18 апреля 2022 г.
Дистанционная работа в разных формах — от гибридной занятости до полной «удаленки» — стала повседневной реальностью, которая получает новые драйверы, а для дальнейшего развития и повышения эффективности требует новых форм ИТ-поддержки. Про виртуализацию и ИБ мы уже говорили, теперь поговорим про видеоконференцсвязь (ВКС) и другие решения, оптимизирующие взаимодействие между сотрудниками. Начнем с ВКС, потому что сегодня этот сегмент находится на небывалом подъеме, как отмечают в RRC; по разным оценкам, его рост составляет
Внезапное смягчение
В области телекома, которую мы сейчас рассматриваем, ситуация внезапно смягчена — американское Управление по контролю за иностранными активами (OFAC), исключило из принятого ранее «Санкционного регулирования вредоносной зарубежной деятельности России» программно-аппаратное обеспечение и услуги, обеспечивающие месседжинг, ВКС, чаты и e-mail-системы. Это, конечно, хорошо, но внезапное смягчение санкций может смениться столь же внезапным ужесточением, поэтому в данном сегменте импортозамещение продолжают крайне активно.
Российскому рынку требуются разные решения, начиная от очередной «альтернативы Zoom» для бесплатного применения и заканчивая тяжелыми корпоративными почтовыми решениями, которые можно рассматривать как «альтернативы Exchange», например, системы Mailion, которая, как отмечает Дмитрий Комиссаров, директор по разработке и развитию продуктов «МойОфис», способна обеспечить работу почтовых коммуникаций корпорации с сотнями тысяч пользователей.
Особенности сегмента
Сильная сторона импортозамещающих продуктов в сегменте ВКС сейчас состоит в наличии качественного программного обеспечения, созданного российскими программистами, отметил Борис Попов, директор по развитию бизнеса компании Vinteo, выступая на конференции «Российская ИТ-индустрия: влияние санкций и тенденции развития».
Слабая сторона — проблемы с «железом» для ВКС. Наиболее простое и быстрое ее решение — налаживание каналов поставки санкционно-устойчивого оборудования. Так, например, поступила компания «Марвел-Дистрибуция», которая расширила соглашение с китайской Yealink и сделала доступной в канале всю линейку продукции данного вендора, в том числе гарнитуры, спикерфоны, USB-камеры и т. д. «Продукция вендора не уступает аналогам, при этом более доступна по стоимости», — говорит Евгений Французский, руководитель направления «Видеоконференцсвязь» компании «Марвел-Дистрибуция». Заметим, что у Yealink есть и софтверные решения для ВКС, как в собственном «облаке», так и доступное в серверном исполнении.
Общие тренды: локальные рабочие места
Системы для ВКС становятся все более требовательны к производительности клиентских компьютеров. Конечно, есть решения, когда ВКС «крутятся» на сервере, а клиентские ПК работают с ними на правах «тонкого клиента», но пока они должного распространения не получили. На практике работающий в фоновом режиме клиент ВКС занимает довольно много вычислительных мощностей пользовательского ПК, что способно создавать заметные проблемы в работе с другими приложениями, особенно заметные на «возрастных» или на бюджетных компьютерах.
Как показывает практика, пользователю, которому по работе требуется активное применение ВКС, при использовании стационарного рабочего места проще использовать для конференций дополнительный гаджет, который выступал бы в роли аппаратного «тонкого клиента». Некоторые глобальные компании в этом сезоне продемонстрировали «тонкие клиенты» для своих фирменных ВКС, призванные разгрузить основные ПК от вычислений, нужных для обеспечения связи. Но это сейчас неактуально для российского рынка, так как данные вендоры приостановили свою деятельность здесь. Однако можно использовать старый ноутбук, ресурсы которого позволяют применить его в таком качестве, планшет, смартфон и т. д. Кстати, такой подход позволит в некоторой степени смягчить проблему с дефицитом профильного российского «железа» для ВКС.
Общие тренды: переговорные
Ситуация с переговорными, которые тоже нужно снабжать системами ВКС, несколько сложнее. Уровень насыщения переговорных решениями ВКС в российских условиях невелик. Если практически каждый сотрудник на своем рабочем месте имеет минимальный набор для видеоконференцсвязи, то процент российских переговорных, оснащенных соответствующим оборудованием, крайне мал. Между тем все больше совещаний проходят в гибридном режиме, то есть задействуют одного или более удаленных участников.
Системы для переговорных технически сложны. По сути, это smart-помещения со специализированной функциональностью, где для технических задач — например, для отсечения шума и акцентировании голоса спикера — используют сложные конструкции из систем направленных микрофонов, автоматически фокусирующихся камер, AI-управления и прочего сложного хай-теха. Для небольших переговорных есть коробочные решения, для больших —разворачивание ВКС превращается в эвристическую задачу интеграции.
Некоторый запас оборудования для построения таких систем от глобальных вендоров на складах еще есть, но техподдержки в ряде случаев для него уже нет. На быстрое разворачивание производства оборудования такого класса рассчитывать не приходится, игрокам российского рынка нужно переучиваться на работу с китайскими решениями.
Вместо заключения
Современная компания должна использовать ВКС в составе системы интегрированных коммуникаций (UC), которые также поддерживают «белые доски», корпоративный мессенджер, почту, системы коллективной работы над документами, интеграцию с календарями, системами корпоративного документооборота и пр. Такие решения у российских вендоров тоже есть. Вендоры в содружестве с дистрибьюторами и интеграторами, как отметил Максим Смирнов, заместитель генерального директора IVA Technologies, активно работают над расширением канала и географии продаж решений класса UC.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News