссии — заявил: «Я не знаю ни одной компании, сотрудники которой с удовольствием встретили бы внедрение CRM-системы. Так как необходимо отчитываться перед данной системой о каждом контакте с клиентом».
Станислав Винников пояснил: «СRM-система у нас, конечно, есть. Однако она была успешно внедрена лишь с третьей попытки. Не буду называть торговые марки, но отмечу, что первые две CRM-системы, внедряемые „как нужно руководству“, у нас не прижились. Потом мы начали отталкиваться от проблем продавцов. И лишь когда менеджеры по продажам поняли, что система облегчает их труд и помогает им соблюдать сроки, они начали пользоваться ею не для галочки, а реально».
Дмитрий Афремов не скрывает название используемой в своей компании CRM и системы управления проектами. Это Vtiger. В Википедии поясняется, что данная CRM относится к категории систем с открытым кодом (Open Source). Она написана PHP и предназначена для малых и средних предприятий, вовлеченных в бизнес типа B2B с длительным циклом продаж.
В компании «Форт Диалог» сделали ставку на «Битрикс24». «Мы используем именно эту систему и как соцсеть, и как СЭД, и как CRM, и как портал, — рассказал Кирилл Полетаев. — Очень удобно для коллективной работы с документами. Традиционные СЭД, как правило, тяжелые и регламентированные, а эта более открытая и дружелюбная».
А вот в «Абак-2000» внутренней соцсети нет. «Сотрудникам неинтересно туда что-то постить и она мгновенно умирает, — отмечает Станислав Винников. Гораздо интереснее что-то выкладывать во внешние сети, где гораздо больше подписчиков и живее общение... „Битрикса“ у нас нет ни в каком виде, существуют более удобные для нас системы».
С ним солидарен Максим Афонасьев: «В ГК „Аксус“ корпоративной соцcети также нет. Опыт показывает, что она неэффективна, сотрудники охотнее общаются в обычных соцсетях или мессенджерах. Как средство документооборота и управления проектами используем и MS Sharepoint, и Bitrix24 в разных компаниях».
Не столь категорично мнение Алексея Бормотова: «В ЦКТ „МАЙ“ корпоративной социальной сети сейчас нет. Мы преимущественно общаемся лично, у нас отлично развиты горизонтальные и вертикальные связи. Однако есть понимание, что корпоративная соцсеть — полезный инструмент, и мы рассматриваем ее создание в будущем».
Впрочем, все зависит от решаемых задач и поставленных целей. Что у одних будущее, то у других настоящее. И наоборот. «В „Максофт“ давно и успешно работает корпоративный портал, который решает ряд важных коммуникационных и организационных задач, — сообщает Сергей Кузнецов. — Помимо внутренней социальной сети и внутрикорпоративного общения по проектам данный портал используется как официальное и единственное место хранения всей наиболее важной рабочей документации: приказы, инструкции, договора, примеры документов, обучающая информация и многое другое. Кроме того, на портале мы реализовали некоторые моменты, связанные с нематериальной мотивацией сотрудников».
Личный опыт и средства коммуникации с внешним миром
«Как лично вы чаще всего общаетесь с сотрудниками своей компании?» — так сформулировал Алексей Рудым второй основной вопрос «круглого стола».
Вот как ответил на него Кирилл Полетаев: «Понятно, что в зависимости от обстоятельств все сотрудники общаются друг с другом самыми различными способами. Мне, например, чтобы вызвать сотрудника к себе для обсуждения того или иного вопроса, удобнее всего написать ему сообщение по WhatsApp. На это уходит минимум времени. Это даже проще и быстрее, чем позвонить ему на сотовый телефон. Ну и сотрудник, если ему нужно поговорить со мной, не стучится в дверь, а спрашивает разрешение через WhatsApp. Иными словами — мессенджеры удобны для того, чтобы договориться о встрече. А вот личного общения (и возникающей при этом энергетики) они не заменяют».
«При переходе к цифровой экономике трансформация должна происходить прежде всего в головах людей, а использование самых современных средств коммуникации не может стать самоцелью, — добавляет Дмитрий Афремов. — Они (самые современные средства коммуникации) должны быть лишь способом достижения конкретных бизнес-целей. Я, к примеру, общаюсь с сотрудниками своей компании в основном лично или по телефону».
Третий основной вопрос «круглого стола» звучал так: «Какие новые средства коммуникации с внешним миром вошли в вашу практику за последние два года?».
Вот как ответил на него Алексей Бормотов: «При взаимодействии с заказчиками и партнерами мы активно используем вебинары и системы видеоконференцсвязи. Однако от классических средств межкорпоративных коммуникаций уйти не удается. К примеру, практически невозможно согласовать договор только посредством мессенджеров. Так как любой бизнес-процесс должен оставлять след».
Кирилл Полетаев добавил: «В процессе проектирования ИТ-инфраструктуры здания мы создали рабочую группу, в которую включили не только своих сотрудников, но и представителей заказчика. В результате многие вопросы были решены значительно быстрее, чем при использовании только традиционных методов согласования документации». Это лишний раз показывает, что подходы Agile и SCRUM во многих случаях работают хорошо. С этим тезисом соглашается Сергей Кузнецов: «Данные направления интересы и, на наш взгляд, очень эффективны. Правда, есть небольшие сложности, связанные с определенным консерватизмом мышления наших заказчиков, которые привыкли работать по старым шаблонам. Тем не менее мы на собственном примере пытаемся продемонстрировать более гибкий и быстрый подход к решению тех или иных задач и стараемся вовлекать представителей заказчика в данный процесс. Особенно пристально мы следим за выполнением принципов Agile и SCRUM в работе с подрядчиками. С помощью данного подхода мы сейчас завершаем создание обновленного корпоративного сайта „Максофт“, на разработку которого потратили чуть больше месяца. При использовании старых способов мы бы и за три месяца не уложились».
По словам Максима Афонасьева, в ГК «Аксус» концепции Agile применяют для реализации проектов и создания новых продуктов.
Справедливости ради необходимо отметить, что не все предприятия, ставшие участниками рейтинга CRN/RE «25 лучших региональных компаний — 2017», используют в своей практике широко распространенные на Западе подходы Agile и SCRUM. Вот, к примеру, что говорит по поводу Agile-команд Станислав Винников: «Мы формируем проектные группы для решения разных задач, но пользуемся классическим системным подходом. Я пока не увидел преимуществ Agile. Возможно, это сработает в какой-то творческой задаче без дедлайнов. У нас это не проходит». Не формируют Agile-команды для решения тех или иных проблем и в ЗАО «ЦКТ „МАЙ“».
А вот еще одно новое — и весьма эффективное — средство коммуникации с внешним миром. Кирилл Полетаев рассказывает: «Cейчаc появилось много аналитических систем, которые анализируют результаты конкурсов и аукционов и позволяют практически мгновенно получить много информации о потенциальных заказчиках. Даже, к примеру, сведения о том, сколько и каких судебных исков они предъявили своим подрядчикам. Информация от таких аналитических систем в ряде случаев была нам очень полезна. И мы пользуемся этими системами постоянно».
«Аналогичная процедура оценки контрагентов применяется в нашей компании, это помогает снижать риски», — говорит Максим Афонасьев.
Сергей Кузнецов добавляет: «Без подобных систем сейчас никуда. В первую очередь мы используем такого рода системы для всестороннего анализа контрагентов, с которыми планируем начать работать. Причем речь идет как о заказчиках, так и о компаниях, которые оказывают нам какие-либо услуги и поставляют определенные товары. Все выше и выше оценивается стабильность и надежность компаний, минимизация различных финансовых и юридических рисков. Поэтому мы со своей стороны пристально следим за нашими репутационными рисками, ведь наши клиенты также используют подобные системы, и мы должны соответствовать всем их критериям, если хотим с ними работать. Кроме аналитических систем проверки контрагентов активно используем системы для поиска, анализа и систематизации деятельности, связанной с участием в госторгах. Это уже стало определенным стандартом деятельности».
Активно применяют аналитические системы (СБИС, «Контур экстерн» и т. п.) и в компании «Абак-2000». «Это очень помогает в бизнесе», — отмечает Станислав Винников.
DIF 2017
25–26 октября 2017 г. в Иннополисе прошел VI Межрегиональный форум инфраструктурных решений DIF 2017: EMOTION!, организованный компанией OCS Distribution. Форум ежегодно проходит при поддержке Правительства Республики Татарстан (РТ) и Министерства информатизации и связи РТ. О значении мероприятия для развития экономики республики говорит тот факт, что участников форума с главной сцены приветствовали первый заместитель министра информатизации и связи РТ Дмитрий Вандюков, заместитель министра информатизации и связи Булат Исмагилов, мэр Иннополиса Руслан Шагалеев.
DIF 2017 прошел при поддержке 65 мировых производителей ИТ-оборудования, российских разработчиков из разных сфер ИТ-индустрии, которые представили решения в областях: инфраструктура и ЦОДы; безопасность; коммуникации и мобильность; автоматическая идентификация и Интернет вещей; печать и сканирование.
В третий раз «платиновым» партнером форума стала компания Cisco. Также премиальными партнерами DIF 2017 выступили компании Schneider Electric и Ricoh («золотые»), APC by Schneider Electric, Intel и Nokia ("серебряные«).
В экспозоне площадью 3 тыс. м2 на протяжении двух дней вендоры демонстрировали технологические разработки и устанавливали деловые контакты с дилерами и заказчиками. В этом году их было на 20% больше по сравнению с предыдущим — DIF 2017 посетили 950 человек из 53 городов России.
Нововведением DIF 2017 стали тематические панельные дискуссии, в которых участвовали представители вендоров, ИТ-компаний и их клиентов, а также специальные гости.
Как отмечают организаторы, DIF — это не только коммуникационная среда, обмен мнениями и идеями, но и образовательный проект DIFaculty, направленный на повышение профессиональных компетенций представителей ИТ-компаний и заказчиков. В рамках форума для технических специалистов и коммерсантов были организованы специализированные мастер-классы Cisco, Ricoh, Schneider Electric, APC by Schneider Electric и Intel.
Итоги дискуссии
Как же правильно выстроить «внутренние» и «внешние» бизнес-процессы с помощью мессенджеров, корпоративных порталов и прочих современных инструментов организации межкорпоративных коммуникаций? Алексей Рудым совершенно справедливо отмечает, что на данный вопрос нет общих правильных ответов. У каждой компании свои особенности.
К примеру, есть бизнесы, в которых электронная почта использоваться не может. Многое зависит и от ситуации. Если вы едете в машине, то едва ли будете принимать участие в чатах. Однако вы можете в реальном времени слушать аудиотрансляцию интересного вам мероприятия и даже время от времени вставлять реплики. В то же время очевидно, что традиционные формы внутрикорпоративных коммуникаций в обозримом будущем никуда не исчезнут.
Разумеется, молодые сотрудники, которые привыкли к смартфонам еще в детстве и которым разного рода смайлики и аббревиатуры типа Ok и BR привычнее, чем предложения, содержащие десять, а то и более слов, будут использовать мессенджеры и соцсети активнее, чем люди старшего поколения, которые роскошь живого человеческого общения ценят выше общения виртуального. Впрочем, одно другому не мешает.
Напомним: «круглый стол», главными действующими лицами которого были топ-менеджеры компаний, вошедших в рейтинг CRN/RE «25 лучших региональных ИТ-компаний», проводился и в рамках прошлогоднего DIF 2016. Тогда региональные ИТ-передовики высказывали свое мнение об ИТ-бизнесе.