Многолетние наблюдения позволяют утверждать, что во все кризисные периоды рынок сетевого оборудования выглядел на фоне других гораздо благополучнее. Вот и сейчас, когда пандемия основательно подкосила многие бизнесы, поставки сетевых решений показали пусть и небольшую, но все же положительную динамику. Секрет лежит на поверхности: мы можем во многом себе отказать, пойти на определенные ограничения, но коммуникации... это почти такой же базовый компонент нормальной жизни, как пища и кров.
«Пандемия изменила наш мир навсегда, а представления о том, какими могут быть онлайн-покупки, удаленная работа и образование, уже никогда не будут прежними. Чтобы жизнь вернулась в нормальное русло, производство заработало в полную силу, мы должны установить критерии „новой нормальности“ и определить тенденции, исходя из новых условий, — заявил Сяо Хайцзюнь, генеральный директор Huawei Enterprise в регионе Евразия. — Сегодня основой „новой нормальности“ во всем мире становятся цифровые технологии, которые обеспечивают комфортную жизнь и эффективность работы, способствуют появлению новых умных сервисов в различных отраслях, и в первую очередь в медицине и образовании».
Чак Роббинс, глава Cisco и председатель совета директоров компании, выступая на форуме Cisco Live, сказал: «Мы все неожиданно оказались перед лицом экстраординарных вызовов. Буквально за пару месяцев представления о рынке и бизнесе кардинальным образом изменились. Сегодня первоочередная задача для компании и канала сбыта — создать надежную технологическую инфраструктуру, чтобы подготовиться к любым неожиданностям. Как показала пандемия COVID-19, никто не знает, что нас может ожидать в будущем».
«До 2020 г. рынок развивался достаточно плавно и предсказуемо, — прокомментировал ситуацию Роман Моисеев, генеральный менеджер RRC Россия. — Прошлый год существенно ускорил развитие отрасли. Изменилось само отношение к информационным технологиям, в том числе, и в государственных структурах».
Как отметил Сергей Васюк, руководитель отдела корпоративных продаж компании
«Ушедший год стал не самым простым, но, безусловно, интересным — новая реальность, новые задачи, новые вызовы, — сказала Екатерина Пряникова, руководитель департамента сетевых решений компании Aruba HPE в России. — Наши главные приоритеты были связаны, в первую очередь, с обеспечением непрерывности бизнес-процессов. Безопасные, отказоустойчивые и высокопроизвоительные сетевые решения „здесь и сейчас“ — вот что нужно было рынку».
По словам представителей компании Tenda, существенное влияние на бизнес, помимо коронавируса, оказал еще и затянувшийся Brexit. Прогнозы на 2020 г. были неутешительными, но, вопреки ожиданиям, сегмент показал рост как в России, так и в регионе EMEA, где ситуация чуть хуже, негативных факторов больше.
Дмитрий Танюхин, руководитель канала продаж Zyxel Networks в России и СНГ, считает, что 2020 г. оказался очень необычным и для кого-то даже трагичным: «Сначала все испугались, что из-за пандемии предприятия будут вынуждены прекратить работу, и это приведет к обвалу мировой экономики. Но уже во
«Бизнес вырос. И вместе с этим изменился, — считает Роман Моисеев. — Он стал менее предсказуемым, но в тоже время более динамичным по сравнению с тем, каким он был год или два назад. Пандемия принесла свои плоды в виде роста спроса на ИТ-инфраструктуру, информационную безопасность, сети и облачные решения».
Станислав Соменков, Директор департамента сетевых решений в RRC:
Думаю, ни для кого не будет открытием, что 2020 год для всей ИТ-отрасли стал переломным: после ввода «ковидных» ограничений в марте никто не знал, к чему это в конечном итоге приведет.
Опасения, увы, подтвердились, поскольку определенные сегменты рынка действительно просели. Однако многие заказчики получили возможность сделать шаг вперед для «оцифровывания» своей инфраструктуры и обеспечить сотрудникам доступный способ организации рабочего пространства за счет оборудования ВКС от Cisco, а также защитить его благодаря решениям информационной безопасности от того же производителя. Спрос на эти решения не спадает и по сей день, а продукты серии Webex в очередной раз зарекомендовали себя как одни из лучших в своем сегменте.
Дистрибьютору с каждым годом становится всё сложней находить уникальные услуги, которые помогли бы партнерам выбрать наиболее правильное решение для своих заказчиков. Именно для реализации этой задачи мы создали в московском и питерском офисах компании демо-лаборатории, в которых постарались представить самые современные решения, удовлетворяющие разным потребностям рынка. Это и программно-определяемая архитектура, построенная на основе DNA-Центра, и гиперконвергентное решение от Cisco, и оборудование для видеоконференцсвязи с флагманом продаж Cisco DeskPro, и продукты сегмента Small Business для предприятий малого и среднего бизнеса, Wi-Fi 6 и другие.
Все это оборудование доступно для отработки различных сценариев в полевых условиях как для наших партнеров, так и для их заказчиков. Достаточно лишь оставить заявку на демонстрацию и выбрать удобный день для визита к нам в лабораторию.
Также хотелось бы отметить, что новый виток развития получили и продажи сервисных контрактов от Cisco. Когда у заказчиков не хватает средств для обновления своей инфраструктуры, но есть желание получить быстрый и профессиональный сервис от лидера отрасли, идеальным решением является приобретение сервисного контракта. Спокойствие и уверенность за стабильность работы сети можно купить за весьма приемлемые деньги.
Все это только часть той усердной работы, которую команда RRC смогла проделать в непростом 2020 году. За наши старания вендор Cisco признал RRC Дистрибьютором года.
На правах рекламы.
2020: тренды и особенности
Драматизм событий прошлого года обусловлен тем, что с глобальной пандемией и последовавшими вскоре локдаунами мир столкнулся впервые. По-разному реагировали игроки рынка, по-разному складывалась ситуация в различных сегментах. Так, в компании Tenda утверждают, что быстроменяющаяся обстановка подействовала как холодный душ. До 2020 г. инвестиции в развитие ИТ носили скорее плавно-плановый характер, обновлять ИТ-инфраструктуру компании собирались постепенно.
«Из-за адаптации бизнеса к условиям пандемии в прошлом году часть запланированных проектов пришлось временно заморозить. Например, проекты по модернизации сетевой инфраструктуры в студенческих общежитиях и кампусах были приостановлены, когда студентов отправили на дистанционное обучение. Но по мере возвращения к очному формату ситуация стала меняться, — сказала Екатерина Пряникова. — Также вырос спрос на оборудование от медицинских лабораторий, которые из-за повышенной активности начали испытывать необходимость в более качественной беспроводной связи».
Антон Артамонов, заместитель директора сетевого департамента OCS Distribution по развитию СМБ и новых направлений, отметил, что в нашей стране рынок сетевого оборудования развивался очень по-разному. Наиболее разноплановыми были тренды в сегментах SOHO, СМБ, у заказчиков корпоративного уровня, в государственных организациях, и у провайдеров. Наибольший рост продаж пришелся на сегмент SOHO. Сюда относятся, в том числе, домашние роутеры. Являясь дистрибьютором трех основных вендоров в этом сегменте (TP-Link, Keenetic, Asus), дистрибьютор видел огромный всплеск продаж с начала карантина, а по итогам года рост составил более 30%. При этом в других сегментах сетевого рынка все было не так радужно. Так, в СМБ продажи упали кратно во
По словам Надежды Пчелинцевой, директора департамента «Сети и телекоммуникации» компании «Марвел-Дистрибуция», в прошлом году быстро рос сегмент видеоконференцсвязи. Причем, если в 2019 г. наибольший интерес вызывали так называемые переговорные комнаты huddle room, объединяющие видеопанели, кодеки ВКС, акустику, подвесные микрофоны, системы работы с презентациями, системы управления и пр., то в 2020 г. акцент по понятным причинам сместился на индивидуальные решения. Кроме того, возник новый сегмент рынка: чисто корпоративные и консьюмерские решения не вполне отвечали задачам работы на удаленке, поэтому появился так называемый просьюмерский сегмент. К нему стали относить устройства простые и удобные в подключении, но обладающие достаточно большим набором функций и высокими техническими характеристиками для профессионального использования.
Роман Моисеев считает, что объем рынка сетевого оборудования вырос: «По нашим оценкам от 20 до 30%, по крайне мере, у нас. Отмечаем особый рост на решения в области кибербезопасности, средств удаленного доступа, аудиовидеоконференцсвязи, VoIP оборудования». Он добавил, что пандемия дала толчок к ускорению цифровой трансформации, и поэтому позиции RRC в данной области только усилились. Сегмент рынка растет небывалыми темпами.
Надежда Пчелинцева добавила, что многие вендоры до пандемии имели какие-то базовые решения для организации удаленной работы. В течение первых месяцев 2020 г., взяв их за основу и используя различные предшествующие наработки, производители довольно быстро начали выводить на рынок более универсальные и полнофункциональные продукты. Что касается «тяжелых» сетевых решений, то фокус сместился с офисных сетей в сторону распределенных, чтобы организовать удаленную работу большого числа сотрудников. Таким образом, инфраструктурные решения стали заметным драйвером этого рынка. Решения для информационной безопасности продолжили свой рост, опять же по причине перехода на дистанционный, а затем гибридный режим работы многих компаний. Обеспечение защищенного удаленного доступа стало одним из самых острых вопросов для заказчиков. Еще одним фактором влияния на этот сектор стало активное развитие государственных федеральных и региональных сервисов.
Надо отметить, что в прошлом году компания Cisco особо пристальное внимание уделяла именно вопросам ИБ. Переход на удаленную работу подразумевал, что сотрудники должны иметь возможность безопасно работать из дома и при этом иметь доступ ко всем необходимым корпоративным ресурсам. В прошлом году в России в 24% компаний доля удаленных сотрудников составляла от 76 до 100%. В 31% предприятий из дома работали от 51 до 75% специалистов. В 27% организаций удаленный формат взаимодействия использовали
Одна из главных трудностей в обеспечении ИБ — отсутствие целостного и системного подхода к построению систем безопасности, недостаточно полный мониторинг событий, запоздалое реагирование на инциденты. Это справедливо в отношении России как, так и практически всех стран мира. Вместе с тем, специалисты Cisco отмечают, что в нашей стране ситуация в целом более благополучна. По девяти критериям ИБ из одиннадцати показатели России выше, чем среднемировые. Также следует отметить, что средние годовые расходы на защиту данных в российских организациях составили порядка 1,4 млн долл. А преимущества, которые компании получили вследствие усиления мер защиты данных, оцениваются в 2,1 млн долл. в год.
По мнению Алексея Шавалдина, директора департамента проектного инжиниринга и реализации, OCS Distribution, крупные производители сетевого оборудования все активнее переходят на подписочную модель продажи и сервисного обеспечения. Вендоры становятся более клиентоориентированными, стремятся адаптироваться к потребностям заказчиков. Но есть и сложности, связанные с тем, что западные производители, с одной стороны, хотят максимально расширить свое присутствие на российском рынке продуктов и решений, управляемых из облака, а с другой — встречаются с негативной реакцией клиентов, заботящихся о вопросах информационной безопасности, если речь идет о работе с компаниями, находящимися за пределами российской юрисдикции.
Вячеслав Бессмертный, ведущий специалист по технической подготовке отдела телекоммуникаций компании Landata, отмечает 3 направления, «которые буквально выстрелили» в 2020 г. Первое — это, конечно, средства групповой работы, поскольку большинство компаний отправили своих сотрудников на удаленку, а некоторые в итоге вообще отказались от аренды офисных помещений, полностью перейдя в формат виртуального офиса. Такие средства групповой работы как Zoom и им подобные стали практически основой подобного формата офисной деятельности. При этом рост популярности подобных приложений, использующих зачастую закрытые проприетарные протоколы, стал своеобразным вызовом для традиционных систем унифицированных коммуникаций, основанных, как правило, на открытых общепринятых стандартах. С одной стороны, эти средства групповой работы составили конкуренцию традиционным системам UC&C благодаря своей дешевизне, а зачастую и условной бесплатности. С другой стороны, видя лавинообразную популярность Zoom и прочих, заказчики желают иметь возможность интеграции с ними своих классических UC&C систем. В любом случае, производители UC&C систем были вынуждены в той или иной мере реагировать на эти вызовы и обеспечивать или пытаться обеспечивать ожидаемую интеграцию.
Второе направление — это программно-аппаратные средства обеспечения удаленной работы. Ускоренное развертывание
Наконец, третье направление, которое получило значимый толчок в своем развитии — это системы видеонаблюдения с датчиками дистанционного измерения температуры тела человека и их интеграции с системами контроля доступа. Спрос на подобные системы появился в первые же месяцы пандемии, и если раньше они считались экзотикой, то сейчас заняли привычное место рядом с турникетами и рамками металлоискателей на входах в самые различные организации, предприятия и общественные места.
Достижения и результаты
При всей трудности, противоречивости и турбулентности 2020 г. участники данного обзора считают его вполне успешным и заявляют о росте бизнеса. «Благодаря нашей глобальной стратегии, компании удалось не только быстро адаптироваться к новым реалиям, но и вырасти по ряду направлений, обеспечить положительную динамику, в том числе, в России, — сказала Екатерина Пряникова. — Глобальная выручка Aruba за 2020 г. выросла на 11% по сравнению с предыдущим годом. В России, по данным независимых аналитиков, например, в
«Год был неспокойный, — подчеркнул Роман Моисеев. — Тем не менее, наши результаты выросли на
Сяо Хайцзюнь сообщил, что в 2020 г. клиентская база компании увеличилась на 23% и достигла 1300 фирм, на 13% выросло количество заказов, совместно с российскими партнерами реализовано более 4 тыс. проектов.
По словам Сергея Васюка,
«2020 год был успешным для рынка сетевого оборудования, за исключением сегмента СМБ. Крупные производители в целом укрепили свои позиции и продолжают формировать тренды рынка. Спрос в корпоративном сегменте в значительной степени обязан заказчикам из финансового рынка, где традиционно сильные позиции занимает продукция Cisco, — прокомментировал итоги Антон Артамонов. — В 2020 г. вендор активно занимался продвижением модели „подписок“ на свое оборудование, что может сформировать общий тренд на рынке. Также, очевидно, растет спрос на решения для совместной работы, включая Cisco Webex».
По словам Дмитрия Танюхина, несмотря на проблемы, обусловленные пандемией, объем продаж Zyxel Networks в России и СНГ в розничном сегменте увеличился в 2020 г. на 19% в долларовом исчислении, а в рублях примерно на