Строго говоря, рынок ИБП делится, как минимум, на два совершенно не похожих друг на друга сегмента — массовый и корпоративный. Каждый из них развивается по своим собственным законам, и кризис наглядно продемонстрировал это еще раз. Если в массовом сегменте во второй половине 2008 г. произошел существенный спад продаж, то корпоративный сегмент, отличающийся высочайшей инерцией, по сути, только начинает испытывать влияние кризиса.
Аналитика: то взлет, то падение...
По данным аналитической компании ITResearch, в 2008 г. в России было продано около 2,7 млн. ИБП на сумму более 470 млн. долл. В количественном выражении по сравнению с 2007 г. объем рынка сократился на 12%, в денежном — на 1%.
Стоит напомнить, в последние годы наблюдалась устойчивая тенденция к снижению темпов роста российского рынка ИБП, хотя еще совсем недавно они существенно опережали динамику развития всего ИТ-рынка. Так, по данным ITResearch, в 2006 г. в денежном выражении рынок ИБП вырос на 35% по сравнению с 2005 г. В 2007 г. его объем «в деньгах» увеличился на 18%, то есть темпы роста упали практически в два раза по сравнению с 2006 г.
Существенное замедление динамики роста рынка ИБП продолжилось и в первой половине 2008 г., хотя, казалось бы, в то время в российской экономике еще не проявились признаки глобального кризиса. По данным ITResearch, в первом полугодии 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. рынок ИБП вырос всего лишь на 10% «в штуках» и на 9% «в деньгах» (для сравнения — в первом полугодии 2007 г. эти показатели составили соответственно 16 и 34%). Столь масштабное падение темпов роста в денежном выражении (почти в четыре раза) означало снижение средневзвешенной цены одного устройства, то есть уменьшение спроса на «тяжелые» решения. По мнению аналитиков, это в какой-то степени объяснялось политической неопределенностью, связанной с выборами президента и последующей реорганизацией правительства. Ряд проектов в госструктурах и у крупных корпоративных заказчиков оказались временно «заморожены». Многие игроки прогнозировали такое развитие событий, но рассчитывали, что во втором полугодии им удастся наверстать упущенное. Действительно, в корпоративном сегменте эти ожидания в некоторой степени оправдались, из-за высокой инерции в прошлом году кризис успел повлиять на него лишь отчасти. Хотя надежды на бурный рост продаж, традиционно приходившийся на конец года, у многих сменились разочарованием.
По данным ITResearch, в IV квартале 2008 г. было продано около 642 тыс. ИБП, что на 42% меньше, чем в тот же период 2007 г. В денежном выражении уровень падения оказался почти вдвое меньше, но все равно цифра впечатляет — 24%, выручка в завершающем квартале составила чуть более 115 млн. долл. «Такой высокий уровень падения рынка наблюдается, наверное, впервые за последние 10 лет. Конечно, базовая причина понятна — мировой финансовый кризис, но вместе с тем это одно из самых глубоких падений, если сравнивать по этому показателю различные технологические сегменты российского ИТ-рынка» — так прокомментировали аналитики итоги этого непростого квартала.
Оценивая объем российского рынка ИБП и его динамику в 2008 г., большинство игроков соглашается с данными ITResearch. «Полагаю, что объем рынка оказался примерно таким же, как и в 2007 г., то есть влияние кризиса заключается в том, что рост к концу года сошел на нет», — считает Евгений Жирнов, руководитель отдела дистрибуции компании Inelt. Однако есть и более оптимистичные оценки. Так, по мнению Александра Фоменко, руководителя отдела продаж ИБП представительства Emerson Network Power, объем рынка в прошлом году составил около 500 млн. долл.: «В целом за год рынок вырос по сравнению с 2007 г. на 50 млн. долл. (около 8–10%)».
Итоги: либо хорошо, либо ничего
В отличие от прошлых лет, многие участники рынка не стали подробно рассказывать об итогах своей работы в 2008 г. Некоторые из них сослались на то, что официальные результаты финансового года еще не опубликованы. Практически никто открыто не признался, что в целом по итогам года уровень продаж в их компании снизился. Лишь Александр Хорошилов, директор по маркетингу московского представительства Powercom, сообщил, что оборот вендора в 2008 г. уменьшился на 8% по сравнению с 2007-м.
По словам Ильи Звонова, генерального менеджера АРС by Schneider Electric в России и странах СНГ, продажи компании в 2008 г. выросли: «Доля рынка АРС определенно увеличилась. При этом основной рост пришелся на „тяжелые“ решения, а в сегменте массовых устройств показатели лишь незначительно превысили результаты 2007 г. Тем не менее компания, увеличив свою долю в корпоративном сегменте, сохранила свои лидерские позиции и на рынке массовых ИБП, который, по оценке аналитиков, в 2008 г. наиболее существенно пострадал от кризиса».
Ухудшения показателей по итогам прошлого года не отмечают и в представительстве Eaton. «Хотя динамика по-прежнему оставалась положительной, мы заметили некоторое снижение темпов роста продаж в IV квартале. Как мы и ожидали, они оказались примерно на уровне IV квартала 2007 г.», — утверждает Кюести Козлов, директор по продажам Eaton в России.
По словам Евгения Жирнова, для Inelt прошлый год также оказался не хуже позапрошлого: «Если не брать в расчет один крупный разовый проект, реализованный в 2007 г., то рост в прошлом году составил около 20%». При этом он утверждает, что IV квартал 2008 г. стал для компании лучшим за всю историю ее существования.
Как ни странно, для ряда других фирм последние месяцы прошлого года, по итогам которых аналитики зафиксировали рекордный спад продаж, также были весьма успешными. Так, Павел Лебедев, директор по маркетингу Ippon, утверждает, что продажи ИБП под этим брендом в IV квартале выросли по сравнению с III кварталом 2008 г. По словам Олега Становова, генерального директора ООО «Клорайд Рус», продажи оборудования Chloride в IV квартале на 43% превысили показатели того же периода 2007 г. (на этот результат повлиял крупный проект, реализованный в конце прошлого года). Второе полугодие оказалось для Chloride более успешным, чем первое, — по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. рост составил 36%, а в целом в 2008 г. продажи выросли на 24%.
Большинство дистрибьюторов предпочли не называть конкретных цифр. Тем не менее итоги работы некоторых из них впечатляют — рост по направлению ИБП исчисляется десятками процентов, как в «старые добрые» докризисные времена. Так, по словам Дмитрия Купцова, директора департамента «ПК и периферия» компании OCS, вплоть до сентября рост продаж превышал 50%. В целом по итогам года, даже с учетом спада в IV квартале, продажи ИБП в OCS выросли более чем на 30% по сравнению с 2007 г. Похожие цифры называют и в компании «Марвел». Как сообщил Сергей Пацкевич, вице-президент по маркетингу, директор департамента «Комплектующие, периферийное цифровое оборудование», поставки ИБП по итогам 2008 г. выросли на 26%, а их доля в структуре продаж компании составила 7%.
Корпоратив: худшее, конечно, впереди
Как отмечают аналитики ITResearch, разница в динамике спада натуральных и денежных показателей (соответственно 12 и 1%) обусловлена тем, что продажи массовых устройств в 2008 г. «просели» гораздо больше, чем проектная составляющая. С этой оценкой соглашаются практически все игроки. Многие уверены, что в силу своей инерционности корпоративный сегмент просто не успел в полной мере ощутить влияние кризиса, и основные проблемы начнутся здесь именно в 2009 г.
«О том, как отразился кризис на рынке ИБП в целом, можно будет судить лишь по итогам 2009 г., — считает Илья Звонов. — Во втором полугодии прошлого года больше всего упали объемы продаж младших устройств мощностью до 1 кВ·А, ориентированных на сегмент SOHO. ИТ-бюджеты госструктур и многих корпоративных заказчиков формировались достаточно давно, и поэтому большинство проектов были доведены до конца». По его оценке, в корпоративном сегменте в той или иной степени пострадали направления, связанные со строительством и с защитой электропитания промышленных систем, но запланированные проекты по созданию инфраструктуры ЦОДов были реализованы практически все.
«В массовом сегменте снижение продаж наблюдалось в конце 2008 г., в то же время корпоративные заказчики продолжали осваивать бюджеты», — отмечает Олег Становов. По его мнению, падение продаж в сегменте SOHO в большей степени было вызвано снижением активности дистрибьюторов и реселлеров: «Они стали очень осторожно подходить к формированию складских запасов, распродавая то, что уже есть, и размещая новые заказы только на оборудование, которое может быть реализовано в кратчайшие сроки». В принципе, их вполне можно понять. «Дистрибьюторы, получающие „под расчет“ за отгруженный товар суммы в рублях, оказались в незавидном положении, ведь курс рубля заметно упал», — замечает Андрей Колпаков, заместитель директора по развитию торговой марки Sven. Несмотря на «осторожность» дистрибьюторов и реселлеров, падение спроса, по мнению Александра Хорошилова, все же привело к очень серьезной проблеме — затовариванию всего канала. «Корпоративный сегмент держался за счет подписанных ранее заказов, но в этом году кризис обязательно скажется и на нем. Я полагаю, что уровень падения здесь может дойти до 25%, а в розничном сегменте — до 40%», — добавляет он.
По оценке Павла Лебедева, в середине прошлого года темпы роста снижались в обоих сегментах, а ближе к концу продажи массовых устройств замедлялись: «Кризис влияет на весь рынок, оба сегмента подвержены ему приблизительно в одинаковых пропорциях, но влияние на „корпоратив“ смещено по времени».
По мнению Кюести Козлова, кризис в большей степени отразится именно на корпоративном сегменте, поскольку он сильно зависит от заемных средств: «По сути дела, весь российский бизнес построен на кредитах. Банки перестали их выдавать — соответственно компании начали «замораживать» новые проекты. Однако до конца 2008 г. эта тенденция не была сильно выражена в связи с длительными сроками реализации проектов». С этим соглашаются многие игроки. «В 2008 г. в корпоративном сегменте произошло снижение «задела» проектов на будущее, и это, несомненно, скажется на результатах 2009 г.», — уверен Олег Становов. По мнению Евгения Жирнова, в наибольшей степени это коснется проектов, связанных со строительством и реконструкцией зданий, и больнее всего ударит по продажам мощных трехфазных ИБП.
Тенденции: поживем — увидим...
В условиях кризиса сложно рассуждать о каких-либо общих тенденциях развития рынка. С высокой степенью вероятности, как уже говорилось выше, можно прогнозировать лишь одно — спад продаж в краткосрочной перспективе, особенно в корпоративном сегменте.
По словам Дмитрия Мариничева, генерального директора группы компаний «Радиус» (в ее состав входит дистрибьюторский центр «Радистр»), многие заказчики приостановили плановые регламентные замены оборудования: «Число обращений клиентов не уменьшилось, департамент энергетических систем загружен полностью, но высокий спрос на консультации не означает, что прибыль от продаж будет так же высока».
«Тенденции те же, что и у ИТ-рынка в целом, — стагнация, переходящая в рецессию», — уверен Дмитрий Купцов. С этим утверждением не соглашается Александр Халаев, генеральный директор представительства Tripp Lite: «На фоне экономической нестабильности рынок ИБП проявляет существенно большую устойчивость и большую инерцию по сравнению с другими сегментами ИТ-рынка». Он выделяет еще одну явную тенденцию — большую чувствительность к цене.
«Исходя из опыта кризиса 1998 г. и наблюдая ситуацию в строительном секторе, можно предположить серьезное смещение спроса в сторону ИБП малой мощности и нижней части сегмента средней мощности (6–10 кВ·А)», — считает Евгений Жирнов. А Александр Фоменко, напротив, уверен в обратном: «Основная тенденция — спрос смещается в сторону более мощных моделей, в первую очередь это относится к устройствам, предназначенным для защиты ИТ-оборудования».
Что касается «массового» сегмента рынка ИБП, то здесь, по мнению Андрея Колпакова, стоит ожидать смещения спроса в сторону нижнего ценового диапазона и ужесточения «ценовых войн». Он также прогнозирует сокращение продуктовых линеек и концентрацию усилий ведущих вендоров на работе в корпоративном сегменте.
По оценке Ильи Звонова, в последнее время, после серьезного спада, ситуация в сегменте «массовых» ИБП несколько стабилизировалась: «Судя по отчетам наших партнеров, продажи вышли на определенный уровень, который вряд ли изменится в ближайшие месяцы. Конечно, объем рынка окажется существенно меньше, чем в прошлом году, однако этот сегмент уже стабилизируется, для нас это начальное минимальное условие позитивного развития».
Цены: стоит ли ждать падения?
Одна из отличительных особенностей рынка ИБП — практически полное отсутствие «эрозии цен», характерной для других сегментов ИТ-рынка. Более того, из-за резкого «предкризисного» роста стоимости сырья (в первую очередь — свинца) в 2007 г. и в первой половине прошлого года практически все производители были вынуждены поднять цены. По некоторым оценкам, средняя стоимость ИБП выросла на 15–20%. Есть основания предполагать, что в связи с кризисом эта тенденция сменится на обратную. При этом удешевление продукции может произойти не только в силу объективных причин (падение цен на сырье), но и из-за возможного демпинга.
Как утверждает Александр Хорошилов, практически у всех игроков скопились большие складские запасы. Падение спроса привело к затовариванию канала. «Очень хочется избежать „слива“ товара, который приведет к падению нормы прибыли канала, но это кажется неизбежным, так как некоторые производители сейчас имеют колоссальные запасы — почти на год при нынешнем уровне продаж. Поэтому демпинг будет, и к этому надо готовиться», — считает Александр Хорошилов. По его мнению, ожесточенного давления на канал и масштабных «ценовых войн» избежать, возможно, удастся, если российские представительства вендоров смогут договориться со штаб-квартирами о пересмотре планов продаж, подписанных еще в старое время. «Но некоторые положили себе на склад очень много продукции, и вернуть ее уже не удастся», — добавляет он. Подобная ситуация, естественно, наблюдается не только на рынке ИБП, но и в других сегментах ИТ-рынка.
С тем, что затоваривание канала может спровоцировать «ценовые войны», соглашается и Дмитрий Купцов: «Это всегда приводит к демпингу, других вариантов пока не придумано. Особенно это актуально сейчас, когда возросла „стоимость денег“ по отношению к стоимости товара». По его словам, именно поэтому компания OCS «аккуратно минимизировала» складские запасы в IV квартале 2008 г.
Могут ли ИБП подешеветь не из-за демпинга, а из-за падения цен на сырье? Мнения игроков разделились, но в любом случае назвать истинную причину гипотетического снижения цен будет непросто. Как подчеркивает Павел Лебедев, на цену помимо себестоимости влияет и внутренняя рыночная конъюнктура, и соотношение прогнозов поступления товаров в страну и спроса на него, и локальная конкуренция, и тактика управления товарными запасами, и многие другие факторы.
По словам Ильи Звонова, механизм ценообразования на рынке ИБП отличается сильной инерцией: «Металл для оборудования, которое сейчас продается в России, заказывался полтора-два года назад. При этом производители, конечно, пытаются учесть фактор снижения цен на сырье, но политика у всех разная — кто-то выравнивает цены на ИБП для всех рынков, кто-то делает уникальные предложения для развивающихся рынков, отличающихся сложной ценовой конкуренцией».
По мнению Кюести Козлова, если падение цен на сырье и скажется на стоимости оборудования, то несколько позже: «Те партии ИБП, которые продаются сейчас, произведены из сырья, закупленного еще по старым, высоким ценам. Не стоит забывать и о том, что как только ситуация наладится, цены на сырье опять начнут расти».
«В теории падение цен на сырье должно отразиться на себестоимости и соответственно цене продукта, но в действительности это влияние косвенное», — считает Павел Лебедев. Ведь себестоимость складывается не только из стоимости сырья и рабочей силы — одним из важных условий рентабельности является фиксированный минимальный объем производства продукции. Выпуск ИБП снижается. «Учитывая, что происходит падение спроса, товары, произведенные в меньших количествах, автоматически имеют более высокую себестоимость», — поясняет он. С этим соглашается и Дмитрий Купцов: «Действует стандартная общеизвестная формула массового производства — чем меньше количество производимого товара, тем выше издержки на единицу этого самого товара». Ожидать снижения цен на ИБП из-за падения стоимости сырья, по его мнению, не стоит.
«Мы не пересматривали свой прайс-лист в I квартале этого года, так же как и не делали этого в отличие от своих конкурентов в начале прошлого года при повышении цен на сырье», — утверждает Александр Халаев.
Тем не менее, по словам Олега Становова, «откат» стоимости оборудования у некоторых вендоров уже наблюдается: «Пусть он не всегда виден рынку в виде измененного прайс-листа, но, как минимум, в системе скидок по конкретным проектам и тендерам это просматривается довольно хорошо».
События: факты и комментарии
В прошлом году на рынке ИБП не было событий такого масштаба, как в 2007 г., когда была завершена сделка по приобретению корпорации АРС концерном Schneider Electric. АРС объединилась с трехфазным подразделением компании MGE UPS Systems, также принадлежавшей Schneider Electric. Однофазный бизнес MGE был продан конкурентам — концерну Eaton.
Эти события, по мнению многих игроков, заметно повлияли на развитие российского рынка ИБП в 2008 г. «В портфеле решений, предлагаемых OCS, появилось оборудование MGE и очень органично в него вписалось. Именно эта продукция по итогам года внесла весомый вклад в рост наших продаж. Слияние АРС и MGE привело к синергетическому эффекту», — утверждает Дмитрий Купцов.
По словам Кюести Козлова, после приобретения однофазного бизнеса MGE и компании Phoenix (крупнейшего тайваньского сборщика ИБП) концерн Eaton вышел на второе место в мире по продажам решений для защиты электропитания. Значительно расширилась продуктовая линейка вендора. В ноябре прошлого года было объявлено о ребрендинге. «Теперь вся наша продукция для защиты электропитания выпускается под единым брендом Eaton и подразделяется на две серии: Powerware и Pulsar (ранее эти ИБП выпускались под брендом MGE Office Protection Systems). Безусловно, стратегия ребрендинга — затратное мероприятие, и оно довольно рискованно в нынешней нестабильной ситуации, но мы уверены в успехе, так как единый глобальный бренд гораздо сильнее всех его составляющих по отдельности», — считает Кюести Козлов.
«Маркетинговые фонды, выделенные на ребрендинг, — это действительно дополнительная финансовая нагрузка в нелегкое время, — говорится в комментарии аналитической компании ITResearch. — С другой стороны, на фоне вероятной просадки маркетинговой активности конкурентов это может благотворно сказаться на имидже Eaton». Вместе с тем, по мнению аналитиков, отказ от «раскрученных» брендов дает конкурентам шанс воспользоваться этой ситуацией: «Если данная тенденция получит развитие и в компании Schneider Electric и затронет бренд APC (а некоторые признаки этого имеются), то у менее масштабных игроков массового рынка (например, Ippon, Powercom, Sven и др.) появляется реальная возможность преуспеть в конкурентной борьбе на российском рынке».
Среди других значимых событий прошлого года можно назвать открытие московского представительства компании Chloride. Это один из последних ведущих игроков, не имевших собственного офиса в России. Впрочем, и без него, по данным ITResearch, в последние годы Chloride стабильно входила в число лидеров российского рынка ИБП средней и высокой мощности. «Зарегистрированная в начале 2008 г. дочерняя компания „Клорайд Рус“ уже к концу года показала очень хорошие результаты работы», — утверждает Олег Становов (по его данным, продажи оборудования Chloride в прошлом году выросли на 24%).
Заметно активизировала работу и американская компания Tripp Lite. Как отмечают аналитики ITResearch, в свое время она была одним из лидеров молодого российского рынка ИБП, но во время кризиса 1998 г. ушла с него. В 2006 г. Tripp Lite предприняла попытку вернуться в Россию, но ощутимого успеха не добилась (по мнению аналитиков, в этом сыграли свою роль и ошибки, связанные с формированием канала). Осенью прошлого года генеральным директором Tripp Lite в России и странах СНГ был назначен Александр Халаев, а вскоре после этого были подписаны дистрибьюторские соглашения с компаниями «Марвел» и Dissolt. «Сегодняшний канал Tripp Lite мы расцениваем как очень перспективный, — комментируют аналитики ITResearch. — Если вендор не будет забывать о маркетинге и построении правильного бренд-имиджа, то Dissolt и „Марвел“ вполне смогут обеспечить выполнение самых амбициозных планов, даже несмотря на кризис».
По словам Александра Халаева, кризис в некотором смысле помог Tripp Lite: «Мы смогли минимизировать издержки, связанные с вхождением на рынок. В отличие от наших конкурентов, перед нами не стоит задача оптимизации инфраструктуры и связанных с этим управленческих проблем. У нас появилась уникальная возможность поговорить с партнерами, которые имеют шанс остановиться, оглядеться, пересмотреть свой портфель продуктов и понять, на чем они могут заработать, а на чем — нет».
Кризис: время возможностей?
Безусловно, в связи с кризисом компании внесли коррективы в стратегию развития и в тактику работы на рынке. Многим вендорам пришлось пересмотреть планы продаж на 2009 г., планы по развитию продуктовых линеек. Тем не менее практически все игроки утверждают, что не намерены снижать активность и попытаются использовать это нелегкое время для увеличения своей доли на рынке.
«Мы постараемся сделать все, чтобы поддержать наших партнеров в эти непростые времена. В 2009 г. мы сделаем акцент на совместной маркетинговой активности с партнерами», — обещает Кюести Козлов. Несмотря на кризис, по сравнению с прошлым годом из-за ребрендинга маркетинговый бюджет российского представительства Eaton увеличился.
«Мы видим для себя перспективу в том, что спрос вынужден смещаться в сегмент недорогих решений, где продукция Ippon лидирует, — считает Павел Лебедев. — Уверены, что наша стратегия, сформированная еще в докризисные времена, позволит нам увеличить долю на рынке».
Повышенное внимание сегменту недорогих решений намерена уделять и компания Inelt. «Мы начинаем поставлять новые бюджетные модели, ориентированные в первую очередь на сегмент SOHO, — говорит Евгений Жирнов. — Кроме того, ведется работа по трехфазным ИБП. Конечно, этот рынок пострадает от кризиса больше всего, но мы ожидаем смещения спроса в сторону бюджетных моделей».
Представительство Tripp Lite занимается авторизацией дилеров и считает своей главной задачей удержание высокой прибыльности в канале. «Мы стараемся не допускать прямой конкуренции между партнерами, не хотим чрезмерно увеличивать число дистрибьюторов, все это ведет к уменьшению маржи. Наш приоритет — совместная работа с партнерами и защита их интересов в проектах», — утверждает Александр Халаев.
Представительство АРС by Schneider Electric, по словам Ильи Звонова, возможно, несколько пересмотрит концепцию регионального развития, политику поддержки региональных партнеров: «Исторически эта поддержка была централизована, ею занимались наши московские специалисты. Сейчас, наверное, акцент будет перенесен непосредственно в регионы, там могут приступить к работе наши сотрудники, хорошо знакомые с местной спецификой». Кроме того, проводится реструктуризация бизнеса, связанного с корпоративным сегментом. «Он будет поделен на два направления. Крупными комплексными проектами по созданию инфраструктуры ЦОДов начнет заниматься новая объединенная команда Schneider Electric Datacenter Solution Team, которая предложит заказчикам комплексные решения на базе технологий АРС и Schneider Electric, — поясняет Илья Звонов. — Кроме того, в тесной связке с партнерами мы продолжим развивать направление, связанное с поставками менее сложных систем и отдельных ИБП корпоративным клиентам, — речь идет о проектах, не требующих значительных усилий по интеграции, инжинирингу».
По словам Олега Становова, представительству Chloride из-за кризиса пришлось немного скорректировать планы единовременных инвестиций в развитие новых направлений бизнеса, растянув их во времени и обусловив их продолжение определенными результатами. «Но общее направление развития и первоочередные задачи остаются неизменными — существенный рост рыночной доли продукции Chloride за счет развития партнерской сети и начала активных продаж оборудования Chloride Industrial», — добавляет он.
Безусловно, интересы дистрибьюторов далеко не всегда совпадают с интересами вендоров. Существенно отличаются и стратегии работы во время кризиса. В первую очередь в условиях падения спроса и снижения курса рубля дистрибьюторы стали с особой осторожностью подходить к формированию складских запасов. «Начиная с августа мы старались минимизировать вложения средств и издержки, чтобы встретить 2009 г. без особых проблем», — вспоминает Дмитрий Купцов. На примере OCS он приводит «универсальный рецепт» успешной работы дистрибьютора в условиях кризиса: «Большая концентрация на каждом проекте, больше внимания каждому партнеру, повышенная гибкость, но при этом более четкий анализ рисков в каждой поставке».
По мнению Дмитрия Мариничева, начиная с осени в поведении некоторых вендоров произошли кардинальные перемены: «Когда падает спрос, все спасаются, как могут. Многие вендоры начинают думать, что они сами могут пойти туда, где есть спрос и деньги, чтобы заработать больше без российских посредников». По его словам, некоторые вендоры минимизируют свои риски, «перетягивая на себя дистрибьюторское одеяло». «Забирая часть функций дистрибьютора и соответственно часть его прибыли, вендор заставляет своего лояльного партнера задуматься — стоит ли в дальнейшем активно вкладываться в эти отношения?» — рассуждает Дмитрий Мариничев. Он утверждает, что подобная ситуация напрямую затронула дистрибьюторский центр «Радистр», в результате чего было принято решение о диверсификации бизнеса: «Мы становимся мультивендорной компанией, это — наш способ выживания на непростом, узком и достаточно прозрачном рынке ИБП. Мы не станем вкладываться в продвижение какого-то одного конкретного бренда, а будем ориентироваться на пожелания и привычки заказчиков». В настоящее время «Радистр» продает оборудование Emerson Network Power (Liebert), Eaton, AEG Power Supply Systems и АРС by Schneider Electric.
Конкуренция: кто на новенького?
По данным ITResearch, основными соперниками устройств производства APC by Schneider Electric на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками CyberPower, Ippon, Powercom и Powerman (здесь и далее перечислены в алфавитном порядке). При этом, как отмечают аналитики, по продажам в штучном исчислении доля Ippon практически сравнялась с APC, однако в денежных показателях доля последней еще недостижима для конкурентов. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC ощутимы позиции компаний Chloride, Eaton, GE DE, Emerson Network Power (Liebert), Neuhaus, Newave и Socomec UPS.
Может ли существенно измениться расклад сил на российском рынке ИБП? Большинство игроков уверены, что не стоит ожидать кардинальных перемен в списке лидеров, хотя их рыночные доли могут претерпеть изменения.
«Если кому-то из вендоров будет сложно вкладывать средства в развитие рынка, в поддержку партнеров и клиентов, то не исключено, что может последовать решение о закрытии представительства, а поставки оборудования пойдут через эксклюзивного партнера, — считает Илья Звонов. — В этом случае еще больше укрепятся лидерские позиции APC by Schneider Electric, инвестирующей в российский рынок немалые средства».
По мнению Александра Хорошилова, ситуация может измениться, как и в 1998 г.: «Не выдержав резкого снижения объемов сбыта, некоторые опять на время уйдут с рынка. Но уверен, что пятерки главных игроков это не коснется».
Олег Становов считает, что пока не видно предпосылок для быстрого изменения принципиального «расклада сил». По его мнению, даже проходящие слияния и поглощения крупнейших игроков не очень заметно отражаются на текущих позициях участников рынка. «Хотя успехи или просчеты тех или иных вендоров не могут не сказываться на их рыночных долях», — добавляет он.
«Рынок ИБП вполне сложился по структуре потребления, и объективных причин для значительного перераспределения долей не наблюдается, — считает Павел Лебедев. — С другой стороны, необходимость экономить бюджеты (как семейные, так и корпоративные) наверняка подтолкнет потребителей к недорогим решениям, и их доля должна возрасти».
«Безусловно, мы рассчитываем на увеличение своей доли. Немаловажным фактором является цена, особенно в текущих условиях. И мы готовы предложить высококачественную продукцию под американским брендом Tripp Lite по цене ниже, чем у наших прямых конкурентов», — говорит Александр Халаев.
По мнению Андрея Колпакова, в нижнем ценовом диапазоне «массового сегмента» можно ожидать ужесточения «ценовых войн»: «Возможно появление большого количества торговых марок-однодневок, возникших на базе бывших дистрибьюторов, стремящихся к увеличению прибыльности по ИБП. На фоне сокращающихся заказов общепризнанных игроков китайская производственная база будет пытаться любыми способами загрузить простаивающие мощности».
Перспективы: чем сердце успокоится?
Насколько далек российский рынок ИБП от насыщения? Можно ли в обозримом будущем ожидать восстановления докризисных темпов роста? Естественно, ситуация на любом локальном рынке напрямую связана с общей экономической ситуацией в стране, и пока никто не может предсказать, когда начнется ее оздоровление. Тем не менее почти все игроки смотрят в будущее с оптимизмом.
«Как бы ситуация ни менялась, решения для защиты электропитания будут всегда пользоваться спросом, и рынок вряд ли подойдет к насыщению в ближайшем будущем», — уверен Кюести Козлов. По его мнению, во многом это связано с тем, что качество питающей сети ввиду сильного физического износа и морального устаревания силового оборудования на электроподстанциях, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Олег Становов считает, что перспективы у российского рынка очень неплохие и до насыщения ему далеко: «Можно ожидать восстановления докризисных темпов роста (а то и их превышения), так как рынку придется наверстывать упущенное в кризисный период». С этим соглашается и Александр Халаев: «Непростая текущая ситуация создаст отложенный спрос, который обязательно приведет к росту продаж в будущем».
«Сейчас очень важно продержаться, потому что финансовый кризис, неожиданно начавшись, может так же и завершиться, и тогда спрос на ИБП резко поднимется, ведь именно на них, как на гарантии стабильности и безрискового бизнеса, и строится цепочка любой системы жизнеобеспечения», — считает Дмитрий Мариничев.
Как подчеркивает Кюести Козлов, «в будущем выиграют те компании, которые изучают рынок, активно поддерживают каналы продаж, проводят гибкую ценовую политику, совершенствуют качество своей продукции путем внедрения инноваций с учетом потребностей клиентов».