Многие жители Красноярского края столицей Сибири считают именно Красноярск — административный центр территории, составляющий 1/7 часть всей России, самой богатой природными ресурсами, одной из наиболее индустриально развитых, где реализуется целый ряд масштабных инвестиционных проектов.
Деловой климат в регионе, и это ощутил в том числе и ИТ-рынок, существенно улучшился после 2002 г., когда губернатором стал Александр Хлопонин. Его команда научилась с выгодой для региона договариваться с финансово-промышленными группами, собственниками предприятий. Кроме того, краевая администрация настроена на поддержку предприятий, работающих в области высоких технологий.
Слово «инновации» в различных сочетаниях звучит в крае достаточно часто, начиная с уровня губернатора. Хотя, сетуют некоторые участники ИТ-рынка, и не так часто, как в Новосибирске или Томске. Эти регионы остаются лидерами по темпам внедрения и развития ИТ в Сибири, и красноярцы часто сравнивают ситуацию у себя в крае с тем, что происходит там. Отличия не в пользу Красноярска они объясняют в том числе и исторически сложившимися причинами: оба этих города более «научные», к тому же Новосибирск крупнее Красноярска, в Томске больше молодежи, и они оба «лучше проветриваются свежими идеями».
Независимых данных об объеме регионального ИТ-рынка, к сожалению, нет. По мнению Михаила Васильева, депутата законодательного собрания Красноярского края и председателя комитета по экономической политике, его объем составляет порядка 200–300 млн. долл. в год. Оценка экспертов «КрАсКИТ-Красноярск»* существенно выше — не менее 15 млрд. руб. (в 2006 г.). Хотя не все ведущие участники рынка с ней согласны: всего 10 млрд. рублей в год, считает Александр Гельманов, генеральный директор группы компаний «Синтез-Н».
Как и в большинстве других регионов, преобладающая часть ИТ-компаний, в том числе все наиболее крупные, сосредоточена в столице региона. По данным Андрея Карасева, начальника управления информатизации и связи администрации Красноярска, на ИТ-рынке столицы региона работает около 100 различных организаций, а его оборот составляет 6 млрд. руб., причем он признает, что «эти цифры — оценочные, поскольку о существовании многих мы просто не знаем, они работают сами по себе». Как считает Дмитрий Сизых, генеральный директор компании «Крис», компаний всего примерно 140–150. (Отметим, что все вышеприведенные оценки основаны на данных членов КрАсКИТ. — А. П.)
Бизнес крупнейших ИТ-компаний, как правило, не ограничивается Красноярском, а охватывает и другие крупные города этого огромного по территории края.
Что касается динамики местного ИТ-рынка, то, скорее всего, считает Гельманов, в последние 2–3 года темпы роста такие же, как в целом в России, и также замедляются. С этим согласен и Максим Багаев, начальник отдела маркетинга и продаж компании «Аверс»: «Динамика роста нашего ИТ-рынка совпадает со «средней температурой по больнице»: примерно 20–25% в 2006 г. и 15–17% в 2007-м».
На корпоративном рынке становится тесно?
По оценке Красноярскстата, в прошлом году затраты предприятий и организаций Красноярского края на ИКТ превысили 4,3 млрд. руб. Самая крупная статья расходов — оплата услуг связи (почти 2 млрд. руб.), на приобретение компьютерного оборудования и ПО было потрачено примерно 1,5 млрд. руб. Но, скорее всего, фактические расходы на ИКТ выше.
Четыре года назад в Красноярске было создано Агентство государственного заказа, что позволило в определенной степени упорядочить проведение конкурсов на госзакупки, в том числе в сфере ИТ.
Высокие технологии все шире применяются в крае вообще и во властных структурах в частности, однако какой-либо целостной политики информатизации на уровне региона пока нет. Ее формированию не в последнюю очередь мешает отсутствие в администрации края единого органа, отвечающего и за ИТ, и за связь.
Заказы госструктур по-прежнему составляют основу портфеля крупных ИТ-проектов (а крупным здесь обычно считается проект стоимостью более 1 млн. долл.).
Почти все крупнейшие предприятия края входят в состав холдингов и финансово-промышленных групп федерального уровня, внедрение ИТ на них координируется из Москвы, поэтому к участию в наиболее значимых проектах местные компании привлекаются в основном как субподрядчики.
Пятерка ведущих системных интеграторов, по мнению опрошенных нами экспертов, выглядит так (в алфавитном порядке): «Камитек», «Крис», «Сибит», «Синтез-Н», «Старком». Иногда вместо «Старкома» в нее включают компанию «Лансервис». В отношении же первой тройки мнение единодушное — «Камитек», «Крис», «Синтез-Н» (также в алфавитном порядке).
Многие компании унаследовали от прошлых лет многопрофильный бизнес, продолжают заниматься и другими направлениями — розничной торговлей, субдистрибуцией, сборкой компьютеров и др.
В то же время налицо тенденция к концентрации усилий «на главном направлении» со специализацией по тем или иным видам продуктов и отраслям. В каждой такой «нише», как правило, есть своя специфика, складываются свои отношения с заказчиками и партнерами по бизнесу, и новичку войти туда довольно трудно.
В последние годы в условиях устойчивого роста корпоративного рынка большинство компаний склонны сидеть в своих «нишах», лишь изредка предпринимая попытки забраться «в чужой огород». Но начиная с 2007 г. ситуация стала меняться — число игроков различного уровня увеличивается, на рынке становится тесно.
«Для регионального ИТ-рынка ситуация традиционна: у большинства компаний свои линейки продуктов и свои отрасли. В итоге они редко пересекаются. Но, например, в тендерах это теперь происходит часто, причем в них одновременно могут участвовать как местные ИТ-компании, так и фирмы из других регионов, — говорит Дмитрий Сизых. — Но тендеры не показательны, по ним нельзя судить о рынке в целом».
Другая заметная тенденция — диверсификации бизнеса. Зачастую то, чем занимаются ведущие красноярские компании — электрика, системы видеонаблюдения, охранно-пожарная сигнализация, системы контроля доступа, спутниковая связь и др., трудно назвать компьютерным бизнесом.
Интересную метаморфозу претерпела компания «Ками-Красноярск» (в 2004 г. вошла в число 25 лучших региональных ИТ-компаний, см. CRN/RE № 7/2004. — Ред.).
В 2006 г. руководство этой одной из старейших в крае ИТ-компании приняло решение изменить ее позиционирование и название — отныне это группа компаний «Камитек», а основным направлением ее бизнеса заявлены услуги по комплексному оснащению зданий инженерными системами и автоматикой. Доля ИТ в бизнесе компании снизилась, в частности за счет уменьшения продаж рабочих станций и ноутбуков. Как сообщил Константин Подлесный, генеральный директор «Камитек», сейчас уже около 60% оборота приходится на инженерные сети. Остальное — поставки техники корпоративным клиентам (30%), консалтинг (5%), аутсорсинг и сервис (5%).
О возможном выделении направления, связанного с электрикой, в дочернюю компанию Подлесный говорил еще два года назад (см. спецвыпуск CRN/RE № 5/2005, с. 42 «Выбирая свой путь в мире услуг»). Тогда же он планировал развивать услуги аутсорсинга, полагая, что рынок уже созрел. Правда, клиентов было так мало, что их число нужно было увеличить «на порядок».
«К сожалению, — признает он сейчас, — ситуация по-прежнему непростая. Несмотря на огромный объем проведенной работы, только сейчас заказчики начинают смотреть в сторону аутсорсинга. Год назад мы открыли у себя направление «аутсорсинг информационной безопасности», и оно востребовано на рынке».
Компания «Крис», работающая на ИТ-рынке с 1991 г., специализируется на системной интеграции, комплексном обслуживании ИС, сетей связи, а также ПО. По словам директора по маркетингу Эльдара Аминова, в 2006 г. на системы коммуникации и связи приходилось 50% оборота, на ЦОД и аппаратные решения — 35%, на программные продукты и решения — 15%.
«У компании есть свои конкурентные преимущества и компетенции, на них мы и работаем, — рассказывает Дмитрий Сизых. — Например, «Крис» едва ли не единственная в Сибири компания, авторизованная по RISC-серверам IBM. И такой тяжелой техники мы реализуем примерно на 2 млн. долл. в год». Уже в течение 10 лет компания занимается монтажом сетей и систем связи на железных дорогах Сибири и Дальнего Востока.
Группа компаний «Синтез-Н» (в 2004 и 2007 гг. вошла в число 25 лучших региональных ИТ-компаний, см. CRN/RE № 7/2004, 15/2007. — Ред.) — крупнейшая в этом сегменте ИТ-рынка Красноярского края, во всяком случае, так считают некоторые его участники. По данным самой «Синтез-Н», ее оборот в 2006 г. вырос примерно на 30% и превысил 25 млн. долл., численность персонала более 200 человек. Преобладающая часть бизнеса приходится на поставки «железа» корпоративным клиентам (60%) и системную интеграцию (30%), остальное это сервис и розница — по 5%.
В последнее время компания, сворачивая одни направления бизнеса (сборка ПК, розничная торговля), развивает другие, в частности, построение мультисервисных сетей, монтаж систем кондиционирования и вентиляции, комплексные решения по обеспечению безопасности, услуги аутсорсинга.
Группа компаний «СибитSystems» сравнительно молодая, ее создали в 1999 г. выходцы из местного филиала «АйТи». В настоящее время «СибитSystems», как системный интегратор, специализируется на построении инженерных решений, систем связи и передачи данных, в частности средств безопасности и видеонаблюдения, электроснабжения, диспетчерского управления и др. Компания очень активная, одно время она пыталась работать, «как «АйТи», но небольшой размер ограничивает ее возможности.
Бросающаяся в глаза особенность местных системных интеграторов — явное доминирование «железного» направления и слабость экспертизы в области бизнес-приложений, защиты информации и других ИТ-услуг.
В сегменте бизнес-приложений наиболее популярны, естественно, решения компании «1С». Самым крупным ее партнером на местном рынке является «Внедренческий центр Сарычева», который предлагает весь спектр услуг по автоматизации экономической деятельности с помощью программ семейства «1С:Предприятие».
Вообще, в Красноярском крае пока серьезные внедрения систем ERP можно пересчитать по пальцам, хотя разговоры о подобных проектах идут уже несколько лет. Основных причин подобной медлительности, видимо, две. Во-первых, у большинства крупных предприятий отсутствует стратегия информатизации; во-вторых, многие из них по-прежнему живут с «самописными» ИС. Все эти проекты выполняются не красноярскими компаниями.
«Что касается решений SAP, то с ними серьезно работают лишь на КрАЗе, — считает Игорь Лейпи, директор по развитию бизнеса компании «АйТи». — В свое время мы там внедряли «БОСС-Корпорацию», но когда КрАЗ вошел в РУСАЛ, то их обязали перейти на систему SAP. Выбрали для этого нас, поскольку, мол, мы лучше всех знаем, как они работают. У нас здесь сидела большая группа внедренцев». Сейчас, говорит он, идет очередной призыв специалистов под задачи РУСАЛа, к сожалению, местные компании в этом не помощники, поскольку у них эта практика не развита.
Московские — в регион, красноярские — за его пределы
Ведущие столичные ИТ-компании в последние годы наращивают свое присутствие в Красноярском крае, добиваясь участия в крупнейших новых проектах — Богучанская ГЭС, ТГК-13, Сибирский федеральный университет и др.
По мнению Константина Подлесного, сейчас наиболее заметны в регионе компании «АйТи» и «Ай-Теко» (обе присутствуют в Красноярске), в разовых проектах участвуют также OXS, Optima и «Гетнет».
Как рассказывает Игорь Лейпи, красноярский филиал — один из самых старых в «АйТи», он специализируется в основном на создании ИТ-инфраструктуры на промплощадках (строящиеся заводы, электростанции и другие объекты), потому что монтировать СКС «в чистом поле» совсем не то, что в бизнес-центре на соседней улице. Сейчас здесь развивается и практика по автоматизации документооборота. Численность персонала филиала около 35 человек.
У «Ай-Теко», по словам коммерческого директора Константина Чикина, в Красноярске работает сервисный центр, обслуживающий крупнейших местных заказчиков компании.
Ведущих красноярских интеграторов усиление соперничества с «москвичами» беспокоит, хотя и в разной степени. В зависимости от того, сильно пересекаются интересы местных и московских компаний или они живут в параллельных нишах — по клиентам или по видам услуг.
«Мы отслеживаем сегменты, которые нас интересуют: центры обработки данных и внедрение ПО на базе Lotus, — говорит Дмитрий Сизых. — Здесь есть 5–6 местных компаний, заглядывают также московские. Впрочем, наш опыт показывает, что последние не имеют особых конкурентных преимуществ».
А вот компания «Синтез-Н», по словам Александра Гельманова, конкурирует в основном с московскими интеграторами, в частности, не раз сталкивалась в тендерах в Хакасии с «АйТи». Недавно последняя выиграла тендер на создание ИТ-инфраструктуры на Богучанской ГЭС. «Нам проще: год назад мы участвовали в проекте на Хакасском алюминиевом заводе. Там были те же контрагенты — РУСАЛ и ГидроОГК, и они остались довольны нашей работой», — поясняет Игорь Лейпи.
Редко сталкивается с московскими интеграторами компания «Камитек». «Как правило, конкурсная документация на крупные проекты требует высокого статуса партнера («золотой», «платиновый» и т. п.), которого не имеет ни одна региональная компания. Поэтому в некоторые конкурсы путь нам отрезан», — говорит Подлесный.
Положение, когда все крупные ИТ-проекты переходят московским компаниям, когда ради этого в условия конкурсов порой вписываются надуманные и заведомо невыполнимые для регионалов условия, не устраивает ведущих красноярских интеграторов.
«Пружину сжали уже настолько, что она начинает распрямляться. Для регионов это сотни потерянных рабочих мест, недоразвитость бизнеса, нехватка инвестиций... И это проблема не только ИТ-отрасли, а более общая. Долго эта ситуация продолжаться не может. Я убежден, что и вендорам, и крупным столичным интеграторам нужно пересматривать стратегию работы в регионах», — говорит Гельманов.
Учредители ассоциации «КрАсКИТ-Красноярск» не скрывают: одна из ее основных целей — защита регионального ИТ-бизнеса. По словам Гельманова, краевые власти поддерживают мнение ассоциации о том, что подряды по ряду крупных проектов федерального значения на территории края должны выполнять местные ИТ-компании. Дело может дойти и до бойкота москвичей. «Выиграет московская компания проект в крае, но ресурсов красноярских партнеров привлечь не сможет — они на это не пойдут. У нас есть и другие проекты, мы сейчас на это настроены. А совместный бизнес мы можем вести только на разумных взаимовыгодных условиях», — утверждает он.
Насколько эффективными окажутся усилия «КрАсКИТ-Красноярск», покажет время. Но, похоже, столичные «завоеватели» не очень опасаются подобных проявлений местного патриотизма. «Мы сталкиваемся с этим в нескольких регионах, но нам это не мешает. Когда дело доходит до бизнеса, то клиенту на всю эту политику наплевать: он выбирает того, кто предложит качественную услугу за разумные деньги», — говорит Игорь Лейпи.
Тем временем ведущие красноярские интеграторы постепенно расширяют географию своего бизнеса. Так, «Камитек» работает не только в соседней Хакасии, но и на Алтае, и в Сочи, «Крис» — в Бурятии, Хакасии, Новосибирской, Кемеровской, Иркутской, Читинской областях, на Дальнем Востоке и даже в Москве. По словам Дмитрия Сизых, две трети продаж «Криса» осуществляется за пределами Красноярского края.
Вступивший в силу в январе 2006 г. Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» дал региональным компаниям право участвовать в столичных конкурсах. «Право-то он дал... Другое дело, что нас там не ждут. Как раньше не пускали, так и сейчас не будут пускать», — сетуют в Красноярске.
Тенденция последних лет — перемещение практически всех важных решений по крупным региональным ИТ-проектам в Москву — заставляет многие региональные компании либо самостоятельно выдвигаться в столицу, либо объединять усилия.
Компания «Синтез-Н» предприняла по крайней мере две такие попытки. В 1999 г. она стала соучредителем консорциума «Сибкон», объединившего шесть сибирских компаний, а в 2005 г. — Евразийского информационно-технологического альянса (ЕИТА), собравшего под эгидой Kraftway восемь компаний.
По мнению Гельманова, «Сибкон» все-таки доказал, что альянсы региональных компаний могут быть эффективными и финансово, и в плане взаимного обмена опытом, хотя ему и понадобилось много времени, чтобы занять свое место под солнцем. С ЕИТА дело обстоит сложнее. «ЕИТА оказался достаточно сложным проектом, — признает он. — Первый этап его создания и раскрутки не закончился ничем значимым. Сейчас, по сути, начался второй этап, и я очень надеюсь, что он получится. Мы хотим пригласить к участию в новом проекте все крупнейшие региональные интеграторские компании».
Отступление на фронте розницы
Независимых оценок объема и динамики местного розничного ИТ-рынка не существует, а мнения его участников довольно сильно расходятся.
Как полагает Максим Багаев, темпы роста здесь не ниже, чем ИТ-рынка края в целом (его оценки см. выше), причем в этом году «рванули» продажи ПО. Валерий Ефремов, генеральный директор компании «Компак», не берясь оценивать объем этого рынка (его границы сейчас слишком размыты), считает, что в последние несколько лет розничные продажи растут примерно на 20% в год. В то же время представитель компании Samsung в Красноярске Денис Кустов полагает, что темпы роста составляют порядка 10%.
В первую пятерку на рынке розницы, по мнению большинства наших красноярских собеседников, входят компании «Аверс», «Компак», НЭТА, «Сибирские компьютеры», «Старком» (Степан Долговых и Денис Кустов относят к этой группе также компанию «Тонер»). Бесспорные лидеры — сети «Аверс» и «Старком» (все компании указаны в алфавитном порядке).
Компания «Аверс», очень динамично развивающаяся в последние годы, многопрофильная, и на розницу приходится лишь 45% ее продаж, остальное это субдистрибуция (30%) и корпоративные продажи (25%); есть также собственная сборка компьютеров. Ее розничная сеть — шесть магазинов в Красноярске (площадь от 100 до 450 м2) и семь работающих по франчайзинговой схеме торговых предприятий (площадь 70–250 м2) в других городах края.
Компания «Старком» (в 2007 г. вошла в число 25 лучших региональных ИТ-компаний, см. CRN/RE № 15/2007. — Ред.) начинала свой бизнес в 2000 г. с одной розничной точки в Красноярске и за семь лет сумела построить сеть из 22 магазинов (в том числе три за пределами края, в Хакасии). По словам генерального директора Степана Долговых, сейчас компания открывает магазины площадью от 100 м2; самый большой магазин — 350 м2, прежде магазины «Старкома» были поменьше — 50–60 м2. Когда-то помимо компьютерных магазинов была и сеть салонов сотовой связи (порядка 80), которая затем была продана.
По итогам 2006 г. доля розницы составляла 65% оборота, еще 15% — корпоративные поставки «железа» (компания занимается ими всего два года), остальное — это сервис, субдистрибуция и сборка ПК под своей маркой. В планах компании на ближайшие годы — развитие всех существующих направлений деятельности, в том числе укрепление своего бренда на розничном рынке региона.
Компания «Компак» (ничего общего с Compaq не имеет, ее название — это сокращение слов «компания по управлению активами». — А. П.) наряду с розничными продажами занимается также сборкой компьютеров. Основная ее клиентура — люди со средними доходами, приобретающие недорогую компьютерную технику с надежной гарантией и возможностью дальнейшего развития. Сейчас у компании четыре магазина в Красноярске примерно по 100 м2. Продажи у «Компака» растут медленнее, чем в среднем по рынку, — всего на 8% в год. Но глава компании Валерий Ефремов не видит в этом проблемы и охотно объясняет почему.
Первая причина объективная, признает он: «Федералы, которых становится все больше, отъедают рынок. Мы пока в плюсе, и это удивительно, потому что могло быть и хуже». Вторая причина субъективная. Человек по натуре творческий, в прошлом научный работник и преподаватель университета, Ефремов, по его словам, работает только ради интереса. «Заниматься розницей ради прибыли бессмысленно, потому что компьютерный рынок уже бесприбыльный, а вот чтобы занять голову и руки, чтобы нормально жить, это имеет смысл, — говорит он. — Можно иметь свою нишу, своих клиентов и зарабатывать на жизнь. Все-таки это не помидорами торговать. Все, кто хотел много заработать, уехали в Москву или еще куда-то, остались те, кто хочет жить для себя. Они заняты, общаются, им интересно, есть свой клуб. Но «мерседесов» на это не купишь. Это не чудачество, это образ жизни. Да, можно набрать кредитов, развивать сеть, увеличивать число магазинов... И ради этого жить? А что для души?»
Раньше у «Компака» было семь магазинов, но три из них, в том числе самый крупный — 400 м2, закрылись, хотя и приносили прибыль. Остались четыре, где, как говорит Ефремов, «работают надежные ребята; мне не хочется на это время тратить».
Конкуренция на розничном рынке обостряется. Основная тенденция здесь, как и в других регионах, — наступление федеральных торговых сетей и «оборона», иногда переходящая в более или менее организованное отступление, местных компаний.
Что говорят рейтинги
В течение ряда лет журнал «Эксперт-Сибирь» проводит рейтинги ИТ-компаний (включая столичные), работающих в сфере ИТ в Сибири. Рейтинги составляются путем опроса компаний, а основным критерием служит совокупная выручка по всем видам деятельности, связанным с ИТ.
По итогам 2005 г. данные для рейтинга предоставила 31 компания, среди них три красноярские: «Синтез-Н» (4-е место), «Ками-Красноярск» (11-е) и «СибитSystems» (15-е), а также «АйТи» (10-е место, имеет филиал в Красноярске), «Открытые технологии» (2-е место; филиал в Красноярске был открыт, а затем закрыт), «Сибинтек» (8-е место, имеет филиалы в Красноярске и Ачинске). Информацию о некоторых своих проектах (название, заказчик, стоимость) предоставили только «СибитSystems» (один проект) и «АйТи» (два проекта).
По итогам 2006 г. из 95 опрошенных компаний предоставили данные 26. Среди них нет ни одной красноярской, но есть «АйТи» (9-е место), «Крок» (4-е место), «Открытые технологии» (3-е место), «Сибинтек» (8-е место). Из них информацию о своих проектах (десяти) предоставила только «АйТи».
Наиболее активна сеть «Эльдорадо», у которой в Красноярске четыре магазина. Появились первые магазины сетей «Мир» и «Эксперт», вот-вот откроет свой гипермаркет электроники «Техносила», вышла на рынок по франчайзинговой схеме «Позитроника». Ожидается появление и других федеральных сетей.
Весьма агрессивна также сеть гипермаркетов «АЛПИ», работающая в Красноярском крае, нескольких соседних регионах и даже в Китае. Она старается продавать бытовую технику и электронику под своей маркой, заказывая ее в Китае, правда, ПК под этой маркой нет. По мнению Алексея Наливайко, представителя дистрибьюторской компании «Невада», политика «АЛПИ» в отношении компьютерной техники нестабильна: одно время продавались компьютеры DEPO и Irbis, потом они исчезли с витрин; часто меняются менеджеры среднего звена, работающие с партнерами и поставщиками.
«По ощущению» Максима Багаева, уже 30–40% всех ПК, ноутбуков, принтеров, мониторов и т. п. продается в магазинах некомпьютерных сетей (точных данных на этот счет, естественно, нет). «Пока в нашем регионе их доля меньше, чем в среднем по стране, поэтому им есть куда расти», — предупреждает он.
«Розничных клиентов будут отбирать федеральные техноторговые сети. С этим ничего не поделаешь, — уверен и Денис Кустов. — Но розницу тем не менее наиболее крупные местные компании собираются поддерживать и в дальнейшем».
Правда, не все с равным успехом (или энтузиазмом?). Так, компания «Синтез-Н» закрыла несколько нерентабельных магазинов, оставив только три (в Красноярске, Лесосибирске и Ачинске), хотя несколько лет назад их было девять.
Никто не может предсказать, какую долю «отъедят» некомпьютерные торговые сети, скажем, через два года и скольким местным компаниям придется уйти с розничного рынка. «В последние два года число красноярских компаний сокращается на 20–25% в год, — констатирует Валерий Ефремов. — Исчезают не только мелкие, но и сравнительно крупные фирмы, например «ДВМ-Сибирь», «Четвертая линия», которая в свое время занимала около 20% местного компьютерного рынка». (Правда, одновременно появляются и новые.)
В то же время наши собеседники уверены, что некомпьютерные сети не смогут полностью поглотить специализированные магазины, поскольку, как правило, уступают последним по широте ассортимента техники и квалификации продавцов.
Кроме того, считает Алексей Наливайко, волна потребительского кредитования в Красноярске уже схлынула: люди наслышаны об обманных по сути процентах в банках и предпочитают покупать технику за наличные. Следовательно, подходят к покупке серьезнее. «Когда «сети» выкидывают супердешевые предложения с поддержкой федеральной рекламы, у многих людей горят глаза, но разбирающийся человек вряд ли купит у них такой компьютер, ноутбук и т. д., — объясняет он. — Потому что он знает о проблемах с гарантией, знает, что реальная цена будет выше. В специализированных компьютерных магазинах присутствует элемент договоренности, есть контакт с продавцом, который не бегает по всему залу, который может подробно и со знанием дела проконсультировать, и это очень важно для людей».
Красноярский край
Красноярский край расположен в самом центре Евразии. С 1 января 2007 г. в его состав вошли Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа — уже не в качестве субъектов РФ, а как муниципальные районы. По площади — 2339,7 тыс. кв. км (1/7 часть России) — край уступает только Республике Саха (Якутия). Его территория в 10 раз больше территории Великобритании, в 4,5 раза — Франции.
В состав Красноярского края входят 44 муниципальных района, 18 городских округов, 36 городских поселений, 483 сельских поселения. В крае проживает 2893 тыс. человек (2% населения России), доля городских жителей — 75,7%. В административном центре, Красноярске, проживает около трети населения края — 930 тыс. человек. Другие крупные города края — Норильск (135 тыс. жителей), Ачинск (118 тыс.), Канск (103 тыс.).
Красноярский край — наиболее обеспеченная природными ресурсами территория России. На его территории открыто более 6 тыс. месторождений различных видов полезных ископаемых. В крае находится 70% запасов угля России, сосредоточены основные месторождения платины, медно-никелевых руд. По объемам добычи золота край занимает одно из первых мест в стране. Разрабатываются крупные месторождения меди, свинца, молибдена, титано-магниевых руд и др. На базе богатого Норильского месторождения построен Норильский горно-металлургический комбинат — крупнейший в мире производитель никеля и металлов платиновой группы. В крае открыто 25 месторождений нефти и газа, и на фоне истощения запасов Западной Сибири регион становится наиболее перспективным для инвестиций в нефтедобычу. Только на разведку нефти в крае в 2007 г. планируется потратить 19 млрд. руб., в 4 раза больше, чем в в прошлом году.
В 2006 г. в Красноярском крае не наблюдалось роста промышленного производства, показатели практически повторили итоги 2005 г. Вместе с тем добыча полезных ископаемых выросла на 9,3% (хотя доля добывающих производств в общем объеме промышленности невелика — 5,5%). В первом полугодии 2007 г. отмечен незначительный спад промышленного производства — 98,5% от показателей того же периода прошлого года. В крае по-прежнему сохраняется один из самых высоких в России объемов промышленного производства на душу населения — 176,8 тыс. руб. (в среднем по России этот показатель в 1,5 раза меньше). Красноярский край — один из наиболее индустриально развитых регионов России. На его долю приходится 3,3% всего объема промышленной продукции, произведенной на территории России.
По оценке журнала «Эксперт», более 60% выручки ста крупнейших компаний Красноярского края связаны с бизнесом двух металлургических холдингов: ГМК «Норильский никель» и «Базовый элемент» (объединенная компания «Российский алюминий», ранее — РУСАЛ). При этом оборот «Норильского никеля» и его дочерних фирм составляет почти половину общего оборота крупнейших компаний края, а аффилированным структурам «Базового элемента» принадлежат 12,7%. Влияние этих холдингов на развитие экономики края усиливается за счет роста мировых цен на цветные металлы: в 2006 г. цены на никель выросли на 64,5%, на медь — на 82,7%, на алюминий — на 35,4%.
Внешнеторговый оборот Красноярского края в 2006 г. достиг 6839,5 млн. долл., увеличившись на 15,9%. Экспорт товаров вырос на 9,7% и составил 5766 млн. долл., импорт увеличился на 65,9%, до 1073,5 млн. долл. Экспорт стабильно превалирует над импортом, на его долю приходится 84,3% внешнеторгового оборота. Основная статья экспорта — цветные металлы (никель — 38,2%, медь и медные сплавы — 18,6%, алюминий — 15,7%), а также продукты неорганической химии — 12% и древесина — 7,5%.
В 2006 г. объем инвестиций в основной капитал предприятий края увеличился на 12,9% и составил 89,6 млрд. руб. По объему инвестиций край занял 2-е место среди регионов Сибирского федерального округа (после Кемеровской области) и 13-е место среди регионов России.
В ближайшие годы в крае планируется реализовать масштабные инвестиционные проекты. В частности, из федерального инвестиционного фонда до 2009 г. должно быть выделено 34,4 млрд. руб. на проект комплексного развития Нижнего Приангарья. Средства будут вложены в строительство инфраструктурных объектов — линий электропередач, автомобильных и железнодорожных дорог и т. п. Это позволит реализовать совместный проект «Базового элемента» и РАО «ЕЭС» по созданию Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО), инвестиции в которое оцениваются в 180 млрд. руб. Они будут направлены на достройку Богучанской ГЭС мощностью 3 тыс. МВт (должна быть введена в строй в 2009 г.) и строительство нового алюминиевого завода (планируется, что после 2012 г. он будет выпускать 600 тыс. тонн алюминия в год). Второй масштабный инвестиционный проект — освоение Ванкорской группы нефтегазовых месторождений.
По оценке Красноярскстата, в прошлом году затраты предприятий и организаций Красноярского края на ИКТ превысили 4,3 млрд. руб. Основной объем средств из этой суммы был направлен на оплату услуг связи — почти 2 млрд. руб. На приобретение компьютерного оборудования и ПО компании потратили примерно 1,5 млрд. руб.
По уровню среднемесячной зарплаты в 2006 г. Красноярский край занимал первое место среди субъектов Сибирского федерального округа и девятое место среди субъектов РФ. Ее величина составила 12 454 руб. (в среднем по России — 10 727,7 руб.). Самую высокую зарплату в крае выплачивали в Норильске — 29 709 руб. Средняя зарплата в Красноярске в мае 2007 г. составила 16 174,3 руб. (по сравнению с маем прошлого года она выросла на 24,8%).
Оборот розничной торговли в Красноярском крае в 2006 г. увеличился на 9,2% и составил 148,7 млрд. руб. По объему оборота розничной торговли в Сибирском федеральном округе край занимает 3-е место, уступив Кемеровской и Новосибирской областям. Доля непродовольственных товаров в структуре розничных продаж — 51,6%.
В первом полугодии 2007 г. оборот розничной торговли в крае вырос на 11,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года и достиг 79,2 млрд. руб. Из них 55,2% пришлось на продажи в краевом центре — в Красноярске оборот розничной торговли увеличился на 14% и превысил 43,7 млрд. руб., при этом реализация непродовольственных товаров выросла на 17,5%.
В 2006 г. на территории края действовало около 10,5 тыс. малых предприятий. Их оборот по всем видам экономической деятельности увеличился на 28,2 % по сравнению с 2005 г. и составил 139,8 млрд. руб. (17,2% общего оборота организаций края).
Да, массовые продажи уходят в сети, в супер(гипер)маркеты электроники. Для того чтобы построить такие торговые предприятия, у красноярских ИТ-компаний не хватает ресурсов. Поэтому остаются небольшие компьютерные магазины «у дома» или, как говорят на продовольственном рынке, «в шаговой доступности», — с индивидуальным подходом к клиенту, а не только стандартным ассортиментом и дополнительными услугами.
Особого внимания заслуживает сотрудничество/соперничество местных компаний с федеральной компьютерной сетью «Позитроника». В прошлом году практически одновременно магазины по ее франшизе открыли «Аверс» и «Старком».
У компании «Старком» под этой маркой работают одна торговая точка в Красноярске и еще несколько в крае. На вопрос CRN/RE об отношениях с сетью «Позитроника» Степан Долговых ясного ответа не дал. По мнению некоторых участников рынка, речь может идти о продаже «Позитронике» части сети «Старком».
«Наш договор заканчивается в сентябре, и продлевать его «Аверс» не будет», — сообщил Максим Багаев, назвав два основных мотива «развода». Во-первых, в «Позитронике» недостаточно проработан вопрос «ключевых преимуществ» ее магазинов. «Она ориентирована прежде всего на небольшие и средние города, где компьютерный супермаркет в новинку. Для миллионного города вроде Красноярска такой формат не новинка, ничего особенного в их магазине нет, а серьезный клиент не будет покупать только потому, что там все разложено по цветам», — говорит он. Во-вторых, «Позитроника» не может себе позволить такие же рекламные расходы, как «Эльдорадо», тем самым снижается «эффект сети».
Возможно, сказалась и третья причина: компания «Аверс» намерена развивать в крае сеть магазинов под собственной маркой. «И на те же грабли, что и «Позитроника», мы стараемся не наступать, — рассказывает Багаев. — По крайней мере, в наших магазинах сразу понятно, чем они отличаются от других. Но открывать магазины просто из желания увеличить их число мы не будем — все зависит от наличия доступных помещений. Я думаю, что Красноярск перенесет еще несколько «Аверсов», но пока нет помещений, говорить рано».
Меньше сборщиков, больше услуг
Ведущие фирмы-сборщики Красноярска не сообщают об объемах выпуска ПК.
Алексей Наливайко приводит оценку примерно полугодовой давности: объем продаж системных блоков в Красноярском крае составлял тогда 3 млн. долл. в год. Продажи настольных ПК пока растут, отмечает он, хотя в этом году прирост будет вполовину ниже, чем в 2006 г. На красноярском рынке продаются — через партнеров или в магазинах федеральных торговых сетей — ПК всех крупнейших российских производителей — «Аквариус», «К-Системс», «Формоза», Kraftway.
Но тенденции рынка неумолимы, и постепенно настольные ПК вытесняются ноутбуками.
По мнению Наливайко, три «кита» местной сборки — это «Аверс», красноярский филиал НЭТА (Новосибирск) и «Старком», между которыми идет скрытая борьба. За ними следуют, примерно на одном уровне, «Компак» и «Сибирские компьютеры». Среди них только НЭТА ориентируется преимущественно на корпоративных заказчиков (порядка 70% продаж), остальные продают свои системы в основном в розницу.
Тем не менее «Аверс» собирает не только ПК для дома, но и серверы и рабочие станции для корпоративных заказчиков, а недавно компания рискнула вывести на рынок пилотную линейку ноутбуков и мобильных рабочих мест под своей торговой маркой. Увы, признает Михаил Багаев, ее убили дешевые предложения от мировых производителей. «Сейчас распродадим остатки и временно закроем проект», — говорит он.
В то же время «Компак» собирает ноутбуки под своей маркой уже три года. Правда, признает Валерий Ефремов, продается их немного, покупают в основном люди, которым важны возможности развития ноутбука (своими руками или в сервис-центре «Компака») и быстрое устранение возникающих проблем, потому что «брендовые» ноутбуки могут лежать в сервис-центрах и по три месяца, и многих это не устраивает. «По-видимому, в «Аверсе» хотели получать на ноутбуках большую прибыль, а я считаю, неубыточно — уже хорошо», — говорит он.
Все больше местных компаний, в основном те, кто специализируются на системной интеграции, отказываются от собственной сборки, предлагая взамен компьютеры ведущих российских марок. В их числе, например, «Камитек», которая сосредоточилась в основном на устройствах «Аквариус», «Крис», «Синтез-Н». Последняя свернула сборку два года назад, перейдя к продажам компьютеров Kraftway. «Заниматься собственной сборкой стало невыгодно, хотя она и обходится дешевле, но на сервисе и гарантийном ремонте местные сборщики, как правило, теряют в два раза больше, чем заработали», — поясняет Александр Гельманов.
Местным сборщикам трудно конкурировать в плане сервиса с крупными московскими поставщиками, считает и Алексей Наливайко: «Если раньше эти компании предлагали партнерам готовые конфигурации с возможностью замены лишь отдельных компонентов, то сейчас они собирают и поставляют партии ПК с теми конфигурациями, которые заказывает тот или иной продавец, исходя из потребностей своего рынка, как он их представляет».
* Краевая ассоциация компаний в сфере информационных технологий. Зарегистрирована в феврале 2007 г., учредители — «Индекс», «Камитек», «Крис», «Синтез Н». Сейчас в нее входят 12 компаний.