Люди неравнодушны к предметам старины. Коллекционированием редких документов, особенно если они имеют отношение к сильным мира сего, занимаются не только музеи или архивы, но и целая армия любителей и знатоков истории. А для многих это еще и прибыльный бизнес. Богатого коллекционера не остановит изрядная сумма, запрашиваемая за предмет его вожделения. Вспомним, например, недавний московский аукцион, на котором письмо Наполеона к Жозефине было продано за 120 тыс. долл.
Но в мире есть и более ценные документы. Например, письма членов королевских семей, рукописи великих поэтов, писателей, музыкантов, политиков.
Понятно, что такие документы рассматривают не только с точки зрения их исторической и культурной ценности, но и как средство надежного вложения капитала. Спрос на эти бумаги постоянно растет, и его по мере сил стараются удовлетворить не страдающие от избытка такта друзья и родственники знаменитостей. Не последнюю роль играет прислуга августейших особ и прочих звезд. Невозможно подсчитать, сколько томов приватных писем они предложили аукционам и сколько еще припрятано в «загашниках» до лучших времен.
Неудивительно, что с некоторых пор должность камердинера или дворецкого считается одной из самых выгодных и престижных. Но вот незадача — в век электронных коммуникаций люди все реже доверяют свои мысли и чувства бумаге. Зато в Сети гуляют такие откровения...
Этим решили воспользоваться ловкие и коварные сисадмины. Сохранять «для потомства» письма своего клиента — простейшая задача. Полежит юношеский бред какого-нибудь принца несколько лет на диске, и глядишь, за килобайт-другой можно будет выручить миллион-другой. И ладно, если на торги попадут мемуары ветреного лорда. А если почтенный муж, президент великой державы, вздумает флиртовать в «аське» с молодой стажеркой да примет в состоянии легкой эйфории важное государственное решение...
Конечно, доказать подлинность подобных документов будет непросто, но ведь и сисадмины — народ ушлый. Видимо, не зря поговаривают о возможном всемирном заговоре этих «серых кардиналов» XXI века. Их усилия окупятся сторицей. Ведь продать электронное письмецо можно будет не один раз. Или даже наладить торговлю лицензиями.
Несколько лет назад историки и искусствоведы сокрушались по поводу того, что в век ПК невозможно будет увидеть творческий поиск мастера — ушли в прошлое зачеркнутые фразы и пометки на полях. Вместо этого — готовый текст без ошибок.
Но благодаря коллекционерам и сисадминам ситуация исправляется: придуманы программы — клавиатурные снифферы. Они фиксируют каждое нажатие на любую клавишу. Так что историки смогут узнать, сколько раз классик начинал писать свою «нетленку», много ли делал грамматических ошибок, в котором часу приступал к работе и вообще сколько времени отдавал творчеству.
А для конфиденциальной переписки в развитых странах возрождают надежный и относительно безопасный вид связи — голубиную почту. Ее услуги дороги, но и спрос велик.