Согласно данным IDC, в 2008 г. в нашей стране было продано 9,5 млн. систем. По оценкам ITResearch — около 9,4 млн. компьютеров, из них 3,5 млн. ноутбуков (без нетбуков), 5,9 млн. настольных ПК (включая «самосбор») и 190 тыс. серверов стандартной архитектуры. Впрочем, этим, похоже, сходство оценок исчерпывается.
IDC отмечает, что рост российского рынка компьютеров в 2008 г. в целом замедлился — в количественном выражении он вырос на 8,4% по сравнению с 2007 г. По мнению ITResearch, «рынок компьютеров в 2008 г. закрылся в небольшом „плюсе“ (+1,6%), несмотря на то, что в IV квартале из-за кризиса падение продаж настольных ПК составило примерно 32%».
По прогнозу IDC, особенно сильно влияние кризиса проявится на рынке ПК в первом полугодии 2009 г., и в целом за год его объем сократится по сравнению с 2008 г. на 17,4%.
IDC считает, что в 2008 г. в пятерку крупнейших поставщиков в России вошли только международные компании — Acer, ASUS, HP, Toshiba и Dell. ITResearch оказалась более «патриотичной» — в пятерку лидеров в сегменте настольных ПК она включила наряду с Acer и НР российские DEPO Computers, K-Systems и Kraftway, а на рынке серверов х86 отметила не только HP и IBM, но и DEPO Computers, Etegro и Kraftway. В то же время аналитики ITResearch утверждают, что во всех сегментах росла суммарная доля лидеров.
Производители оценивают проблемы рынка ПК
Кризис проявился по-разному в разных сегментах ИТ-рынка, что усложнило объективную оценку итогов 2008 г., и потому исследовательские агентства расходятся даже в предварительных результатах. Так, по мнению ITResearch, в 2008 г. рынок настольных ПК по отношению к 2007 г. показал почти 12%-ное снижение. Но, как считают в IDC, этот сегмент российского рынка в 2008 г. сократился более заметно — впервые после кризисного 1998 г. его объем упал на 17%.
Однако в ITResearch отмечают, что настольные ПК оставались основным сегментом отечественного рынка компьютеров, и по-видимому, их доминирующее положение сохранится и в текущем году. Продажи ноутбуков могут временно притормозиться из-за проблем розничных сетей и затруднений с потребительским кредитованием. Причем, по мнению аналитиков, настольные ПК во время кризиса имеют преимущество. Во-первых, как продукт, инсталлированная база которого составляет более 30 млн. шт.: большинство из них может быть просто модернизировано, а не заменено, что значительно дешевле. Во-вторых, сами по себе настольные ПК продаются по существенно более низким ценам, чем ноутбуки, и их, как считают в ITResearch, даже можно собрать «на коленке» из имеющихся на рынке компонентов.
Со своей стороны аналитики IDC полагают, что сегмент настольных ПК в 2009 г. окажется наиболее устойчивым и пострадает от кризиса меньше остальных — минус 12%.
По мнению Сергея Евстифеева, генерального директора «НТ Компьютер», в 2008 г. следует выделить два периода — первые три квартала, когда рынок ПК демонстрировал прогнозируемый рост в 15–19%, и «кризисный» IV квартал, когда продажи настольных систем, по разным оценкам, упали на 10–15%.
«Безусловно, кризис повлиял на темпы продаж настольных ПК, при этом реальная ситуация расходилась с прогнозами аналитиков — падение оказалось более значительным, чем они ожидали. По нашим оценкам, падение спроса в IV квартале превысило 20%», — утверждает Владимир Орлов, директор подразделения Fujitsu Technology Solutions (до 1 апреля 2009 г. — Fujitsu Siemens Computers) по работе с партнерами.
Причем производители по-разному (в зависимости от их ориентации на рыночные сегменты — корпоративный, СМБ и сегмент домашних пользователей) оценивают причины спада продаж. Корпоративный сегмент наиболее стабильный в силу своего масштаба, но, как говорит Владимир Шибанов, старший вице-президент компании «Аквариус», активно работающей с крупными предприятиями, снижение продаж на нем обусловлено «победоносным шествием доллара вверх, которое началось в августе». Из-за длительного (1,5–4 месяца) цикла участия компании в тендерах (подписание контракта, выполнение заказа и закрытие проекта) заметный спад продаж ПК она ощутила в октябре 2008 г.
R-Style Computers, также ориентированная на работу с корпоративными клиентами, зафиксировала влияние кризиса раньше. Как заявил Алексей Алексеев, директор по маркетингу R-Style Computers, «объемы продаж ПК снизились еще в марте, когда регионы, где расположены металлургические предприятия, резко сократили закупки, а далее пошло по цепочке. Рынок крупных контрактов существенно сжался, хотя спрос со стороны клиентов СМБ до сентября был стабилен».
Такие компании, как Fujitsu Technology Solutions (в 2008 г. — Fujitsu Siemens Computers), USN Computers, «Формоза», «Ф-Центр», продающие настольные ПК во все три сегмента нашего рынка, не отметили заметного перераспределения закупок между ними. Зато Ольга Двойнина, вице-президент по маркетингу DEPO Computers, утверждает, что наиболее сильно кризис повлиял на сектор СМБ: «В корпоративных продажах спада практически не наблюдалось: ИТ-бюджеты крупных корпораций были утверждены заранее и закупки производились в соответствии с планами. Но снижение платежеспособности канала в конце года привело к спаду продаж настольных ПК DEPO. Сыграли также свою негативную роль проблемы федеральной розницы и снижения покупательной способности населения, приведшие к уменьшению продаж через розничный канал».
По мнению Владимира Шибанова, в конце прошлого года особенно ощутимо кризис ударил по рознице — банки прекратили кредитование, а по его оценкам, от 40 до 70% ПК продавались с использованием потребительского кредитования. С ним согласен Абулферз Абачев, исполнительный вице-президент группы компаний «Формоза», которая большую часть ПК продает в розницу. При этом он подчеркивает, что до кризиса 90% выпущенных «Формозой» ПК было поставлено в регионы, которые демонстрировали уверенный рост закупок. Именно поэтому в 2008 г. компания изменила региональную стратегию, активно развивая розничную сеть магазинов «Компьютеры Formoza», — только в Краснодарском крае открылись 20 магазинов, а всего по России — 50. Однако с наступлением кризиса в IV квартале продажи в ряде регионов сократились.
О том, насколько важна целенаправленная работа с регионами, говорит Сергей Чабин, руководитель производства ПК и серверов USN Computers: «Региональные поставки выросли в среднем за год в 1,5–2 раза, и этот рост поддерживался за счет партнерской сети, в которую входит более 1,5 тыс. региональных реселлеров и в которую мы продаем около половины ПК. Увеличение вдвое за последние 3 года производственных мощностей, наличие прямых контрактов с ведущими поставщиками позволили нам устанавливать на свои ПК для клиентов выгодные цены. В результате в последнем квартале года мы зафиксировали рост продаж на уровне 17%». Компания «Ф-Центр», также развивающая региональную сеть партнеров, по свидетельству Владимира Шарова, директора по региональному развитию, отметила в прошлом году рост региональных продаж настольных ПК примерно на 20–25%.
Как считает Сергей Суворов, руководитель проекта iRU (компания Merlion), в первой половине 2008 г. регионы «чувствовали» себя хорошо и активно развивались, спрос «разогревался» потребительскими кредитами, кредитами от поставщиков, всевозможными отсрочками: «В этих условиях на фоне общей эйфории коммерческие структуры в регионах стремились расти, госпредприятия получали большие госзаказы». Позитивный тренд поставок ПК в регионы в первые три квартала 2008 г. отметил и Владимир Шибанов, однако, по его словам, «кризис нарушил этот тренд».
По оценкам ITResearch, в 2008 г. по-прежнему более 90% проданных настольных ПК собирались в России, из них около 65% производились мелкими и средними компаниями, а также пользователями («самосбор»).
В этой связи любопытное наблюдение сделал Сергей Евстифеев, который утверждает, что в течение первых трех кварталов 2008 г., когда в отдельных регионах завершались поставки в отыгранных тендерах и рост продаж настольных ПК доходил до 30–42%, многие региональные компании начали открывать свои сборочные производства: «Для большинства из них собственное производство ПК стало делом престижа. Но, как любой бизнес, производство должно было пройти тест на устойчивость и прочность. Кризис сыграл роль „лакмусовой бумажки“, отбраковав тех, кто не был подготовлен к изменению ситуации. Многие сборщики ПК вынуждены были сократить расходы на производство, некоторые вообще перестали его поддерживать и отдали выпуск ПК под своим брендом на аутсорсинг сторонним производителям».
По мнению Ольги Двойниной, в текущем году непременно произойдет перераспределение долей рынка между игроками: «На наш взгляд, наиболее выгодное положение у крупных российских производителей. Зарубежные вендоры отягощены обязательствами перед рынком, инертностью собственных структур, большим логистическим плечом и необходимостью играть сразу на нескольких „полях“. У мелких региональных сборщиков слишком мал запас финансовой прочности и недостаточно развитая бизнес-структура — их бизнес сокращается в количественном и денежном выражении».
«Всех нас ожидает непростой год, спад затронет всю ИТ-отрасль», — считает Сергей Чабин. Он отмечает, что даже его достаточно успешная в прошлом году компания по результатам января-февраля 2009 г. зафиксировала снижение продаж ПК USN на 20%. «Думаю, в 2009 г. продажи ПК снизятся на 30–40%. Причем этот сценарий возможен при условии грамотного антикризисного менеджмента в масштабах всего бизнеса производителя. Компаниям с небольшими ресурсами придется вообще приостановить или закрыть производство», — полагает Сергей Чабин.
Но с прогнозами DEPO Computers и USN Computers не вполне согласен Сергей Суворов, который считает, что с рынка уйдут далеко не все региональные сборщики: «Крупные и средние региональные компании бурно развивались во многом благодаря „накачке“ деньгами со стороны поставщиков и кредиторов, но сейчас наступило время погашать кредиты, и большинство не справится с этим бременем и будет вынуждено банкротиться, сливаться, продаваться. Малые компании не столь обременены кредитными обязательствами, чувствуют себя уверенней, несмотря на небольшие размеры бизнеса».
С ним согласен Владимир Шаров, который уверен, что доля ПК, собранных небольшими региональными компаниями, в 2009 г. увеличится. Он объясняет это тем, что у таких региональных сборщиков нет больших финансовых ресурсов, а поддержание склада готовых ПК требует гораздо больших денег, чем склад комплектующих: «В ситуации падения спроса на компьютеры и уменьшения кредитных линий поставщиков местная сборка становится необходимым фактором для выживания компании. К тому же сборка на месте в большинстве регионов дешевле, чем в Москве».
Кроме того, как отмечает Владимир Шибанов, наблюдаемый уже сейчас рост доли «самосбора» подпитывает возникшая еще в конце 2008 г. тенденция повышения спроса на дешевые ПК: «Фокус внимания потребителей сместился (и продолжает смещаться) от избыточности (высококлассных решений) к рациональности». Это мнение разделяют другие производители. Так, Сергей Суворов считает, что в течение 2009 г. произойдет сильное падение средней цены ПК, вымывание среднего сегмента ПК и увеличение доли недорогих и простых компьютеров.
В целом же все опрошенные нами руководители компаний — производителей настольных ПК сходятся в одном — судя по результатам первых провальных месяцев 2009 г., продажи настольных систем в текущем году могут сократиться на 30–40%. Тем не менее, как полагает Абулферз Абачев, у российских производителей есть перспективы: «Настольные ПК продаются по ценам, которые зачастую не требуют от покупателя брать кредит. Наши сборщики могут собирать ПК точно под нужды пользователей, обслуживать и проводить их модернизацию по доступным ценам. Это позволяет российским сборщикам сохранять большую мобильность по сравнению с зарубежными поставщиками».
Самый «динамичный» рынок
По данным ITResearch, в 2008 г. продажи ноутбуков в России суммарно выросли почти на 36%, что полностью скомпенсировало уменьшение продаж настольных ПК, а в IV квартале сегмент ноутбуков уменьшился примерно на 5%.
По оценкам IDC, в 2008 г. сегмент ноутбуков сохранил титул «самого динамичного» — его объем увеличился на 56%.
Владимир Орлов отмечает, что в 2008 г. наибольшую активность на российском рынке мобильных ПК, прежде всего в сегменте ноутбуков для домашних пользователей, проявили Dell, HP, Samsung: «Им это удалось сделать за счет огромных маркетинговых вливаний, а некоторые добавили к маркетингу еще и супернизкие цены, но успех был краткосрочным. В результате рынок оказался сильно перенасыщен в IV квартале 2008 г.»
Указанные выше компании были включены аналитиками в состав пятерки лидеров на этом сегменте — Acer, ASUS, HP, Samsung, Toshiba — именно их назвали и IDC, и ITResearch. Здесь стоит отметить заметные усилия по продвижению ноутбуков компании Lenovo. Как считает Денис Решин, генеральный директор Lenovo в России, 2008 г. стал для компании весьма успешным — по его словам, продажи мобильных ПК значительно возросли, Lenovo смогла отвоевать долю в 4,2% (в деньгах), а в рейтинге IDC лучших поставщиков на российском рынке ноутбуков смогла переместиться с 12-го на 6 место.
Но, как отмечают аналитики, конкуренция внутри лидирующей группы в 2008 г. явно усилилась. Так, IDC утверждает, что совокупная доля рынка Acer и ASUS снизилась на 4% (в штуках) по сравнению с 2007 г., хотя по-прежнему превышает 50%. Объясняя, почему конкурентам удалось потеснить лидеров, Алексей Осипов, менеджер по продажам российского представительства ASUS, говорит, что в 2008 г. многие вендоры изменили структуру поставляемых ноутбуков, увеличивая долю наиболее дешевых, «бюджетных» систем. По его мнению, те вендоры, в номенклатуре которых превалировали «бюджетные» модели и которые осуществляли прямые доставки в Москву (то есть не имели потерь на разнице в курсах валют), в итоге оказались в более выигрышном положении.
По-видимому, именно переход к прямым поставкам позволил Acer уже в начале 2009 г. добиться очередных успехов — компания со ссылкой на отчет IDC объявила об увеличении в феврале на 3% продаж ноутбуков (в штуках) со складов российских дистрибьюторов по сравнению с аналогичным месяцем 2008 г. В то же время Acer отмечает произошедшее перераспределение в структуре продаж в России: значительную долю общего объема проданных систем (19%) заняли нетбуки Aspire One, а 14% составили наиболее дешевые ноутбуки под маркой eMachines (оба вида в феврале 2008 г. в Россию не поставлялись). В то же время объемы продаж наиболее дорогих ноутбуков (более 35 тыс. руб.) сократились и составили 13%.
Отвечая на вопрос о том, что позволило компании в прошлом году сохранить свои высокие позиции на отечественном рынке, Алексей Осипов утверждает, что ASUS уделяла внимание всем направлениям деятельности — и маркетингу, и сервису, и каналу продаж: «Наша задача — из года в год усиливать и укреплять каждое направление: только таким образом можно достичь высоких результатов». С ним полностью согласен Денис Решин, который говорит: «Чтобы компания длительное время занимала активную и результативную позицию на рынке, ей следует использовать системный подход в организации своей деятельности — стимулирование маркетинга, каналов продаж, сервиса».
Кризис привел к заметному спаду спроса на мобильные ПК, и этот «динамичный» рынок начал падать даже быстрее, чем другие сегменты компьютерного рынка России. Генеральный директор компании NetLab Вадим Лата утверждает: «Готовые продукты стали хуже продаваться, о чем свидетельствует сокращение продаж ноутбуков: в конце 2008 г. — начале 2009 г., их оборот оказался примерно на 13–17% ниже продаж компонентов». О падении спроса на мобильные ПК говорит Владимир Орлов, который сообщает, что уровень продаж ноутбуков в IV квартале по сравнению с III кварталом снизился на 20%. Еще более значительное снижение отмечает Алексей Крутицкий, директор по развитию бизнеса ASBIS, которая, как дистрибьютор, в 2008 г. активно продавала мобильные ПК Dell, Lenovo, Toshiba: «В IV квартале по сравнению с третьим произошел резкий спад — примерно на 50%». Наконец, зафиксировав в последнем квартале 2008 г. снижение продаж мобильных ПК всего на 5%, аналитики ITResearch в первые месяцы 2009 г. отметили значительно более заметное «сжатие» этого сегмента — падение продаж по рынку в целом составило 25–28%.
Однако не все дистрибьюторы заметили это. Так, Евгения Титова, директор по маркетингу «ПИРИТ-Дистрибуции», утверждает, что в прошедшем году в ее компании продажи ноутбуков всех вендоров (ASUS, Toshiba, НР, Sony) росли: «Если учесть, что с НР мы начали сотрудничать только в 2008 г., то суммарный рост наших продаж ноутбуков по сравнению с 2007 г. превысит двукратный. Это без учета нетбуков». А Евгения Шолохова, коммерческий директор компании «КАРИН», говорит, что в «кризисный» IV квартал 2008 г. продажи ноутбуков увеличились почти на 50% по сравнению с III кварталом. Это можно было бы объяснить широким ассортиментом, ведь «КАРИН» продает мобильные ПК Acer, Apple, ASUS, HP, MSI, Samsung, Sony, Toshiba. Однако коммерческий директор «КАРИН» подчеркивает: «Рост в основном обеспечили нетбуки, которые стали популярны».
Здесь уместно привести замечание Андрея Хомякова, руководителя направления «Комплектующие» компании «Марвел», который напоминает, что в III квартале 2008 г. производители ноутбуков отрапортовали о рекордных отгрузках, которые впервые превысили продажи настольных ПК: «Но в IV квартале по сравнению с третьим упали спрос и продажи, и эти „рекордные отгрузки“ легли на склады дистрибьюторов, когда кризис уже охватил все рынки. В результате дистрибьюторы до сих пор продают эти склады, практически не размещая новых заказов».
О появлении в конце 2008 г. проблем с затовариванием складов дистрибьюторов свидетельствует Александр Будилов, директор по продажам и маркетингу ELKO Moscow. Он подчеркивает, что если дистрибьютору удалось проконтролировать состояние своего склада комплектующих и к концу года оптимизировать его, то кардинально сократить скопившиеся запасы на складе ноутбуков ELKO не удалось: «Но мы рассчитываем добиться этого в ближайшее время».
А добиться «этого» можно только одним путем — «продавливая» в канал скопившиеся на складах излишки, что могло даже привести к временному росту продаж у отдельных дистрибьюторов.
Отмеченное аналитиками усиление конкуренции в 2008 г. ощутили и дистрибьюторы. Так, Алексей Крутицкий подчеркивает, что в новых условиях (кризиса) нельзя сбрасывать со счетов ни одного из конкурентов, которые, так же как и ASBIS, стараются активнее действовать на рынке, что особенно заметно на примере ELKO, Lanck, «ОЛДИ»: «Ужесточилась борьба за дилеров, причем главный вопрос заключается не столько в привлечении новых дилеров, сколько в сохранении прежней партнерской базы. Поэтому ASBIS уделила наибольшее внимание развитию канала продаж, и в 2008 г. дистрибьютор начал активную региональную экспансию, реорганизовав и открыв 12 офисов и складов в наиболее крупных городах России, а также ряд региональных представительств».
Борьба за дилеров стала более важна, так как, по свидетельству Евгении Шолоховой, в 2008 г. в связи с развитием кризиса произошло сокращение дилерских сетей в регионах — по оценкам «КАРИН», в регионах закрылось около 10% розничных магазинов.
Это нашло свое отражение в продажах ноутбуков в регионах, где, по оценкам ASBIS, в первой половине 2008 г. продажи росли с темпом около 50%, что было обусловлено тенденцией снижения цен на мобильные ПК, сделавшей их доступными для потребителей и клиентов СМБ. Но если, как утверждает Владимир Орлов, продажи ноутбуков в регионах до октября практически не снижались, то в IV квартале они заметно упали: «По нашим оценкам, продажи ноутбуков в регионах России в конце года сократилась на 20–30%».
По прогнозу Дениса Решина, в 2009 г. рынок ноутбуков в России будет меньше, чем в 2008 г., — потребители откажутся от покупки мобильных ПК в пользу других более важных для жизни товаров. Владимир Орлов также считает, что в 2009 г. спад продолжится, наиболее востребованными станут нетбуки и ноутбуки низшего ценового сегмента, что подтверждается февральским опытом Acer. Алексей Крутицкий также считает, что цена ноутбука станет решающим фактором при покупке для конечного пользователя, и наиболее востребованными окажутся устройства в ценовом диапазоне 600–700 долл.: «Если аналитики прогнозируют сокращение объема рынка компьютеров на 17–20% по сравнению с 2008 г., то спад продаж в сегменте ноутбуков будет заметно больше».
Более определенный и еще более пессимистический прогноз дает Алексей Осипов, полагая, что в текущем году снижение продаж ноутбуков составит около 30% по сравнению с 2008 г.: «В I квартале уже отмечено падение продаж примерно на 30% по сравнению с аналогичным кварталом 2008 г. Сейчас трудно предугадать дальнейшие тенденции рынка, поскольку многое будет зависеть от результатов II квартала, когда падение может составить 40–50% в сравнении с 2008 г. Но определенно можно сказать, что востребованными останутся „бюджетные“ ноутбуки и часть мобильных ПК среднего ценового уровня».
Где аналитики ожидают наибольший спад
По данным ITResearch, в 2008 г. рынок серверов стандартной архитектуры вырос на 9,3%. Со своей стороны аналитики IDC утверждают, что поставки серверов х86 в России в прошлом году выросли незначительно (примерно на 3%) по сравнению с 2007 г. и всего было продано 170 тыс. устройств (оценка ITResearch — 190 тыс.).
Если в первой половине 2008 г. их продажи устойчиво росли, то затем последовал резкий спад, который в IV квартале достиг 32%, что, по мнению IDC, стало прямым результатом экономического кризиса. Более того, в IDC считают, что в 2009 г. сегмент серверов стандартной архитектуры сократится на 56% по сравнению даже с не очень удачным 2008 г.
При этом стоит отметить, что, по оценкам ITResearch, в пятерке ведущих производителей, на долю которых пришлось 75% суммарного объема поставок, отрыв HP и IBM от остальных трех игроков увеличился. Как утверждает Илья Крутов, бренд-менеджер IBM в подразделении серверов System x и BladeCenter, рост продаж этих серверов в 2008 г. был выше, чем в среднем по российскому рынку, что позволило увеличить вендору свою долю рынка до примерно 17% (в штуках): «В IV квартале рост доли продолжился, чему способствовал меньший спад в IV квартале, — продажи IBM сократились на 24% при общем спаде в 32%».
«В 2008 г. мы смогли поставить на российский рынок около 69 тыс. серверов, что позволило нам увеличить свою долю более чем на 2%, до 40,7%», — заявляет Виктор Городничий, руководитель отдела серверов стандартной архитектуры «НР Россия». Он признает, что в IV квартале в поставках серверов спад был заметен. «Мы продаем значительную долю серверов со складов дистрибьюторов, которые с наступлением кризиса в октябре-ноябре выглядели избыточными. Тем не менее нам удалось и в IV квартале сохранить высокую, более 40%, долю рынка и одновременно оптимизировать склады для работы в новой экономической ситуации».
Александр Ступанский, аналитик Sun Microsystems, считает, что первые три квартала 2008 г. рынок развивался приблизительно так же, как и в предыдущие годы, однако в IV квартале спрос снизился приблизительно на треть: «Это не позволило Sun, доля которой, по данным IDC, составила 1,9%, достичь запланированного прироста».
Однако при этом ряд производителей отметили увеличение количества серверов, проданных в «кризисный» IV квартал. Так, Владимир Орлов утверждает, что в Fujitsu Siemens Computers в IV квартале продажи серверов (по сравнению с III кварталом) ненамного выросли. Владимир Шибанов говорит, что «Аквариусу», несмотря на ухудшение спроса в IV квартале, по итогам 2008 г. удалось продать значительно больше серверов, что связано с перераспределением отгрузок в адрес государственных заказчиков. А Ольга Двойнина утверждает, что в DEPO Computers в IV квартале 2008 г. продажи серверов х86 возросли на 21%.
Правда, некоторые российские компании, в частности USN Computers и R-Style Computers, в IV квартале 2008 г. продали меньше. По словам Сергея Чабина, снижение составило не более 5%, а Алексей Алексеев говорит, что оно было «не таким сильным, как спад производства ПК».
По данным IDC, распределение продаж между ведущими зарубежными и российскими производителями практически не изменилось по сравнению с 2007 г. — примерно 70% приходилось на долю западных поставщиков и около 30% — российских. По оценкам Виктора Городничего, в 2008 г. доля ведущей четверки зарубежных вендоров (HP, IBM, Dell, Fujitsu Siemens Computers) продолжала расти, увеличившись до 60,5%: «Этому способствовало агрессивное снижение цен на серверы начального уровня, проводимая вендорами региональная экспансия, в том числе развитие сервиса в регионах. Кроме того, потребители оценили заложенный в серверы вендоров интеллект для виртуализации, управления и экономии электроэнергии».
Как замечает Александр Ступанский, до кризиса действительно шла переориентация спроса на устройства ведущих зарубежных вендоров: «В некоторой степени он компенсировался ростом государственных расходов на ИТ, в которых доля затрат на российские серверы выше, чем в среднем по рынку. Мы ожидаем, что кризис на какое-то время прервет тенденцию перехода на зарубежные системы». Кроме того, он говорит, что, по данным IDC, российские клиенты склонны приобретать стоечные зарубежные серверы — здесь доля систем отечественного производства не превышает 25%, но в то же время отдают предпочтение напольным серверам российских марок (более 50% их поставок).
Признавая преобладание спроса на универсальные серверы х86 зарубежных вендоров, Владимир Шибанов и Сергей Чабин тем не менее подчеркивают, что российские производители «укрепляют свои позиции в нише специализированных решений под конкретные нужды заказчика». Ольга Двойнина также считает, что у наших заказчиков «рушится психологический барьер» в отношении техники с российскими марками: «Даже рьяные приверженцы западных брендов охотно переходят на российские серверы. И конечно, заметную роль играет стремление компаний оптимизировать свои затраты на ИТ».
В то же время Илья Крутов, ссылаясь на отчет IDC, говорит, что в 2008 г. доля продаж «тяжелых», четырех(и более)-процессорных серверов увеличилась на 13%, в то время как доля «легких», 1–2-процессорных устройств в общем объеме продаж сократилась. Но, как отмечает Владимир Орлов, сегодня 1–2-процессорные серверы по-прежнему наиболее востребованны. По мнению Виктора Городничего, это объясняется тем, что существует достаточно четкая сегментация рынка по кругу бизнес-задач, когда одни системы не заменишь другими.
«Отечественные компании продолжают успешно конкурировать с „иностранцами“ на рынке систем для клиентов СМБ», — утверждает Сергей Чабин. Алексей Алексеев полностью разделяет это мнение, отмечая, что спрос на серверы х86 со стороны СМБ в 2008 г. заметно вырос.
Владимир Шибанов также говорит о том, что в прошлом году в «Аквариусе» зафиксировали увеличение спроса на серверы стандартной архитектуры со стороны СМБ, в том числе в регионах. Более того, Ольга Двойнина заявляет, что в то время как в среде крупных корпоративных клиентов было заметно насыщение спроса, со стороны региональных клиентов СМБ DEPO Computers наблюдала взрывной рост потребности в серверах. А Илья Крутов даже говорит о практически двукратном росте региональных продаж.
Как считает Владимир Орлов, существенное увеличение продаж серверов х86 в регионы было обусловлено развитием инфраструктуры ИТ в местных компаниях. Алексей Ильин, менеджер Sun Microsystems по системам начального уровня, полагает, что в 2008 г. начался новый передел рынка серверов стандартной архитектуры, характеризующийся растущим спросом со стороны региональных компаний, который мог достигнуть 45–50% общего объема продаж серверов x86.
В последние годы аналитики отмечают быстрый рост продаж блейд-серверов на мировом рынке. По словам Виктора Городничего, ссылающегося на отчет IDC, в России в 2008 г. сегмент блейд-серверов продемонстрировал наиболее заметный рост — по отношению к 2007 г. он увеличился на 24%, при этом блейд-систем HP продано на 62% больше. Как говорит Владимир Орлов, который также подтверждает рост продаж блейд-серверов своей компании в 2008 г., на этом сегменте влияние кризиса было не столь заметно.
По-видимому, возросший интерес отечественных заказчиков к блейд-серверам подвиг некоторых российских производителей к разработке и выпуску собственных моделей. Их предложили DEPO Computers (DEPO), «Аквариус» (Aquarius N90 X60). Как утверждает Владимир Шибанов, к устройствам «Аквариуса» проявили большой интерес как компании СМБ, так и заказчики из государственных и коммерческих структур: они намерены оснащать ими свои региональные филиалы, где предполагается использование малых ЦОДов.
Как же производители серверов оценивают перспективы 2009 г.? «Согласно сделанному IDC в феврале прогнозу, в России в текущем году будет продано около 75 тыс. серверов, то есть в два с лишним раза меньше, чем в 2008 г. И это не предел — в первые месяцы 2009 г. мы зафиксировали еще большее снижение продаж серверов, — признается Виктор Городничий. — Уверен, что ситуация будет меняться, наши контакты с клиентами и партнерами указывают на то, что следует ожидать роста. Вопрос лишь в том, какими темпами».
Как говорит Алексей Алексеев, в R-Style Computers в I квартале также отметили спад спроса на серверы х86, но насколько значительным он будет в дальнейшем, компания затрудняется предсказать в связи с нестабильностью экономической ситуации в стране.
По мнению Ильи Крутова, снижение объемов продаж серверов x86 в 2009 г. продолжится: «С одной стороны, этому будет способствовать пересмотр ИТ-бюджетов заказчиков, а с другой, более активное внедрение технологий виртуализации как способа повышения экономической эффективности серверной инфраструктуры».
Александр Ступанский также считает, что сегмент серверов х86 не станет исключением и под воздействием кризиса продажи здесь снизятся, а принимая во внимание, что они в большей степени являются канальными, то спад продаж будет более значительным, чем в целом по рынку. Он так же, как и менеджер IBM, полагает, что в 2009 г. заказчики будут искать решения, связанные с оптимизацией расходов на эксплуатацию ИТ-ресурсов. Речь может идти о виртуализации серверов, что позволяет как сократить затраты на приобретение серверных систем, так и расходы на их эксплуатацию.
Владимир Орлов более оптимистичен в своих оценках — предполагая нормализацию экономической ситуации во второй половине года, он считает, что российский серверный рынок «просядет», как минимум, на 15%, но не более чем на 20%. Столь же оптимистично (на уровне 15–20%) оценивает ситуацию Сергей Чабин: «Как ни парадоксально звучит, но, возможно, именно кризис даст дополнительный толчок к развитию производства серверов и росту спроса на российские решения».
Соглашаясь с тем, что продажи серверов х86 в 2009 г. сократятся, Владимир Шибанов считает, что все равно эти системы останутся востребованными большинством заказчиков: «Из-за сокращения финансирования уменьшится число проектов, связанных с модернизацией ИТ-инфраструктур предприятий, уменьшится количество отгруженных серверов. Российские компании, имея в номенклатуре менее дорогие продукты, скорее всего, столкнутся с меньшим падением спроса, чем их зарубежные коллеги».