Технопарк, по сути, является неким кластером, состоящим из наукоемких фирм. Обычно он формируется на базе крупного университета или научного центра. Основная задача технопарка — сокращение сроков внедрения научных идей и разработок.
Само понятие «технопарк» используется еще с советских времен. Так, в 1990 г. правительство РСФСР одобрило разработанную министерством экономики программу «Технопарки России», рассчитанную на пять лет. Ее цель состояла в том, чтобы повысить отдачу от разработок, накопившихся в технических вузах. Для этого вузам было выделено целевое финансирование (несколько миллионов рублей в ценах 1990 г.). Считается, что первый российский технопарк (если не вспоминать уникальный Академгородок в Новосибирске) был создан в 1990 г. в Томске. Он был организован как ассоциация госучреждений, но затем преобразован в АОЗТ, где государственная собственность составляла около 3%. В свое время этот технопарк сыграл существенную роль в формировании региональной рыночной инфраструктуры.
Позже, в конце 1990-х, в моду вошел другой термин — «наукоград». Поддержка государства в основном выражалась в дополнительном федеральном финансировании социальной инфраструктуры муниципальных образований, на территории которых расположены крупные научные центры. На сегодня официальный статус наукограда имеют 12 городов, но на фоне новых модных веяний (особые экономические зоны и технопарки) многие из них оказались вне зоны повышенного внимания государственных органов, а срок действия статуса наукограда сокращен с 25 до 5 лет, что ставит под сомнение возможность реализации серьезных инфраструктурных проектов.
В конце 2004 г. правительством была одобрена концепция развития ИТ-отрасли, подготовленная Мининформсвязи. В ней в числе прочих мер государственной поддержки предусматривалось создание технопарков с льготным режимом налогообложения. Однако из-за традиционных межведомственных разногласий между Мининформсвязи и Минэкономразвития утверждение необходимых документов постоянно откладывалось.
Тем временем Герман Греф активно продвигал идею создания особых экономических зон (ОЭЗ), и уже летом 2005 г. закон об ОЭЗ был подписан президентом. При этом в нем совершенно не были учтены интересы ИТ-отрасли, что разочаровало не только ИТ-сообщество, но и руководство Мининформсвязи. По мнению Леонида Реймана, этот закон «стимулирует в первую очередь территориальное развитие, а не отраслевое».
Напомним, что предусматривается создание ОЭЗ двух типов: промышленно-производственных (площадью 10 кв. км) и технико-внедренческих (3 кв. км). Каждая «зона» получает статус на 20 лет, при этом срок их существования продлению не подлежит. Для резидентов технико-внедренческих зон предусмотрена пониженная (14% вместо 26%) ставка единого социального налога (ЕСН). Кроме того, товары иностранных производителей могут быть ввезены на территорию ОЭЗ без уплаты импортных пошлин, а продукция российских производителей — беспошлинно вывезена. Предусмотрен ряд существенных льгот по уплате налогов в местные бюджеты и некоторые другие преференции.
Принцип построения ОЭЗ с нуля подразумевает, что налоговыми и таможенными льготами смогут воспользоваться только вновь создаваемые структуры или те компании, которые физически перенесут свою деятельность на территорию «зоны». По словам Олега Бяхова, директора департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи, чтобы стать резидентом ОЭЗ, еще до предоставления бизнес-плана юридическому лицу необходимо зарегистрироваться на территории данного муниципального образования и не иметь отделений и филиалов.
Параллельно с Минэкономразвития, продвигавшего идею ОЭЗ, Мининформсвязи работало над концепцией создания технопарков. Летом 2005 г. она была представлена в правительство. Общий объем финансирования оценивался в 123 млрд. руб., в том числе 20 млрд. руб. — из федерального бюджета. Однако правительство отправило этот документ на доработку.
Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» была одобрена лишь в марте прошлого года, вскоре после того, как Владимир Путин на выездном заседании президиума Госсовета жестко потребовал преодолеть межведомственные разногласия и ускорить процесс создания технопарков и инвестиционного венчурного фонда для развития высоких технологий.
Предполагается, что до 2010 г. в стране будет создано около 10 технопарков. В Мининформсвязи разработаны критерии выбора участков для пилотных технопарков. Один из основных критериев — достаточное количество высококвалифицированных специалистов с учетом возможного многократного роста потребности в них. Это предполагает наличие в регионе профильных вузов, которые обеспечивали бы постоянный приток специалистов. Второй критерий — развитая инфраструктура региона (в том числе первичная — электричество, вода, дороги и т. д.). Технопарк может располагаться не более чем в 60 км от международного аэропорта. Должна быть предусмотрена возможность организации удобного общественного транспорта и высокоскоростных телекоммуникационных каналов. Кроме того, при выборе участка земли необходимо учитывать возможное многократное расширение технопарка.
По этим критериям выбрано семь регионов, где на базе существующих университетов, научных центров и академгородков будут созданы восемь пилотных технопарков. Это Московская область (Дмитровский район и пос. Черноголовка), Санкт-Петербург, Новосибирск, Калужская и Тюменская области, Татарстан и Нижний Новгород.
Осенью прошлого года Правительство РФ одобрило меры, принимаемые Мининформсвязи по созданию технопарков. При этом Михаил Фрадков отметил, что Мининформсвязи не следует рассматривать в качестве конкурента Минэкономразвития, которое отвечает за создание ОЭЗ. «Если вы соревнуетесь с грефовскими особыми экономическими зонами, то это надо заканчивать», — подчеркнул премьер-министр.
Планируется, что формирующиеся технопарки будут предоставлять компаниям-резидентам юридические, финансовые, информационно-технологические, маркетинговые и другие услуги, которые позволят им снизить текущие расходы и сконцентрироваться на основной деятельности.
На финансирование этих проектов из федерального и регионального бюджетов в 2007 г. планируется потратить более 3,7 млрд. руб. По сути, эти деньги будут направлены на подготовительные мероприятия. В первую очередь — на архитектурные проекты, разработку проектно-сметной документации и подготовку необходимой базовой инфраструктуры. Предполагается, что офисные и производственные помещения, а также магазины, рестораны, фитнес-центры и т. п. будут строиться за счет привлечения средств частных инвесторов.
Бюджетное финансирование проектных работ и развития базовой инфраструктуры двух технопарков в Московской области в 2007 г. составит 170 млн. руб. (всего в течение ближайших лет на эти подмосковные технопарки из федерального и регионального бюджетов будет потрачено 6 млрд. руб.). На создание технопарка в Санкт-Петербурге в этом году будет выделено 420 млн. руб. (общая сумма бюджетных инвестиций составит 3,4 млрд. руб.), новосибирскому технопарку достанется 680 млн. руб. (4,4 млрд. руб.), нижегородскому — 650 млн. руб. (3,1 млрд. руб.). На развитие технопарка в Казани в 2007 г. будет выделено 420 млн. руб. (всего — 2,9 млрд. руб.), в Обнинске (Калужская область) — 800 млн. руб. (3,5 млрд. руб.), в Тюменской области — 600 млн. руб. (3 млрд. руб.).
Не исключено, что этот список может быть дополнен. Так, официальный статус и поддержку со стороны федеральных властей стремится получить технопарк в подмосковном наукограде Троицке. По словам Алексея Гостомельского, руководителя проекта «Троицкий технопарк», принять участие в его создании выразили желание такие ИТ-компании, как Sun Microsystems, R-Style, «Крок», НКК, «РБК-Софт», «АйТи», «Борлас». Свой технопарк создается и в Петергофе, также получившим в 2005 г. официальный статус наукограда. По мнению проректора по научной работе СПбГУ Владимира Трояна, к 2010 г. в этом технопарке будут работать около 2,5 тыс. программистов.
Амбициозные планы и у московских властей. Но при этом, похоже, они не особо рассчитывают на финансовую поддержку из федерального бюджета. В конце прошлого года мэр столицы Юрий Лужков принял участие в торжественной церемонии закладки памятной капсулы в фундамент первой очереди московского технопарка Nagatino i-land. Этот объект строится в рамках «Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004—2010 гг.». Его застройщиком и инвестором является ОАО «Московский бизнес-инкубатор» (25% акций принадлежат АМО «ЗИЛ», остальные — неназванному иностранному инвестору). Утверждается, что Nagatino i-land станет крупнейшим технопарком в Европе. Общая площадь 35 зданий составит более 900 тыс. кв. м, а суммарный объем инвестиций может превысить 1 млрд. долл. Строительство этого объекта будет вестись в пять очередей, его окончание запланировано на 2010 г. Ввод в эксплуатацию первой очереди (комплекс из восьми зданий) намечен на конец 2008 г. Планируется, что значительно изменится существующая транспортная инфраструктура этого района — предполагается строительство новой станции метро (рабочее название «Технопарк»), трассы-дублера Варшавского шоссе от Третьего кольца до МКАД и т. д.
«За счет универсальной инфраструктуры Nagatino i-land станет стартовой площадкой для самых перспективных представителей малого и среднего бизнеса, подобно «Силиконовой долине» в США», — утверждает Андрей Астахов, генеральный директор ОАО «Московский бизнес-инкубатор». Тем не менее, по всей видимости, технопарком этот проект можно назвать лишь с натяжкой. Об этом косвенно свидетельствует и фраза из официального пресс-релиза: «Предполагается, что после завершения строительства к 2011 г. Nagatino i-land займет не менее 7% площадей офисно-делового назначения класса «В» и станет одним из ведущих игроков рынка офисной недвижимости».
В январе этого года Юрий Лужков подписал распоряжение о выделении земли для строительства еще одного технопарка на востоке Москвы. Планируется, что он будет специализироваться на разработке ИТ-продуктов и производстве компонентов электроники. Рядом с ним построят спортивный комплекс, гостиницы, природно-исторический парк «Коссинский». Соинвесторами этого проекта предлагается стать предприятиям СМБ, каждое из которых получит свою долю собственности. К сентябрю 2007 г. НИиПИ Генплана должен разработать проект этого технопарка.
В свое время Санкт-Петербург имел все шансы обогнать столицу по масштабам технопарка, который мог быть построен на его территории. Можно вспомнить, что с 2003 г. лауреат Нобелевской премии вице-президент РАН Жорес Алферов активно продвигал проект создания технопарка «Всемирный диалог» — современного научного центра, специализирующегося на микроэлектронике. С предложением о его строительстве к академику обратились немецкие бизнесмены, поставив лишь одно условие: правительство России должно профинансировать 15% общей стоимости проекта, которая оценивалась в громадную сумму — 1,5 млрд. евро. Технопарк планировалось организовать как акционерное общество с участием федеральных и городских структур, а также Санкт-Петербургского центра РАН. Даже несмотря на то, что Владимир Путин пообещал всяческую поддержку, дело не двигалось с мертвой точки. Год назад Алферов заявил, что крупнейший в России технопарк не будет построен из-за бюрократических проволочек.
Тем не менее северная столица, конечно же, не осталась без внимания федеральных властей. В Санкт-Петербурге будет организована как ОЭЗ, курируемая Минэкономразвития, так и технопарк, в создании которого активное участие принимает Мининформсвязи.
О начале строительства технопарка на базе Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича (СПбГУТ) было объявлено еще весной прошлого года, всего через месяц после принятия государственной программы по созданию технопарков. Соглашение о его строительстве подписали правительство города и Мининформсвязи.
«Петербург исторически является научным, интеллектуальным центром, здесь живет и работает много программистов. Проект позволит раскрыть не до конца использованный потенциал города в этой сфере», — так министр информационных технологий и связи Леонид Рейман обосновал выбор места для строительства первого в России «официального» технопарка. Можно также вспомнить, что министр — выпускник СПбГУТ.
Технопарк будет создаваться на территории около 45 га, закрепленной за СПбГУ в районе станции метро «Улица Дыбенко». Здесь планируется построить здания и сооружения общей площадью 500 тыс. м2 недвижимости — офисные помещения, научно-исследовательский центр, помещения опытного производства, конференц-залы и т. п. Предполагается, что в технопарке будут работать около 5 тыс. специалистов, для которых возведут жилые помещения, гаражи, школу, детский сад, торговый комплекс, спортивные сооружения и другие социальные объекты. Строительство должно быть завершено в 2010 г.
Несмотря на то что о начале строительства объявили почти год назад, в действительности оно еще не началось. Лишь в октябре прошлого года по результатам проводившегося конкурса был определен разработчик архитектурного решения.
В мае прошлого года СПбГУТ и финская компания Technopolis (специализируется на создании и развитии технопарков) подписали протокол о намерениях. Предполагалось, что Technopolis займется управлением коммерческой недвижимостью и привлечением арендаторов. Но поскольку финская фирма не получили статуса управляющей компании, переговоры с Мининформсязи продолжаются.
Подобный меморандум о сотрудничестве Technopolis и администрация города подписали еще в конце 2005 г. — речь шла о строительстве технопарка в ОЭЗ «Нойдорф». В этот проект компания собиралась инвестировать 200 млн. евро. Но и в этом случае дело застопорилось. По словам представителей Technopolis, проработанный проект инвестиционного соглашения, подготовленный финской компанией с учетом замечаний и пожеланий чиновников, давно направлены в Агентство по ОЭЗ, но оно в июне прошлого года приостановило контакты с финской стороной. В сентябре отправили в отставку руководителя этого Агентства, а его преемник был назначен лишь спустя три месяца. Переговоры о возможном участии Technopolis в ОЭЗ «Нойдорф» возобновились только в конце прошлого года.
«В России насчитывается, наверное, более тысячи специалистов по технопаркам и нет ни одного настоящего технопарка. В Финляндии всего 5 таких специалистов и 21 технопарк (10 из них принадлежат нам)», — так охарактеризовал ситуацию генеральный директор компании Technopolis SPb (дочерней фирмы Technopolis) Питер Коучмэн, выступая на конференции «Инвестиционный потенциал рынка высоких технологий в России». Проекты российских властей по созданию технопарков он сравнил с усилиями «лебедя» (университеты, всегда отличавшиеся «свободным полетом мысли»), «рака» (государство, «шаг вперед — два назад») и «щуки» (бизнес).
В 2005 г. совет директоров компании Technopolis принял стратегическое решение о развитии бизнеса в России. Начать работать в этом направлении было решено с Санкт-Петербурга — в планах компании открытие здесь от трех до пяти технопарков. Стоит отметить, что население северной столицы по численности сопоставимо с населением Финляндии.
Столкнувшись с бюрократическими проволочками в государственных проектах по созданию ОЭЗ и технопарков, но полностью не отказавшись от участия в них, в октябре прошлого года Technopolis объявила о планах по строительству в Санкт-Петербурге «собственного» технопарка. Недалеко от аэропорта Пулково компания приобрела участок земли площадью 4,6 га. На нем планируется построить офисные помещения площадью 80 тыс. кв. м. Начало строительства первой очереди технопарка (от 10 до 20 тыс. кв. м) намечено на осень этого года, а ее сдача — на 2008 г. Инвестиции в строительство первой очереди составят 20 млн. евро, общие инвестиции — 100 млн. евро. «Об участии государства в данном случае речи не идет, поэтому мы считаем, что уложимся в запланированные сроки», — уверен Питер Коучмэн.
Не исключено, что «частные» и «региональные» технопарки могут оказаться успешнее проектов, для которых предусмотрена государственная поддержка. До конца не проработан правовой статус «официальных» технопарков, вопросы разграничения полномочий и прав между государственными органами, управляющей компанией и резидентами. Нет реальных бизнес-планов, неизвестна даже стоимость строительства, не говоря уже о сроке окупаемости инвестиций.
Похоже, нет полной ясности относительно того, как заинтересовать возможных инвесторов и потенциальных резидентов. Последние, в отличие от своих коллег в ОЭЗ, не могут рассчитывать на льготный режим налогообложения. Единственное, что может их заинтересовать, — стоимость арендной платы, которая по идее должна быть ниже рыночной. Но и об этом говорить пока рано.
«Я не хотел бы сейчас называть компании, отношения с ними разные. Например, Hewlett-Packard продает в России оборудования более чем на миллиард долларов. Если ты продаешь на такую сумму, то что-нибудь вложи и в развитие страны. Такие же вопросы есть у нас и к Intel. Полагаю, что скоро появятся такие же вопросы и к некоторым китайским компаниям», — так ответил заместитель министра информационных технологий и связи Дмитрий Милованцев в одном из интервью на вопрос о потенциальных инвесторах питерского технопарка.
Естественно, такой «политический» подход их не устраивает. «Необходимо понимать, что в серьезном бизнесе не принято «рассуждать» на тему желаемых сумм инвестиций до тех пор, пока инвестору не направлена оферта относительно коммерческой стороны проекта, в том числе структуры и стоимости сделки, роли органов власти, предлагаемой ответственности сторон, создания инфраструктуры, сроках реализации проекта и т. д.», — считает Евгений Закаблуковский, директор представительства Intel по связям с общественностью и региональными органами власти.
Похоже, что в технопарках, не подпадающих под государственную программу, подобные вопросы решаются легче. Так, корпорация Intel взяла в аренду один из корпусов технопарка в поселке Сатис (Нижегородская область), первая очередь которого была открыта в октябре прошлого года. Основным инвестором этого проекта является московская АФК «Система», которая приобрела контрольный пакет акций в управляющей компании «Центр трансфера технологий “Система Саров”». Другими соучредителями выступили расположенный в Сарове Российский федеральный ядерный центр, а также городская администрация, правительство Нижегородской области и Минатом.
Технопарк в Сатисе — не единственный подобный проект АФК «Система». Она также принимает участие в строительстве технопарка в Дубне. Кроме того, АФК «Система» планирует построить технопарк на территории московского Научно-исследовательского института дальней радиосвязи (НИИДАР). Стоимость этого проекта оценивается более чем в 1 млрд. долл.
Многие НИИ до сих пор переживают не лучшие времена. И, по мнению некоторых участников ИТ-рынка, было бы целесообразно создавать технопарки не вдали от больших городов, а на базе подобных институтов. В некоторых из них до сих пор можно найти пустующие помещения, а другие сдаются в аренду фирмам, торгующим мебелью, запчастями для автомобилей и т. п.
Руководство многих НИИ в силу объективных и субъективных причин не может самостоятельно решить эту проблему. Но есть и исключения. По мнению директора московского Института точной механики и вычислительной техники (ИТМиВТ) Сергея Калина, академические и отраслевые институты вполне способны стать ключевым звеном инновационной системы. В ИТМиВТ был создан инновационный центр, который, по сути, выполняет функции бизнес-инкубатора, создавая условия для роста новых компаний. Основные направления его работы — экспертная оценка рыночных перспектив новых идей и проектов, разработка бизнес-планов, привлечение инвестиций, патентование и юридические услуги, маркетинг и продвижение новых товаров. Сложно сказать, насколько повлиял этот инновационный центр на результаты работы ИТМиВТ, но динамика роста показателей впечатляет. По словам Сергея Калина, если в 2004 г. оборот института составлял 84 млн. руб., а средняя зарплата — 7,5 тыс. руб., то в прошлом году оборот увеличился до 394,8 млн. руб., а средняя зарплата выросла до 23 тыс. руб.
Технопарки, поддержка которых предусмотрена государственной программой, также создаются на базе действующих научных центров и университетов. То, насколько успешной окажется эта инициатива, во многом будет зависеть от быстрого разрешения множества проблем, связанных с традиционными бюрократическими препонами, несовершенством нормативно-правовых документов, межведомственными разногласиями и слабой координацией действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти.
Предварительную оценку эффективности реализации программы можно будет дать уже в конце следующего года по ключевым показателям, принятым Мининформсвязи. По его прогнозам, в 2008 г. численность рабочих мест в технопарках достигнет 19 тыс., стоимость продукции, произведенной компаниями-резидентами, — 20 млрд. руб., а средняя годовая выручка на одного сотрудника — 1,05 млн. руб. В 2011 г., по расчетам разработчиков программы, численность рабочих мест составит 75 тыс., стоимость произведенной продукции — 117,5 млрд. руб., а средняя годовая выручка на одного сотрудника — 1,6 млн. руб.