Мы поначалу сомневались, в какой раздел нашего издания поместить эту статью: в «Бизнес-практикум» или «Люди и фирмы» (рубрика «Не только бизнес»). С одной стороны, этот материал действительно «не только о бизнесе», а о хобби и традициях: ведь в нем идет речь об увлечении, причем не одного конкретного человека, а компании, а еще точнее — целого регионального рынка. Но с другой стороны, это еще и рассказ о нетривиальном и эффективном маркетинге. Поэтому после обсуждения мы решили, что такой материал будет неплохим бизнес-практикумом. На сей раз с читателями CRN/RE своим опытом делится самарская компания «КОСС Плюс».
Знатоки преферанса не дадут соврать: во время игры они оперируют разнообразными географическими названиями. Если игрок собирается играть «шесть пик», вспоминают про «Сталинград». Когда решают, по какой системе «расписывать пульку», — про «Ленинград». А если вдруг кто-то неудачно «прикупил двух тузов на мизере» — про южный город Сочи, считавшийся в прошлом веке преферанс-столицей России. Но, судя по всему, скоро в присказку про прикуп придется вносить заметные географические коррективы, так как вполне вероятно, что центр российского преферанса переместится в Самару. По крайней мере, город на Волге уже стал местом паломничества для любителей этой игры, работающих на ИТ-рынке.
В последние выходные дни зимы в Самаре прошел межрегиональный преферанс-турнир «поПУЛЯрные технологии» среди ИТ-специалистов. Поскольку это было уже третье подобное мероприятие, его вполне можно назвать традиционным. Как и раньше, организатором стала самарская компания «КОСС Плюс».
Кажется, что же здесь такого: в свободное от работы время люди собрались перекинуться в карты. Мало ли тех, кто предпочитает подобное времяпрепровождение. В том-то и дело, что, как оказалось, любителей преферанса в ИТ-среде очень много. В этом году в турнире решили принять участие ИТ-специалисты из Самары, Новокуйбышевска, Тольятти, Саратова, Уфы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Челябинска, Гагры.
«С каждым годом у нас появляются все новые и новые участники, — рассказывает Дамир Гибадуллин, директор по развитию и маркетингу компании «КОСС Плюс». — В 2005 г. на наше приглашение откликнулось 110 человек, в прошлом — 150. На этот раз их было уже 220».
По оценкам организаторов, «структура» игроков следующая: 5% — региональные представители дистрибьюторов, «квартирующие» в Самаре, столько же — представители местных ИТ-компаний (коллеги и конкуренты «КОСС Плюс») и еще 5% — журналисты из местных СМИ. Но подавляющее большинство участников турнира (85%) — представители конечных заказчиков. В эту группу попадают ИТ-специалисты разного уровня: от сисадминов до руководителей ИТ-подразделений и генеральных директоров. Интересно, что изначально именно для последних двух категорий и организовывался данный турнир.
«Мне давно хотелось раздвинуть рамки привычного маркетинга в ИТ, — рассказывает Дамир. — В то время когда задумывался турнир, перед нашей компанией стояла задача быстро завоевать популярность у потенциальных заказчиков. И решение нашлось, как только я смог ответить себе на один, но очень важный вопрос: кто наш потенциальный покупатель? Так сложилось исторически, что в 90% случаев мы работаем с мужчинами в возрасте от 30 до 60 лет. Представители именно этой возрастной группы занимают в компаниях посты, на которых принимаются решения о закупках ИТ-оборудования. А если ему за 30, значит, он учился в советском техническом вузе. А чем увлекались в то время студенты? Конечно же, преферансом! Вот и выходит (если учитывать и специфику отечественного ИТ-образования, и характерные особенности специалистов, занятых в ИТ-сфере), что преферанс — это наиболее популярная игра в обществе людей, искренне преданных булевой алгебре».
Стоит отметить, что сам Дамир свое первое образование по профессии «инженер-системотехник» также получал в советские времена. А значит, на собственном опыте (как и многие участники турнира) знает, что такое ночи напролет просиживать за столом с картами, колдуя над раскладами, а потом отсыпаться на лекциях.
«Мы с нашими участниками мыслим общими понятиями! — говорит он. — И в бизнесе говорим с ними на одном языке».
Такой ход мыслей и привел представителей компании «КОСС Плюс» к идее проведения турнира среди ИТ-специалистов. И название ему дали «поПУЛЯрные технологии» — эдакий симбиоз терминов из преферанса и ИТ.
Идею турнира сформулировать довольно сложно, а вот дух мероприятия можно описать несколькими словами: азарт и расчет, взлет и падение, крепкое мужское рукопожатие и густой смог над столами... и все это под флагом ИТ. Конечно, немаловажную роль в проведении турнира играют спонсоры. Куда же без них? Общий призовой фонд мероприятия составил 50 тыс. руб. В этом году его поддержали Fujitsu Siemens Computers, NEC Display Solutions и Microsoft. В перерывах между турами участникам рассказывали о новейших достижениях в цифровой индустрии, можно было обсудить насущные проблемы, задать вопросы производителям, осмотреть довольно внушительную выставку продуктов компаний-спонсоров.
Однако, как понимают и организаторы соревнования, и вендоры, взлета продаж после турнира ждать не приходится, участие в нем скорее позволяет увеличить узнаваемость бренда.
Но главное — и участники, и организаторы в первую очередь получают наслаждение от общения с единомышленниками, а «КОСС Плюс» еще и заметную коммерческую выгоду. «После каждого турнира база потенциальных заказчиков увеличивается на 80–100 специалистов, — объясняет Дамир Гибадуллин. — Ведь для того, чтобы зарегистрироваться и стать участником, необходимо заполнить определенную форму, в которую входят данные о компании, занимаемой должности, контактные координаты. А значит, я сразу же получаю информацию, кто проявил интерес к «поПУЛЯрным технологиям», и как я могу с ним связаться. Этих данных более чем достаточно для первого контакта с человеком, в том числе и для обсуждения возможного сотрудничества».
Заказчика сначала необходимо «правильно выгулять», чтобы потом иметь возможность продать ему пару-тройку серверов — истина не новая. Еще в русских народных сказках говорилось: сначала надо добра молодца напоить-накормить, в баньке попарить, а уж потом вопросы всякие задавать. Но у каждого свое понятие о том, что такое «правильно». Большинство решает эту задачу по старинке: собирают своих самых любимых клиентов и вывозят куда-нибудь подальше на «боулинг-рыбалку» со стандартной программой и вытекающими из нее последствиями. В Самаре же решили пойти другим путем, расширить границы работы с корпоративными клиентами. В результате потенциальные заказчики сами приходят к «КОСС Плюс». «А кроме того, ни рыбалка, ни боулинг не обеспечат мне общения именно с думающей ИТ-публикой, — объясняет Дамир. — Ведь грамотно выстроить линию обороны, наметить векторы атаки в игре может далеко не каждый. А в нашем соревновании это умение необходимо подтверждать в течение четырех полуторачасовых туров».
По его мнению, работать с такими заказчиками — одно удовольствие. Ведь новые покупатели получают положительные эмоции от турнира, а потом переносят этот настрой в бизнес и заключают новые договоры.
Для тех, кто играет в шахматы
Преферанс — карточная игра, относящаяся к разряду коммерческих, в которых (в противоположность играм азартным) выигрыш и проигрыш в большей степени зависят от умения игрока, чем от слепого случая. Преферанс появился в России в первой половине XIX в., он сложился из основных элементов различных старинных игр, распространенных в Европе. Свое наименование игра получила от французского слова preference, что означает «предпочтение», «преимущество». В предшествующих преферансу коммерческих играх (вист, ломбер, медиатер), популярных в России, «преферансами» называлась старшая масть, которой отдавалось предпочтение.
За долгую историю игры этика преферанса претерпела многочисленные изменения. Единых правил игры не существует. Практически все современные руководства по преферансу — это компиляции из книг М. Шевляковского, В. Бахирева, Ф. Полтавцева, Г. Кохлеариуса и других лучших пособий по карточным играм прошлого века.