Сегодня в России существует целый ряд региональных ассоциаций ИТ-компаний. Создаются они, с одной стороны, для совместного противодействия неблагоприятным для бизнеса факторам, а с другой — для объединения усилий в достижении общих целей.
Вперед, к цивилизованному рынку
Большинство ассоциаций в качестве главной цели (по крайней мере, в своих уставных документах) указывают не сугубо практическую — налаживание отношений с местной властью, подготовку кадров или решение бизнес-проблем, а более стратегическую — развитие местного ИТ-рынка и превращение его в цивилизованный. «На мой взгляд, цивилизованный ИТ-рынок — недостижимый идеал, к которому все же необходимо стремиться. Он включаете в себя характер отношений игроков между собой, между ИТ-бизнесом и властью, а также между потребителями и ИТ-рынком. По-моему, именно создание цивилизованного рынка и должно являться основной миссией ассоциаций, т. к. все остальные цели гораздо уже и подчинены этой основной», — говорит Игорь Выпулин, исполнительный директор Ассоциации «Томские компании информационных технологий» (ТомКИТ).
Сделать рынок более цивилизованным призывает и Станислав Сиражев, исполнительный директор Ассоциации компаний сферы информационных технологий (АКСИТ): «Основная задача любой региональной ассоциации — это развитие местного рынка, налаживание коммуникаций между всеми его участниками, повышение конкурентоспособности региональных компаний. Основная задача АКСИТ — развитие цивилизованного ИТ-рынка Уральского региона».
Если говорить о конкретных задачах для региональных рынков, то одной из самых главных для ассоциаций является диалог с местными властями. Так, миссия Пермской ассоциации профессионалов информационных технологий (ПАПИТ) — увеличение ИКТ-потенциала Пермского региона, повышение его инвестиционной привлекательности для развития экономики и роста благосостояния населения, а основная задача в рамках этой миссии — налаживание взаимодействия с краевой властью в интересах регионального ИТ-бизнеса. В Пермском крае есть закон «О взаимодействии администрации Пермского края с некоммерческими организациями в целях решения задач социального развития», в соответствии с которым, по словам Сергея Пивнева, исполнительного директора ПАПИТ, была налажена работа с властью, для того чтобы донести до тех чиновников, от которых зависит принятие политических и экономических решений, информацию об ИТ-секторе экономики края. «Такое общение и взаимодействие власти и бизнеса приносит огромную пользу обоим участникам диалога», — утверждает он.
В ДВ АПИТ (Дальневосточная ассоциация предприятий информационных технологий) также считают важным в первую очередь вести диалог с региональной властью и выступать консолидированно при решении соответствующих вопросов. По словам заместителя исполнительного директора ДВ АПИТ Игоря Доценко, это участие в мониторинге конкурсных контрактов, организация совместных «круглых столов» с такими структурами, как антимонопольный комитет, службы защиты предпринимателей, таможенный комитет, органы стандартизации и другие структуры.
ТомКИТ удалось повлиять на порядок проведения конкурсов на поставку компьютерной и оргтехники для государственных нужд в своем регионе. «По сути, сейчас результаты конкурсов поставлены под постоянный контроль и вряд ли у кого-то из членов конкурсной комиссии, знающих, что мы ведем мониторинг, возникнет желание принимать противозаконные решения, — рассказывает Игорь Выпулин. — Ежеквартально мы оцениваем типовое техническое задание, которое используется как основа для подготовки конкурсной документации. Это существенно уменьшает количество ошибок в этих документах и позволяет власти выставлять адекватные технические требования к поставляемой ИТ-компаниями продукции и услугам в рамках областного государственного заказа». Кроме того, ТомКИТ удалось отстоять интересы двух ИТ-компаний на конкурсах — в обоих случаях имела место нечестная попытка произвести закупку у единственного поставщика продукции (услуги), хотя у «подопечных» ТомКИТ были альтернативные предложения.
Коллективный интерес
Помимо взаимодействия с госструктурами есть общие задачи и внутри самого ИТ-сообщества. Например, организация совместно с вендорами семинаров и тренингов для специалистов региона. «ИТ-компании края позитивно воспринимают нашу работу в этом направлении, ведь мы, как некоммерческая организация, не являемся для них конкурентом. Кроме того, наше участие в учебном процессе значительно сокращает затраты самого вендора», — поясняет Игорь Доценко. Аналогичная ситуация и с организацией для ИТ-компаний края различных психологических тренингов, семинаров по экономическим вопросам. При отраслевом подходе можно рассчитывать на скидки и получение грантов под эти мероприятия.
Обучение ИТ-специалистов является важной задачей для любой ассоциации. Для ее решения они стараются налаживать контакты с местными вузами. В Ассоциации компаний цифровых и информационных технологий Юга России (АКЦИТ) проведение совместно с Департаментом образования и науки Краснодарского края ежегодной ИТ-олимпиады для студентов высших и средних учебных заведений называют самым большим достижением.
Еще одно поле деятельности региональных ассоциаций — участие в информатизации своих регионов. Так, АКСИТ непосредственно принимала участие в разработке программы «Электронный Екатеринбург», при поддержке и непосредственном участии ТомКИТ Томская область выиграла конкурс на создание особой экономической зоны технико-внедренческого типа, ПАПИТ создала «Концепцию информатизации управленческой деятельности администрации города и районов города Перми до 2008 г.» и также разрабатывала технико-экономическое обоснование к заявке администрации Пермской области на создание технико-внедренческой особой экономической зоны Пермского края.
Конечно, у каждого учредителя ассоциации свой резон в пользу членства в ней. «Для кого-то главная цель — создать положительный имидж отрасли, развить бренд территории и через эти составляющие поднять имидж самой компании. Для других это укрепление взаимоотношений с органами власти, а третьи рассчитывают защитить собственный бизнес (например, от недобросовестных действий чиновников) и гарантировать его развитие в будущем. Именно эта многоплановость позволяет ассоциациям выявлять коллективный интерес у разных ее членов и находить точки приложения своей деятельности», — говорит Игорь Выпулин.
Наличие любой профессиональной организации в регионе свидетельствует об определенной зрелости местного рынка, и в каком-то смысле само объединение ИТ-компаний в ассоциации уже можно считать признаком цивилизованности ИТ-сообщества. По словам Николая Комлева, исполнительного директора Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ), возглавляемая им организация активно пропагандирует создание региональных объединений: важно, чтобы ИТ-рынок был саморегулируемым. А это возможно только при хорошей самоорганизации. «Мы, в частности, хотели бы создать некий инкубатор документов и проектов, типовых для региональных ассоциаций, чтобы помочь им воспользоваться лучшими практиками», — говорит он.
Однако, в ряде мест «дружить» тамошние игроки не хотят. И это несмотря на «агитацию» и, казалось бы, очевидные плюсы тесного взаимодействия участников ИТ-рынка между собой и с властью, для того, чтобы не появлялись карманные компании и соответствующие региональные госструктуры работали не только с Москвой или с «особо приближенными». Искусственно создать ассоциацию, если на региональном рынке нет «центростремительных» сил, просто невозможно. Организация, реальной потребности в которой нет, все равно долго не просуществует.
Против кого дружим?
Совместная борьба с обстоятельствами и сторонними участниками рынка, мешающими бизнесу, региональным ИТ-ассоциациям не чужда, однако такая «дружба против кого-то» все менее для них характерна. Если подобные союзы и возникают, то срок их жизни недолог. «Объединяются, в основном, против давления более сильного игрока на рынке либо беззакония и самоуправства со стороны органов власти, но такие союзы по разным причинам долго не живут», — утверждает Сергей Шалашный, руководитель АКЦИТ. По мнению Станислава Сиражева, на раннем этапе становления ассоциации мотив объединения против кого-то возможен, но он контрпродуктивен.
«В конце 90-х у создаваемых в то время ассоциаций преобладала функция защиты, — говорит Игорь Выпулин. — Сегодня акценты сместились, уже редко сталкиваешься с циничным «беспределом» чиновников или недобросовестным поведением компаний на рынке, но все же функция защиты у ассоциаций остается. Теперь некоторые чиновники прикрываются законом, пользуясь либо пробелами, либо противоречиями в законодательстве. Сейчас на собраниях нашей Ассоциации чаще обсуждаются возможности получить поддержку от власти для отрасли, проблемы законодательства, устранение административных барьеров и снижение давления властей на бизнес, отстаивание собственных интересов, т. е. мы занимаемся тем, что принято называть лоббированием. Поэтому правильнее ставить вопрос, не против кого объединяются региональные ИТ-компании, а для чего?».
Согласен с этим и Валерий Бордюже, президент консорциума «Бизнес компьютерс групп»: «Компании, на мой взгляд, объединяются не против кого-либо, а за справедливые и открытые рыночные отношения. Они хотят противостоять коррупции, повысить своею конкурентоспособность путем объединения компетенций».
Николай Комлев уверен, что это только поначалу легче объединиться на основе противостояния внешней угрозе, реальной или мнимой. «Можно собраться вместе под лозунгом «не пустить московских в регион». Но это — бесперспективно. Дальше все равно придется заниматься чем-то реальным, жить и договариваться, формализовывать насущные проблемы, вместе продвигать проекты», — говорит он. Рано или поздно компании региона все равно будут вынуждены не вместе «воевать», а вместе работать.
Не враги, а союзники
Оставаясь стратегическими союзниками в решении целого ряда вопросов, ИТ-компании, входящие в ассоциации, зачастую конкурируют друг с другом. Насколько реально их продуктивное совместное существование внутри одной ассоциации?
«Как правило, цели у всех совпадать не могут, и объединить всех одной целью не получается. Но существовать вместе можно. Для этого необходима либо индивидуальная работа с каждым, либо имиджевая подоплека, либо возможность получения членами дополнительной прибыли», — говорит Сергей Шалашный. По мнению Станислава Сиражева, сосуществование в одной ассоциации не только реально, но и выгодно. Ведь не секрет, что договариваться, а тем более действовать сообща, всегда лучше, чем конфликтовать. «У нас конкуренты делают совместные проекты. Необходимо также понимать, что задачи рынка, которыми занимается АКСИТ, это больше, чем только бизнес. Компании понимают, что помимо своей основной деятельности нужно еще формировать рынок, влиять на него. А тут в одиночку ничего не сделаешь», — рассказывает он.
Сергей Пивнев считает, что в спокойной деловой и дружественной атмосфере можно если не решить проблему, то хотя бы ее обсудить, и тогда конкуренция уже не принимает агрессивных форм, а больше похожа на джентльменское соглашение, когда каждый остается при своих интересах. Совместная работа в ассоциации «сглаживает» некоторые острые углы во взаимоотношениях конкурентов и способствует нормальному общению компаний.
Кроме того, входящие в ассоциации компании не обязательно конкурируют во всех сферах ИТ-рынка. У каждой из них существует определенная специализация, поэтому при правильной организации отношений можно не «давить», а дополнять друг друга.
По мнению Игоря Выпулина, такая работа не только возможна, но и необходима: «Что будут обсуждать компании, если каждая занята только проблемами своего «маленького огорода»? Как раз конкурентам есть о чем подумать, ведь соперничают они не только между собой. Каждому из них в спину дышат десятки таких же компаний, не входящих в ассоциацию, но тоже претендующих на свою долю пирога, а беды, которые сваливаются на голову одной из компаний, рано или поздно непременно коснутся и другой». Несмотря на конкуренцию, компании могут обсудить, как устранить системные ошибки во взаимоотношениях с властью, пробелы и проблемы законодательства.
«Даже если у конкурентов есть разногласия, то пусть они устраняются с помощью арбитра в лице ассоциации и других ее членов, ведь те могут посмотреть на ситуацию объективно», — говорит Выпулин. Внутри подобных объединений и вырабатываются нормы делового общения и бизнес-этики, с помощью которых разрешаются проблемы там, где закон не регулирует отношения компаний. Словом, в рамках ассоциаций конкуренты должны быть не врагами, а союзниками.
Родственные души
Взаимодействие с аналогичными региональными объединениями у ассоциаций в основном носит информационный характер — это обмен опытом, совместные мероприятия.
АКСИТ, ПАПИТ и ТомКИТ объединились некоторое время назад в Конгресс региональных ассоциаций сферы информационных технологий (КРАСИТ). Пока это объединение находится в стадии становления, хотя уже проходят регулярные встречи, обмен информацией. Какой будет судьба КРАСИТ, покажет время, так как сами ассоциации-организаторы развиваются и региональный рынок только входит в период зрелости. А вот ДВ АПИТ пока не спешит принимать предложение об объединении с региональными коллегами. «Мы пока от этого воздерживаемся. Пример уральцев — КРАСИТ, — нам кажется, не ко времени. Объединиться, чтобы противостоять кому-то (речь идет о противопоставлении региональных ассоциаций общероссийской АП КИТ), — это вообще неправильно. Мы заняты другими делами. Наша основная в данное время цель — привлечь к работе в Ассоциации вендоров, которых на Дальнем Востоке (в Хабаровске) более десятка», — поясняет Игорь Доценко..
Многие уверены, что рано или поздно региональные ассоциации станут проводить совместные мероприятия, займутся продвижением интересов регионов на федеральном уровне. Однако для этого им нужно «повзрослеть». «Для серьезной работы ассоциации еще молоды и не готовы пока совместно обсуждать многие вопросы, например касающиеся законодательства. Нам всем не хватает профессионализма, умения сосредоточиться на главном», — считает Игорь Выпулин.
Москва нас не замечает
У ряда региональных ассоциаций есть претензии к АП КИТ, хотя в целом они ее работу поддерживают. Претензии эти сводятся к тому, что АП КИТ не уделяет достаточного внимания интересам региональных компаний. С самого начала в АП КИТ их входило мало. «Мы были на первом собрании АП КИТ, когда избирался президиум. Уровень осознания необходимости совместной работы в регионах на тот момент был низок, — рассказывает Станислав Сиражев. — Поэтому мы согласились с тем, чтобы АП КИТ представляла интересы всех российских ИТ-компаний. Но я сказал тогда на собрании — не получится ли так, что АП КИТ будет «ассоциацией Садового кольца»? К сожалению, мои опасения были не напрасны, модель работы и управления АП КИТ не позволила реализовать те цели и тот потенциал, который предполагался».
По его мнению, до последнего времени деятельность Комитета по региональной политике АП КИТ была неудовлетворительной, что и привело к выходу АКСИТ из АП КИТ: «Нам говорили — со своими проблемами разбирайтесь сами. Например, мы в свое время обращались в АП КИТ для решения системной задачи, связанной с проверками региональных ИТ-компаний таможенными органами по указанию из Москвы. Говорили, что это пробный шар, что последуют проверки и в других регионах. И мы сразу предупредили другие ИТ-ассоциации и обратились в АП КИТ, поскольку этот вопрос надо было решать в Москве. Но АП КИТ отказалась помогать. И это была последняя капля. Поэтому мы вышли из АП КИТ, решив сконцентрироваться на решении региональных задач и создании новых объединений». При этом в АКСИТ признают, что в целом АП КИТ делает полезную и очень нужную работу, необходимую ИТ-рынку, и готовы всячески помогать. «Но ведь помимо крупных стратегических вещей есть вопросы регионов, от которых зависит весь российский рынок», — напоминает Станислав Сиражев.
Согласен с ним и Сергей Шалашный: «Самое главное — это отсутствие обратной связи от некоторых комитетов АП КИТ. Все их члены занимают определенные посты, загружены работой, решение принимается коллективно, что мешает оперативности. Работа с региональными ассоциациями не ведется (имею в виду нашу); может быть, это связано с тем, что мы не являемся членами АП КИТ».
По мнению Шалашного, АП КИТ следует уделять особое внимание региональным ассоциациям, присваивать им определенный статус и не просто спрашивать «Ну как у вас там дела?», а предлагать схемы, пути развития и другую помощь: «Региональные ассоциации должны иметь льготные условия по вступлению и т. д. В этом случае, я уверен, они будут продвигать идеи и планы АП КИТ, а не выдумывать все с нуля. На данный момент ничего этого нет!» В ДВ АПИТ планы АП КИТ считают очень интересными и полезными, однако ее работу с региональными ассоциациями также пока называют малоэффективной. «Да и от нас при таком расстоянии и разнице во времени получить что-либо конструктивное очень сложно. Все предложения принять участие в их мероприятиях упираются в сложности с финансированием», — говорит Игорь Доценко.
С весны этого года комитет АП КИТ по региональной политике возглавляет Валерий Бордюже. Основная задача комитета — налаживание партнерских отношений между членами АП КИТ и региональными компаниями. По словам Бордюже, комитет будет добиваться изменения жестких условий вступления в АП КИТ для ведущих региональных компаний — из восьмидесяти членов АП КИТ только три компании представляли интересы регионального бизнеса, что было вызвано жесткими экономическими требованиями по членству в АП КИТ, а также конкурентными интересами московских и региональных компаний в регионах.
Сергей Пивнев также указывает на то, что АП КИТ работает не для всех российских ИТ-компаний, а только для тех, кто в нее входит: «АП КИТ, как организация, давно состоялась, завоевала себе авторитет в правительственных и деловых кругах. Претензий у меня к ней нет — исправлять можно только то, что не работает, а там люди делают дело, информируют об этом ИТ-сообщество. Вопрос — для кого и чего они это делают. Ответ напрашивается сам собой — для членов этой организации».
Валерий Бордюже тем не менее убежден, что региональным ИТ-ассоциациям необходимо сотрудничать с АП КИТ: «Из АП КИТ надо не бежать, надо, наоборот, вступать туда ассоциациям и ведущим региональным компаниям. Другого пути прямого воздействия на власть и законодательство федерального уровня для региональных компаний нет. Прямых каналов к каждому региону не построить». Кроме того, АП КИТ может стать площадкой для реализации определенных целей компаний из регионов. Так, консорциум «Бизнес компьютерс групп», по словам Бордюже, намерен содействовать увеличению числа контрактов региональных фирм двумя путями. Первый — работать на партнерских началах с теми московскими компаниями, которые побеждают в тендерах в Москве. Второй — напрямую выигрывать федеральные контракты. И консорциум хотел бы использовать АП КИТ как площадку для этих целей.
Кто хочет, тот добьется
У АП КИТ, в свою очередь, есть собственная позиция в отношении вышеупомянутых претензий. Перед этим объединением с самого начала были поставлены три глобальные цели — стимулировать развитие российского ИТ-рынка, консолидировать интересы ИТ-компаний перед лицом государства и гармонизировать отношения внутри ИТ-сообщества. Они не изменились до сих пор. Но, безусловно, повседневная деятельность ведется по конкретным проектам или задачам — например в 2005 г. разрабатывалась концепция развития ИТ-рынка, в 2006 г. — условия легализации импорта, готовились поправки в 4-ю часть Гражданского кодекса; в 2007 г. в АП КИТ занимались противодействием товарному рейдерству, завершили первую очередь проекта «Профстандарты».
По мнению Николая Комлева, только лидеры рынка или компании с психологией лидера, объединяясь, способны решать стратегические задачи. Например, АП КИТ разрабатывает профессиональные стандарты, что важно для подготовки ИТ-кадров. Это не даст отдачи ни в этом году, ни в следующем — пока вузы на их базе создадут образовательные стандарты, пока станут ими руководствоваться, пока отучат первый выпуск по этим специальностям, уйдут годы. «Кто из фирм, живущих сегодняшним днем или планами на год вперед, заглядывает так далеко, на 7–8 лет? Малый бизнес, как правило, занят текущими делами и планирует лишь следующий квартал. Дело даже не в масштабах бизнеса, а в осознании себя «маленьким». Таким — либо вообще нет дела до глобальных проектов, либо они стоят на такой позиции — «вы все равно там работаете, сделаете — ну, хорошо, мы тоже этим воспользуемся». Конечно, чем компания крупнее, тем легче ей дается решение стратегических задач. На это у таких компаний имеется ресурс, есть те, кто занимается оперативной деятельностью, есть и стратеги. Увеличение размера бизнеса объективно создает стимулы тому, чтобы мыслить стратегически», — говорит Николай Комлев.
Итак, АП КИТ критикуют за повышенное внимание к решению общих задач и невнимание к проблемами регионов. В свою очередь, руководители этой ассоциации подчеркивают три важных момента.
Во-первых, АП КИТ не делит компании по региональному критерию. И решает в первую очередь те задачи, которые актуальны для всех. «Проблемы пиратства, коррупции — разве они не касаются регионов? Или возьмем профстандарты. Разве в регионах нет проблемы квалифицированных кадров? Я даже не могу назвать такую задачу, которая была бы актуальна только для москвичей», — говорит Николай Комлев.
Во-вторых, сегодня большинство членов АП КИТ — компании Москвы и Санкт-Петербурга. Есть ряд «вложенных» ассоциаций. Разумеется, при обсуждении основных направлений работы слышен и учитывается голос большинства. По мнению Николая Комлева, когда региональные компании войдут в АП КИТ и создадут свое большинство, тогда Ассоциация и будет управляться регионалами.
В-третьих, в АП КИТ убеждены — власть не дают, а берут. Даже будучи членами Ассоциации, нужно проявлять активность, готовность взять на себя управление. «Мы долго ждали, когда же региональные компании захотят создать свой комитет, внятно сформулируют набор задач и проектов. Относительно недавно Валерий Бордюже возглавил Комитет АП КИТ по региональному развитию. Валерий из Перми. Думаю, он неплохо знает проблемы ИТ-бизнеса в регионах. Но в одиночку он вряд ли сможет сделать много. Все будет зависеть от активной поддержки самих немосковских компаний», — говорит Николай Комлев.
Особенно он подчеркивает тот факт, что большинство региональных компаний или их лидеров не пытаются сформулировать конкретную задачу для АП КИТ. Например, в любом городе ИТ-компания скажет, что хотела бы получить доступ к проектам, финансируемым государством. Но мешает коррупция в госорганах. С этим никто не спорит. Но лозунг «Даешь борьбу с коррупцией» годится лишь для собраний. Чтобы реально бороться с этим злом нужны конкретные предложения. (Например, в целях борьбы с товарным рейдерством были разработаны поправки в законодательство, и сейчас АП КИТ и РАТЭК занимаются продвижением этих поправок в Госдуме.) «Я не помню случая, чтобы региональные компании предложили конкретные поправки в закон или подзаконный акт или предложили проект постановления правительства. Ассоциация — лишь инструмент продвижения. А формулировать задачу должны сами ИТ-компании. Иначе ничего не получится. Если мы сами себе будем ставить задачи и сами перед собой отчитываться, то превратимся в очередной бюрократический орган», — говорит Николай Комлев. Он убежден, что в первую очередь реализуются те проекты, в которых заинтересованы конкретные компании, и призывает региональные ассоциации к большей активности. А задача АП КИТ — следить за балансом интересов, чтобы инициативы одних не были во вред другим.
«АП КИТ — не московская ассоциация, — подчеркивает Комлев. — Мы не занимаемся контактами с московской властью вообще. Мы работаем только с федеральными органами. Возможно, поэтому мы упускаем какие-то проблемы взаимоотношений с местными властями. Не уверен, что в этом плане существуют единые рецепты. Но мы их ищем. Мы же регулярно выезжаем в российские города и собираем там, с одной стороны, ИТ-компании, с другой — представителей власти. И вместе обсуждаем проблемы и перспективы взаимодействия».
Борьба за независимость
Некоторые региональные ассоциации согласны с тем, что с федеральными органами власти и на международном уровне можно работать только через общую российскую ассоциацию, а другие верят в свои собственные силы.
«Я не исключаю, что региональные ассоциации могут работать напрямую с международными объединениями и федеральными органами власти. Но, на мой взгляд, более эффективно действовать через АП КИТ, однако при одном условии — это не должна быть односторонняя связь, мало того, она должна быть оперативной. Если этой связи нет, то АП КИТ, как промежуточное звено, будет лишним!» — говорит Сергей Шалашный. Станислав Сиражев уверен, что региональные ассоциации и сами могут решать подобные вопросы: «Возможно все. Причем пути решения вопросов могут быть разными. Почему «голосом» рынка должна быть только одна или две организации?» Сергей Пивнев также убежден, что надеяться на «Большого брата» не стоит, можно только потерять время: «Считаю, что с конкурентоспособными оригинальными продуктами и решениями регионалы могут и сами работать с федералами. У нас такие примеры есть».
Валерий Бордюже считает, что прямой выход региональных ассоциаций на работу с федеральными органами власти будет недостаточно эффективен. По его мнению, при солидном представительстве в АП КИТ региональных компаний эту работу лучше вести с помощью «московской» АП КИТ. В ДВ АПИТ также полагают, что работа с федеральными властями — забота АП КИТ, хотя, по словам Игоря Доценко, готовы помогать, если в этой помощи нуждаются. Что касается международного сотрудничества, то, учитывая географическую близость к регионам Юго-Восточной Азии, ДВ АПИТ пробует самостоятельно «нащупывать» выходы на родственные ассоциации. Например, представители этой организации уже встречались с китайскими и японскими коллегами.
В региональных ассоциациях уверены — количество таких объединений в будущем будет расти*, ведь региональные ИТ-рынки развиваются. Скорее всего, ассоциации так или иначе будут консолидироваться — поскольку так проще получить необходимую финансовую и общественную поддержку, а, кроме того, на крупную организацию власти, в том числе федеральные, скорее обратят внимание.
* Помимо упомянутых в статье на сегодня в России действуют ассоциации ИТ-компаний «Компьютерная Самара» и КрАсКИТ (Краевая ассоциация компаний в сфере информационных технологий, Красноярск).